Russian Belarusian

p golovach zbornik

 

Пробовать свои силы в литературе П. Головач начал 17-летним юношей, в 1920 году. С заметками и очерками на комсомольские темы Головач выступал в бобруйской газете «Коммунист». К большему сожалению эти публикации до сегодняшнего дня не выявлены. Более активно Платон Романович печатался с 1923 года, когда его статьи на комсомольскую тему на русском языке появились в газетах «Юный пахарь» и «Красная смена».

Во время учебы в Центральной совпартшколе в Минске совершенствуется публицистический талант Платона Головача. В то время он активно выступает на страницах республиканского студенческого журнала «Красное знамя».

Первый рассказ Платона Головача «Загубленная жизнь» был опубликован в газете «Советская Беларусь» в 1925 году. Платону Головачу в то время было 22 года. Именно с этого времени молодой автор систематически выступает в республиканских газетах и журналах.

В 1927 году – вышел сборник рассказов «Мелочи жизни”. Тематика рассказов Платона Головача была связана с гражданской войной, с классовыми противоречиями и борьбой в деревне, со стремлением молодежи к новой жизни.

Значительное место в литературной жизни БССР 1920-1930 годов занимал ежемесячный литературно-художественный журнал «Молодняк». Одним из его редакторов был П. Головач. В журнале «Молодняк» он поместил статью «Пять наших лет» – очень значимое произведение не только для выяснения политической позиции молодого писателя-публициста, но и для характеристики его взглядов на революционную литературу. Автор утверждает, что подросший и утвердившийся за пять лет «Молодняк» провел огромную работу по организации белорусских революционных писателей, их идейному и художественному воспитанию. Через деятельность литературных организаций, тесно связанных с работой партии и комсомола, он сыграл важную роль в деле культурного строительства Беларуси.

Платон Головач, как никто из писателей конца 1920-х – начала 1930-х годов, удивлял и читателей и критиков неприкрытой мрачностью собственных произведений. В его новеллах, рассказах и повестях мы не найдем безмятежной радости и воспевания светлого будущего.

 

«Виноватый»

p golovach vinavatiПовесть «Виноватый» отображает гражданскую атмосферу конца 20-х годов, когда ширились поиски «врагов народа», навешивались ярлыки, а ценность человека определялась не его делами, а социальным положением. В центре произведения – ученик техникума, партийный активист Алесь Шварц. Его обвиняют в скрытии «правдивого своего социального положения, карьеризме» и исключают из техникума и партии. Причиной этого стало обнаружение документов о том, что его отец до революции был полицейским. Безусловно, Алесь не может отвечать за «ошибки» своего отца и, казалось бы, не может считаться виноватым. Но автор приводит другие доказательства его вины: еще совсем недавно Алесь жестко нападал на комсомольцев за идеологические ошибки, подходил к людям с максималистскими требованиями и считал классовыми врагами тех однокурсников, которые ради поступления на учебу скрывали свое социальное положение. В сознании героя, фанатично преданного революции, происходит переосмысление взглядов, разочарование в бывших друзьях. Он чувствует себя виноватым перед теми людьми, в личности которых хотел выявить классового врага. В повести, таким образом, выражается тревога автора за созданную в обществе атмосферу подозрения и недоверия, озабоченность воспитанием поколения, которое, приветствуя революцию и новую жизнь, отрекается от своих корней, истоков.

От главного героя отвернулись товарищи, он стал никому не нужен, ему не верят, он неприкаянным бездомным скитается по Беларуси и сталкивается с холодным безразличием. Тут писатель одним из первых показал, как легко советская система избавляется от ненужных ей людей, как отдельно взятый человек не может доказать очевидную невиновность.

 

 «Переполох на загонах»

Классическое произведение «Переполох на загонах» даже после многочисленных переписываний и редакций не перестает удивлять. Это одно из первых белорусских произведений, которое показывает непринятие крестьянами коллективизации.p golovach spaloh u zagonah

Действие повести «Переполох на загонах» происходит в деревне Терешков Брод, куда для проведения коллективизации приехал из города Панас – центральный герой произведения. Он активно борется за объединение земли и крестьянских хозяйств, за уничтожение «рабства над своей собственностью». Никакими способами не может он донести до крестьян, что колхозы – это спасение. В последних абзацах произведения Головач рисует жуткую смерть персонажа. Он находится один в поле. Внезапно грозной тучей появляются крестьянки, вооруженные сельскохозяйственными орудиями. Они неизбежно приближаются, окружают свою жертву и с такой же страшной молчаливостью убивают, фактически смешивают с землей, а в то же время прячут всякие надежды, что когда-нибудь примут колхозы. И что самое интересное, когда читаешь эту сцену, понимаешь, что Головач не осуждает крестьянок. Он с жестоким фатализмом показывает, что колхоз и крестьяне – вещи не совместимые, и попытка их совместить может привести к огромной трагедии.

Панас пробует мыслить не только социально-классовыми категориями, но и поднимает и общечеловеческие проблемы: “Общечеловеческое счастье, вижу я, идет под флагом, окрашенным в кровь. Это символ того, что общечеловеческое счасье можно только завоевать в жестокой борьбе”. Мысли Панаса очень похожи на готовые политические лозунги, но за ними стоит жизнь героя, его трагическое прошлое, тяжелая судьба. У самого Головача в этом произведении очень сложная писательская позиция. Дело в том, что автор повести “Переполох на загонах” занимал в республике ответственные партийные и государственные должности и должен был пропагандировать в своем творчестве линию партии на коллективизацию. Но, будучи честным гражданином и художником, не мог во многом согласиться с методами ее проведения.

 

 «Сквозь годы»

p golovach praz gadiВ романе «Сквозь годы» П. Головач показал широкую панораму жизни белорусского крестьянства на большом отрезке времени. Один из самых запоминающихся в произведении - образ крестьянина Таренты. Писатель раскрывает его богатый внутренний мир, подчеркивает любовь и привязанность к земле, трудолюбие. Долгим и мучительным был путь Таренты к собственному хозяйству, благосостоянию. Поверив в правду революции, получив землю, вложив в нее много труда и сил, он не может понять, ради чего необходимо отдавать землю в обще пользование, объединять крестьянские хозяйства. Споря с сыном, соседями и всеми, кто попрекает его хорошей жизнью, он утверждает, что имеет право на такую жизнь, так как это благосостояние создано его добросовестным трудом. Главный герой, таким образом, высказывает мысли, свойственные многим середнякам, которые не хотели расставаться со своей землей, собственным хозяйством.

Головач силен не стилем, а настроением, чувством вечной тоски - предчувствием скорого конца, от которого не застрахованы не только главные герои, но и их палачи. Платон Головач не умел обманывать, не умел приспосабливаться. Оставался искренним как в творчестве, так и в повседневности.