Russian Belarusian

ГУК «ЦБС Бобруйского района»

Центральная библиотека

Отдел библиотечного маркетинга

Современные тенденции

продвижения чтения

в молодежной среде

методические рекомендации библиотекарям

 

Введение

Продвижение чтения в молодежной среде – актуальная проблема, требующая пристального внимания библиотечных специалистов и систематической работы.

Главная цель библиотек, обслуживающих молодежь, заключается в активном содействии просвещению, непрерывному образованию, процессам социализации молодого человека, становлению личности, раскрытию творческого потенциала, формированию навыков конкурентоспособного работника на рынке труда.

У молодых пользователей должно возникать ощущение от библиотеки как защищенной и дружелюбной территории, привлекательной и соответствующей их стилю жизни. Ее образ должен ассоциироваться в их сознании с суждениями типа «Библиотека – это образ жизни», «Посещение библиотеки – это стиль жизни», «Библиотека – это безопасно».

Молодежь сегодня живет в новом временном формате. Надо успевать учится, развлекаться, общаться со сверстниками, утверждаться в жизни, закалять характер. Ритм жизни убыстряется, развивается информационная инфраструктура. Поэтому молодые люди нацелены на чтение как на получение информации. В структуре свободного времени молодежи чтению отводится все меньше места.

Пути решения проблемы по привлечению молодежи в библиотеку – это расширение ее функций от традиционных направлений, напрямую связанных с книгой, до создания новой среды в библиотеке, в том числе и в виртуальном пространстве. Сегодня библиотека вполне может стать для молодого поколения площадкой познания и творчества, интеллектуального развития и самореализации, неформального общения со сверстниками.

 

Публичные библиотеки – молодым читателям.

Перспективы в работе с молодежью в том, чтобы продолжать позиционировать библиотеку как центр интеллектуального досуга подростков и молодежи и способствовать повышению социального статуса библиотеки в молодежной среде.

 

Для достижения этой цели необходимо:

-активизировать работу с учреждениями образования: проведение для подростков обзоров, дней открытых дверей, во время которых делать акцент на электронные ресурсы и современные возможности библиотек;

-популяризировать чтение и возможности библиотеки с помощью программно-проектной деятельности;

-находить новые формы в организации массовой работы с молодежью, которые бы удовлетворяли ее запросы;

-активизировать рекламную деятельность библиотеки, в том числе в социальных сетях.

Для эффективного решения поставленных задач библиотеки тесно должны сотрудничать с госструктурами, общественными и творческими организациями, учреждениями культуры, образования, здравоохранения и правопорядка

Молодые люди, приходящие в публичную библиотеку, находятся на разных этапах физического взросления и социализации, входят в состав различных социальных и социокультурных групп. Это старшеклассники, учащиеся лицеев и колледжей, студенты, рабочие и предприниматели, журналисты и компьютерщики, врачи и преподаватели, экономисты и юристы; это молодые семьи и молодые родители.

Их социальные позиции определяют информационные, культурные, коммуникационные, досуговые и другие потребности, удовлетворению которых и должна соответствовать библиотека.

Структура библиотеки и соответствующий набор предлагаемых ею услуг в разных библиотеках могут не вполне совпадать, главное, чтобы обеспечивалось компетентное, углубленное, дифференцированное информационно-библиотечное обслуживание, максимально отвечающее интересам молодых пользователей при самом тесном взаимодействии с ними и в повседневных делах, и в перспективных проектах.

 

К видам услуг, важным для библиотеки с точки зрения привлечения и закрепления в ней молодежи относятся:

○выполнение запросов пользователей: выполнение различных типов библиографических справок, как в реальном, так и в электронном виде;

○предоставление пользователям автоматизированных рабочих мест для самостоятельной работы;

○обеспечение свободного беспроводного доступа в Интернет на территории библиотеки;

○предоставление информации по всему кругу вопросов, волнующих молодежь;

○проведение бесед, встреч со специалистами, представителями профессий, консультаций в помощь социализации, профориентации молодежи;

○проведение практикумов, учебных курсов по информационной грамотности, культуре чтения и навыкам поиска информации с использованием печатных и электронных ресурсов, курсов иностранного языка;

○организация услуг для молодых людей с ограниченными физическими возможностями, для их родителей и опекунов, а также для тех, кто по тем или иным причинам не может посещать библиотеку.

В библиотечной практике работы с молодежью широко используются как уже зарекомендовавшие себя, так и новые формы продвижения услуг, в числе которых:

○организация коммуникативного пространства библиотеки, отвечающего интересам молодежи, создание среды, где им комфортно находиться, даже тогда, когда их приход не связан напрямую с книгой и чтением;

○применение таких форм продвижения услуг, в которых молодые сотрудники библиотеки могут наилучшим образом показать свои знания и способности (в частности флэш-мобы, фестивали молодежных субкультур, интеллектуальные турниры), заражая своих ровесников – потенциальных пользователей позитивным отношением к библиотеке;

○размещение рекламы в местах, где бывают молодые люди (в кинотеатрах, кафе, наиболее посещаемых магазинах, в учебных заведениях);

○ приглашение молодых людей к оформлению и распространению библиотечной рекламы, к оформлению библиотеки;

○участие библиотеки в конференциях, семинарах, дискуссиях, круглых столах, проводимых другими организациями, учебными заведениями по темам способным привлечь к библиотеке, ее ресурсам и услугам участников этих мероприятий.

 

Интерес к чтению молодых людей можно развить новой, интересной, качественной литературой. Но как угадать ожидания молодежи? Для этого необходимо привлечь молодых людей к формированию фонда. В библиотеке можно устроить опрос, и выяснить, какой литературы не хватает. А можно и акцию провести «Закажи книгу библиотеке!». Каждый читатель указывает книгу, которая, по его мнению, обязательно должна присутствовать в библиотеке, и даже формирует свою книжную полку. Тем самым молодые читатели чувствуют свое участие в общем деле библиотеки.

Для современного молодого человека большую роль играет реализация своего творческого потенциала. В этом ему может помочь библиотека, предоставляя возможность создания авторских выставок. Это могут быть персональные книжные выставки, выставки фотографии, живописи, рисунка. А так же библиотека может быть площадкой для тематических встреч и интересных клубов, для проведения концертов и творческих вечеринок.

 

Наглядные формы работы с молодым читателем

Нынешнюю молодежь отличает «клиповое» сознание, воспитанное экранной культурой. Подростки обращают внимание зачастую на что-то яркое, необычное, бросающееся в глаза.

В библиотеках привлечь внимание молодежи могут ай-стопперы (от англ. еye stopper – «останавливающий взгляд») – яркий, неординарный, выделяющийся элемент визуальной рекламы, предмет, знак или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. В библиотеке используется как элемент оформления интерьера, выставки. Задача стоппера – вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.

Одна из разновидностей ай-стопперов – живые ай-стопперы – люди в костюмах, привлекающие внимание к библиотеке, так называемые «живые манекены». На самом деле ай-стопперами могут быть необычные предметы, интригующие надписи или моделируемые странные ситуации, текст, напечатанный «вверх ногами» или даже пустая страница, на которой внизу самым мелким шрифтом что-то объяснено, например, интересная строка из книги. Примеры выставок ай-стопперов: «Выбираем маршруты успеха» по профориентации; «Прочти меня» по литературе разных жанров; «Вирус сквернословия».

Книжно-иллюстративная выставка, как форма информационной деятельности, раскрывает содержание библиотечного фонда, обращает внимание читателей на документы актуальной тематики. Привычные библиотечные выставки – при нестандартном подходе к их созданию – могут стать событием, привлечь внимание молодых читателей. Вот несколько примеров таких выставок.

Выставка «Свидание вслепую с книгой». Для этой выставки отбираются литературно-художественные издания. Книги оборачиваются в бумагу – белую или цветную. На получившийся сверток прикрепляется бирка с текстом нестандартной аннотации без указания автора и заглавия книги. Например: «Классический роман о расчетливой любви» (Стендаль «Красное и черное», «Роман о любви, ради которой женщина продала душу дьяволу» (Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Оконная выставка. Можно создать множество вариантов выставок с использованием окон библиотеки как выставочного пространства. Например, в окне выставляется одна или несколько книг с краткими интригующими аннотациями, иллюстрации к книге и приглашение зайти в библиотеку.

Выставка книг с обложками одного цвета: «Синие книги» или «Красные книги», «Красное и черное» и др. Такой вариант выставки привлекает своей неожиданностью, ведь синяя обложка может быть у книги любой тематики и рядом окажутся книги по искусству и естествознанию, литературоведению и истории, художественная литература научно-популярная. Оформляя такую выставку, библиотека создает условия для привлечения к чтению и расширения диапазона чтения.

Стенд-выставка «Скачай свою книгу»: интернет-адреса книг, которых нет в библиотеке и которые можно скачать или прочесть онлайн. Такая выставка обязательно привлечет внимание и сделает библиотеку более привлекательной для молодых людей

Книжные выставки, на которых экспонируются книги, рекомендованные сверстниками «Что читает молодежь», «Советует прочесть читатель»

Большой интерес у молодых пользователей вызывают диалоговые выставки. Подбор материалов для диалоговых выставок может представлять различные точки зрения по рассматриваемой теме и провоцировать пользователя на размышление и осмысление заявленного. Варианты диалоговых выставок могут быть различными, но чаще всего библиотекари используют следующие формы.

Выставка-размышление. На этой выставке, наряду с поставленными библиотекарем книгами и статьями, демонстрируются в той или иной форме, мысли читателей на тему, заданную выставкой. Сбор листков с размышлениями читателей продолжается весь период проведения выставки. Так на выставке под названием «Поколение» можно экспонировать книги о детстве великих людей: музыкантов, поэтов, ученых. А молодые пользователи библиотеки размещают на ней стикеры с мечтами и чаяниями современных подростков.

Выставка-предостережение. Цель такой выставки – показать читателю возможные последствия негативных явлений: наркомании, загрязнения окружающей среды, утраты культурных ценностей и других, актуальных для наших современников отрицательных моментов, помочь молодому человеку четко определится в своем отношении к ним. В качестве примера такой выставки-предостережения можно привести выставки, посвященные проблеме небрежного отношения к книге. На выставке представляются издания из фонда библиотеки, испорченные читателями: испачканные, порванные, с отсутствующими страницами. На стенде вывешиваются чистые листы для отзывов по поводу увиденного на выставке. А выставка-предостережение «Дурман-река» имитирует водопад, с потоком воды которого уносятся дурные привычки.

Выставка «вопрос-ответ» может оказаться удобной при общении с читателями-интровертами или же с теми, кто не может четко сформулировать запрос. Как правило, устанавливается ящик или коробка, в которую читатель опускает листок с интересующим его вопросом. Через какое-то время выставляются книги и статьи, содержащие ответы на вопросы читателей.

Выставка-отзыв. На данной выставке наряду с книгами представлены читательские отзывы о них. Таким образом, читатели могут рекомендовать друг другу интересные, с их точки зрения, книги, а библиотекарь – сталкивать противоположные мнения, размещая положительный и отрицательный отзыв на одну и ту же книгу. Отзывы могут быть и ни творчество писателя в целом, и на книги определенного жанра или темы.

Выставка-обсуждение. Она представляет актуальные материалы, отражающие различные точки зрения на спорные вопросы общественной жизни. Ознакомившись с разными мнениями, читатель может высказать свое собственное, для чего на выставке есть бумага и ручки. По итогам выставки часто проводятся обсуждения по ее теме.

 

Формы библиотечных мероприятий для молодежной аудитории

При проведении тематических мероприятий с молодежью все чаще применяются интерактивные формы и методы работы, что побуждает их к активной мыслительной деятельности, развитию воображения, интереса.

Проведение Недели молодежной книги «Книга в моде при любой погоде» направлено на формирование художественного вкуса у молодых людей. В рамках Недели рекомендуем провести разнообразные мероприятия. Во время акции-лотереи «Разложим все по книжным полочкам» можно оформить в виде книжной закладки лотерейные билеты, на которых написать «ключевые слова» (имена литературных героев, литературные артефакты, географические названия из произведений художественной литературы). Участникам акции предложить такую закладку и найти на выставке книгу, к тексту которой закладка имеет отношение. На закладке обозначить выигрыш, который участник акции-лотереи может получить в случае правильно сделанного выбора.

 

Библиофреш «Что читает мир» можно посвятить модной и современной литературе, творчеству писателей-современников и книжным новинкам. Можно организовать «Сушку мнений», где каждый желающий в письменном виде высказывает свое мнение о самых значимых чертах современного героя, может поделиться наглядными примерами из жизни, литературы, кинематографа.

 

Литературный коллаж можно посвятить творчеству писателей и поэтов, главная роль в мероприятии отводится его участникам. Из информации, представленной ведущим, слушатели выбирают основную, записывают ее на небольших листах и размещают на стенде, тем самым создавая импровизированный коллаж, дополняя его по смыслу фотографиями или цитатами из произведений.

Литературный фестиваль – это театрализация, юмор и азарт, сплав литературных и интеллектуальных мероприятий: игр, конкурсов, выступлений творческих людей. Например, литературный фестиваль «Увлеченные чтением» можно начать со знакомства с книжной выставкой-викториной «Еще не читали?», провести презентации книг и встречи с авторами, поэтический марафон «Мы рождены для вдохновенья», мастер-классы, литературно-культурные акции, различные конкурсы. Фестиваль всегда показывает библиотеку с новой, неожиданной стороны, где можно встретиться с творческими сверстниками и получить полезную и актуальную информацию. Данная форма взаимодействия с юношеством требует от библиотекарей быть в постоянном творческом поиске и вовлекать как можно больше творческих партнеров.

 

Бук-слэм (BOOK Slam) – своеобразное книжное соревнование, которое на сегодняшний день очень популярно у читателей. Эта форма продвижения книги была придумана доктором филологии Стефани Джентгенс, занимающейся исследованием детской и юношеской книги. Название точно отражает соревновательный дух мероприятия: «slam» в переводе с английского – «выталкивание, вытеснение», а в нашем контексте «Book Slam» – соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги, возможно с элементами музыкальной театрализации. Участники делятся на несколько команд, каждая из которых должна самым лучшим образом разрекламировать книгу в сжатые сроки. Презентация каждой книги длится максимум три минуты. После каждой презентации жюри или публика оценивает книгу с различных аспектов по десятибалльной шкале. При подведении итогов подсчитываются общие баллы и вручаются призы. В конце мероприятия все «книги-участники» выставляются на стенде, и публике предоставляется возможность познакомиться с ними поближе. Успех Бук-слэма прежде всего у молодёжной аудитории связан с игровым характером мероприятия, скоростью и захватывающим эффектом «книжных ралли».

 

Книжный эмбиент поможет сплотить молодежь по общим интересам и увлечениям (эмбиент (англ. ambient «окружающий»). Это направление в работе тесно связано с музыкальным движением, музыкальными жанрами. Новым веянием молодежных форматов в последнее время становятся музыкальные «тусовки» и молодежные музыкальные вечера. Предлагаем несколько вариантов проведения таких мероприятий. «Песни перевёртыши», где нужно угадать песни, звучащие наоборот. Для мероприятия необходимо заранее подготовить тексты песен, музыкальное сопровождение отгаданных музыкальных произведений. В конкурсе «Что он поёт?» поочередно двое участников в наушниках исполняют одну и ту же композицию. Присутствующим необходимо выбрать лучшего исполнителя. Можно провести конкурсные программы «Угадай песню по описанию», «Музыкальный калейдоскоп». К мероприятиям желательно подготовить книжные выставки «Там, где музыка живет», «Загляни в мир музыки».

 

Библиотечные перфомансы (библиоперфомансы) могут стать составной частью многих мероприятий: дней открытых дверей в библиотеке, поэтических акций «Возьми поэзию с собой», «Давно ль вы Пушкина читали?», литературных фестивалей «На библиотечной волне», «Под сенью книг, во власти слова», литературных вечеров «Книжный натюрморт», «Попробуй классику на вкус».

Чтобы молодые люди все-таки пришли в библиотеку и почувствовали себя нужными, библиотечные специалисты должны перестроить свою деятельность и профессиональное самосознание, организовать внутреннее пространство, ориентированное на молодых пользователей, организовать свою работу вне стен библиотек, на открытых площадках.

 

Организация чтения книг на улице для тех, кто хочет слушать может проходить в летнее время в любой точке населённого пункта: в скверах, парках, на площадях, на лавочках. Например read-площадка (открытый микрофон) к Всемирному дню чтения вслух «Во весь голос».

 

Для молодежи можно провести летнюю акцию «Парк литературного периода», во время которой библиотекари представляют выставку книг разных жанров и стилей «Книжное раздолье». В разделе «Вне времени и во все времена» - классика. В разделе «Модный книжный приговор» - самые новые, модные, популярные для молодежи книги. Раздел «Аромат приключений» предлагает совершить путешествия с героями приключенческих романов. «Книга-сюрприз: свидание вслепую» предлагает завернутую книгу, а развернуть ее можно, только придя домой.

Не секрет, что в жизни молодого человека сегодня много соблазнов, которые часто приводят к ухудшению здоровья или его потере. Как устоять перед соблазнами, научиться говорить «нет»?

Библиотеки, как центры культуры и просвещения, являются учреждениями, которые занимаются формированием культуры здорового образа жизни, профилактикой вредных привычек.

Проекты «Молодежь в формате ЗОЖ», «Хочу жить долго» нацелены на разработку и апробацию новых профилактических программ, на организацию комплексной деятельности против распространения наркомании в молодежной среде. В качестве альтернатив вредным привычкам и опасным увлечениям библиотекари предлагают различные позитивные виды развития и досуга – игровые и спортивные программы, студии и мастер-классы.

По рекламе здорового образа жизни в библиотеках можно организовать разнообразные мероприятия.

 

Полилог о здоровье «Лучший способ бросить курить — не начинать курить с детства». Полилог – форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько лиц, например групповое обсуждение какой-либо темы (литературные произведения, спорт и т.д.). При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому.

 

Квилт «Аргументы в пользу ЗОЖ». Квилт – это лоскутное полотно, а в библиотечном варианте он становится ярким и наглядным выражением мыслей и знаний по определенной теме, которые записываются на маленьких стикерах и склеиваются в единое пространство, отражающее палитру мнений.

 

Тин-коктейль «СПИД-о-Метр, или Счётчик жизни», мероприятие, которое объединяет несколько разных форм – книжный обзор, встречу с интересным человеком, беседу, обсуждение. На мероприятие желательно пригласить медицинского работника, использовать показ видеоролика «Профилактика наркомании» о выборе пути между здоровым образом жизни и наркоманией. Ведется обсуждение таких вопросов: «Какой я хочу видеть свою жизнь?», «Что я готов для этого сделать?», «Что нужно сделать, если вам насильно ввели наркотическое средство?»

 

На библиоматч «К здоровью наперегонки» желательно пригласить читателей, активно занимающихся спортом. Они могут рассказать своим сверстникам об особенностях игры в футбол, волейбол, теннис и другие спортивные игры. В конце можно провести спортивную викторину «Вокруг спорта».

В рамках месячника «Букет здоровых привычек» можно провести ряд мероприятий: информину-протест «Мы – против наркотиков», видеочас «Реквием по мечте», акцию «Погаси сигарету – зажги жизнь», диалог «Наркомания – драма без финала», день информации «Наркомания – трагедия личности», презентацию книжной выставки «Мир книги против антимира наркотиков», акцию–перфоманс «Наркотики не пройдут!», арт-миссию «Вирус позитива» с участием молодежных творческих коллективов.

В наше время молодое поколение сталкивается с множеством социальных и моральных проблем, и вовремя полученная в библиотеке информация может подарить надежду, открыть новые перспективы.

В целях профилактики суицида, укрепления психологического здоровья целесообразно провести день информации «Наша жизнь дана на добрые дела», акции «Жизнь – это дар, его надо ценить», «Жизнь – это счастье, сотвори его сам!», «Цени свою жизнь», просмотр видеороликов «Жизнь под вопросом», организовать фотовыставку «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь!».

Повышение имиджа библиотеки происходит за счет представления материалов в наиболее современной форме, это означает, что библиотека развивается, не стоит на месте и использует имеющуюся техническую базу для популяризации и продвижения чтения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Как создать хороший квест - полезные советы [электронный ресурс]. – Режим доступа: //habr.com/ru/company/surprise_me/blog/315552/;

2. Князева, Л. Школа молодого лидера: курс знаний по методу кейс-технологий / Л. Князева // Библиотека . – 2021 . - № 6. – С. 19-22;

3. Мочалова, Е. В интересах молодежи: интеллектуальные состязания в прямом эфире / Елена Мочалова // Библиотека. – 2021. - № 7. – С. 51-544

4. Семенихина, Е Наш библиопорт: пространство креативных идей : проекты, отвечающие на актуальные вопросы аудитории / Елена Семенихина //Библиотека. – 2022. - № 6. – С. 15-18;

5. Смирнова, Т. Творческие диалоги с молодежью / Татьяна Смирнова // Библиотека .- 2022. - №5 . – С. 34-35;