Russian Belarusian

ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района»

Центральная библиотека

Отдел библиотечного маркетинга

 

 

 

 

Толерантность - путь

 

к культуре мира

 

 

 

 

Методические рекомендации библиотекарям по формированию толерантности у детей и подростков

 

г. Бобруйск

 

 

Толерантность – путь к культуре мира : методические рекомендации библиотекарям по формированию толерантности  у детей и подростков  / ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района»,  центральная библиотека, отдел библиотечного маркетинга [составитель Ж.Б. Воробьева , редактор Л.И. Схаба ] . -  Бобруйск , Центральная районная библиотека ,  2016 . -   20с.

 

Библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры, выполняя важную просветительскую, гражданскую функцию, должны выступать проповедниками идей толерантности. Актуальность темы формирования толерантного сознания - бесспорна. Особенно по отношению к детям, юношеству и молодежи. Воспитывая толерантность, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Сотрудники библиотек могут познакомиться с методикой проведения Дня толерантности, опытом работы библиотек по воспитанию толерантного отношения к миру. 

 

Содержание

Введение 4
Что такое толерантность? 5
Методические рекомендации по проведению мероприятий к Международному Дню толерантности 6
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Названия книжных выставок и массовых мероприятий 13
Воспитание толерантности: опыт библиотек (аннотированный список литературы) 14
Сценарий урока толерантности «Толерантность – путь к культуре мира» 17

 

 

Введение

В последние годы в нашей стране получило широкое распространение понятие «толерантность». В современном обществе данная категория имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка процесса патриотического воспитания, и как норма социального действия, и как политическая необходимость. Толерантность проявляется в различных сферах жизни общества (нравственной, правовой, политической, религиозной, экономической и т.д.), выступая необходимым условием взаимодействия культур.

В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО провозглашено: «Воспитание толерантности является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других».

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива. Вместе с тем, возможности учреждений культуры, как ресурса формирования толерантности у детей и подростков, на практике требуют активизации сил. Связано это с тем, что современные социологические исследования по выявлению уровня толерантности, констатируют преимущественно невысокий уровень толерантности молодежи, при сохранении достаточно высокого процента совершения правонарушений молодыми людьми на национальной или иной почве. В этих условиях библиотеки являются тем пространством, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения

 

Что такое толерантность?

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

 

Понимание толерантности в разных языках примерно одинаковое:

  • в английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;
  • во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов»;
  • в китайском языке быть толерантным – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;
  • в арабском – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям».

 

Выделяют критерии толерантности:

  • взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
  • равноправие (равный доступ ко всем благам, независимо от цвета кожи, расы, культуры, вероисповедания);
  • равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
  • сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
  • возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе.

Толерантность - это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных представлений. Возникла толерантность в западной цивилизации на религиозном уровне.

Прежде всего, толерантность означает доброжелательное и терпимое отношение к чему-то. Основой толерантности является открытость мысли и общения, личная свобода индивида и оценивание прав и свобод человека. Толерантность означает активную позицию человека, а не пассивно-терпимое отношение к окружающим событиям, то есть толерантный человек не должен быть терпимым ко всему, например, к нарушению прав человека. То, что нарушает общечеловеческую мораль, не должно восприниматься толерантно.

Поэтому следует различать толерантное поведение и рабскую терпимость, которая не приводит ни к чему хорошему.

   Следовательно, толерантность является достаточно тонкой категорией, которой, безусловно, нужно придерживаться, поскольку она определяет моральное, общественное и демократическое развитие общества.

 

Методические рекомендации по проведению мероприятий

к Международному Дню толерантности

 Одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе является толерантность. Библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры, выполняя важную просветительскую, гражданскую функцию, должны выступать проповедниками идей толерантности. Актуальность темы формирования толерантного сознания - бесспорна. Особенно по отношению к детям, юношеству и молодежи. Воспитывая толерантность, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира.

 

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

 

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у подростков и молодежи миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

а) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

б) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

в) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

г) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

д) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе:

а) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

б) демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей;

3) популяризация ведущих идей педагогики толерантности.

 

Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, выделим основные идеи стратегии формирования толерантности в библиотеке:

  • Использования идей народной педагогики

Основная идея - народная педагогика как традиция воспитания, воспитание как накопление социального и культурного опыта народа.

  • Региональный подход

Основная идея: своеобразие регионального подхода к воспитанию и формированию культуры этносов, населяющих наш регион.

  • Использование элементов народного игрового досуга

Основная идея: игра - наиболее эффективное условие формирования толерантных отношений в детском коллективе.

  • Организация народных праздников

Основная идея: коллективный досуг и народный праздник - эффективное условие формирования толерантных отношений.

  • Проведение мероприятий с элементами кросс-культурной психологии

Основная идея: диагностика культурных отличий, проблем восприятия подростками иной культуры, ценностей других народов.

 

Примерная программа Недели толерантности

 

День уважения и терпения

  • «Если бы я был…другим». Игровые занятия с элементами тренинга.
  • «Сложное понятие «толерантность». Проблемная выставка, плакаты, конкурсы фотографий, рисунков.

 

День национальных культурных деликатесов

  • «О вкусах не спорят» (национальные блюда разных народов). Кулинарный праздник.
  • «О вкусах не спорят». Выставка-рецепт.
  • «Белорусская кухня». Беседа-дегустация.

 

День антиэкстремизма

  • «Свои и чужие»: Экстремизм на наших улицах. Беседа-обзор.
  • «Свои и чужие». Ток-шоу.
  • «Величина нации определяется…». Молодежный перекресток (дебаты).
  • «Немного об ответственности» (Уголовные аспекты экстремизма). Встреча с сотрудником милиции (юристом). Тематическая полка (тематическая выставка).

 

День конфессий

  • «О верах и религиях». Выставка-просмотр.
  • «Разные боги разных народов». Встреча с представителями конфессий.

 

День культуры народов мира (народа)

  • «Обычаи и обряды разных народов». Беседа-обзор (игра-путешествие).
  • Вечер национальной музыкальной культуры.
  • «Поговорка – цветок, пословица – ягодка» (пословицы и поговорки разных стран). Фольклорная игровая программа.

 

День национальных игр

  • «Национальные страсти» (Игры народов мира). Игровая программа.
  • «Игромания». Праздник национальных игр.

 

Идеи, которые можно использовать при подготовке мероприятий:

  • Составить список «Принципов терпимого поведения», оформить его в виде красивого плаката и повесить где-нибудь на видном месте (подготовить такой плакат можно по материалам дискуссии с ребятами).
  • Устроить конкурс плакатов (эссе, стихов) на тему толерантности (терпимого поведения). Организовать выставку (представление) и награждение победителей.
  • Оформить красивый коллаж на тему «Эстетика и духовность национального идеала".
  • Тематическая выставка «Национальные образы-идеалы».
  • Придумать вместе с ребятами презентацию идей толерантности. Например, мини-спектакль или рекламный ролик.
  • Пригласить представителей разных народов. Устроить встречу с ними в неформальной обстановке.
  • Если в вашей местности живут представители разных национальных и религиозных групп, создать клуб, где они смогут собираться и придумывать мероприятия (концерты, праздники), подчеркивающие культурное разнообразие.
  • Организовать дебаты, ток - шоу и т.д. по актуальным темам (случаи дискриминации и насилия в мире, терроризм).
  • Совместно с клубом провести музыкальный вечер (дискотеку) с национальной музыкой.
  • Провести вечер «необычных профессий и хобби». Пригласить людей, которые работают в необычных местах или имеют необычные увлечения, рассказать о себе.
  • Устроить вечер воспоминаний с рассказами о необычных людях, которые встречались в жизни.

 

Возможные тематические аспекты Международного Дня толерантности:

  • толерантность по отношению друг к другу (бесконфликтное общение, терпимое отношение к непохожему на тебя, доброта, милосердие, забота, культура общения);
  • толерантность в семье (уважение родителей, этика семейных отношений);
  • национальные культуры и традиции (этнографические знания о происхождении народов, своеобразие национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства художественных промыслов, праздников, история религий, диалог культур и пр.).

 

Формами проведения Дня толерантности могут быть:

  • тематические выставки литературы;
  • информационные стенды;
  • познавательно-игровые программы;
  • кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;
  • праздники, фестивали национальных культур, фестивали дружбы народов;
  • акции милосердия;
  • информационные часы, часы откровенного разговора («Мы очень разные, но мы вместе», «Толерантность и мы», «Толерантность к себе и другим», «Толерантность – это…», «Ключ к толерантности», «Традиции и обычаи моей страны», «Дети разных народов, мы мечтая о дружбе живем!», «Путь  к взаимопониманию» и др.);
  • практикумы;
  • круглые столы («Жить в мире с собой и с другими», «Толерантность – гармония многообразия», «К чему приводит национальная и религиозная нетерпимость?», «Что значит уважать другого», «Законы толерантности», «Памятка толерантности» и др.);
  • конференции;
  • диспуты;
  • конкурсы творческих работ: сочинений-эссе, стенгазет, плакатов, журналов, видеоматериалов и др., посвящённых проблеме толерантности;
  • викторины;
  • тематические вечера, на которых могут быть показаны образцы искусства разных народов;
  • встречи со специалистами, работающими в сфере изучения проблемы толерантности;
  • встречи с представителями власти, СМИ, религиозных конфессий, этнокультурных сообществ.

 

Сначала необходимо определиться для какой аудитории вы планируете провести мероприятия по формированию толерантности и поставить себе цели и задачи. Затем определить из каких мероприятий будет состоять Ваша работа по данной теме. Затем следует составить план мероприятия, модифицировав их в соответствии с Вашими задачами. Вы также можете провести собственные мероприятий, имеющиеся в Вашем арсенале. Составляя план, обязательно чередуйте различные формы работы.

Так сложилось, что Интернет стал зоной свободного выражения мнений самых разных людей и сообществ. Уникальность интернета заключается в том числе, в бесконечной возможности презентации любых социальных феноменов. Тем самым Интернет сам по себе является наглядным примером воплощения идеи толерантности.

Сайт «Толерантность» www.tolerance.ru посвящен проблеме толерантности и экстремизма. Основная цель сайта – распространение идей и социальных образцов толерантности, информации о практическом опыте приобщения к культуре толерантности людей разного возраста, вероисповедания, национальности.

Сайт развивается в направлении интерактивности. Посетители могут участвовать в опросах, дискуссиях, «серьезных играх», задавать вопросы специалистам, присылать свои материалы. Предлагаются аналитические и методические материалы, мастер-классы, тренинги для подростков

Целью сайта «Уроки толерантности» http://tolerantnost.21309.edusite.ru является формирование межнационального общения учащихся, способствующего их социальному самоопределению, выбору правильного жизненного пути.

На этом сайте учащиеся, родители, педагоги и все, кто интересуется этой темой, смогут найти полезную информацию по этой проблеме: история проявления толерантности, словарь толерантности, мудрые мысли и многое другое. Представлены также материалы для подготовки внеклассных мероприятий.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Названия книжных выставок и массовых мероприятий

  • В слове Мы – сто тысяч Я;
  • Вместе рекой быть, а врозь – ручейками;
  • Давайте дружить литературами;
  • Как войну не назови, мира не получится»;
  • Мы не одни в этом мире живем;
  • Нам в конфликтах жить нельзя, возьмемся за руки друзья!;
  • Пусть дружат дети всей Земли;
  • Солнце всем на планете одинаково светит;
  • Цените людей, а не оценивайте их;
  • Я, ты, он, она – вместе целая страна;
  • Библиотека пространство толерантности;
  • В дружбе единство;
  • Весь мир – огромный дом;
  • Давайте уважать друг друга;
  • Движение к взаимопониманию;
  • Диалог культур – искусство жить вместе;
  • Добро объединяет;
  • Единство горы рушит…;
  • Жизнь в многонациональном обществе;
  • К толерантности шаг за шагом;
  • Как ужиться в этом сложном мире;
  • Мир в твоем окне;
  • Мир языков – мир людей;
  • Мы разные, но не чужие;
  • Народы дружат книгами;
  • Непобедима страна - когда един народ;
  • Одарять друг друга непохожестью;
  • Радуга национальных культур;
  • Толерантность – гармония в многообразии;
  • Толерантность – путь к миру;
  • Уважение права быть иным;
  • Учимся понимать других;
  • Через книгу к миру и согласию;
  • Школа толерантности, школа дружбы;
  • Я не хочу ненавидеть!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Воспитание толерантности: опыт библиотек

(аннотированный список литературы)

1.         Батаева Т.Н. Многоголосие по-венгерски: библиотечное обслуживание мультикультурного населения / Т.Н. Батаева // Библиотечное дело. – 2008. - №8. – С.34-35.

Оперативное предоставление необходимой информации, обслуживание читателей с учетом их национальных интересов, использование библиотек для межнационального общения и обучения содействуют адаптации мигрантов в обществе. В этом направлении интересна деятельность зарубежных библиотек.

 

2.         Брусиловская Р. Большое путешествие Харпер Ли в России / Р. Брусиловская // Библиополе. -2008. - №1. - С.2-6.

Обзор деятельности библиотек Ивановской области по привлечению населения к чтению книги Харпер Ли «Убить пересмешника» в рамках реализации международного гуманитарного проекта «Большое чтение» и одного из основных направлений деятельности – формирование установок толерантного сознания.

 

3.         Глинка И.И. Трудная дорога к миру: по следам реализации библиотечной программы / И. Глинка // Библиотечное дело. - 2008. - №9. - С.30-32.

Представляется программа централизованной библиотечной сети г. Апатиты (Мурманская область) «Толерантность – дорога к миру», которая была реализована в 2006-2008 годах. В рамках проекта было проведено множество различных мероприятий, рассчитанных как на детей и молодежь, так и на библиотечных работников. О самых интересных мероприятиях и основных итогах программы можно прочитать в статье.

 

4.         Гурьева Г. Толерантность и право / Г. Гурьева // Библиополе. - 2007. - №12. - С.69-71.

В данном материале предлагается сценарий для проведения с детской аудиторией мероприятия, посвященного вопросам прав человека. Оно включает в себя и выставки-диалоги, и участие в ролевых играх, направленных на формирование правовой культуры детей.

 

5.         Дудникова Е. Учимся идти навстречу друг другу : межнациональные отношения подростков : результаты исследования / Е. Дудникова // Библиополе. – 2011. - № 4. – С. 39 – 41.

 

6.         Коновалова М.П. Терпимость - ключ к благополучию общества. Воспитание толерантности. Основные идеи и принципы / М.П. Коновалова // Библиотечное дело. - 2006. - №2. - С.27-28.

В статье поднимаются проблемы воспитания терпимости, толерантного отношения к людям с ограничениями в развитии, детям-инвалидам. Директор Калужской областной специальной библиотеки для слепых им. Н. Островского формулирует основные идеи и принципы, которыми руководствуются библиотечные работники в воспитании толерантности в детях.

 

7.         Краюшкина Н. «Ты знаешь - я рядом». Учимся понимать друг друга: уроки толерантности / Н. Краюшкина // Библиополе. - 2007. - №9. - С.11-14.

Обзор работы творческой лаборатории «Областные библиотеки - ресурс развития библиотек на селе», проходившей на базе Псковской областной универсальной научной библиотеки: презентации творческих работ библиотекарей на тему «Толерантность как принцип обслуживания сельского населения», проведение тренингов по разрешению конфликтных ситуаций в библиотеках и самооценке библиотечных специалистов.

 

8.         Лосева М. Обычный феномен Пушкинки / М. Лосева // Библиополе. - 2009. - №1. - С.11-17.

Раскрываются положения библиотечного проекта «Библиотека – территория толерантности», а также направления деятельности в воспитании толерантности детей и подростков.

 

9.         Осипова М.Н. Принять чужое, не потеряв себя: новая система взаимодействия культур / М.Н. Осипова // Библиотечное дело. – 2008. - №8. – С.2-4.

Раскрывается опыт Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова в создании целостной системы взаимодействия культур различных этносов и народов, проживающих на территории Пензенской области. Эту задачу выполняют многочисленные проекты, в рамках которых проходят разнообразные мероприятия.

 

10.       Селищева Л. Толерантность - ключ к благополучию общества: опыт Липецкой области / Л. Селищева // Библиополе. - 2008. - №5. – С.36-38; №6. - С.36-38.

В статье представлены материалы занятия Творческой мастерской сельского библиотекаря «Библиотека - территория толерантности», проведенной Липецкой областной детской библиотекой.

 

11.       Фирсова И. Через информацию - к новой жизни / И. Фирсова // Библиополе. - 2009. - №1. - С.18-21.

Обзор деятельности Сафоновской районной ЦБС (Смоленская область) по библиотечно-информационному обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья: работа Центра социально-правовой информации, проведение социального форума «Преодолевая барьеры», работа клуба женщин-инвалидов, а также проведение Декады толерантности, цель которой – необходимость изменения отношения непонимания, неприятия, слезливой жалости к людям с инвалидностью.

 

12.       Худокормова О. Патриотизм - значит... миролюбие / О. Худокормова  // Библиотека. - 2008. - №11. - С.64-69.

В статье рассказывается о ходе Международного библиотечного форума «Книга как средство формирования толерантности в системе патриотического воспитания подрастающего поколения». Форум был организован Курской областной библиотекой для детей и юношества с целью представить деятельность публичных библиотек в России и за рубежом в этом направлении.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

Сценарий урока толерантности

«Толерантность – путь к культуре мира»

 

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята, 16 ноября во всем мире отмечается «День толерантности».

•          Что же это за слово такое – толерантность?

•          Какими чертами должен обладать толерантный человек?

«он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе, и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.»

«надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.»

 

Ведущий 2

•          А как Вы думаете, почему именно сегодня у нас проходит такой праздник?

•          (Потому что, сегодня – 16 ноября – Международный День Толерантности.)

•          А как вы думаете, вы сами люди толерантные? (Да, нет.)

«А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.

И сейчас я вам это докажу, а вы мне поможете.»

 

Упражнение. «Комплименты

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно, когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут о положительных качествах этого человека.

После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.

 

Ведущий 1: 

•          Вам понравилось это упражнение?

•          Почему?

•          Что нового вы узнали друг о друге?

•          Были комплименты одинаковыми или разными?

•          Почему разные?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

 

Как нам стать толерантными?

Оставаться самим собой, видеть свои ошибки.

Принимать людей таковыми, каковы они есть.

Уважать чувства и интересы других людей.

Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.

 

Ведущий 2:

«А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?»

Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем, такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.

«А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг» - вы - доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;

«те, кто выбрал квадрат» - организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивые люди;

«те, кто выбрал треугольник» -  лидеры, нетерпеливые и склонные к риску личности;

«те, кто выбрал зигзаг» - творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;

«те, кто выбрал прямоугольник» - неуверенные в себе, в своём выборе и пока вы ещё не определились в жизни.

Вот видите, какие мы все разные, но живём все на одной планете и поэтому должны быть терпимыми друг к другу.

 

Ведущий 1:

Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу.

Будьте толерантны!

 

Ведущий 2:

Спасибо всем! До новых встреч!

 

 

 

 

Толерантность – путь к культуре мира:

методические рекомендации библиотекарям по формированию толерантности у детей и подростков 

 

Составитель Жанна Борисовна Воробьева

Редактор Любовь Ивановна Схаба

 

Государственное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная

сеть Бобруйского района»

 

ул. Крылова, д. 44

213830  г. Бобруйск

 

Телефон 8 0225 717587

 

E—mail: сbsrobm@yandex.ru