Russian Belarusian

Государственное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района»

Центральная районная библиотека

Отдел библиотечного маркетинга

 

 

 

Забелло. Из истории графского рода

Информационно-краеведческий материал

 

Род Забелло (герб "Топор") был одним из самых знатных в Великом княжестве Литовском. Представители рода Забелло происходили из польского рода Топорчиков и рода Збылутув. В ХIV-XV веках этот род поселился в Великом княжестве Литовском.

 

Родословная графского рода Забелло

Исторические документы сохранили сведения о боярине Татвойше, который еще во второй половине ХУ века получил от великого князя Казимира земли в Мядешках, что на Ковенщине. Внука этого Татвойши звали Забелла, от него и пошел весь забелловский род.

Графский титул род Забелло получил в ХVII веке. В издании 1884 года польский историк приводит выдержку из "Гродской книги", посвященной присвоению в 1683 году роду Забелло графского титула.

Запись гласит: "Постановлено Михаила Топорчика из Збилутув Забелло, сына Соломона, генерал-майора войск ВКЛ, по повелению короля Яна III Собесского и по привилегии императора Священной Римской империи Леопольда I присваивается тому титул графский. После победы под Веной, Богом нам данной, прислал нам, королю Яну III Собесскому, письмо его императорское Величество Леопольд I вместе в привилеем, за мужество в битве той, дарованным для Забелло. Дано в лагере под Парканами 10 октября 1683 года"

Речь идет о событиях войны с Турцией, когда Забелло отличились героизмом и мужеством, за что и удостоились столь высокой благодарности.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный еще в 1894 году, указывает на 4 ветви литовского дворянского рода Забелло, представители которого были внесены в родословные книги Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерний. Брокгауз и Эфрон отмечали, что одна из забелловских ветвей с 17 века «имела почти непрерывное представительство в польском Сенате».

История помнит наиболее ярких представителей этого рода: каштеляна (комендант замка, одновременно администратор владений великого князя, помощник воеводы) мстиславского Яна (? - 1761г.); генерала-поручика войск ВКЛ, ковенского предводителя дворянства, великого ловчего ВКЛ (придворная должность распорядителя княжеской охоты) Антония (? - 1776г); его сына, великого ловчего ВКЛ, гетмана польского ВКЛ (наместник великого коронованного гетмана), который возглавлял армию в Польше и Литве в 16-18 вв.), предводителя Торговицкой конфедерации (союз магнатов из шляхты Речи Посполитой, которые выступали против решения Четырехлетнего сейма 1788-1792гг. и Конституции 3 мая 1791 г. и обратились за помощью к России) Юзефа (?-1794г); который был казнен во время восстания 1794 года; каштеляна минского Шимона (?-1793г.), многих других. Среди потомков рода Забелло—революционные деятели и известные ученые, видные государственные деятели и педагоги, режиссеры, археологи. Знаменитая оперная певица, для которой писал партии сам Римский-Корсаков, Надежда Ивановна Врубель (жена известного художника М.А. Врубеля) также была потомком ветви забелловского рода.

 

 

Надежда Ивановна Врубель

 

Представители этого рода, породненного со знаменитыми фамилиями Радзивилов, Завиш, Незабытовских, владели имениями в Бобруйском уезде Минской губернии. Здесь проживали представители так называемой функции, и входил в Раду ВКЛ. С 1569 года каштелян входил и в Сенат Речи Посполитой. Во время отсутствия воеводы именно каштелян созывал сейм и председательствовал на нем. Во время созыва шляхетского ополчения каштелян собирал шляхту и передавал ее под управление воеводы. Каштелян Минский Шимон Забелло был владельцем имений Ореховно, Цекалово, Зараново, Дурыничи, Позерье и др. За службу отечеству он был награжден высшими наградами Речи Посполитой - орденами Белого Орла и Св. Станислава. Ему было присвоено звание Бригадира кавалерии Народовой (армия Польского королевства), а также генерал-лейтенанта войск Великого княжества Литовского. Женой Шимона Забелло была Барбара из знатного, породненного с королями, рода Завиш. Именно по ее желанию и при финансовой помощи каштеляна Минского графа Забелло был построен деревянный костел в Свислочи.

Конец XVIII века стал решающим временем для Речи Посполитой. 3 мая 1791 года здесь принимают первую в Европе Конституцию. В числе первых лиц администрации ВКЛ, присягнувших на верность Конституции, был и Шимон Забелло. За этот поступок он был удостоен благодарности последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Вот выдержка из текста письма короля, адресованного Шимону Забелло: "Высокоуважаемый господин каштелян и генерал-лейтенант второй дивизии войск литовских. С большим удовлетворением получил Ваше письмо от 21 мая 1791 года о том, что Вы в присутствии Главного трибунала ВКЛ принесли присягу Конституции нашей. В документе, коим является Конституция, все то, что осчастливит нашу общую Родину, и Вы, присягнув Конституции, показали пример, как нужно любить свою отчизну. Заканчиваю письмо благодарностью своей. Король Станислав Август". Однако Речь Посполитая доживала последние дни. Белорусские земли ВКЛ вошли в состав Российской империи. Шимон Забелло, известный в истории в качестве последнего Минского каштеляна, умер в 1824 году. Он оставил после себя троих сыновей. Двое из них - Антоний и Юзеф - получили в наследство имения в Бобруйском уезде. Антоний Забелло родился в 1787 году. Получив чин капитана войск ВКЛ, он верно служил Великому княжеству и Речи Посполитой. Первая из двух жен - Флора Ласкарис - умерла в 1833 году в Вильно. Вторая - Текля - из рода Панцевичей родила ему четверых детей (трех дочерей и сына) и похоронена рядом в усыпальнице на изюмовском кладбище. Умер граф Антоний Забелло в 1861 году.

Наследником Дурыничей и окрестных имений был сын Антония - граф Шимон Эразм. Жена Софья — из шляхетского рода Рудеевских, дочь — Станислава. Шимон Эразм Забелло с 1880 по 1904 годы являлся делегатом от Бобруйского уезда в губернском дворянском собрании. Одним из первых местных землевладельцев он начал использовать в хозяйстве технические новинки. Так, в 1888 году в Дуриничах была построена паровая мельница, а около 1900 года — крахмальный завод.

В 1881 году имение Дурыничи графа Забелло состояло из 7600 десятин. Поместье графа находилось в селе Дурыничи. Имело оно и два фольварка—Рыдле и Софиевка. Земли последнего сдавались в аренду беднейшему крестьянству. Общая площадь поместья и фольварков составляла 576 десятин, в том числе пашни—325, натуральные сеножати и выгоны—230 десятин. Отдельные земли занимали огороды, сады хозяйственные строения. Тип почвы был преимущественно супесчаный.

Из живого инвентаря, как свидетельствуют архивные материалы, в поместье имелись 23 рабочие лошади, 3 жеребца, 5 маток, 53 коровы шведско-голландской породы, 2 быка, 39 голов молодняка, 8 свиней, 16 домашних птиц.

Из технических средств и оборудования работали в поместье Забеллы крахмальный завод, паровая мельница, лесопилка, а также кузница, молочная с электрическим освещением. Молочное хозяйство здесь считалось образцовым благодаря хорошо налаженной племенной работе. Все стадо мясо-молочного направления обеспечивалось высококачественными кормами на протяжении всего периода зимне-стойлового содержания.

 

 

Крахмальный завод

 

На помещика работали 32 поденные рабочие: мельники, молочники, конюхи, кочегары, телятники, плотники, садовники, работники при свиньях и коровах, а также шорник, сторож и т.д.

Как свидетельствует архив, всеми работами здесь руководил К.С. Плавский. Он начислял заработную плату рабочим. Сохранилась ведомость на выплату денег. Сам управляющий получал 926 рублей 20 копеек, молочник—400, мельник—500, телятник—350, конюх—405, старший кузнец—500, рабочий—348 рублей в месяц.

На помещика Забеллу работали белорусы Антон Бурчевский, Михаил Круцко, Моисей Красковский, Александр Дубовик, Герасим Мардилович, Данила Дубинчик, Королина Сафронова, Наста Шевчук, Фёдор Любацкий….

В хозяйственном реестре 1834 года в селе Дуриничи — 40 ревизских душ, собственность помещиков Забелло. На 1847 год здесь насчитывается 11 дворов, 51 житель. По переписи населения 1897 года — 23 двора, 163 жителя, а в одноименном помещичьем фольварке — 8 дворов, 72 жителя, паровая мельница, в поселке — 2 двора, 9 жителей, еще одна паровая мельница. В "Списке населенных мест Свислочской волости Бобруйского уезда" за 1909 год название Дуриничи упоминается три раза: деревня (418 жителей, 23 двора), имение (68 жителей) и хутор (61 житель, 5 дворов).

С началом революции в 1917 году Шимон Эразм Забелло был вынужден с семьей уехать за границу вместе с частями эвакуирующегося из Бобруйска 1-го польского корпуса генерала Ю. Довбор-Мусницкого.

 

ПАН БЫЛ ПРАВИЛЬНЫЙ…

(из воспоминаний жителей д. Барбарово)

Александр Кононович Костюкевич рассказывал, что когда-то, до революции, все здешние деревеньки буквально терялись в лесах. Барбарово в начале

века было куда больше нынешнего: стояли дома и вдоль нынешней дороги на Подсобное. Речка текла за околицей (ее осушили в послевоенные годы мелиораторы). Кстати, Подсобное в те времена именовалось подсобным… панским хозяйством. А вообще владения графа Забелло простирались далеко: сами Дуриничи, Топорки, Барбарово, Копча, Буда, Косье, Чучье, Подъясенка, Роксолянка, Голынка, Залесье... Все земли в округе были панские. Сам пан Забелло "был хороший, правильный". Людей никогда не обижал. Приедет туда, где работа идет, смотрит, как она спорится, с людьми разговаривает. У пана в то время ежедневно по 150, а то и все 200 человек работали. Пан весь контроль и учет сам вел. Никакой конторы никогда не держал. Во всем панском имении начальства только и было — сам пан да эконом (управляющий). У пана было слуг много, но он никому не доверял, всегда проверял все сам. И платил пан за работу хорошо. А если у кого из крестьян было желание строиться, свое хозяйство на ноги трудом

ставить, пожалуйста, покупай панские земли. В прежние времена не обходилась без пана ни одна крестьянская свадьба— обязательно граф приедет. А как каравай начнут делить — одарит молодых "жменей" золота, мол, на обзаведение. Что и говорить, хороший был человек, душевный. Только не дал Бог ему счастья... Были у пана жена и маленькая дочка. Часто крестьяне видели, как сам граф катал свою дочурку на специальных салазочках, а летом — в маленькой колясочке, которые к панскому возку крепились. Резво мчал графский конь этот веселый поезд на зависть деревенской детворе, чьим родителям было не до баловства. Сколько графское дитя просило, столько пан ненаглядное чадо и катал. Болела эта девочка туберкулезом. Не могли доктора вылечить чахотку. Что только не предпринимал граф: вывозил дочку на лечение, приглашал известных докторов, даже заказал где-то за границей аэростат. На том шаре-аэростате поднимали укутанную девочку в специальной корзине высоко над дуриничскими землями... много выше домов, деревьев, чтобы дышало больное дитя в вышине чистым воздухом... Да только ничего не помогло... Где-то лет за пять до революции умерла графская дочка. Было ей тогда лет десять-одиннадцать... Безутешны были граф с женой, похоронив свое дитя на местном дуриничском кладбище.

Сразу после революции граф с женой и приближенными слугами куда-то уехали. С приходом белополяков Забелло на какое-то время снова вернулся в свое имение, а потом съехал навсегда. Люди говорили, что за границу. Некоторые его отъезду радовались, другие графа жалели. Как ни крути, ни верти... человек все свое в Дуриничах оставил: два господских дома (один более старый одноэтажный, второй двухэтажный деревянный, только что построенный), добро все свое. На кладбище остались дочка, родители. Сам Александр Костюкевич всегда поминал пана только добрым словом. Рассказывал он внучке, как еще в начале века покупал он у графа

Забелло земли поблизости от Барбарово, строился, свое хозяйство хуторское на ноги ставил. В все с доброй графской руки. Дед тогда покупать землю вместе с Левоновичем ходил. Дед принес с собой торбочку золота небольшую, зато обут был в хромовые сапоги. А Левонович был побогаче. У того сынов взрослых было много. Он сразу и себе, и сынам землю покупал — золота принес торбочку куда больше дедовой. Однако обулся Левонович в лапти. А граф покупателям и говорит: "Ты, Александр, проходи поближе ко мне, садись на табуретку, а ты, Левонович, посиди в лаптях у порога..." Дед потом этот случай часто любил вспоминать.

Местный житель Виктор Голуб, бабушка которого, Бронислава, была у пана Шимона экономкой, вспоминал:

— За работу Забелло хорошо платил. А моих бабушку и дедушку научил играть на скрипке. Старинный, ручной работы дорогой инструмент пан Шимон купил для своей дочки Станиславы. Девочка была очень красивая, добрая, но болезненная.

 

Уникальная каплица и легенда о варварах

На уникальном строении из тесаного бутового камня табличка с надписью, рассказывающая, что часовню возводили с 1905 по 1907 год. Крыша родовой усыпальницы была черепичной, окна и входной проем отделаны красным кирпичом, на полу уложена дорогая плитка, которую пан выписал из Польши, а орган для каплицы он лично привез из Праги. Шикарными были алтарь и внутрянка — из черного дуба, что придавало часовне строгий и траурный вид. Ничего из этого богатого убранства в оригинальном виде не сохранилось. Взломан узорчатый, покрытый голубой и белой кафельной плиткой пол, выворочены надгробные плиты. На штукатурке внутренних стен часовни еще угадываются следы некогда, вероятно, очень красивой декоративной лепнины.

 

 

В таком состоянии сохранилась каплица

 

Виктор Голуб уточняет, что после революции, когда схоронивший семью пан Забелло покинул эти места, каплицу использовали как склад, где хранили зерно:

- Великая Отечественная это строение пощадила, но не люди. Уже в мирное время они по кусочкам разобрали-растащили черепичную кровлю, повыбивали окна. Трое местных хлопцев разломали плитку на полу и осквернили дворянские захоронения. Вандалы искали драгоценности. Ведь по легенде пан хоронил незамужнюю дочку — невинную душу — в подвенечном платье, с золотыми украшениями. А на волосы — они у нее были черные как смоль — закрепил драгоценную диадему. Нашли те раритеты или нет, не знаю. Но жизнь у тех парней не задалась. Один погиб на охоте — нечаянно сам в себя пальнул из ружья. Другой переходил вброд речушку, где воды по колено, оступился, упал и утонул. Третий повесился. Совесть замучила: ему годами снилась та девочка из склепа.

Католик Голуб сам из дворян. В его доме хранятся дедушкины «сокровища» — деревянные резные трости с набалдашниками, датированные 1880 годом. Виктор Викторович из тех, кому небезразлична история малой родины. Несколько лет назад он вместе с прихожанами бобруйского костела Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии навели тут порядок — восстановили родовую каплицу дворян Забелло.

Это прямоугольное строение имеет архитектурные черты, которые соответствуют стилю модерн. Внутри сейчас стоит деревянный крест Иисуса Милосердного и свеча, которую зажигают каждый год на 2 ноября, на Дзяды —день поминания умерших предков. Склеп также является памятником сакральной архитектуры.

Позволить себе склепы и часовнями могли только зажиточные люди, а о богатстве семьи Забелло ходило немало слухов

Здесь нашли свое последнее пристанище потомки старинного дворянского рода Забелло: Барбара Зборомирская (по мужу, эта самая Барбара упоминается в документах первой половины прошлого века как «владелица имения Бацевичи", что на Кличевщине), Антоний и Анджей, Софья (из Рудзиевских). На надгробных плитах высечены даты жизни и смерти: 1785 — 1862, 1800 — 1870, 1783 — 1861... В нескольких метрах от усыпальницы нашли надгробные плиты других Забелло: также неких Юзефы и Пансевицевых...

Сегодня каменная часовня-усыпальница графского рода Забелло представляет собой уникальный памятник архитектуры, сохранившийся на территории Республики Беларусь.

 

Состояние каплицы сегодня

 

 

Источники:

Забелло, Ю. Русские поляки-литовцы (тезисы выступления на Савеловских чтениях 20.12.08) / Юлия Забелло [ Электронный ресурс ] .—Режим доступа : https://geno.ru/article/2304/ .—Дата доступа : 2004-2024.

Иванов-Смоленский, В.И. Бобруйск. Историческая справка / Валерий Григорьевич Иванов-Смоленский [ электронный ресурс ] .—Режим доступа : https://www.bobruin.by/bobrujsk/stati/istoriya/227-istoricheskaya-spravka

Казак, А. Белая кость Бобруйщины. О потомственных дворянах, живших в Приберезинском крае в начале ХХ века /Александр Казак [ Электронный ресурс ] . – Режим доступа : https://www.bobrlife.by/news/belaya-kost-bobrujshhiny-o-potomstvennyh-dvoryanah-zhivshih-v-priberezinskom-krae-v-nachale-hh-veka/ . – Дата доступа : 15.08.2019.

Кисляк, О. Смена имени, девочка на шаре, усыпальница дворянского рода и Герой Советского Союза – чем интересна крошечная деревенька на Бобруйщине / Ольга Кисляк [ Электронный ресурс ] . – Режим доступа : https://www.sb.by/articles/vse-izyuminki-izyumovo.html . – Дата достура : 19.02.2021.

Любимцева, Л. Дуриничи-Изюмово: земля, овеянная легендами / Людмила Любимцева [ Электронный ресурс ] . – Режим доступа : https://www.tribunapracy.by/derevenka-moya/durinichi/

Маліноўскі, В. Аднаўляецца ўнікальная капліца / Віктар Маліноўскі // Вечерний Бобруйск .—2007 .—№ 71

Маліноўскі, В. Аднаўляецца ўнікальная капліца ў Бабруйскім раёне / Віктар Маліноўскі [ Электронный ресурс ] .—Режим доступа : https://bobruisk.org/pressvb/news/?idnews=816 .—Дата доступа : 10.09.2007.

Мельников, И. История графского рода / Игорь Мельников // Коммерческий курьер .—2007 . –16 нояб.

Мельников, И. История графского рода / Игорь Мельников [ Электронный ресурс ] .—Режим доступа : http://dowborczyk1980.narod.ru/articles.html .—Дата доступа : ?

Селиванова, П. Изюмово—деревня, овеянная легендами / Полина Селиванова [ Электронный ресурс ] .—Режим доступа : https://1vzlet.by/moya-rodina-belarus/izyumovo-derevnya-oveyannaya-legendami/ .—Дата доступа : 2024.

Смолякова, О. Из графского рода / Ольга Смолякова [ Электронный ресурс ] .—Режим доступа : http://belsmi.by/news/society/24151/ .—Дата доступа : 11.01.2018.

Чирук, Г. Сказка, которая рядом / Галина Чирук // Коммерческий курьер. – 2000. - № 46. – 04 июн.—С. 10

Шаўчук, В. Тварцы зямнога шчасця / В. Шаўчук // Трыбуна працы .—1988 .—17 лістап.—С. 2