Russian Belarusian

Лавринович Михаил Фёдорович

(01.12.1929 — 09.09.2008)

Михаил Фёдорович Лавринович – советский и белорусский машиностроитель, один из организаторов белорусского автомобилестроения, генеральный директор производственного объединения «БелавтоМАЗ», председатель Белорусской конфедерации промышленников и предпринимателей, сопредседатель Национального Совета Республики Беларусь по трудовым и социальным вопросам, член Совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей, основатель и Почетный Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации, заслуженный машиностроитель Белорусской ССР, почетный гражданин города Минска.

Михаил Фёдорович Лавринович родился 1 декабря 1929 года в д. Телуша, Бобруйского района Могилевской области в крестьянской семье. После окончания школы приехал в Минск учиться в автомеханическом техникуме. В 1950 году, окончив техникум, начал работать на МАЗе наладчиком станков. Работал и учился на вечернем отделении Белорусского политехнического института (сейчас — БНТУ). В 1961 году окончил БПИ, продолжая работать на МАЗе. Работая там, Михаил Лавринович прошёл путь от наладчика до генерального директора объединения «БелавтоМАЗ» (1982), отработав на всех должностях иерархической цепочки: наладчик, мастер, старший мастер, инженер-технолог, начальник техбюро, заместитель начальника цеха, заместитель директора, главный инженер, технический директор, генеральный директор.

Михаил Лавринович был одним из тех, кто стоял у истоков создания моделей автомобилей МАЗ принципиально нового направления, завоевавших признание далеко за пределами Беларуси, являлся автором научных трудов, внесших весомую лепту в развитие белорусского машиностроения. Под его руководством и при непосредственном участии создана широкая гамма современной уникальной белорусской автомобильной техники грузоподъемностью от 8 до 250 тонн, освоено производство современных городских автобусов.

 

С рабочими Минского автозавода

 

В 1990 году для выработки мер по сохранению национальной промышленности Беларуси в период развала Союза под руководством М. Лавриновича была создана Белорусская научно-промышленная ассоциация (БНПА) — первое общественное объединение промышленников Беларуси. В 1993 году при его участии создана Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей. С 1994-го по 2000 годы Лавринович М. Ф. избирался председателем Совета БНПА.

В заслугу Михаилу Лавриновичу ставят создание производственного и кадрового потенциала, который позволил белорусскому автомобилестроению успешно преодолеть экономический кризис, последовавший за распадом СССР и выйти на ведущие позиции в странах СНГ. На самом МАЗе Михаил Федорович, «будучи в те годы генеральным директором, смог стабилизировать коллектив, удержать специалистов, когда отток квалифицированных кадров стал бедой всех предприятий».

В 1990-е Лавринович М.Ф. нередко входил в состав различных государственных комиссий и групп по проведению государственных экспериментов: Комиссия по проблеме неплатежей при Кабинете Министров Республики Беларусь (1995 - 1997), Совет по промышленной политике при Совете Министров Республики Беларусь (1998 - 2001), Эксперимент по отработке предложенного БНПА механизма экономического оздоровления промышленности на основе разработки и производства конкурентоспособной продукции на ПО «БелАЗ» и Минском заводе шестерен.

 

 

Михаил Лавринович скончался 9 сентября 2008 года, на 79-м году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни. Похоронен на Восточном кладбище г. Минска.

Надгробный памятник Михаилу Федоровичу Лавриновичу

 

Лавринович М. Ф. внес большой вклад в развитие промышленно-предпринимательского движения Беларуси на постсоветском пространстве, стоял у истоков создания Научно-промышленного союза СССР, Международного конгресса промышленников и предпринимателей, ОАО «Приорбанк». Избирался депутатом Верховного Совета СССР, Верховного Совета БССР и местных Советов.

За плодотворную деятельность по конструированию и внедрению в производство широкой гаммы отечественных автомобилей М.Ф. Лавринович удостоен Государственных премий СССР и Белорусской ССР, награжден орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Знак Почета, Дружбы народов. Ему были присвоены почетные звания «Заслуженный машиностроитель Белорусской ССР» и «Почетный гражданин города Минска». Звание «Почетный гражданин города Минска» присвоено в 1999 г.

 

Источники информации