Russian Belarusian

Государственное учреждение культуры

«ЦБС Бобруйского района »

Центральная библиотека

Отдел библиотечного маркетинга 

 

Знание - лучшее лекарство от СПИДа

Методические рекомендации по профилактике ВИЧ/СПИДа 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Если Вы не знаете, на каком континенте расположены США, это не смертельно. Скажем, это пробел в знании географии. Если Вы не знаете, кто такой Александр Македонский, это тоже не беда, хотя после этого трудно слыть образованным человеком. Но если Вы не знаете как уберечь себя и своих близких от СПИДа, и пренебрегаете этими знаниями, такое невежество просто страшно. А знать нужно совсем немного.

 

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека. Он поражает разные клетки человека. И в первую очередь – клетки иммунной системы. Люди, заражённые этим вирусом, называются ВИЧ-ИНФЕЦИРОВАННЫМИ.

 

СПИД - синдром приобретённого иммунодефицита – конечная стадия ВИЧ-инфекции. Название отражает суть заболевания: дефицит (отсутствие) осуществления организмом одной из основных функций жизнеобеспечения – иммунной защиты.

 

ИММУННАЯ СИСТЕМА – внутренняя служба безопасности организма, защищающая его от развития инфекций, поражается вирусом и перестаёт работать. В результате человек неизбежно заболевает тяжёлыми инфекционными заболеваниями, лечить которые исключительно трудно, так как сам больной никак не сопротивляется развитию этих болезней.

С момента заражения ВИЧ до развития стадии СПИД может пройти от 7 до 15 лет. Пока ВИЧ не перешёл в стадию СПИД, инфицированный человек может чувствовать себя хорошо, выглядеть здоровым и даже не подозревать, что он заражён. ВИЧ может жить в организме годами, прежде чем появятся какие-либо проблемы со здоровьем. Единственный путь определить, есть ли вирус в организме – тест на наличие антител к ВИЧ.

 

ПЕРИОД ОКНА – В ответ на проникновение ВИЧ в крови начинают вырабатываться антитела к этому вирусу. Для этого организму нужно от 2-х недель до 3-х месяцев. Случается , что этот период длиться до 6-ти месяцев. В «период окна», когда вирус уже есть, а антител ещё нет, тест на антитела к ВИЧ будет отрицательным. Чтобы получить достоверный результат, нужен повторный анализ крови человека через з-6 месяцев. В «период окна» инфицированный человек уже может передать ВИЧ другим людям.

Анонимно и бесплатно можно сдать кровь на ВИЧ в любой поликлинике, независимо от места проживания.

Вирус передаётся только через жидкости организма. Это: кровь, сперма, вагинальный секрет, грудное молоко.

 

ЗАРАЗИТЬСЯ МОЖНО:

  • при сексуальном контакте;
  • при прямом попадании заражённой крови в организм через ранки, язвочки, повреждённые слизистые оболочки;
  • при использовании нестерильных колюще-режущих инструментов (шприцов, бритвенных, маникюрных принадлежностей и т.п.);
  • от инфицированной матери ребёнку во время беременности, родов, при кормлении грудью.

 

ПРЕДОТВРАТИТЬ ЗАРАЖЕНИЕ ПРОСТО:

  • здоровая кожа! Здоровая слизистая! Здоровые зубы!
  • Пользоваться презервативами при любом сексуальном контакте!
  • Всегда пользоваться одноразовыми и /или стерильными инструментами для медицинских процедур, связанных с проникновением в организм.

Несмотря на серьёзные последствия заражения, сам ВИЧ – очень слабый организм. Он может жить только в жидкостях организма человека и размножаться только внутри клеток. Поэтому совершенно НЕТ ОПАСНОСТИ ЗАРАЖЕНИЯ при дружеских поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей посудой, общим туалетом, бассейном, постельным бельём.

ИТАК, если всё сказанное Вы примете к сведению, ваше здоровье, а главное, ваша жизнь – вне опасности.

 

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕК

ПО ПРОБЛЕМЕ СПИДа

Наша цивилизация находиться перед лицом большой опасности, имя которой СПИД. Это не только трагедия больных, Она затрагивает судьбы семьи и общества в целом. Главным оружием в борьбе с ВИЧ должна стать пропаганда: для того чтобы человек осознал проблему, ему нужно постоянно о ней напоминать.

Основа профилактических мероприятий библиотек – широкое, своевременное и доступное информирование населения по разным аспектам проблемам ВИЧ/СПИД.

Основными аспектами профилактической работы библиотек являются:

ü  распространение объективной информации об эпидемической ситуации в республике Беларусь, области, районе;

ü  информирование о путях заражения ВИЧ-инфекцией и факторах её передачи;

ü  разъяснение мер профилактики заражения ВИЧ, пропаганда безопасного секса;

ü  формирование гуманного отношения к больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным;

ü  разъяснение законодательных, правовых и социально-медицинских мер профилактики и защиты ВИЧ-инфицированных;

Вся информационно-профилактическая работа по проблемам СПИДа делится на два основных этапа. Первый этап – это сбор, обработка и хранение информации. Второй – доведение накопленной информации до потребителя. Сущность первого этапа состоит в следующем: библиотекари должны ежегодно пополнять свои фонды новой литературой о СПИДе. Информация о литературе по данной теме отражается в систематическом каталоге в разделе 55.148 под рубрикой «СПИД». Аналогичный раздел имеется в систематической картотеке статей, где дано библиографическое описание статей из газет и журналов. В библиотеках агрогородков можно создавать компьютерные базы данных по этой проблеме.

 

Вся накопленная информация позволяет выполнять справочно-библиографическую и информационно-массовую работу среди читателей. Справочно-библиографическая работа включает выполнение различного вида справок и предоставление конкретной информации. Информационно-массовая работа заключается в подготовке и проведении массовых мероприятий, прежде всего, постоянно–действующих книжных выставок:

  • Скажи СПИДу «Нет»;
  • Помни, СПИД рядом;
  • Выбери будущее без СПИДа;
  • Я выбираю путь, где СПИДа нет, а ты?
  • Мишень СПИДа – молодёжь
  • Вирус, незнающий границ
  • От отчаяния – к надежде

На видных местах в библиотеке можно расположить следующие информационные материалы: «Оперативная информация о выявлении ВИЧ-инфекции на территории Республики Беларусь», листовки – обращения с полезной информацией, адресами областных центров профилактики СПИД и телефонами доверия «Анализ крови на ВИЧ», «Как передаётся ВИЧ-инфекция», «Вы не относите себя к «группе риска», но…», «Кто и где может помочь?», «Подросткам о ВИЧ-инфекции», «СПИД – несколько полезных советов».

Среди наиболее эффективных форм и методов обучения детей и подростков, нацеленных на практическое освоение приёмов и навыков отказа в ситуации выбора, можно выделить тренинги, ролевые и интеллектуальные игры, конкурсы творческих работ.

В ходе ситуационных игр формируются модели безопасного поведения в жизни, на примере конкретных ситуаций показываются негативные социально-психологические, экономические и правовые последствия распространения ВИЧ-инфекции. Игру можно использовать для развития уверенности в себе, в качестве репетиции трудного разговора или чтобы отработать модель желаемого поведения. (Приложение №1)

Тренинг – своеобразная информационно - игровая программа, значительно повышающая объём усвоенной информации и доверия к ней. Тренинг принципиально отличается от лекций. На тренинге активно работают все участники, это достигается правильным подбором упражнений и игр, специальной процедурой знакомства, абсолютно свободной атмосферой поведения. Отличием тренинга от занятия в школе или лекции является расположение участников – они располагаются по кругу. Круг, или как его ещё называют – тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий. Такое расположение участников обеспечивает доверительную атмосферу, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. (Приложение № 2)

Конкурсы творческих работ (сочинений, рефератов, докладов, плакатов, рисунков) помогают выразить молодым людям свое отношение к проблеме ВИЧ/СПИД, оказывая положительное влияние на сверстников.

Познавательно-игровые программы являются хорошим способом углубить знания подростков по данной проблеме, лучше запомнить и освоить информацию, полученную в игровой форме. (Приложение №3)

Устный журнал – это оперативная форма сообщения. Он не может рассказать о проблеме раньше периодической печати, но оперативно может организовать общение с компетентными людьми и специалистами, расширить доступ к информации по данной теме. Основная цель устного журнала – организация межличностного общения. Отсюда – требования к устному выступлению на его страницах. Это должен быть не доклад или лекция, а живое, непосредственное информационное сообщение, короткое выступление с комментариями или личными впечатлениями. Если в лекции может быть изложен тот или иной вопрос, в докладе – поставлены задачи по его решению, то в устном журнале участники встречаются с людьми, имеющими к профилактике СПИДа непосредственное отношение. Следовательно, подготовка информации для устного журнала заключается не только в отборе оперативной тематики для его «страниц», но и подборе состава выступающих – врачей, работников правоохранительных органов, сотрудников центра профилактики СПИД и т.д.

Обязательное художественное иллюстрирование каждого раздела, рубрики, странички устного журнала – одно из важнейших требований к его организации. Иллюстрирование должно быть разнообразным, использующим весь спектр выразительных средств, имеющихся в библиотеке. Здесь и кинофрагменты, и музыка, и плакаты, и книжно – иллюстративные экспозиции. (Приложение №4)

Дискуссия предполагает совместную работу группы от двух до тридцати человек, обменивающихся информацией и идеями с целью решения проблемы или лучшего понимания конкретной ситуации или задачи. Дискуссия характеризуется свободной и открытой коммуникацией, целенаправленностью, знакомством с фактами. Во время дискуссии ведущий может давать комментарии и указания, управляя её ходом. Должно быть выделено достаточно времени, чтобы каждый участник смог сообщить свои мысли.

Большой воспитательный эффект дают комплексные мероприятия для различных категорий пользователей. Такие тематические мероприятия несут в себе большой информационный и социальный заряд, что помогает участникам полнее уяснить разные аспекты профилактики ВИЧ-инфекции.

  • Декада профилактики инфекций передаваемых половым путём включает книжные выставки «Вирус запретного плода», «Знать, чтобы не оступиться», «Я и моя будущая семья»; викторины «Знай и помни», «Расплата за бездумность»; уроки моральности «Цена ошибки - жизнь», «Эпидемия страхов и предрассудков».
  • День профилактики СПИД «СПИД – угроза для всех». В программу Дня профилактики можно включить обзоры периодических изданий «СПИД: угроза человечеству», «Бич века: пьянство, наркомания, СПИД», «СПИД – болезнь невежества», «СПИД: спасение в знании»; урок обязательных знаний для старшеклассников «Умей сказать «Нет»; встречу с медицинскими работниками «Клинические проявления ВИЧ-инфекции»; часы полезной информации «Самое опасное бедствие планеты», «Можно ли жить без риска»
  • День профилактики СПИД «Кто предупреждён, тот вооружён». Программа Дня:

Час проблемного разговора «СПИД не выбирает, выбираем мы», тестирование для подростков «Как мы заботимся о своем здоровье», игра-викторина «Твоё здоровье в твоих руках», обзор литературы «Не отбирай себя у завтра».

  • День здоровья «Один мир, одна надежда». Цель данного мероприятия: обратить внимание детей и подростков на масштабную проблему – болезнь СПИД и на возможности её профилактики. В программу Дня можно включить беседу-объяснение «Не стань жертвой», викторину «ВИЧ-инфекция:20 вопросов и 20 ответов», шоу-урок «СПИД - расплата за беззаботность».

 

ЭТИКА И РЕЧЕВАЯ КОРРЕКТНОСТЬ БИБЛИОТЕКАРЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Выражения, которые мы употребляем, говоря о проблеме СПИДа, отражают наши знания и представления об эпидемии, а также наше отношение к людям, затронутым этой проблемой. Чтобы отошли в прошлое дискриминация, невежество и истерия, чтобы в обществе постепенно сформировалось трезвое и гуманное отношение к различным аспектам проблемы СПИДа, язык библиотекаря должен быть точен, свободен от дискриминации и предрассудков. Пренебрежение речевой корректностью в обсуждении проблемы СПИДа порождает ошибочные представления и мифы, мешающие людям принять правильные решения. Ниже приводятся выражения, которых лучше избегать, заменяя их более грамотными и современными.

«Чума ХХ века». Появившись в самом начале эпидемии, когда люди ещё не знали о причинах и путях распространения опасной болезни и испытывали слепой страх перед ней, этот устаревший журналистский штамп до сих пор кочует из публикации в публикацию. Ещё в конце прошлого столетия академик В.И. Покровский объяснил: «Сравнение ВИЧ-инфекции с чумой неудачно. Совершенно иные принципы заражения…ведь чума передаётся или с блохами, или по воздуху, поэтому интенсивность её распространения гораздо выше». Сравнение с чумой нагнетает СПИДофобию, истерию и средневековой страх перед инфекцией, а также способствует дискриминации и изоляции людей, живущих с ВИЧ.

«Жертвы СПИДа». Слово «жертва» предполагает пассивность и беспомощность перед лицом опасности. Большинство людей, живущих с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, активно борются за свою жизнь, здоровье и человеческие права и помогают другим избежать заражения. Именно благодаря их усилиям в мире достигнуты огромные успехи в лечении и профилактике ВИЧ/СПИДа.

«Невинные жертвы СПИДа». Как часто называют детей, заражённых ВИЧ-инфекцией в медицинских учреждениях. При этом молчаливо предполагается, что люди, заразившиеся половым путём или при употреблении наркотиков, в чем-то виноваты. СПИД – не преступление, а болезнь. Не только СПИД, но и многие другие заболевания могут быть вызваны рискованным поведением человека, однако никому не придёт в голову говорить о «невинных жертвах» рака, гепатита или диабета и выяснять, насколько человек «сам виноват» в своей болезни.

«Заразиться СПИДом». Очевидно, что заразиться можно только ВИЧ-инфекцией, которая может перейти в стадию СПИДа. Современные методы лечения направлены на то, чтобы не допустить перехода ВИЧ-инфекции в СПИД.

«Гомосексуалисты». Этот термин, возникший во времена, когда однополый секс считали «отклонением» и пытались лечить, воспринимается сейчас многими, как дискриминационный и устаревший. Кроме того, как в этом случае называть людей, испытывающих влечение к противоположному полу, - «гетеросексуалисты»? Говоря о сексуальной ориентации, лучше употреблять более современные и нейтральные термины «гетеросексуалы», «гомосексуалы» и «бисексуалы», а так же заимствованное из английского и всё более популярное у нас слово «геи». В программах профилактики часто употребляют выражение «мужчины, имеющие сексуальные отношения с мужчинами», так как не все они считают себя геями..

«ВИЧ-инфецированные», «пациенты», «больные СПИДОМ». Постарайтесь избегать выражений, которые рассматривают людей через призму инфекции или заболевания. Слово «пациент» уместно лишь в клиническом контексте – приходя домой или на работу, человек перестаёт быть пациентом . Выражение «больной СПИДом» можно употреблять в отношении человека, который действительно в данный момент болен и находится в стадии СПИДа, если речь идёт главным образом о его болезни. В мире приняты выражения «ВИЧ- положительные» (то есть получившие положительный результат анализа на ВИЧ-инфекцию), «люди, живущие с ВИЧ/СПИДом» или «люди с ВИЧ/СПИДом». Фраза «люди, затронутые эпидемией СПИДа», употребляется в отношении как ВИЧ-положительных, так и их близких, независимо от ВИЧ-статуса.

«Наркоман». Дискриминирующее выражение, на грани с жаргоном. «Больной наркоманией» уместно в отношении человека, которому поставлен диагноз «наркотическая зависимость». «Потребители наркотиков», или «наркопотребители» – выражение наиболее нейтральное и точное.

«Группы риска». Устаревшее, безграмотное и часто дискриминационное выражение, которое полностью вышло из обихода антиСПИДовского сообщества. Риск определяет не принадлежность к какой-либо группе, а индивидуальное поведение. Некоторые части общества могут быть более уязвимы для ВИЧ, поскольку в силу ряда факторов (бедности, дискриминации, бесправия) не могут себя обезопасить и избежать рискованных ситуаций. В таком случае уместно выражение «уязвимая группа». Профилактические программы создаются в расчёте на целевые группы.

«Страшная болезнь». За многие годы эпидемии в России и Беларуси традиционные «страшилки» никого не спасли и не просветили, а напротив, заставили одних брезгливо отвернуться от проблемы, а других – погрузиться в депрессию и отчаяние. Задумывались ли вы о том, какие чувства они вызывают у людей, которые живут с ВИЧ-инфекцией или беспокоятся о своих близких? Страшна не болезнь, а невежество, дискриминация, недоступность реальной профилактики и эффективного лечения. Страх – плохой советчик. Он затуманивает сознание и парализует волю именно в тот момент, когда нужно ясно мыслить и решительно действовать.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение № 1

 

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ ПО ПРОФИЛАКИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

 

1.         Ситуационная игра «В ЧЁМ ПРОБЛЕМА?»

Возраст.        9-11 классы.

Место проведения -            Школьный класс, библиотека

Время-45 минут

Необходимые материалы - Набор карточек с ситуационными заданиями

Описание игры          Группа делиться на 5 команд. Методом жеребьёвки каждая команда получает определённый номер ситуации для дальнейшего разбора. Даётся время на обсуждение ситуации. Каждая команда даёт решение своей ситуации, разыгрывая её по ролям, при этом строго соблюдается время, регламентированное ведущим. Остальные команды внимательно выслушивают предложенные варианты. В случае несогласия каждая команда может предложить свой выход из создавшейся ситуации. В конце игры ведущим проводится анализ представленных ситуаций.

Примечания для ведущего Ведущий не допускает споров между игроками. Следит за корректностью выражений.

Ситуации Ситуация № 1. Если мы принудительно протестируем всё население, а затем изолируем инфицированных навсегда, то это сможет остановить распространение ВИЧ-инфекции.

Ситуация № 2. Изолировать необходимо только тех ВИЧ-инфицированных, которые заразились вследствие «безнравственного поведения».

Ситуация № 3. Все поступающие в больницы должны быть обследованы на ВИЧ-инфекцию.

Ситуация №4. Беседы с молодёжью о сексе, о презервативах подталкивают молодых людей к раннему началу половой жизни.

Ситуация № 5. ВИЧ-инфецированные дети должны посещать общеобразовательные школы.

 

2.         Ситуационная игра «СТЕПЕНЬ РИСКА»

Возраст   8-11 классы

Место проведения   библиотека, школьный класс.

Время 45 минут

Необходимые материалы карточки с обозначением ситуаций риска заражения.

Описание игры: На полу чертиться линия – линия РИСКА. На одном её конце размещается карточка с надписью «ВЫСОКИЙ РИСК», на другом – «РИСК ОТСУТСТВУЕТ»; карточка «НЕБОЛЬШОЙ РИСК» размещается ближе к середине линии. Каждому участнику даётся карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным. Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладёт её на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который, по его мнению точно отражает степень риска заражения ВИЧ-инфекцией, охарактеризованной записью на карточке.

Ситуации

плавание в бассейне,                                 

инъекция в лечебном учреждении,                      

оральный секс                                             

половая жизнь в браке                               

переливание крови,                                   

пользование чужой зубной щёткой,        

плавание в бассейне,

половой акт с потреблением наркотиков,

проживание в одной комнате с ВИЧ-инфицированным,         

нанесение татуировки,

поцелуй в щёку;      

глубокий поцелуй,

прокалывание ушей,

уход за больным СПИДом,

укус комара,

множественные половые связи

 

3. Ситуационная игра «ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ.

Возрвст         9-11 класс

Место проведения    библиотека, школьный класс.

Время 45 минут

 

Необходимые материалы   Карточки с ситуациями, таблица «Область последствий» для заполнения.

Описание игры          участники делятся на 4 группы. Каждая из них получает карточку с ситуацией и форму для заполнения. Участникам даётся 15-20 минут для обсуждения предложенного задания и заполнения таблицы «Область последствий». По окончании обсуждения каждая группа проводит анализ ситуации.

Примечания для ведущего: группа разбирает ситуацию только в рамках предложенного для сюжета. Колонка «Область последствий» заполняется для каждого героя отдельно. По окончании работы ведущий анализирует результаты и подводит итог.

Ситуации.

Ситуация № 1. Сергей и Анна живут 11 лет вместе. Живут они в Витебске. У них двое детей. Дочь – 7 лет и сын – 5 лет. Сергей – врач в местной поликлинике. Он не сказал Анне, что он гомосексуал и у него с 16 лет было много сексуальных партнёров. Один из партнёров Сергея болеет, врач порекомендовал ему сделать тест на ВИЧ-инфекцию. Результат оказался положительным.

Ситуация № 2. Татьяна работает в компании, импортирующей свои товары, в Гродно. Она зарабатывает 300 долларов США в месяц. Она регулярно ездит со своим боссом в Турцию, Польшу, Германию для закупки одежды для компании. Её муж, Юрий, инженер, не работает в данный момент. У них одна дочь 16 лет. Татьяна инфицирована ВИЧ.

Ситуация № 3. Игорь работает на тракторном заводе, Он зарабатывает около 3 00 белорусских рублей. Его жена Светлана работает в банке. Её месячный заработок 3 00 белорусских рублей. У них одна дочь 3-х лет. Светлана ожидает второго ребёнка. У Игоря есть девушка по имени Галина, она работает в кафетерии офиса, они регулярно встречаются после работы. Галина разведена. Однажды Галина сообщает Игорю, что она ВИЧ-инфицирована.

Ситуация № 4. Людмила (19 лет) и Вячеслав (24 года)имеют небольшой киоск в Светлогорске, но зарабатывают немного. В течении 18 месяцев Вячеслав употребляет наркотики, которые вводит внутривенно. Он часто использует деньги, заработанные в киоске для покупки наркотиков. Иногда он продаёт наркотики в киоске 3-4 потребителям наркотиков. У них 18-месячный сын, за которым присматривает мать Людмилы, ей 40 лет. Вячеслав ВИЧ-инфицирован.

 

Таблица «Область последствий»

Герой Область последствий
социальные экономические психологические другие

 

Приложение № 2

 

ТРЕНИНГ «СПИД: ЖИТЬ, ЗНАЯ ФАКТЫ»

Тема: проблемы, связанные с ВИЧ/СПИД, профилактика ВИЧ-инфекции

Цель: повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом.

Задачи:

  • Выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме
  • Дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасности поведения, о возможностях предупреждения инфицирования
  • Мотивировать к дальнейшему самостоятельному поиску информации о ВИЧ/СПИД
  • Проверить уровень усвоения информации

 

План занятий :

-           Введение и знакомство участников

-           Принятие правил работы группы

-           Оценка уровня информированности

-           Актуализация проблемы

-           Информационный блок

-           Приобретение практических навыков

На первом этапе ведущие представляются и описывают цели и задачи тренинга. Можно использовать короткие игры на знакомство («Снежный ком»). Участникам можно предложить карточки для написания своего имени (бэйджи), это позволяет тренеру обращаться к каждому участнику по имени.

Игра «Снежный ком»

Каждый участник называет своё имя и продумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчёркивает индивидуальность участника. Необходимо следить за тем, чтобы определения не повторялись.

 

Пример:

Первый участник: Максим мудрый.

Второй участник: Максим мудрый, Ольга оригинальная.

Третий участник Максим мудрый. Ольга оригинальная. Наталья находчивая и т.д.

После проведения игры необходимо выяснить, что участники тренинга ожидают от него. Записать высказывания на ватмане и вывесить на стену. Это следует сделать для того, чтобы в конце занятия можно было сравнить, оправдались ли эти ожидания.

Актуальность проблемы.    Оценка уровня информированности . Данный этап необходим для соотнесения личного опыта участников (знания о проблеме, отношение к ней) с реальными фактами и ситуацией. Этот этап может быть проведён в форме дискуссии, в процессе которой ведущий при помощи последовательных вопросов приводит участников к мысли об актуальности обсуждаемой проблемы.

 

Возможные вопросы для дискуссии:

•          Актуальна ли проблема ВИЧ- инфекции для нашего региона?

•          В нашем городе (районе, деревне, сельском Совете) есть ВИЧ-инфицированные?

•          Сколько их? Это много или мало? Эта проблема касается нас?

•          Нужно ли говорить об этой проблеме в наше время?

•          Зачем это нужно?

•          Как вы думаете, хорошо ли, что молодые люди нашего региона информированы о ВИЧ-инфекции?

 

Информационный блок. Цель данного блока – передать слушателям информацию о ВИЧ-инфекции. Ведущий последовательно отвечает на приведённые ниже вопросы. Для закрепления материала может быть проведена игра «Спорные утверждения»

Вопросы:

1.         Что такое ВИЧ?

2.         Что такое СПИД?

3.         Как передаётся ВИЧ-инфекция?

4.         Что такое «период окна»?

5.         Когда, как, где и кому следует сдавать тест на антитела к ВИЧ?

6.         Как избежать инфицирования ВИЧ?

 

Игра «Спорные утверждения»

Цель: эта игра, кроме информирования, даст возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД.

Материалы: листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю / не уверен».

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями н по четырём сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений. После того, как утверждение произноситься , участники сразу же должны разойтись и стать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения.

 

«Спорные утверждения»:

•          Чтобы предупредить распространение ВИЧ/СПИД, необходимо запретить проституцию.

•          Необходимо ввести поголовное принудительное обследование на ВИЧ.

•          ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей.

•          Врач, у которого обнаружен ВИЧ, должен быть отстранён от работы.

•          Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы.

•          ВИЧ- инфекция – это наказание за однополые сексуальные отношения, наркоманию, сексуальную распущенность.

•          Не логично, что ВИЧ-инфицированных освобождают от службы в армии, но наказание в виде лишения свободы к ним применяется.

•          Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.

•          «Проблема СПИДа» раздувается журналистами, а , на самом деле, она касается небольшой и не самой лучшей части общества.

•          ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции.

•          СПИД – это один из способов естественного отбора, а именно, возможность улучшить генофонд человека.

•          Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся.

Проводя эту игру, вы можете выбрать любое количество утверждений, котторые соответствуют вашей цели.

Этап приобретения практических навыков. Главная цель этого этапа – осознание участниками важности принятия ответственных решений. В данном контексте – это способность продумать и взвесить последствия незащищённого сексуального контакта. А так же способность принять решение и реализовать его. Для выполнения задач этого этапа можно провести игру «Скажи «нет»

 

Игра «Скажи «нет»

Цель: обсудить провоцирующие ситуации.

Участники делятся на 3 группы. Каждой группе даётся ситуация, в которой субъект подвергается сексуальной провокации или давлению со стороны других. Группам предлагается обсудить ситуации и найти выход, позволяющий с меньшим риском выйти из этой ситуации.

Возможные ситуации:

•          «Василиса и Егор вместе уже 6 месяцев. Егор очень хочет начать половые отношения, но Василиса чувствует, что ещё не готова к этому. Каждый раз, когда они встречаются, Егор давит на Василису. Василиса не хочет потерять Егора. Что ей делать?»

•          «Я не люблю презервативы и поэтому их не использую. Кроме того, ты же знаешь, что я ничем не болею, давай займёмся сексом»

•          «Не волнуйся: если ты забеременеешь, я на тебе женюсь»

•          «Садись в машину. Я тебя довезу»

•          «Поехали, я же могу вести машину. Всего несколько глотков выпил»

Вопросы к обсуждению:

•          Чего хочет молодой человек?

•          Хочет ли этого девушка?

•          Какие варианты поведения могут быть в этой ситуации?

•          Как может развиваться ситуация, если девушка согласиться/откажется?

•          Какой вариант наиболее эффективен?

Завершение работы. На этом этапе нужно подвести итоги проведённой работы, выяснить, как участники усвоили информацию (например, с помощью анкеты). Так же можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие.

 

Приложение № 3

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «СПИД: ЗНАНИЯ ПРОТИВ СТРАХА»

Цель игры: углубить знания подростков о ВИЧ/СПИДе, о путях распространения заболевания и мерах профилактики.

Сценарий игры: Формируются команды по 6-8 человек. За каждый правильный ответ команда получает по одному очку. Выигрывает та, которая наберёт большее количество очков.

В гейме «Тёмная лошадка» в качестве ведущего гейма лучше пригласить медицинского работника.

В гейме «Ты – мне, я – тебе» команды задают друг другу подобранные заранее вопросы.

 

1 гейм: разминка

Вопросы первой команде:

1.         ВИЧ – это…

А) ретровирус, поражающий иммунную систему;

Б) непатогенный вирус;

В) вирус, поражающий печень.

Ответ: А

2.         Кого из перечисленных ниже лиц можно отнести к «уязвимой группе лиц»?

А) лица, работающие вместе с инфицированными;

Б) лица, ведущие беспорядочную половую жизнь;

В) лица, питающиеся в столовых и ресторанах;

Г) лица, употребляющие наркотики

Ответ: Б. Г

3.         Насколько устойчив вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)?

А) очень устойчив;

Б) погибает при кипячении;

В) погибает сразу при попадании во внешнюю среду;

Г) погибает при обработке спиртом,

Ответ: Б. Г.

Вопросы второй команде:

1.         СПИД это …

А) заболевание внутренних органов;

Б) инфекционное заболевание иммунной системы;

В) заболевание, возникшее в результате мутации генов.

Ответ: Б.

2.         Выберете из предложенных примеров пути заражения ВИЧ-инфекцией:

А) совместные игры;

Б) рукопожатие;

В) половой контакт;

Г) занятие спортом;

Д) от ВИЧ- инфицированной матери к ребёнку.

Ответ: В, Д.

 

II гейм: «Темная лошадка»

Вопрос первой команде

Антитела не всегда способны обезвредить вирус. Как вы думаете, с каким особым свойством ВИЧ это связано?

Ответ: предполагают, что вновь образующиеся вирусы не являются копией первоначальных, значит антитела не могут обезвредить изменённый вирус и ВИЧ может беспрепятственно поражать Т-клетки-помощники.

Вопрос второй команде

Опираясь на знания о механизме действия иммунной системы, поясните, каким образом отвечает иммунная система на атаку вируса?

Ответ: белые тельца крови называют клетками иммунной системы. Размножаясь, они образуют Т_клетки-помощники, которые в свою очередь активизируют В-клетки иммунной системы, вырабатывающие антитела для обеззараживания проникающего в кровь ВИЧ

 

III гейм: «Дальше, дальше, дальше»

Вопросы первой команде:

1.Верно ли, что многие симптомы, характерные для ВИЧ-инфекции сходны с симптомами других болезней?

Ответ: да. Многие симптомы, характерные для ВИЧ-инфекции, можно наблюдать при гриппе и даже при обычном стрессе.

2.Означает ли положительный анализ на ВИЧ, что человек болен СПИДом?

Ответ: нет. Анализы свидетельствуют о том, что человек является носителем ВИЧ, а в какой стадии находится, необходимо дополнительное исследование.

3.Является ли ВИЧ-инфицированный больным СПИДом?

Ответ: это зависит от стадии заболевания. ВИЧ-инфекция имеет несколько стадий, последняя - СПИД. ОТ момента заражения и до стадии СПИД он является носителем ВИЧ.

4.Что прежде всего способствует распространению ВИЧ-инфекции?

Ответ: особенности поведения:

-           половые контакты с малознакомыми и часто меняющимися партнёрами;

-           совместное использование нестерильных шприцов и игл, в первую очередь среди наркоманов..

5. В каких биологических жидкостях обнаружен ВИЧ?

Ответ: практически во всех, но наибольшая концентрация в крови, семенной жидкости, влагалищном секрете, материнском молоке.

6. Как происходит заражение ВИЧ (вирусом иммунодефицита человека)?

Ответ: при попадании биологической жидкости (кровь, выделения половых органов, молоко матери) ВИЧ-инфицированного в организм здорового человека.

7. Возможно ли уменьшить риск заражения ВИЧ через половые контакты?

Ответ: ограничить количество половых партнёров; избегать интимных отношений с теми, чьё состояние здоровья неизвестно; использовать презерватив.

8. Можно ли заразиться ВИЧ в плавательном бассейне, бане?

Ответ: такие случаи зарегистрированы не были.

9. Можно ли заразиться ВИЧ от кошки, собаки и других животных?

Ответ: подобные вирусы обнаружены у кошек, собак, овец. Однако установлено, что они не могут вызывать заболевание у человека.

10. Что такое оппортунистические инфекции?

Ответ: это заболевания, которые никогда не встречаются у лиц с нормально функционирующей иммунной системой или встречаются крайне редко, так как возбудители таких болезней уничтожаются иммунной системой здорового человека. Такие инфекции являются постоянными спутниками СПИДа.

11. Важно ли утверждение, что ВИЧ поражает красные кровяные тельца?

Ответ: нет. Вирус иммунодефицита человека поражает белые кровяные тельца, особенно Т-клетки-помощники.

12. Можно ли заразиться ВИЧ, пользуясь чужой бритвой, маникюрными принадлежностями?

Ответ: следует избегать совместного использования инструментов, которые могли находиться в контакте с зараженной крови.

Вопросы второй команде.

1.Как можно выявить заражение ВИЧ?

Ответ: факт заражения можно установить только на основании данных специального анализа крови на наличие антител к вирусу иммунодефицита человека и тщательного медицинского осмотра.

2.Что затрудняет диагностику ВИЧ – инфицирования?

Ответ: болезнь может принимать различные клинические формы течения.

3. Какие оппортунистические инфекции вы знаете?

Ответ: пневмония, грибковые заболевания полости рта, саркома Капоши (опухолевое заболевание кожи).

4.Можно ли заразиться ВИЧ при поцелуе?

Ответ: ВИЧ содержится в слюне ВИЧ-инфицированного человека в незначительной концентрации, поэтому возможность заражения таким путём существует только теоретически, и, то лишь при наличии повреждений в полости рта.

5.Почему не изолируют ВИЧ-инфицированных, чтобы предотвратить распространение этого заболевания?

Ответ: ВИЧ не передаётся воздушно-капельным путём, при рукопожатии, при совместной работе или учёбе, при бытовых контактах, поэтому для окружающих ВИЧ-инфицированные люди не представляют опасности.

6.Могут ли распространять ВИЧ комары и другие кровососущие насекомые?

Ответ: такой путь заражения маловероятен, поскольку ВИЧ довольно быстро погибает в пищеварительном тракте насекомых.

7. Можно ли заразиться ВИЧ при посещении зубного врача?

Ответ: нет, обычный процесс стерилизации инструментария убивает вирус.

8.Каким образом происходит заражение ВИЧ детей?

Ответ: передача вируса от матери ребёнку происходит во время внутриутробного развития, родов, кормления грудью. В организме матери действует определённая система очистки крови, которая может перехитрить вирус, но у ВИЧ-инфицированной женщины этот механизм разрушен. Во время родов заражение может произойти через повреждение кожи ребёнка.

9. Можно ли заразиться ВИЧ через обычные бытовые контакты, через стакан, тарелку, которыми пользовался ВИЧ-инфицированный?

Ответ: нет.

10. Имеются ли случаи спонтанного выздоровления больных СПИДом?

Ответ: таких случаев не наблюдалось

11.Кто проходит обязательное обследование на наличие вируса иммунодефицита человека?

Ответ: доноры крови.

12. Нужно ли держать в секрете диагноз ВИЧ-инфицированных ?

Ответ: врачи не имеют права разглашать такую информацию, а больной сам решает: рассказывать кому-либо о своём диагнозе.

 

IV гейм «Ты - мне, я – тебе»

Вопрос первой команде

На основе имеющихся данных о путях заражения, перечислите лиц, подвергающихся наибольшей опасности заражения

Ответ: Лица, употребляющие наркотики.

Люди, часто меняющие половых партнёров, вступающих в половую связь с партнёрами одного пола.

Женщины, занимающиеся проституцией.

Дети, родившиеся от ВИЧ-инфицированной матери.

Вопрос второй команде

 

Сформулируйте меры профилактики для лиц, которые в силу профессиональной деятельности имеют дело с биологическими жидкостями больных и вирусоносителей .

Ответ:

1.         Мытьё рук после каждого контакта с выделениями больного.

2.         Принятие специальных мер защиты при работе с острыми и колющими предметами (уничтожение одноразовых шприцов, игл)

3.         Ношение защитной медицинской одежды(перчатки, защитные очки, халаты)

4.         При случайном ранении инфицированным предметом или при попадании крови больного на слизистые оболочки рта, глаз: промыть, закапать капли, рот пополоскать; при повреждении кожи необходимо сразу же выдавить из ранки кровь, промыть водой, провести немедленную обработку повреждённого места спиртом, йодом и др. средствами.

После окончания игры, ведущий подводит итоги и благодарит команды за участие.