- Подробности
- Опубликовано: 10 Апрель 2017
ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района»
Центральная библиотека
Отдел библиотечного маркетинга
Толерантность - путь
к культуре мира
Методические рекомендации библиотекарям по формированию толерантности у детей и подростков
г. Бобруйск
Толерантность – путь к культуре мира : методические рекомендации библиотекарям по формированию толерантности у детей и подростков / ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района», центральная библиотека, отдел библиотечного маркетинга [составитель Ж.Б. Воробьева , редактор Л.И. Схаба ] . - Бобруйск , Центральная районная библиотека , 2016 . - 20с.
Библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры, выполняя важную просветительскую, гражданскую функцию, должны выступать проповедниками идей толерантности. Актуальность темы формирования толерантного сознания - бесспорна. Особенно по отношению к детям, юношеству и молодежи. Воспитывая толерантность, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Сотрудники библиотек могут познакомиться с методикой проведения Дня толерантности, опытом работы библиотек по воспитанию толерантного отношения к миру.
Содержание
Введение | 4 |
Что такое толерантность? | 5 |
Методические рекомендации по проведению мероприятий к Международному Дню толерантности | 6 |
ПРИЛОЖЕНИЯ: | |
Названия книжных выставок и массовых мероприятий | 13 |
Воспитание толерантности: опыт библиотек (аннотированный список литературы) | 14 |
Сценарий урока толерантности «Толерантность – путь к культуре мира» | 17 |
Введение
В последние годы в нашей стране получило широкое распространение понятие «толерантность». В современном обществе данная категория имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка процесса патриотического воспитания, и как норма социального действия, и как политическая необходимость. Толерантность проявляется в различных сферах жизни общества (нравственной, правовой, политической, религиозной, экономической и т.д.), выступая необходимым условием взаимодействия культур.
В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО провозглашено: «Воспитание толерантности является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других».
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива. Вместе с тем, возможности учреждений культуры, как ресурса формирования толерантности у детей и подростков, на практике требуют активизации сил. Связано это с тем, что современные социологические исследования по выявлению уровня толерантности, констатируют преимущественно невысокий уровень толерантности молодежи, при сохранении достаточно высокого процента совершения правонарушений молодыми людьми на национальной или иной почве. В этих условиях библиотеки являются тем пространством, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения
Что такое толерантность?
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».
Понимание толерантности в разных языках примерно одинаковое:
- в английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;
- во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов»;
- в китайском языке быть толерантным – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;
- в арабском – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям».
Выделяют критерии толерантности:
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
- равноправие (равный доступ ко всем благам, независимо от цвета кожи, расы, культуры, вероисповедания);
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе.
Толерантность - это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных представлений. Возникла толерантность в западной цивилизации на религиозном уровне.
Прежде всего, толерантность означает доброжелательное и терпимое отношение к чему-то. Основой толерантности является открытость мысли и общения, личная свобода индивида и оценивание прав и свобод человека. Толерантность означает активную позицию человека, а не пассивно-терпимое отношение к окружающим событиям, то есть толерантный человек не должен быть терпимым ко всему, например, к нарушению прав человека. То, что нарушает общечеловеческую мораль, не должно восприниматься толерантно.
Поэтому следует различать толерантное поведение и рабскую терпимость, которая не приводит ни к чему хорошему.
Следовательно, толерантность является достаточно тонкой категорией, которой, безусловно, нужно придерживаться, поскольку она определяет моральное, общественное и демократическое развитие общества.
Методические рекомендации по проведению мероприятий
к Международному Дню толерантности
Одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе является толерантность. Библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры, выполняя важную просветительскую, гражданскую функцию, должны выступать проповедниками идей толерантности. Актуальность темы формирования толерантного сознания - бесспорна. Особенно по отношению к детям, юношеству и молодежи. Воспитывая толерантность, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
I. Воспитание у подростков и молодежи миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
а) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
б) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
в) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
г) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
д) формирование умения определять границы толерантности.
II. Создание толерантной среды в обществе:
а) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
б) демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей;
3) популяризация ведущих идей педагогики толерантности.
Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, выделим основные идеи стратегии формирования толерантности в библиотеке:
- Использования идей народной педагогики
Основная идея - народная педагогика как традиция воспитания, воспитание как накопление социального и культурного опыта народа.
- Региональный подход
Основная идея: своеобразие регионального подхода к воспитанию и формированию культуры этносов, населяющих наш регион.
- Использование элементов народного игрового досуга
Основная идея: игра - наиболее эффективное условие формирования толерантных отношений в детском коллективе.
- Организация народных праздников
Основная идея: коллективный досуг и народный праздник - эффективное условие формирования толерантных отношений.
- Проведение мероприятий с элементами кросс-культурной психологии
Основная идея: диагностика культурных отличий, проблем восприятия подростками иной культуры, ценностей других народов.
Примерная программа Недели толерантности
День уважения и терпения
- «Если бы я был…другим». Игровые занятия с элементами тренинга.
- «Сложное понятие «толерантность». Проблемная выставка, плакаты, конкурсы фотографий, рисунков.
День национальных культурных деликатесов
- «О вкусах не спорят» (национальные блюда разных народов). Кулинарный праздник.
- «О вкусах не спорят». Выставка-рецепт.
- «Белорусская кухня». Беседа-дегустация.
День антиэкстремизма
- «Свои и чужие»: Экстремизм на наших улицах. Беседа-обзор.
- «Свои и чужие». Ток-шоу.
- «Величина нации определяется…». Молодежный перекресток (дебаты).
- «Немного об ответственности» (Уголовные аспекты экстремизма). Встреча с сотрудником милиции (юристом). Тематическая полка (тематическая выставка).
День конфессий
- «О верах и религиях». Выставка-просмотр.
- «Разные боги разных народов». Встреча с представителями конфессий.
День культуры народов мира (народа)
- «Обычаи и обряды разных народов». Беседа-обзор (игра-путешествие).
- Вечер национальной музыкальной культуры.
- «Поговорка – цветок, пословица – ягодка» (пословицы и поговорки разных стран). Фольклорная игровая программа.
День национальных игр
- «Национальные страсти» (Игры народов мира). Игровая программа.
- «Игромания». Праздник национальных игр.
Идеи, которые можно использовать при подготовке мероприятий:
- Составить список «Принципов терпимого поведения», оформить его в виде красивого плаката и повесить где-нибудь на видном месте (подготовить такой плакат можно по материалам дискуссии с ребятами).
- Устроить конкурс плакатов (эссе, стихов) на тему толерантности (терпимого поведения). Организовать выставку (представление) и награждение победителей.
- Оформить красивый коллаж на тему «Эстетика и духовность национального идеала".
- Тематическая выставка «Национальные образы-идеалы».
- Придумать вместе с ребятами презентацию идей толерантности. Например, мини-спектакль или рекламный ролик.
- Пригласить представителей разных народов. Устроить встречу с ними в неформальной обстановке.
- Если в вашей местности живут представители разных национальных и религиозных групп, создать клуб, где они смогут собираться и придумывать мероприятия (концерты, праздники), подчеркивающие культурное разнообразие.
- Организовать дебаты, ток - шоу и т.д. по актуальным темам (случаи дискриминации и насилия в мире, терроризм).
- Совместно с клубом провести музыкальный вечер (дискотеку) с национальной музыкой.
- Провести вечер «необычных профессий и хобби». Пригласить людей, которые работают в необычных местах или имеют необычные увлечения, рассказать о себе.
- Устроить вечер воспоминаний с рассказами о необычных людях, которые встречались в жизни.
Возможные тематические аспекты Международного Дня толерантности:
- толерантность по отношению друг к другу (бесконфликтное общение, терпимое отношение к непохожему на тебя, доброта, милосердие, забота, культура общения);
- толерантность в семье (уважение родителей, этика семейных отношений);
- национальные культуры и традиции (этнографические знания о происхождении народов, своеобразие национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства художественных промыслов, праздников, история религий, диалог культур и пр.).
Формами проведения Дня толерантности могут быть:
- тематические выставки литературы;
- информационные стенды;
- познавательно-игровые программы;
- кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;
- праздники, фестивали национальных культур, фестивали дружбы народов;
- акции милосердия;
- информационные часы, часы откровенного разговора («Мы очень разные, но мы вместе», «Толерантность и мы», «Толерантность к себе и другим», «Толерантность – это…», «Ключ к толерантности», «Традиции и обычаи моей страны», «Дети разных народов, мы мечтая о дружбе живем!», «Путь к взаимопониманию» и др.);
- практикумы;
- круглые столы («Жить в мире с собой и с другими», «Толерантность – гармония многообразия», «К чему приводит национальная и религиозная нетерпимость?», «Что значит уважать другого», «Законы толерантности», «Памятка толерантности» и др.);
- конференции;
- диспуты;
- конкурсы творческих работ: сочинений-эссе, стенгазет, плакатов, журналов, видеоматериалов и др., посвящённых проблеме толерантности;
- викторины;
- тематические вечера, на которых могут быть показаны образцы искусства разных народов;
- встречи со специалистами, работающими в сфере изучения проблемы толерантности;
- встречи с представителями власти, СМИ, религиозных конфессий, этнокультурных сообществ.
Сначала необходимо определиться для какой аудитории вы планируете провести мероприятия по формированию толерантности и поставить себе цели и задачи. Затем определить из каких мероприятий будет состоять Ваша работа по данной теме. Затем следует составить план мероприятия, модифицировав их в соответствии с Вашими задачами. Вы также можете провести собственные мероприятий, имеющиеся в Вашем арсенале. Составляя план, обязательно чередуйте различные формы работы.
Так сложилось, что Интернет стал зоной свободного выражения мнений самых разных людей и сообществ. Уникальность интернета заключается в том числе, в бесконечной возможности презентации любых социальных феноменов. Тем самым Интернет сам по себе является наглядным примером воплощения идеи толерантности.
Сайт «Толерантность» www.tolerance.ru посвящен проблеме толерантности и экстремизма. Основная цель сайта – распространение идей и социальных образцов толерантности, информации о практическом опыте приобщения к культуре толерантности людей разного возраста, вероисповедания, национальности.
Сайт развивается в направлении интерактивности. Посетители могут участвовать в опросах, дискуссиях, «серьезных играх», задавать вопросы специалистам, присылать свои материалы. Предлагаются аналитические и методические материалы, мастер-классы, тренинги для подростков
Целью сайта «Уроки толерантности» http://tolerantnost.21309.edusite.ru является формирование межнационального общения учащихся, способствующего их социальному самоопределению, выбору правильного жизненного пути.
На этом сайте учащиеся, родители, педагоги и все, кто интересуется этой темой, смогут найти полезную информацию по этой проблеме: история проявления толерантности, словарь толерантности, мудрые мысли и многое другое. Представлены также материалы для подготовки внеклассных мероприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Названия книжных выставок и массовых мероприятий
- В слове Мы – сто тысяч Я;
- Вместе рекой быть, а врозь – ручейками;
- Давайте дружить литературами;
- Как войну не назови, мира не получится»;
- Мы не одни в этом мире живем;
- Нам в конфликтах жить нельзя, возьмемся за руки друзья!;
- Пусть дружат дети всей Земли;
- Солнце всем на планете одинаково светит;
- Цените людей, а не оценивайте их;
- Я, ты, он, она – вместе целая страна;
- Библиотека пространство толерантности;
- В дружбе единство;
- Весь мир – огромный дом;
- Давайте уважать друг друга;
- Движение к взаимопониманию;
- Диалог культур – искусство жить вместе;
- Добро объединяет;
- Единство горы рушит…;
- Жизнь в многонациональном обществе;
- К толерантности шаг за шагом;
- Как ужиться в этом сложном мире;
- Мир в твоем окне;
- Мир языков – мир людей;
- Мы разные, но не чужие;
- Народы дружат книгами;
- Непобедима страна - когда един народ;
- Одарять друг друга непохожестью;
- Радуга национальных культур;
- Толерантность – гармония в многообразии;
- Толерантность – путь к миру;
- Уважение права быть иным;
- Учимся понимать других;
- Через книгу к миру и согласию;
- Школа толерантности, школа дружбы;
- Я не хочу ненавидеть!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Воспитание толерантности: опыт библиотек
(аннотированный список литературы)
1. Батаева Т.Н. Многоголосие по-венгерски: библиотечное обслуживание мультикультурного населения / Т.Н. Батаева // Библиотечное дело. – 2008. - №8. – С.34-35.
Оперативное предоставление необходимой информации, обслуживание читателей с учетом их национальных интересов, использование библиотек для межнационального общения и обучения содействуют адаптации мигрантов в обществе. В этом направлении интересна деятельность зарубежных библиотек.
2. Брусиловская Р. Большое путешествие Харпер Ли в России / Р. Брусиловская // Библиополе. -2008. - №1. - С.2-6.
Обзор деятельности библиотек Ивановской области по привлечению населения к чтению книги Харпер Ли «Убить пересмешника» в рамках реализации международного гуманитарного проекта «Большое чтение» и одного из основных направлений деятельности – формирование установок толерантного сознания.
3. Глинка И.И. Трудная дорога к миру: по следам реализации библиотечной программы / И. Глинка // Библиотечное дело. - 2008. - №9. - С.30-32.
Представляется программа централизованной библиотечной сети г. Апатиты (Мурманская область) «Толерантность – дорога к миру», которая была реализована в 2006-2008 годах. В рамках проекта было проведено множество различных мероприятий, рассчитанных как на детей и молодежь, так и на библиотечных работников. О самых интересных мероприятиях и основных итогах программы можно прочитать в статье.
4. Гурьева Г. Толерантность и право / Г. Гурьева // Библиополе. - 2007. - №12. - С.69-71.
В данном материале предлагается сценарий для проведения с детской аудиторией мероприятия, посвященного вопросам прав человека. Оно включает в себя и выставки-диалоги, и участие в ролевых играх, направленных на формирование правовой культуры детей.
5. Дудникова Е. Учимся идти навстречу друг другу : межнациональные отношения подростков : результаты исследования / Е. Дудникова // Библиополе. – 2011. - № 4. – С. 39 – 41.
6. Коновалова М.П. Терпимость - ключ к благополучию общества. Воспитание толерантности. Основные идеи и принципы / М.П. Коновалова // Библиотечное дело. - 2006. - №2. - С.27-28.
В статье поднимаются проблемы воспитания терпимости, толерантного отношения к людям с ограничениями в развитии, детям-инвалидам. Директор Калужской областной специальной библиотеки для слепых им. Н. Островского формулирует основные идеи и принципы, которыми руководствуются библиотечные работники в воспитании толерантности в детях.
7. Краюшкина Н. «Ты знаешь - я рядом». Учимся понимать друг друга: уроки толерантности / Н. Краюшкина // Библиополе. - 2007. - №9. - С.11-14.
Обзор работы творческой лаборатории «Областные библиотеки - ресурс развития библиотек на селе», проходившей на базе Псковской областной универсальной научной библиотеки: презентации творческих работ библиотекарей на тему «Толерантность как принцип обслуживания сельского населения», проведение тренингов по разрешению конфликтных ситуаций в библиотеках и самооценке библиотечных специалистов.
8. Лосева М. Обычный феномен Пушкинки / М. Лосева // Библиополе. - 2009. - №1. - С.11-17.
Раскрываются положения библиотечного проекта «Библиотека – территория толерантности», а также направления деятельности в воспитании толерантности детей и подростков.
9. Осипова М.Н. Принять чужое, не потеряв себя: новая система взаимодействия культур / М.Н. Осипова // Библиотечное дело. – 2008. - №8. – С.2-4.
Раскрывается опыт Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова в создании целостной системы взаимодействия культур различных этносов и народов, проживающих на территории Пензенской области. Эту задачу выполняют многочисленные проекты, в рамках которых проходят разнообразные мероприятия.
10. Селищева Л. Толерантность - ключ к благополучию общества: опыт Липецкой области / Л. Селищева // Библиополе. - 2008. - №5. – С.36-38; №6. - С.36-38.
В статье представлены материалы занятия Творческой мастерской сельского библиотекаря «Библиотека - территория толерантности», проведенной Липецкой областной детской библиотекой.
11. Фирсова И. Через информацию - к новой жизни / И. Фирсова // Библиополе. - 2009. - №1. - С.18-21.
Обзор деятельности Сафоновской районной ЦБС (Смоленская область) по библиотечно-информационному обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья: работа Центра социально-правовой информации, проведение социального форума «Преодолевая барьеры», работа клуба женщин-инвалидов, а также проведение Декады толерантности, цель которой – необходимость изменения отношения непонимания, неприятия, слезливой жалости к людям с инвалидностью.
12. Худокормова О. Патриотизм - значит... миролюбие / О. Худокормова // Библиотека. - 2008. - №11. - С.64-69.
В статье рассказывается о ходе Международного библиотечного форума «Книга как средство формирования толерантности в системе патриотического воспитания подрастающего поколения». Форум был организован Курской областной библиотекой для детей и юношества с целью представить деятельность публичных библиотек в России и за рубежом в этом направлении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сценарий урока толерантности
«Толерантность – путь к культуре мира»
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята, 16 ноября во всем мире отмечается «День толерантности».
• Что же это за слово такое – толерантность?
• Какими чертами должен обладать толерантный человек?
«он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе, и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.»
«надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.»
Ведущий 2:
• А как Вы думаете, почему именно сегодня у нас проходит такой праздник?
• (Потому что, сегодня – 16 ноября – Международный День Толерантности.)
• А как вы думаете, вы сами люди толерантные? (Да, нет.)
«А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.
И сейчас я вам это докажу, а вы мне поможете.»
Упражнение. «Комплименты
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно, когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут о положительных качествах этого человека.
После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
Ведущий 1:
• Вам понравилось это упражнение?
• Почему?
• Что нового вы узнали друг о друге?
• Были комплименты одинаковыми или разными?
• Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Как нам стать толерантными?
Оставаться самим собой, видеть свои ошибки.
Принимать людей таковыми, каковы они есть.
Уважать чувства и интересы других людей.
Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.
Ведущий 2:
«А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?»
Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем, такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.
«А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг» - вы - доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;
«те, кто выбрал квадрат» - организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивые люди;
«те, кто выбрал треугольник» - лидеры, нетерпеливые и склонные к риску личности;
«те, кто выбрал зигзаг» - творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;
«те, кто выбрал прямоугольник» - неуверенные в себе, в своём выборе и пока вы ещё не определились в жизни.
Вот видите, какие мы все разные, но живём все на одной планете и поэтому должны быть терпимыми друг к другу.
Ведущий 1:
Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу.
Будьте толерантны!
Ведущий 2:
Спасибо всем! До новых встреч!
Толерантность – путь к культуре мира:
методические рекомендации библиотекарям по формированию толерантности у детей и подростков
Составитель Жанна Борисовна Воробьева
Редактор Любовь Ивановна Схаба
Государственное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная
сеть Бобруйского района»
ул. Крылова, д. 44
213830 г. Бобруйск
Телефон 8 0225 717587
E—mail: сbsrobm@yandex.ru
- Подробности
- Просмотров: 5121