- Подробности
- Опубликовано: 19 Октябрь 2022
ГУК «ЦБС Бобруйского района»
Центральная библиотека
Отдел библиотечного маркетинга
Библиотека и дети «группы риска»
Методические рекомендации библиотекарям
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе в условиях экономического и духовного кризиса, ценностной деформации и деградации социальных мотивов, проблема воспитания детей и подростков с девиантным поведением приобретает особую остроту и значимость. Девиантное поведение – поступки, действия человека, не соответствующие установленным или сложившимся в обществе нормам или стандартам. К основным видам девиантного поведения относятся преступность, алкоголизм, наркомания, азартные игры, самоубийства, бродяжничество, проституция.
Одной из актуальных и социально-значимых задач, стоящих перед обществом, является поиск путей адаптации подрастающего поколения в целом, и детей «группы риска» в частности. Дети «группы риска» - категория детей, которая в силу определенных обстоятельств жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации.
Основные проблемные группы детей, находящиеся в зоне риска, или имеющие возможность попасть в эту группу:
• дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
• дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
• дети-инвалиды;
• дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии;
• дети – жертвы вооруженных или межнациональных конфликтов;
• дети - жертвы насилия;
• дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи (малоимущие, неблагополучные, асоциальные;
• дети, оставшиеся без попечения родителей;
• дети с отклонениями в поведении.
Работа библиотек с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении и их родителями, предполагает целый ряд управленческих, организационных мероприятий и текущую планомерную работу с данной аудиторией. Важным условием организации данной работы является информированность специалистов библиотек о числе несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и основных методах и приемах работы с ними.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
НА РАЗНЫХ ВОЗРОСТНЫХ ЭТАПАХ
Младший школьный возраст. Трудновоспитуемость в этом возрасте, как правило, является следствием неправильного семейного и детсадовского воспитания. Проявляется это в агрессивности, демонстративном поведении, нежелании учиться и брать на себя ответственность за свои поступки, аффективных вспышках, неумении контролировать свои эмоции, нарушении школьных норм и правил.
Для трудных детей необходимо создавать ситуацию успеха в интересующей их деятельности. Их необходимо научить преодолевать трудности, исправлять ошибки, уважать окружающих.
Средний школьный возраст. В подростковом возрасте недостатки семейного и школьного воспитания подкрепляются недостаточным жизненным опытом и слепым копированием взрослого поведения. Результат – грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Старший школьный возраст. Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта и многих практических умений еще нет. Это приводит к конфликту между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. В этом возрасте необходимо делать акцент на стимулировании самовоспитания и самоопределения.
Вот несколько рекомендаций библиотекарям по работе с детьми и подростками.
1. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям.
2. Если не знаете, как воздействовать - остановитесь! Если произошел инцидент, возникла трудность, и вы не знаете, как поступить, прогнозируйте событие, переключите ребенка на другое действие, а потом постарайтесь понять, что послужило причиной.
3. Устраните из вашего общения с детьми способы и формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.
4. Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.
5. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
6. Не фиксируйте внимание на неудачах.
7. Давайте качественные оценки. Лучше описать действие ребенка в эмоционально-благоприятном плане, чем оценивать действие.
8. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример.
9. Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме.
КАК НАЙТИ КОНТАКТ С
ЧИТАТЕЛЯМИ ПОДРОСТКАМИ?
Общение с подростками для взрослого человек во все времена было осложнено различными коммуникативными трудностями, барьерами. Вот почему тема общения с подростками так актуальна.
Главный вопрос, который сегодня беспокоит библиотекаря: как найти контакт с читателями-подростками? Сделать это, учитывая изменения в обществе, потребностях подрастающего поколения, становится все труднее.
Современные дети иначе воспринимают мир, в том числе и художественный текст. Многие, согласятся, что в общении с читателем подростком в библиотеке настало время диалога. Прежде, чем вступать в диалог о книге, необходимо завоевать доверие читателя, а для этого необходимо создать комфортную среду для читателя-подростка, чтобы он ощутил свою значимость в стенах библиотеки.
Подростковый возраст часто называют затянувшимся кризисом. Границы этого период значительно варьируются – одни дети вступают в него раньше, другие позже. Ведущей деятельностью в этот период становится общение.
Характерные черты подросткового возраста:
• желание скорее повзрослеть, войти в жизнь взрослых людей (при этом готовность к взрослой жизни в качестве полноправного участника еще не сформировалась);
• желание, чтобы окружающие признали право подростка на собственное мнение и поведение, не посягали на его внутренний мир;
• обостренный интерес к собственной личности, желание больше узнать об успешных людях, чтобы «примерить» на себя модель их жизненного успеха;
• интерес к нравственным вопросам: дружбе, любви, жизни общества, судьбам человечества – и к книгам этой тематики;
• интерес к мнению сверстников, а не родителей и других взрослых;
• многочисленные увлечения, не связанные с учебой, которые могут приобретать губительный характер или часто сменять друг друга.
Соответственно, задачи библиотекаря при работе с подростками:
• показать библиотеку как место, где можно найти информацию для выполнения школьных заданий и подготовки к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования;
• показать библиотеку, как место, в котором интересно находиться, где можно найти друзей и единомышленников, а также информацию по самым разным увлечениям;
• отбирать в фонд книги и другие носители информации для этого возраста с обязательным учетом мнения самих подростков;
• учитывать в библиотечной работе важность мнения сверстников для читателя-подростка и его тягу к самостоятельному выбору литературы и медиа ресурсов;
• рекомендовать подросткам качественные книги и мультимедиа для чтения, прослушивания и просмотра.
При организации работы с подростками важно помнить, что подростки нуждаются в особом внимании, поскольку в этом возрасте многие из них перестают читать. Задача библиотекарей заключается в том, чтобы предоставить юному читателю широкий спектр книжной продукции, отвечающей его меняющимся интересам.
Библиотекарям нужно особенно осторожно относиться к своим рекомендациям для подростков. Излишнее давление часто приводит к обратному результату – нежеланию делать то, что навязывают (даже читать превосходную книгу), апатии или бунту. Большинство подростков начинает читать книги какого-то одного жанра – фэнтези, детективы, мистику, ужасы. Библиотекарю следует не отрицать выбор подростка, а направить его внимание на качественные книги этого жанра.
Необходимо подчеркивать, что подростки всегда желанны в библиотеке и здесь на них не будут «давить и воспитывать», поскольку подростки могут довериться только такому библиотекарю, который готов понять их, проявляет уважение к выбранной ими позиции, не навязывать свою точку зрения.
Для того чтобы работа библиотеки с подростками была эффективна библиотекарю необходимо:
• изучать подростковый контингент пользователей каждой конкретной библиотеки – их интересы, моду, склонности, - и ставить перед собой не только общие цели по приобщению детей к чтению, но и конкретные задачи, совпадающие с интересами детей местного сообщества;
• разрабатывать библиотечные программы, которые обязательно учитывали бы местную специфику и тем самым были особенно интересны посетителям данной библиотеки;
• анализировать конкретные запросы детей, с тем, чтобы прогнозировать запросы завтрашнего дня и подготовится к их выполнению;
• привлечь к сотрудничеству с библиотекой родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, разрабатывать и воплощать библиотечные программы специально для них;
• развивать число виртуальных библиотечных сервисов для детей и родителей;
• создавать интерактивные программы, чтобы дети имели возможность влиять на их содержание;
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
1. Исследование интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, предполагает проведение анкетирования, интервьюирования, бесед с целью выявления предпочтений несовершеннолетних в проведении досуга. Например, исследование «Библиотека. Чтение, Твое увлечение» Результаты исследования необходимо учитывать при планировании библиотечной работы с несовершеннолетними.
2. Комплектование фонда библиотеки новой психолого-педагогической литературой по формированию правовой культуры, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; художественной, познавательной литературой и периодическими изданиями для детей и подростков.
3. Разработка комплексных программ и проектов по работе с данной категорией пользователей. Как правило, в библиотеках реализуются программы для определенных возрастных групп несовершеннолетних, например, «Молодежь выбирает ЗОЖ», «Школа юного правоведа», «Здоровая молодежь – наша надежда, наше будущее», «Успех в твоих руках», «В поле зрения – юность», «К книге и чтению – через досуг и общение», «Наше будущее», «Возраст становления», «Нескучное чтение».
4. Индивидуальная работа с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении, в том числе - по привлечению в библиотеку и к участию в библиотечных мероприятиях, предполагает решение следующих задач
• удовлетворение информационных потребностей подростков;
• развитие структуры и глубины интересов подростков;
• содействие повышению уровня информационной культуры несовершеннолетних и их читательского развития;
• Организация сотрудничества библиотекаря и подростка на всем протяжении пользования библиотекой.
К формам индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении относятся индивидуальная беседа, индивидуальное плановое чтение, индивидуальная культурно-досуговая программа.
Индивидуальная беседа. Беседы могут быть разные, например, при записи в библиотеку. Несовершеннолетнему пользователю необходимо провести мини-экскурсию, познакомить его с правилами пользования, расстановкой книжного фонда. При знакомстве с фондом необходимо обратить внимание на то, что он постоянно пополняется, что много новой, современной литературы. С другой стороны библиотекарь должен как можно больше узнать о новом читателе, причем не только о его литературных вкусах. Необходимо выяснить увлечения подростка, его таланты.
Необходимо проводить беседы о рекомендуемой литературе. При проведении этих бесед надо предлагать книги, которые расширят круг чтения подростка, переведут его новый уровень. Если подросток читает книги исключительно по школьной программе, ему предлагаются книги разных жанров, чтобы он понял, что чтение может быть удовольствием.
После того, как книгу рекомендовали, а несовершеннолетний ее прочитал, проводится беседа о произведении: было ли понятно, интересно, оправдало ли ожидания. Точно по такому же принципу необходимо проводить беседу, если книгу выбрал сам ребенок. Постоянно должны проводиться консультации у книжных полок.
Индивидуальное плановое чтение - наиболее распространенная и действенная форма руководства чтением. При этом используются планы чтения и другие формы библиографической продукции, которые разрабатываются библиотекарем в соответствии с интересами несовершеннолетнего.
Суть данного способа заключается в привлечении подростков к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой, с целью расширения интеллектуального и культурного развития подростков, а также выработки у них умений и навыков систематического самообразовательного чтения. Интересы подростков уточняются путем анкетирования.
Используются в основном три вида индивидуального планового чтения на основе:
• типовых планов чтения, которые создаются после анализа наиболее часто повторяющихся запросов подростков;
• аннатированных списков литературы типа «Что читать дальше?». В фонде открытого доступа в книги, полезные с точки зрения библиотекаря, вкладываются списки литературы, которые помогают продолжить чтение, если тема заинтересовала читателя;
• составление индивидуальных планов чтения наиболее подготовленным читателям вместе на основе рекомендательных указателей и других библиографических изданий.
Индивидуальная культурно-досуговая программа Работа с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, предлагает составление плана посещения мероприятий в соответствии с интересами и предпочтениями. В индивидуальной работе с несовершеннолетними в библиотеках чаще применяются познавательно-развивающие мероприятия: викторины, олимпиады, конкурсы, игры.
Сотрудничество библиотеки и семьи. В настоящее время большое внимание уделяется активизации читательской деятельности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в условиях библиотеки посредством работы с семьей. Возможности библиотеки, формирование заинтересованности родителей, использование специальных форм и методов работы способствуют возникновению у несовершеннолетних интереса к самостоятельной читательской деятельности, создают атмосферу творческой заинтересованности чтением.
Главная задача, стоящая перед библиотекарями – убедить родителей в том, что библиотека – их помощник и союзник в воспитании детей, показать, как важно совместное общение и обмен духовными ценностями.
Схема работы библиотек с родителями включает в себя:
• диагностику детей и родителей для выявления интересов, увлечений и планирования дальнейшей работы;
• информирование родителей о литературе по организации чтения детей и художественной детской литературе;
• индивидуальную работу с родителями по решению проблемы подросткового чтения и развития активной читательской среды;
• групповую работу: помощь в подборе материала, составление рекомендательных списков.
• культурно-досуговые мероприятия, ориентированные на пробуждение интереса несовершеннолетних к книге при участии родителей: вечер семейного отдыха, день семейного общения, литературные игры, дискуссии, семейные конкурсные программы.
Например, конкурсная программа «Сегодня праздник всех мужчин и подрастающих мальчишек», день семейного отдыха «Семейный очаг», конкурсно-игровая программа «В кругу семьи», спортивно-познавательная программа «Мама, папа, я – здоровая семья», день семейного чтения «Читаем всей семьей».
Культурно-просветительская работа с данной категорией предполагает реализацию планов, программ и проектов библиотеки, включает в себя приоритетные направления работы с несовершеннолетними: профилактика безнадзорности и правонарушений, правовое воспитание, экологическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, противодействие употреблению наркотиков и алкоголя и позиционирование здорового образа жизни, развитие интереса к чтению.
Практика показывает, что в работе с подростками наиболее приемлемы такие формы мероприятий, в которых они не только могут получить новые знания, но и принять активное участие в организации, проведении мероприятия, в обсуждении интересной темы, высказать свое мнение.
Например, ролевая игра «Запрещается! Разрешается!», динамический час «Мы зарядку делаем, прыгаем и бегаем!», урок неформального общения «Я+Ты», квест-игра «Они защищали Родину», неделя здорового образа жизни «Семь дней позитива», конкурс знатоков права «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать – закон!», ситуационная игра «Я – курильщик, сам себе могильщик», диалог «Как выбрать профессию», литературный десант «Мы гордимся славою предков».
БИБЛИОТЕКА ОДНА ИЗ ПЛОЩАДОК
ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСИ ПОДРОСТКОВ
Проблема профилактики безнадзорности и детско-юношеской преступности является сегодня остроактуальной. Она требует для своего решения эффективного взаимодействия и комплексного подхода, при котором перед различными организациями, в том числе библиотеками, стоят задачи направленные на осуществление профилактических мероприятий.
Библиотека все чаще становится одной из «площадок профилактики безнадзорности», поскольку это продиктовано ее статусом - открытости и доступности для разных социальных слоев населения, в том числе и детей из неблагополучных семей и детей «группы риска». Библиотека призвана создать такие условия, чтобы подросткам было не только комфортно, но и они могли бы сами участвовать в мероприятиях, тем самым быть занятыми.
В работе по профилактике безнадзорности библиотека призвана использовать в качестве средств и форм профилактики не только традиционные формы работы, такие как выставки, обзоры, но и нетрадиционные формы работы – ток-шоу, диспуты, круглые столы.
Время модернизаций как технических, так и социальных внесло много нового в работу библиотек, позволив ввести современные формы работы: от проведения библиотечных бесед, уроков и вечеров до круглых столов и создания в библиотеках социальных гостиных и «уголков тихих игр».
С учетом всех этих изменений библиотека может начать работу по реализации библиотечного проекта «Мой выбор». Основная цель проекта: социализация личности подростка путем формирования в нем потребностей нравственного самопознания, саморазвития, самоутверждения и самоопределения. Отличительной чертой данного проекта является то, что при подготовке и проведении всех мероприятий участвуют сами дети, привлекаются родители, специалисты организаций и учреждений, представители различных общественных объединений.
И конечно во всех мероприятиях пропагандируется чтение. Участвуя в круглых столах, диспутах, ток-шоу ребята имеют возможность обсудить статьи из газет, произведения писателей на нравственные темы.
Перед библиотекарями стоит задача создания и внедрения тех видов деятельности, которые позволили бы организовать свободное время безнадзорных детей и реализовать их творческий потенциал. Виды подобной деятельности делятся на индивидуальные и групповые. Индивидуальные – это проведение личных бесед и планирование работы с применением библиотерапии для конкретных детей. Эта деятельность требует дифференцированного подхода в зависимости от особенностей и потребностей каждого ребенка. Групповые формы работы – это чтение книг с обсуждением, просмотр и обсуждение видеофильмов. Сюда же можно отнести мероприятия для детей и родителей.
С детьми «группы риска» можно провести беседы на темы: «Как справиться с гневом», «Хорошо ли быть злым», «Наше настроение», «Вредные привычки: как с ними бороться», «Еже ли вы вежливы…», «Что значит быть добрым», «Отчего зависит настроение».
Для групповой работы более подходят уроки нравственности, ток-шоу, тренинги, круговые беседы, диалоги.
Работа библиотек по профилактике безнадзорности позволяет удерживать часть детей от попадания в асоциальные компании, совершения преступлений, употребления алкоголя и наркотиков, а также дает им возможность лучше адаптироваться в обществе. И прежде всего эта работа направлена на повышение уровня толерантности, пропаганду общечеловеческих ценностей и приоритетов добра.
Обращает на себя внимание тот факт, что тематика многих антинаркотических и антиалкогольных мероприятий остается главным образом запугивающей. В настоящее время рекомендована к использованию новая концепция профилактики по работе с различными зависимостями.
Она предполагает главным образом не запугивание детей как инструмент воздействия, а показ положительных примеров, которые должны способствовать привитию навыков здорового образа жизни. Эта форма профилактики уже в своем названии представляет новое направление работы – «позитивная профилактика», подразумевая и новое осмысление библиотекарями форм и методов деятельности в данном направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балашева, А. Несовершеннолетние – категория особая: [опыт работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в библиотеках Алтайского района] / А. Балашева // Библиотека . – 2015 . - № 8. – С. 23-27;
Кривчиков, Е. Посеешь привычку – пожнешь характер: [опыт работы с трудными детьми и детьми «группы риска»] / Е. Кривчикова, О. Кушнерёва, Т. Михеева // Библиотека. – 2015 . - № 6. – С. 34-36;
Мальцева, Н. Никто не останется без заботы: [опыт библиотечной работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию] / Н. Мальцева // Библиотека . – 2016 . - № 6 . – с.32-35;
Симонова, Ю. Поиск ориентиров для трудных подростков [опыт работы по программе «Библиоадаптация: социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами информационно-просветительской деятельности» Вологодской ОДБ] / Ю. Симонова // Библиотека. – 2016. - № 12. – С. 44-45.
Троянова, Е. Ты в этом мире не один : [опыт работы Липецкой ОДБ с подростками группы риска] / Библиополе. -2017 . - № 3. – С. 53-56.
- Подробности
- Просмотров: 1419