Russian Belarusian

ГУК «ЦБС БОБРУЙСКОГО РАЙОНА»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

ОТДЕЛ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА

 

 

Библиотечные экскурсии

Методические рекомендации

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах, библиотеках), так и частью комплекса туристических услуг.

Сегодня экскурсионная работа является одним из важнейших направлений деятельности массовых библиотек. Ведь экскурсия даёт возможность познакомиться с историей библиотеки, с отделами, фондами, справочным аппаратом, с формированием отдельных коллекций. Кроме того, экскурсионная работа в библиотеках может способствовать привлечению новых читателей и поднятию имиджа библиотеки среди населения.

Определяя место экскурсии в ряду других средств формирования информационной культуры пользователей, можно сказать, что она максимально удовлетворяет интеллектуальные потребности экскурсантов, раскрывая им содержание и смысл деятельности библиотеки, показывая наглядно неисчерпаемые возможности книжного богатства, приобщая к знаниям через библиотеку.

Экскурсия - это, своего рода, реклама, способ проникнуться той атмосферой, которая царит в библиотеке, понять, из чего состоит и чем живет та или иная библиотека. Именно путем проведения экскурсии есть возможность доступно, понятно и интересно рассказать о библиотеке. Экскурсия должна не просто знакомить с библиотекой, но и зарождать интерес к ней.

Экскурсионная работа - одно из важнейших направлений деятельности массовых библиотек. Экскурсия дает возможность познакомиться как с историей своего родного края, так и с историей библиотеки, её фондами, отделами, ресурсами и возможностями.

Развитие экскурсионной работы в библиотеках способствует привлечению в библиотеки новых читателей, формирует привлекательность библиотеки для жителей города и района.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКСКУРСИЯ»

Экскурсия – коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия, библиотеки, поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной целью. Показ объектов происходит под руководством специалиста – экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.

В разные времена в термин «экскурсия» вкладывали разное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию, менялась она сама как явление общественной жизни.

Сущность экскурсии заключается в том, что экскурсия – одна из форм познания окружающего мира, состоящая из двух важных элементов: показ заранее подобранных зрительных объектов в природе, окружающей действительности или помещении и рассказ о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия остается просто осмотром достопримечательностей.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

 

 

ЭКСКУРСИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Создание экскурсии в библиотеке по любой теме – это всегда сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание запланированной экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний библиотекарей-экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию, учета уровня информированности экскурсантов.

Следует выделить два основных этапа подготовки экскурсии: разработка актуальной темы экскурсии и подготовка выбранного экскурсовода к проведению разработанной экскурсии.

 

Подготовка экскурсии проходит три основных ступени:

  • Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
  • Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута (то есть того пути, по которому проследуют экскурсанты); обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью; написание контрольного текста; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
  • Заключительная ступень - утверждение экскурсии.

Экскурсия состоит из вступления, основной части, заключения.

 

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

  1. Организационной. Библиотекарь-экскурсовод встречает группу, знакомится, рассказывает, как пройдет экскурсия.
  2. Информационной. Библиотекарь, который проводит экскурсию, рассказывает группе, чему посвящена экскурсия, на каких наиболее важных моментах он остановится, что полезного узнают посетители из этой экскурсии.

Основная часть экскурсии строится на конкретных экскурсионных объектах или отделах, при этом сочетаются показ и рассказ. Содержание экскурсии состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены рассматриваемой темой. Количество подтем экскурсии обычно зависит от размеров самой библиотеки и ее фондов. Как правило, это ее отделы или сектора, а внутри отделов фонды, справочный аппарат, стенды и выставки.

Заключение экскурсии, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и содержать вывод по теме экскурсии.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной посетителям информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным и способствовал наилучшему ее восприятию. В связи с этим, тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную группу пользователей (взрослых или детей, молодежь, и т. д.), учитывать не только интересы, но и цели посетителей.

В процессе подготовки экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Их необходимо знать и учитывать при подготовке экскурсии по библиотеке.

 

Определение цели и задач экскурсии

Перед созданием любой экскурсии необходимо точно определить ее цель. Она помогает более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются посетителям отделы библиотеки, ее фонды. И задача каждой экскурсии - достичь этих целей путем раскрытия ее своеобразной темы.

 

Каковы основные цели подготовки и проведения экскурсии по библиотеке?

  • Познакомить посетителей с библиотекой, её ресурсами и возможностями.
  • Дать характеристику основным возможностям в использовании библиотечных ресурсов, делая акцент при этом на возрастной категории именно данной экскурсионной группы.
  • Ознакомить посетителей с правилами пользования библиотекой и правилами поведения в библиотеке.

 

Выбор темы.

Выбор темы, учитывая специфику библиотечной экскурсии, может зависеть от целого ряда факторов: от возрастной группы посетителей, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является основой, которая объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Тема в библиотечной экскурсии может быть самая разнообразная по виду: информационные возможности библиотеки, справочно-библиографический аппарат, музей библиотеки, документные фонды, общие возможности библиотеки, культурный досуг и его разнообразие, библиотека как центр семейного чтения и многое другое. Выбор тематики экскурсии зависит от возможностей и предпочтений той или иной библиотеки.

Маршрут экскурсии так же должен быть тщательно продуман и зафиксирован в тексте экскурсии. Маршрут - это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы по библиотеке. Одна из его задач - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Как правило, в библиотеке каждый экскурсионный маршрут начинается с вестибюля, где встречают посетителей, а так же знакомят с дальнейшим путем следования.

 

Подготовка контрольного текста экскурсии.

Основа любой экскурсионной программы – контрольный текст. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. И используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, библиотекарь строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп пользователей. Помимо материалов для рассказа экскурсовода, в контрольный текст обычно включают материалы для вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов.

 

Составление индивидуального текста.

После того, как определен и составлен контрольный текст, можно составлять и индивидуальный. Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно, исходя из особенностей группы посетителей библиотеки. Контрольный текст дополняется, эмоционально окрашивается, но при этом учитывает возрастной контингент посетителей и пишется, исходя из выбранной темы.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение.

Естественно, что все библиотекари-экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта или в одном и том же отделе, будут говорить одно и то же, но по-разному.

В индивидуальном тексте материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты (отделы, фонды), и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем (например, в зале абонемента подтема будет полностью посвящена особенностям работы именно в этом отделе). Таким образом, составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст - это готовый для «использования» интересный и познавательный рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии.

В ходе разработки экскурсии обязательно составляется список литературы, где раскрывается данная тема. Помимо публикаций в печати могут использоваться фонды архивов, фонды и экспозиции музеев, воспоминания ветеранов библиотеки.

Следует помнить, что при проведении экскурсии нельзя злоупотреблять использованием профессиональных терминов, так как это может усложнять усвоение информации о библиотеке. Если же специальные термины звучат в речи экскурсовода, их необходимо популярно разъяснять.

 

 

ВИДЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ ЭКСКУРСИЙ

В качестве примера можно предложить разбить посетителей на возрастные группы, что является наиболее выигрышным и распространенным вариантом для проведения экскурсии в библиотеке. Итак, можно говорить о детских экскурсиях, молодежных экскурсиях, а так же экскурсиях для разновозрастных посетителей или общих экскурсиях.

 

Детские экскурсии.

Детские экскурсии для будущих читателей библиотеки – это особый раздел. Она должна быть не только тематически интересной, понятной, но и не скучной. Держать внимание детей – это всегда сложная задача, поэтому при проведении экскурсии по библиотеке необходимо учитывать данную специфику и предлагать детям что-то необычное, что будет удерживать их внимание и вызывать живой интерес при посещении библиотеки. Поэтому, можно предложить детские экскурсии делать на основе каких-то сказаний, легенд или сказок, использовать небольшие конкурсы и викторины.

Сказочные персонажи, викторины, загадки и розыгрыши помогут заинтересовать маленьких посетителей, дадут им возможность самим участвовать в ходе экскурсии и экскурсия не надоест. Надо делать также упор на выбор детской литературы, возможности выбора книг для чтения дома.

 

Молодежные экскурсии.

Прежде чем создавать экскурсию для молодых пользователей, надо ответить на вопрос: а что молодых людей может заинтересовать в библиотеке? Что их может привлечь? И, самое главное, что библиотека может предложить своим молодым посетителям? Конечно, ни для кого не секрет, что современная молодежь ориентирована на технологические новшества и технические новинки. Что их скорее привлечет возможность бесплатного Интернета, чем поступление свежей периодики, или каких-то редких изданий. И здесь тоже все закономерно: у каждого возраста свои ценностные категории. Поэтому, библиотека, которая хочет заинтересовать и привлечь в свои ряды молодых читателей и пользователей, должна точно знать, чем она располагает на сегодняшний день и как это ориентировать на молодежь.

Молодежные экскурсии могут быть ориентированы на электронные возможности библиотеки, на бесплатный доступ к электронным ресурсам, на возможность распечатки с любого носителя любой информации, помощь в ее поиске и обработке. Но главное, что необходимо донести до юношества в процессе экскурсии, - это то, что в библиотеке ему всегда окажут квалифицированную помощь по целому ряду интересующих его вопросов.

Кроме электронных ресурсов библиотеки, экскурсантам могут предлагаться электронные книги, видео материалы, аудио записи. Каждая библиотека может сделать в экскурсии упор на то, что именно здесь есть все условия для общения и коммуникации, где молодые люди могут не только работать, но и отдыхать. Можно рассказать отдельно обо всех праздниках в библиотеке, конкурсах, где возможно получать реальные призы или поощрения.

 

Общие экскурсии.

Надо добавить, что многое из организации экскурсий для юношества может стать основой и для общих экскурсий. То, что эти вещи должны быть проговорены – несомненно, но немного в другом ракурсе. Общим экскурсиям можно предложить также информацию на основе богатых исторических фактов, краеведческих знаний, культурно-досуговой деятельности библиотеки. Говоря о богатом, разнообразном фонде, надо сделать упор на книги, которые сегодня редко найдешь по доступной цене в магазине или не скачаешь в Интернете. Например, ценная литература старых годов издания. Всегда надо делать упор на разнообразие фонда и широко представленных каких-либо направлений литературы.

Отдельную группу для общих экскурсии могут составлять сотрудники других библиотек. Для них составляется продуманная и информативная экскурсия – знакомство не только с отделами библиотеки, но и подробная информация о внутренней работе библиотеки, о ее комплектовании, справочно-библиографическом аппарате и т.д.

Экскурсии могут проводиться не только «вживую», но и через Интернет. Многие библиотеки, которые предпочитают двигаться в ногу со временем, уже давно разместили на своих сайтах экскурсии по своим отделам и фондам, по своим библиотекам.

Так же можно выделить такой вид экскурсионной деятельности как виртуальные выставки. Это своего рода реклама имеющихся фондов, и путешествие по сайту от одной красочной выставки к другой.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что экскурсия – это необходимая часть библиотечной работы, которая призвана помочь познакомить потенциальных читателей или просто посетителей с возможностями и уникальностью представляемой библиотеки.

Экскурсионная деятельность библиотек открывает путь к информационной культуре, знаниям по истории библиотек и их услуг, помогает библиотекам приобрести дополнительное средство формирования своего имиджа и один из способов ненавязчивой рекламы её услуг.

 

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ

СРЕДСТВАМИ БИБЛИОТЕКИ

Виртуальные экскурсии – это воображаемые посещения изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, библиотекари углубляют знания, получаемые в процессе самообразования, расширяют навыки поиска необходимой информации, используя при этом все возможные пути – традиционно из книг, так и с помощью интернет-сайтов. Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий библиотекарям добиться успешного результата.

 

Наиболее важные шаги при создании виртуальной экскурсии:

  • определение цели и задач экскурсии;
  • выбор темы;
  • отбор литературы и составление библиографического списка;
  • определение источников экскурсионного материала;
  • отбор и изучение экскурсионных объектов;
  • сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта;
  • составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
  • подготовка текста экскурсии;
  • определение техники ведения виртуальной экскурсии;
  • показ экскурсии.

Структура виртуальных экскурсий, в целом, соответствует структуре реальных экскурсий и включает ряд этапов: подготовку, проведение, заключение.

Подготовка к виртуальной экскурсии начинается с определения цели, места и времени ее проведения. Также тщательно продумывается содержание, составляется план, в котором определяется образовательные задачи, этапы экскурсии, вопросы для вступительной и заключительной беседы, форма подведения итогов.

При создании виртуальной экскурсии маршрут представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы. Одно из обязательных условий – организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках проекта виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронлогической, тематической или тематико-хронологической последовательности. Составляя текст, необходимо обратить внимание на то, что он должен раскрывать все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактографического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Составленный в соответствии с этими требованиями текст, представляет собой готовый для использования рассказ.

Виртуальная экскурсия начинается с организационного момента. Библиотечный специалист организует слушателей на работу, приветствует их, сообщает им тему экскурсии, ее цель, задачи, структуру.

После организационного момента следует вводная беседа. Ее задача – актуализация знаний по изученной теме. Это позволяет библиотекарю сделать процесс усвоения материала более глубоким и эффективным.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой библиотекарь, вместе со слушателями, обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.

Содержание и структуру виртуальной экскурсии можно разнообразить викторинами, играми, конкурсами, соревнованиями. Это позволяет сделать экскурсию интересной, увлекательной и незабываемой.

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА

В последние годы решение вопросов организации краеведческого туризма стало важным направлением краеведческой деятельности библиотек.

Содействие развитию краеведческого туризма - задача, которая решается в рамках одного из важнейших направлений деятельности библиотеки, а именно – краеведения. Благодаря краеведческому туризму повышается привлекательность региона, путем актуализации природных, исторических, культурных памятников, личностей. Также краеведческий туризм связан с формированием новых объектов и событий, которые обеспечивают популярность населенного пункта, района, области.

Для библиотеки важным является распространение информации о местной культуре, традициях, природных особенностях, достопримечательностях, знаменитых людях, как для местных жителей, так и для широкой публики, которая как раз и может обеспечить привлечение внимания и развитие туристической деятельности.

Краеведческий туризм можно разделить на культурно-познавательный, литературный, сельский (знакомство с образом жизни, культурными традициями, праздниками, отдых на природе), событийный, экологический, религиозный (паломнический), гастрономический.

В задачи библиотеки входит не только сбор материала, но и прежде всего обеспечение его представления в виде современного востребованного информационного продукта и представления максимально широкой публике. Для этого используются самые разные методы - как традиционные в практике библиотечного обслуживания, так и новые.

Одним из эффективных средств распространения краеведческой информации является организация экскурсионной деятельности. При этом в рамках направления развития культурно-туристической деятельности речь идет об экскурсиях не по библиотеке, а по населенным пунктам, районам, региону в целом.

При этом экскурсии рассматриваются как одна из нетрадиционных разновидностей библиотечной выставки, когда при организации экскурсии важным элементом становится книга, выступающая в качестве экспоната. Сама же экскурсионная деятельность привлекает внимание к краеведческой литературе, популяризирует накопленные краеведческие знания.

Краеведческие экскурсии, таким образом, условно можно разделить на три группы:

Экскурсии, проводимые в стенах библиотеки, с использованием книг и материалов, хранящихся в библиотечных фондах.

При этом «тематический охват» такой экскурсии может быть самым широким в зависимости от тех ресурсов, которыми обладает библиотека. Играет также роль и само здание, в котором располагается библиотека, так как оно само по себе может стать частью экскурсии в качестве экспоната, если является историческим памятником или с ним связаны важные культурные события. Чем крупнее библиотека, тем больше у нее возможностей.

Прежде всего, данный подход хорош для библиотек, располагающих фондами документов личного характера и книжными памятниками. Библиотечная экскурсия даёт возможность ознакомиться с раритетными фондами, в том числе отдельными собраниями и коллекциями, представленными в виде документных экспозиций.

Организация полномасштабной краеведческой работы может быть эффективна при осуществлении совместных усилий разных организаций (учебных учреждений, музеев, архивов, административных органов), а также краеведов, писателей, коллекционеров.

Для стационарных экскурсий в сельских библиотеках используются экспонаты краеведческих уголков, выставок, музеев, с помощью которых посетитель может «погрузиться» в прошлое населенного пункта, познакомиться с бытом предков, местными культурными обычаями и традициями. При этом следует отметить, что для библиотек организация подобных музеев или сбор и выставка экспонатов - привычное направление краеведческой деятельности, которое может быть подкреплено и дополнено такими материалами из фондов библиотеки, как краеведческая литература и статьи и заметки из местных СМИ, фотографиями и другими документами.

Экскурсии, проводимые в рамках деятельности библиотеки, но за пределами ее территории.

Такие экскурсии часто носят краеведческо-литературный характер или решают вопросы развития уважительного отношения к природе края в рамках экологического направления деятельности.

Особенностью библиотечных экскурсий является то, что они подкрепляются материалами из фондов библиотеки: демонстрацией и презентацией книг авторов, цитированием отрывков из них. Литературные библиотечные экскурсии ориентируют читателей библиотеки на интеллектуальный культурный туризм, на изучение и сохранение исторического и духовного наследия края.

При этом решается также вопрос привлечения внимания к местным авторам, актуализации краеведческой литературы за счет использования наиболее ярких эпизодов из произведений.

 

Виртуальные экскурсии.

Виртуальные экскурсии являются наиболее перспективными для привлечения внимания широкого круга людей, не относящихся к пользователям библиотеки. Такие экскурсии снимают барьер расстояния и не зависят от времени доступа.

При этом виртуальные экскурсии решают сразу комплекс задач: повышение престижа библиотеки, привлечение внимания к ее фондам, популяризация чтения, распространение краеведческой информации и способствование осуществлению виртуального культурного туризма.

Виртуальная экскурсия является одним из самых зрелищных и доступных способов визуализации, существующих на сегодняшний день.

Благодаря виртуальной реальности, читатель библиотеки совершает настоящее путешествие, перемещаясь из одной панорамы в другую. Данная форма работы позволяет максимально охватить большой пласт информации, связанной с конкретной персоналией, и идеально подходит для экскурсий по городам и музеям.

Кроме того, информационные технологии в рамках виртуальных экскурсий дают возможность реконструкции утраченных памятников или же «облика прошлого», мест культурных событий, знакомят с работой различных организаций. При этом в виртуальной экскурсии могут быть задействованы интерактивные карты, для создания которых используются различные сервисы.

Большое значение при организации виртуальных экскурсий имеет визуализация, а также обеспечение интерактивной составляющей (сопровождение экскурсии макетами, картами, игровыми и обучающими заданиями, гиперссылками на краеведческие ресурсы, литературу и источники и т.д.).

Пространство большого города позволяет библиотечным специалистам варьировать с выбором вида экскурсий. Можно использовать как обзорные, так и тематические экскурсии. Например, «Исторический центр города Бобруйска», «Архитектура города Бобруйска», ограничивать экскурсии территориально по отдельным районам, улицам, площадям и др.

В небольших населенных пунктах целесообразней проводить обзорные экскурсии. Исключение составляют территории, обладающие богатым историко-культурным наследием и природным разнообразием. При наличии транспортных средств маршрут экскурсии может включать посещение нескольких населенных пунктов, характеристику разных объектов.

 

Обзорная экскурсия по населенному пункту может

включать характеристику следующих подтем:

  • принадлежность населенного пункта к определенному району, области (возможно демонстрация герба района и символики населенного пункта);
  • анализ названия населенного пункта (происхождение названия, подходы к его трактовке, варианты названия при переименовании);
    • история создания населенного пункта (дата основания или первое упоминание в архивных документах, история заселения);
    • статистические данные о населенном пункте (количество жителей, их распределение по поло-возрастным признакам, количество улиц, дворов и др.);
    • характеристика природно-климатических условий,
    • основных географических объектов (рек, озер, гор и др.), полезных ископаемых, флоры и фауны края;
    • Рассказ об известных людях, прославивших край.

Таким образом, сохраняя культурное наследие и традиции, используя инновационные формы подачи краеведческого материала, библиотеки вносят свой вклад в приобщение населения к истории родного края.

 

РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

Механизм разработки экскурсии включает следующие этапы:

  1. Определение цели и задач. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются памятники истории, культуры и другие экскурсионные объекты. Задача экскурсии, по сравнению с целю, более локальна.
  2. Выбор темы. Тема экскурсии тесно связана с целью и указывает, какой круг вопросов освещает данная экскурсия, какие объекты и материал входят в ее содержание. Объем материала должен соответствовать возрастным особенностям экскурсантов. Тема может быть разбита на подтемы, которые имеют логические переходы и завершенность.
  3. Отбор литературы и составление библиографии. В процессе разработки экскурсии составляется список книг, статей и других литературных источников, а также сайтов сети Интернет, которые будут использоваться для подготовки основного текста.
  4. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Показ объектов занимает главенствующее положение в экскурсии. При составлении экскурсии необходимо отобрать из множества объектов самые интересные.
  5. Составление маршрута экскурсии. Маршрут экскурсии строится в последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Он определяет порядок показа объектов в зависимости от темы экскурсии. Существуют три варианта построения маршрута: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Экскурсовод должен хорошо знать план местности, расположение улиц, объектов, проведение хронометража времени, необходимого для рассказа и показа объектов.
  6. Разработка технологической карты экскурсии. Технологическая карта экскурсии – это основной документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ объектов, какую методику и тактику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. (ПРИЛОЖЕНИЕ).
  7. Составление карты-схемы маршрута. Карта маршрута представляет собой схематично оформленный путь следования экскурсионной группы с указанием экскурсионных объектов.
  8. Подготовка контрольного текста экскурсии. Контрольный текст экскурсии это фундамент, на котором держится вся экскурсия. Текст экскурсии представляет собой логически построенный рассказ, включающий в себя обязательный круг вопросов, которые надо осветить в ходе экскурсии для полного и правильного раскрытия темы. Контрольный текст призван обеспечить тематическую целостность рассказа экскурсовода, в нем формируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показанных объектов. Также в контрольный текст входят вступительные и заключительные слова экскурсии, логические переходы, цитаты, примеры.
  9. Комплектование «портфеля» экскурсовода. «Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. Более убедительной экскурсию делают демонстрация копий подлинных документов, рукописей. Наполняемость «портфеля» зависит от темы экскурсии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баркова, И.В. «Детское экскурсионное бюро» приглашает / И.В. Баркова // Библиотечное дело . - 2015 . - № 9 . – С. 5-6;
  2. Баркова И. Выходить из дома не обязательно / И. Баркова // Библиотека . - 2016 . - №8 . – С.27-29;
  3. Голощапова, Г.И. Культурный туризм / Г.И. Голощапова // Современная библиотека . - 2016 . – № 10 . – С. 60-61;
  4. Давыдова, М.А. Кладовая знаний / М.А. Давыдова // Читаем, учимся, играем . - 2010 . - № 8 . - С. 4-7;
  5. Елохина, О.А. Экскурсионная деятельность библиотек как средство привлечения к чтению / О.А. Елохина // Молодые в библиотечном деле . – 2017 . - №5 . – С.18-25;
  6. Киренкова, Н. Экскурсия, полная неожиданностей / Н. Киренкова // Библиотека . - 2014 . – № 4 . - С. 63-66;
  7. Косовец, Г. Давайте пройдем по городу пешком: краеведческий калейдоскоп / Г. Косовец // Библиотека . – 2015 . - № 2 . - С. 21-26;
  8. Кравченко, М. В краю лазоревых степей. Краеведческий туризм как перспективное направление библиотечной деятельности / М. Кравченко // Библиотечное дело . – 2013 . - № 8 . – С.37-41;
  9. Кравченко, М. Краеведческий туризм как библиотечный бренд / М. Кравченко // Современная библиотека . – 2013 . - № 4 . – С. 20-27;
  10. Кривощекова А. Мастерство экскурсовода / А. Кривощекова // Библиотека . - 2013 . - № 10 . - С. 44-45;
  11. Кропачева, Л. А. Краеведение в туристическом ракурсе / Л.А. Кропачева // Современная библиотека . - 2015 . - № 9 . - С. 68-71;
  12. Кунчакова, В. Экскурсионная азбука / В. Кунчакова // Библиотека . - 2013 . - №1 . – С.58-59;
  13. Павлова, Г. «Журавлиное сердце» родной земли: краеведческий туризм в практике публичных библиотек / Г. Павлова // Библиополе . – 2015 . – № 11 . - С. 12-16;
  14. Панасенко, Н.М. Сетевые конкурсы как средство изучения и сохранения культуры и истории родного края / Н.М. Панасенко // Молодые в библиотечном деле . - 2016 . - №4 . - С. 23-32;
  15. Протопопова, Е. Библиотечная экскурсия: понятие и виды / Е. Протопопова // Библиотека . - 2008 . – № 8 . – С. 53-55;
  16. Раменская, Н. Прогулки между стеллажами. Понять и почувствовать, как функционирует библиотека, позволяют экскурсии по книгохранилищу / Н. Раменская // Библиотека . – 2012 . - № 2 .- С. 57-59;
  17. Савуляк, Т. Объединяя прошлое и настоящее. Экскурсии как форма познавательной деятельности / Т. Савуляк // Библиотечное дело . – 2014 . - № 9 . – С. 38-40;
  18. Сулейманова, Л.А. Информационный краеведческий кейс, или В подмастерьях у туризма / Л.А. Сулейманова // Современная библиотека . - 2014 . – № 6 .- С. 22-25;
  19. Сурина, Е.Л. Виртуальное краеведческое бюро путешествий: притягательные магниты / Е. Л. // Библиотечное дело . - 2015 . - №4 . - С. 28-29;

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

На титульном листе:

Наименование учреждения.

Дата утверждения экскурсии.

Название темы экскурсии.

Вид экскурсии.

Протяженность маршрута.

Продолжительность экскурсии.

Фамилия и должность составителя.

 

На следующей странице:

Цель.

Задачи.

Вид экскурсии (по содержанию, по способу передвижения, по месту проведения, по составу и количеству участников).

Основные объекты показа (перечислить).

Маршрут экскурсии (путь следования)

Маршрут экскурсии

остановки

Объекты показа

Продолжительность, минут Наименование подтем и перечень основных вопросов Продолжительность изложения подтемы, минуты Организационные указания Методические указания