- Подробности
- Опубликовано: 04 Апрель 2017
ГУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СЕТЬ
БОБРУЙСКОГО РАЙОНА»
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ОТДЕЛ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА
ГОРДИМСЯ СЛАВОЮ ПРЕДКОВ
Методические рекомендации
в помощь работе библиотек
по патриотическому воспитанию
г. Бобруйск, 2014
Гордимся славою предков [Текст] : методические рекомендации в помощь работе библиотек по патриотическому воспитанию пользователей / Государственное учреждение культуры «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района», центральная библиотека, отдел библиотечного маркетинга ; [составитель Ж.Б. Воробьева; редактор Л.И. Схаба] . - Бобруйск : Центральная районная библиотека , 2014 . – 28 с.
В системе социальных институтов, занимающихся патриотическим воспитанием, библиотеке принадлежит важная роль, а долг библиотекаря – передача молодому поколению памяти о немеркнущем подвиге народа в Великой Отечественной войне, воспитания гордости за Родину, всенародного уважения и чувства благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны за их стойкость, мужество, героизм.
Методические рекомендации адресованы сотрудникам библиотек и призваны оказать практическую помощь в работе по патриотическому воспитанию
ГУК «Централизованная библиотечная сеть
Бобруйского района»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4-5 |
Формы работы библиотеки по героико – патриотическому воспитанию |
5-11 |
Молодежные гражданско – патриотические акции |
11-13 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Материалы в помощь библиотекарю | |
Методические и библиографические пособия | 14-15 |
Опыт работы | 15-16 |
Сценарии мероприятий | 16-18 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Выставка – совет «Дорогие сердцу книги о войне» |
19-21 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Библиографический обзор литературы «Партизанское движение на Бобруйщине» |
22-25 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Тематический вечер «Эти песни спеты на войне» |
25-28 |
ВВЕДЕНИЕ
Белорусы – нация патриотическая. Ее историческое развитие сформировало определенный менталитет, характеризующийся готовностью служить Родине и защищать ее. Со временем патриотизму стали присущи такие аспекты, как умение жить в поликультурном мире, сохранение мира и стабильности, актуализация существующих традиций и духовных ценностей белорусского народа.
Патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, формирования активной гражданской позиции личности, и поэтому так важно с детства воспитывать у граждан любовь к своему Отечеству, готовность в любую минуту встать на защиту его независимости.
В системе социальных институтов, занимающихся патриотическим воспитанием, библиотеке принадлежит важная роль. Долг библиотекаря – передача молодому поколению памяти о немеркнущем подвиге народа в Великой Отечественной войне, воспитание гордости за Родину, победившую фашизм, всенародного уважения и чувства благодарности к ветеранам войны за их стойкость, мужество и героизм.
Основными целями патриотического воспитания в работе библиотек являются:
- формирование активной жизненной позиции гражданина-патриота, гордящегося своей Родиной;
- воспитание любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству.
Исходя из основных целей, вытекают основные задачи, которые стремятся решать библиотеки:
- формирование и раскрытие документальных фондов, соответствующих задачам патриотического воспитания;
- пропаганда государственной символики;
- пробуждение интереса к историческим документам, плакатам, фотографиям в рамках краеведческой деятельности;
- воспитание любви к родному языку, культуре и литературе;
- формирование правовой и политической культуры, четкой гражданской позиции при использовании активных и интерактивных форм работы: дискуссий, диспутов, конкурсов, поединков, турниров;
- воспитание толерантности, как принципа взаимоотношения людей разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности;
- создание при библиотеках музеев;
- организация встреч с участниками войн, ветеранами тыла, военнослужащими;
- совместная творческая деятельность библиотек с общественными патриотическими, ветеранскими организациями, историко-патриотическими клубами и движениями;
- подготовка специализированных изданий, методических и библиографических пособий, дайджестов как на традиционных, так и на электронных носителях;
- разработка и внедрение целевых библиотечных программ и проектов.
Такой фундаментальной и разнообразной должна выглядеть патриотическая деятельность библиотек.
ФОРМЫ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ПО ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Библиотека, располагая огромными информационными ресурсами, способна внести свой вклад в приобщение к родному слову, истории и современной жизни страны. Библиотекам необходимо регулярно повышать эффективность форм и методов работы по патриотическому воспитанию. Палитра проводимых мероприятий должна быть разнообразной не только по тематике, но и по формам.
Самой распространенной формой библиотечной работы является выставка. Воспитывая чувства гражданственности и патриотизма нельзя забывать о том, что любое библиотечное мероприятие сопровождает книжно-иллюстративная выставка. Она является основой любого мероприятия. Вот примеры таких выставок:
- Прайсці да вечнага агню;
- Здесь говорят одни лишь камни;
- Колокола Хатыни;
- Вспомним всех поименно!
- Живые, помните о нас!
- Далекому мужеству верность храня;
- Дорогой побед;
- Они сражались за Родину;
- Защитникам Родины славу поем;
- Чтим подвиги и славу дней минувших;
- Война! Твой страшный след…;
- И мужество, как знамя пронесли;
- Исповедь солдатского сердца;
- Четыре года славы и потерь.
Большой популярностью у молодежи и подростков пользуются часы военной истории, часы мужества, уроки доблести, уроки памяти: «Нас испытало время свинцом и огнем», «Днепровская твердыня: Могилев летом 1941года», «Не меркнет летопись Победы», «Поклон тебе солдат», «Операция «Багратион», «День Победы - самый лучший день в году», «Оборона Брестской крепости», «На смертный бой за нашу землю», «Священная память войны», «Партизанскими тропами».
Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и очень важно услышать от них, как они выживали в огне сражений, в каких битвах участвовали и успеть записать то, что они помнят. Огромную воспитательную роль играют вечера-встречи с участниками войны, тружениками тыла, детьми войны: «Живу и помню», «Своими глазами я видел войну», «Седой солдат расскажет», «Мы свято верили в Победу», «Не забыть тех страшных дней», «Земляки на дорогах войны», «Фронтовики, наденьте ордена!», «Память сердце тревожит», «Я забыть никогда не смогу», «Бессмертен тот, кто Отечество спас», «Поклонитесь солдату, люди!», «Через все прошли и победили», «Война в памяти односельчан».
Большую аудиторию могут собрать вечера фронтовой песни «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?», «Синий платочек», «На Мамаевом кургане тишина», «Песни в солдатских шинелях», «Мой милый, если б не было войны», «Песня помогает помнить», «Песни памяти и сердца», «Встреча с военной песней».
Воспитание патриота на лучших образцах художественной литературы – главное в работе библиотек. Мощный патриотический заряд дает освещение героических событий Великой Отечественной войны. На примерах литературных героев библиотекари знакомят пользователей с образцами подлинного мужества, любви и благородства. Для этого организуются литературные и поэтические вечера: «Любовь, поэзия, война», «Муза звала к Победе», «Поэзия военных лет», «Сатирой по врагу», «Поэзия, огонь и нежность», «Книги, рожденные войной», «Поэзия моя, ты их окопа…», «Штык и перо», «Священный бой поэзии строкой», «С той далекой войны: белорусские поэты-фронтовики», «Литературное творчество белорусских партизан», «У войны не женское лицо», «О войне, о жизни, о себе», «Исповедь солдатского сердца», «Читаем детям о войне», «Войны священные страницы навеки в памяти людской», «Страницы мужества и скорби», «О войне прочитано не все», «Живое слово о войне».
Книги о Великой Отечественной войне читаемы и любимы, герои этих произведений не утратили своей актуальности как духовно – нравственные образцы для современной молодежи. Подтверждением может стать акция «Читаем книги о войне». Во время проведения акции, рядом с выставками-просмотрами литературы о войне библиотекари проводят обзоры и рекомендательные беседы. Читатели знакомятся с книгами, делятся мнением о ранее прочитанном, сравнивают литературные произведения с художественными фильмами. Параллельно проводится анкетирование «О войне прочитано не все».
Не менее значимы и привлекательны для читателей Недели исторической памяти. К примеру, в программу Недели исторической памяти «Бессмертный подвиг защитников Отечества следует включить: выставку-просмотр «Строки, опаленные войной», игру-викторину «По следам мужества и стойкости», час исторических сообщений «Я солдат твой и сын, Беларусь!», краеведческую мозаику «Улицы города рассказывают…».
Неделя памяти «Война в памяти людской» может включать: день информации «Отечеству на верность присягая», читательско-зрительскую конференцию «И превратится в пепел снег» по книгам Ю. Бондарева, вечер воспоминание «Долгие версты войны», устный журнал «Вспомним всех поименно», презентацию выставки «Только Победа и жизнь», турнир знатоков истории «Победа в сердце каждого живет», литературно-музыкальную композицию «Я забыть никогда не смогу».
Соединив художественную ценность кинопроизведений, информативность видеоряда с литературными ценностями и живым словом можно получить уникальный результат. В практику работы библиотек входят комплексные формы: видеопоказы – параллельно с чтением и обсуждением, слайд – рассказы, используются медийные и интерактивные возможности электронных носителей.
Способствовать продвижению исторической книги в читательскую среду помогут исторические чтения как важнейшее условие получения знаний. Исторические чтения – это цикл различных массовых мероприятий, связанных главной темой «чтений» и в определенной системе знакомящих читателей с литературой по выбранной теме. Основное условие этой формы работы – периодическое проведение мероприятий в течение заранее установленного отрезка времени: от трех месяцев до года. В основе «чтений» лежат специально разработанные сценарии. Их участниками могут быть библиотекари и читатели, артисты и члены художественной самодеятельности. Чтения состоят из двух частей: лекции
(доклада, часа истории, урока мужества и т.д.) и иллюстративной части (демонстрации отрывков из кинофильма, спектакля, концерта, показа рисунков, слайдов, чтения отрывков из произведений, обзора литературы, исполнения музыкальных произведений).
Среди мероприятий патриотической тематики выделяются:
- Диалоговые формы работы: обсуждение книги, беседа, диспут, историческая дискуссия, гражданский форум, литературно-исторический мост, читательская конференция, круглый стол, вечер-диалог, вечер встреч;
- Игровые формы работы: конкурсы эрудитов, викторины, турниры знатоков, интеллектуальный марафон, литературные и исторические игры, книжные аукционы, литературно-музыкальные гостиные;
- Рекламно-информационные формы работы: литературно-музыкальный вечер, премьера книги, встреча с актуальной книгой, устный журнал, библиографический обзор, электронная презентация исторических книжных выставок, парад исторических книг, исторический фотоколлаж, библиовернисаж.
Библиотекарям целесообразнее работать по целевым библиотечным программам, активно использовать проектные методы в работе, реализовывать проекты, выходящие за узкие рамки профессиональной деятельности, активно сотрудничать с другими учреждениями, а также общественными организациями и объединениями. Это позволяет сделать патриотическое воспитание плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек. Успешным может стать проект «По следам мужества и стойкости» по пропаганде литературы и других материалов о родном крае. В рамках проекта организуются читательские конференции, проводятся вечера исторической хроники, оформляются «говорящие» книжно-иллюстративные выставки. Материал для такой выставки записывается на аудиокассету, и желающие могут его прослушать с помощью наушников.
Способствовать формированию у детей и подростков чувства сопричастности к истории и ответственность за будущее страны может стать целевая программа «Память хранят живые». Цель программы – воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, любовь к родному краю, Отечеству, сохранять и умножать патриотические традиции старших поколений. Активными формами реализации такой программы являются:
- акции «Ветеран живет рядом», «Читаем книги о войне», «В память павших, во славу живых», «Тот самый страшный день в году», «Героям войны – забота и благодарность»;
- конкурсно-игровые программы «Умелый боец- везде молодец», «Наш солдат умом и силой богат», «Скажем войне – НЕТ», «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Война знакома нам по книжкам», «Память жива»;
- тематические вечера «Славим подвиг великий», «Просто ты умела ждать», «Этот День Победы», «Мы – дети войны», «От начала войны – до парада Победы», «Партизанскими тропами»;
- часы патриотизма «Память без срока давности», «Знать и помнить», «Прийти к вечному огню», «Подвигу доблести – память и честь», «И в каждом сердце не забыты павших имена»;
- недели патриотической книги «Война была священной», «Война. Книга. Поколение», «Непобедимая и легендарная», «Партизаны, партизаны, белорусские сыны», «Война! Твой горький след и в книгах, что на полке!», «Мужество рождает подвиг».
МОЛОДЕЖНЫЕ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКИЕ АКЦИИ
Современная молодежь не согласна просто приходить в библиотеку, потому, что там есть книги, не согласна просто читать. Молодым людям необходимо почувствовать себя частью библиотечной жизни. Конечно, на первом месте и сейчас стоят книги и чтение, но современные молодые люди хотят необычного, выражаясь на их языке - «ДВИЖЕНИЯ», Нет движения - нет интереса! Поэтому библиотека «рушит свои стены» и выходит вместе с читательским активом в город! Но не просто погулять! Молодые люди, читатели, волонтеры и библиотекари принимают участие в подготовке и проведении акций:
- патриотическая акция «Салют Победе – Слава Беларуси!» Символ проекта – ленточка, состоящая из двух частей: первая – изображение Государственного флага Республики Беларусь, вторая - изображение Георгиевской ленты. Лейтмотив проекта – «Храним традиции, живем настоящим, творим будущее!». Участники акции раздают ленточки на улицах города и обращаются к прохожим с призывом: «Если ты патриот родной Беларуси, знаешь и ценишь героическое прошлое и достойное настоящее своих отцов и дедов, чтишь память о погибших за независимость Отечества – сделай ленточку символом гордости за героическое прошлое и достойное настоящее своей страны, прикрепи ее на одежду, повяжи на руку, на сумку или антенну автомобиля и прими участие в акции «Салют Победе – Слава Беларуси»;
- акция «Спасибо за Победу». Символ молодежного патриотического проекта - красная звезда с надписью «Спасибо за Победу». Такой звездой участники акции украшают двери домов ветеранов Великой Отечественной войны;
- акция «Память хранят живые». Накануне великого дня Победы около библиотеки устанавливается Дерево памяти, на которое все участники акции повязывают ленточки с именами близких людей, отдавших жизнь за свободу и независимость родной страны. Обращение к участникам акции звучит так: «Нашим дедам и прадедам выпало на долю защищать страну в сороковых роковых годах. Давно закончилась Великая Отечественная война, но мы помним имена тех, кто не щадил своей жизни для освобождения страны от врага. Вспомните своих родных и близких, чьи судьбы перечеркнули события той войны. Напишите на ленточках их имена и помогите расцвести Дереву памяти. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить!»
В течении года библиотеки могут стать инициаторами флешмобакций:
- флеш-акция «Это наше!». Участники акции рисуют на тыльной стороне ладони, лице белорусские символы (флаг, орнамент);
- флеш-акция «Спасибо за жизнь». Прохожие подходят к ватману, обводят свои руки и на отпечатках рук пишут слова благодарности, пожелания в адрес ветеранов;
- флеш-акция «Полевая почта». Прохожим предлагается написать письмо (слова благодарности, пожелания ветеранам), сложить его треугольником и положить в коробку для пожеланий. Дальше эти письма можно посылать ветеранам, использовать в мероприятиях или при издании печатной продукции по теме;
- флеш-акция «Связь поколений». На двух стоящих рядом деревьях натягиваются параллельно ленты, символизирующие разные поколения. Любой желающий может связать ленты (т.е. произвести связь поколений) при помощи красно-зеленой ленточки;
- флешмоб «Помним…». Участники акции в строго определенное время собираются в общественном месте. В руках держат плакаты с названиями сожженных фашистами деревень;
- флешмоб «Спасибо». В строго оговоренное время на площади собираются молодые люди с красными и зелеными шарами в руках. По заранее спланированной схеме они выстраиваются в надпись «Спасибо» таким образом, чтобы буква «С» была зеленой, «П» - красной, «А» - зеленой и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ
МЕТОДИЧЕСКИЕ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Абарона Магілева - першы веснік Перамогі [электронны рэсурс] : метадычныя парады да 70-годдзя абароны г. Магілева ў 1941 г. / Установа культуры «Магілеўская абласная бібліятэка імя У.І. Леніна . Аддзел маркетынгу и бібліятэказнаўчай работы ; [складальнік Ю.А. Касцюк ; рэдактар Т. Г. Пашкоўская ; адказны за выпуск В.А. Чумакова ] . – Магілеў : Магілеўская абласная бібліятэка імя У.І. Ленина, 2011 . – 44с. – (Магілеўшчына: з гісторыі краю і лёсу людзей ; вып. 9).
Акинфиева О. Наш край в истории // Библиополе . – 2010 . - № 11 . – с. 21 -24.
Бегунович Е. Патриотизм нужно воспитывать с детства // Трыбуна працы . – 2014 . -28 чэрвеня . – с. 2.
Бобас А. В бронзе и граните : воспитание у подростков чувства уважения и благодарности ветеранам // Библиополе . – 2009 . - № 6 . – с. 60 -61.
Катович Н.К., Петрович Л.В. Патриотизм: воспитание в героико-исторических традициях // Выхаванне і дадатковая адукацыя . – 2014 . - № 6 . – с.4-9
Клочкова М. Патриотическое воспитание молодежи в профессиональном формате // Библиополе . - 2010 - № 7 . – с. 26-28.
Козаева О. Историю делаем мы // Библиотека . – 2009 . - № 3 . – с. 24-29.
Петриченко Н. «… И в каждом сердце не забыты героев павших имена» : работа библиотеки по пропаганде материалов о Великой Отечественной войне // Библиополе . - 2011 . - № 6 . – с. 25 – 30.
Плохотник Т. «А совесть, скажите, тревожит ли вас?» // Библиотека . – 2011 . - № 5 . – с.32-35.
Симакова Н., Обедина С. Цены нет этому празднику : творческие проекты в патриотическом воспитании молодежи // Библиополе . – 2011 . – с. 46 – 49.
Смирнова А. Библиотеки в помощь формированию национального самосознания // Помочь полюбить родное / ред. – сост. Л. В. Нестерович . – Минск : Красико – Принт, 2011 . – с. 3 – 8 . - (Библиотека предлагает)
Черкашина Л. Город – воин // Библиотека . – 2010 . - № 6. – с. 9-11.
65 лет Великой Победы [Текст] : библиографический указатель материалов для подготовки и проведения мероприятий, посвященных 65-летию Победы / Учреждение культуры «Могилевская областная библиотека им. В.И. Ленина» ; Отдел искусств ; [сост. Т.В. Куранкова ; ред. Н.М. Кенько ; ответственный за выпуск О.А. Чумакова ] . – Могилев : Могилевская областная библиотека им. В.И. Ленина, 2010. – 32с.
ОПЫТ РАБОТЫ:
Давыдова Н. Не прерывать связующую нить : конкурс творческих работ «Великая Отечественная война в истории моей семьи» // Библиотека . – 2011. - № 5 . – с. 44 - 45.
Даньковская О. «Далекому мужеству память храня…» : воспитание граждан в духе патриотизма в библиотеке № 13 Хабаровской ЦБС // Библиотека . – 2011 . - № 6 . – с. 31-33.
Захарэвіч Л. Без памяці няма будучыні : аналіз анкетавання, праведзенага сярод падлеткаў Браслаўскага раёна // Бібліятэка прапануе . – 2010 . - №1 . –с. 8-9.
Коржакова Т. Патриотическое воспитание в библиотечном формате : из опыта работы Быховской БС // Бібліятэка прапануе . – 2013 . - № 10 . – с. 9 -11.
Макарова О. Во имя павших и живых : опыт организации книжных выставок ко Дню Победы // Библиотека . – 2011. - № 6 . – с. 34 – 35.
Пантюхова Т. Любить отечество как Минин : проект «Любить Отечество как Минин» в Нижегородской областной детской библиотеке // Библиотека . – 2011 . - № 6 . – с. 28 -30.
Петровская Н. …А гражданином стать обязан // Библиополе . – 2009 . - № 8 . – с. 28 -29.
Равинская С. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – важнейшее условие укрепления белорусской государственности : из опыта работы детской библиотеки № 2 г. Могилева // Как не любить мне эту землю! / ред.-сост Л.В. Нестерович . – Минск : Красико-Принт , 2013 . – с. 3-9 . – (Библиотека предлагает).
«У сховах памяці і сэрца : работа бібліятэк Дрыбінскай ЦБ // Вестник библиотек . – 2011 . - № 1 . – с. 31. – 33.
Целенева Н. Бібліятэка як цэнтр краязнаўчай інфармацыі : з вопыту работы бібліятэк Мозырскага раёна // Бібліятэчны свет . – 2013 . - № 5 . – с. 26 – 27.
СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ:
Абарона Магілева ў святле новых дакументальных крыніц : інфармацыйная гадзіна // Абарона Магілева - першы веснік Перамогі [электронны рэсурс] : метадычныя парады да 70-годдзя абароны г. Магілева ў 1941 г. / Установа культуры «Магілеўская абласная бібліятэка імя У.І. Леніна . Аддзел маркетынгу і бібліятэказнаўчай работы ; [складальнік Ю.А. Касцюк ; рэдактар Т. Г. Пашкоўская ; адказны за выпуск В.А. Чумакова ] . – Магілеў : Магілеўская абласная бібліятэка імя У.І. Леніна, 2011 . – электрон. Апт. Дыск (СD – ROM) – (Магілеўшчына: з гісторыі краю і лёсу людзей ; вып. 9).
Авраменко Е. Детство, опаленное войной : литературная гостиная // Што мы ведаем аб гэтай вайне? / склад. Л.І. Макаранка, В. А. Тамашова . – Мінск : Красіка- Прынт , 2014 . – с.14 – 19 . – (Бібліятэка прапануе. Кніжная серыя).
Бражникова И. Как побеждали наши деды : конкурс литературного творчества для детей // Библиотека . – 2011 . - № 5 . – с. 41-43.
Вискова О. Здесь говорят одни лишь камни : литературный вечер, посвященный истории Брестской крепости // Помочь полюбить родное / ред. – сост. Л.В. Нестерович . – Минск : Красико – Принт, 2011 . – с. 30 – 42. – (Библиотека предлагает).
Горбунова Л.П. «Пусть поколения знают…» : театрализованный вечер встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны // Читаем, учимся, играем . – 2009 . - № 4 .- с. 40 – 45.
Драган А. Приходим к вечному огню : виртуальное путешествие к памятникам и обелискам // Как не любить мне эту землю! / ред.- сост. Л.В. Нестерович . – Минск : Красико –Принт, 2013 . – с. 62-78 . – (Библиотека предлагает).
Знобишева О.Б. Сила животворных строк : урок истории, посвященный роли книги на войне // Читаем, учимся, играем . - 2009 . - № 6 . – с. 30 – 37.
Их имена в наших сердцах : вечер – память о женщинах на войне // Помнит мир спасенный / ред. – сост. Л.И. Жук . – Минск : Красико – Принт, 2014 . – с. 64-76 . – (Праздник в школе).
Ковальчук Т. Хатынь – это память сердца : набат памяти для среднего школьного возраста // Бібліятэка прапануе . – 2013 . – № 2 . – с. 6-8.
Круталевич Т. Крещенные блокадой, мы знаем цену жизни! : вечер – реквием // Отмечаем знаменательную дату / ред.-сост. Л.В. Нестерович . – Минск : Красико – Принт, 2012 . – с. 54 – 74 . – (Библиотека предлагает).
Моисеева В.И. «Война – печальней нету слова» : поэтический вечер // Читаем, учимся, играем . – 2009 . - № 4 . – с. 46 -51.
Мы будем помнить : слайд – программа // Помнит мир спасенный / ред. – сост. Л.И. Жук . – Минск : Красико – Принт, 2014 . – с. 102-109 . – (Праздник в школе).
Мы расскажем о Минском подполье : час краеведения // Встретимся в библиотеке / ред.-сост. Л. В. Нестерович . – Минск : Красико - Принт, 2011. – с. 127 – 137 . – (Библиотека предлагает).
Никитенко А. Пусть не будет войны никогда! : литературно-музыкальная композиция // Бібліятэка прапануе . – 2010 . - № 4 . – с. 4-8.
Памяти предков будем достойны : конкурсная программа // Любовью к Родине дыша / ред.-сост. Л.И. Жук . – Минск : Красико – Принт, 2009 . – С. 71 – 79 . – (Праздник в школе).
Понизович И. Великий подвиг народа в произведениях белорусских художников : вечер // Бібліятэка прапануе . – 2009 . - № 6 . - с. 2-3.
Тимофеева Н.А. Граница рождает героев : урок мужества, посвященный защитникам Брестской крепости // Читаем, учимся, играем .- 2010 . - № 11. – с. 24 – 29
«То юность моя в огне…» : вечер-воспоминание // Помнит мир спасенный / ред. – сост. Л.И. Жук . – Минск : Красико – Принт, 2014 . – с. 5 - 28 . – (Праздник в школе).
Украденное детство : вечер-встреча //Бібліятэка-прапануе . – 2009. - № 2 . – с. 2 - 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВЫСТАВКА – СОВЕТ
«ДОРОГАЯ СЕРДЦУ КНИГА О ВОЙНЕ»
Цель выставки: Формирование патриотического сознания, любви и уважения к истории страны, привлечение внимания пользователей к проблеме сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны.
Задачи выставки:
- раскрыть раздел библиотечного фонда о Великой Отечественной войне;
- способствовать продвижению к читателям книг о Великой Отечественной войне;
- привлечь к работе над выставкой читателей разных поколений, то есть сделать выставку интерактивной.
Книги о Великой Отечественной войне актуальны и по-прежнему интересны, потому что в свой час, в свое время на той войне были наши деды, прадеды, отцы, и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, и их память отзывается в нас, если не разучились мы чувствовать глубоко и сильно. Книги о войне выступают как хранители памяти поколений. Военная проза – один из наиболее крупных и во многом уже завершенных «блоков» литературного процесса. В ходе своего становления, она меняла целые поколения читателей. Ее читателями были и фронтовики, знавшие по собственным воспоминаниям тяготы войны. К ней обращались послевоенные поколения, скептически судившие о печальном опыте писателей – фронтовиков.
Выставка носит название «Дорогая сердцу книга о войне». Этим названием библиотекари приглашают читателей принять участие в работе выставки.
Обращение к читателям: «Уважаемые читатели! Если какая-то книга о Великой Отечественной войне Вам особенно понравилась, запомнилась, стала для Вас открытием или потрясением, затронула Ваше сердце, Вы можете посоветовать ее другому читателю».
Выставка – совет состоит из трех разделов.
В разделе выставки «Библиотекарь – читателю» представлены как художественные книги, так и документальные: справочники, энциклопедии, атласы, военные мемуары. Раздел выставки дополнен фотографиями, иллюстрациями, картами.
Цитата:
Берегите старых солдат от обид, холодов, огня.
За спиной у них гул атак, годы тяжких трудов и битв…
Но у старости ломок шаг и неровен дыхания ритм.
Но у старости силы не те, дней не прожитых мал запас…
Берегите старых людей, без которых не было б вас!
Л. Татьяничева
Раздел выставки «Ветераны – молодым читателям» содержит книги, которые люди военного поколения советуют прочитать молодежи. При подготовке выставки необходимо связаться с районным советом ветеранов, и обратиться к ветеранам войны с просьбой:
«Уважаемые ветераны! Приближается священный для всех праздник – День Победы. С каждым годом мы все дальше от событий Великой Отечественной войны, но память о ней болью и гордостью отзывается в наших сердцах. Великая Победа – это то, чем мы можем гордиться и на чем воспитывать поколения. Сегодняшняя молодежь узнаёт о Великой Отечественной войне из рассказов взрослых, из книг и кинофильмов. О войне написаны замечательные романы и повести. А какую книгу о Великой Отечественной войне Вы посоветуете обязательно прочесть подрастающему поколению? Если можете, расскажите немного об этой книге».
Цитата:
По улице проходят ветераны,
Становится их меньше год от года.
С годами все трудней их марш короткий.
И слезы неожиданные душат.
От их нетвердой старческой походки,
От песен их, что разрывают душу.
И в мае, раз в году, по крайней мере,
Приходится им снова, как когда-то,
Подсчитывать растущие потери,
Держаться за последнего солдата.
А. Городницкий
Во время работы выставки этот раздел активно дополняется новыми книгами, которые советовали прочитать уважаемые ветераны.
Раздел выставки «Молодые читатели – своим сверстникам». Здесь представлены замечательные книги о войне, некоторые из них, к сожалению, были незаслуженно забыты. В качестве аннотаций к книгам берутся отрывки из отзывов школьников – читателей о прочитанных и понравившихся книгах.
Цитата:
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину, -
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
…Конечно, мы смотрим другими глазами –
Такими же, полными слез.
Ю. Поляков
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
«ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА БОБРУЙЩИНЕ»
Борьба советских патриотов в тылу врага, оккупировавшего нашу землю, вошла в героическую летопись Отечественной войны. Как одна из ярких страниц.
Никогда раньше партизанское движение не имело такой силы и организованности, как в годы Великой Отечественной войны против гитлеровской Германии. Сотни тысяч советских людей при активной поддержке населения оккупированных районов вели упорную, организованную подпольную и партизанскую борьбу. Это была поистине всенародная война в тылу иноземных захватчиков, в ней участвовали миллионы мирных жителей.
Большой вклад в партизанское движение внесла патриоты Бобруйщины. Бобруйск, как и все оккупированные города Беларуси, гитлеровцы превратили в сплошной концлагерь. За три года оккупации в лагерях военнопленных, у деревень Еловики, Большая Каменка, в лагере смерти в Бобруйской крепости и других местах Бобруйского района, по неполным данным было замучено и расстреляно более 80 тысяч советских граждан. Более 15 тысяч жителей Бобруйщины захватчики вывезли в фашистское рабство. Оккупанты разрушили и сожгли в городе 85 предприятий, 10 школ и столько же клубов, медицинское и педагогическое училища, сотни жилых домов.
Но чудовищная жестокость гитлеровцев не смогла парализовать волю советских людей. С первых дней оккупации в Бобруйске и районе развернулась активная борьба. В первые месяцы оккупации Бобруйского района Центральный комитет Коммунистической партии Белоруссии направил сюда несколько десятков коммунистов. Почти все они являлись уроженцами Бобруйского района, хорошо знали местные условия, многих людей.
В 1981 году вышла в свет книга бывшего секретаря Бобруйского подпольного райкома партии Даниила Моисеевича Лемешонка «Боевые спутники мои» (Лемешонок Д.М. Боевые спутники мои. – Мн : Беларусь, 1981 . – 206 с, ил.) о партизанском движении на территории Бобруйского района. Документальную основу книги составили отчеты Бобруйского подпольного райкома партии, воспоминания подпольщиков. В августе 1941 года Д. Лемешонком, П. Стержановым, В. Колесниковым были организованы первые подпольные группы в городе. Нередко в борьбу против оккупантов вступали люди, которые ранее не отличались политической и социальной активностью, жили будто бы только интересами своей семьи, дома. Автор очень подробно рассказывает о семье подпольщиков Козаровых, партизанской связной из д. Осово Н. Городецкой, подпольщице О. Рузвовой.
Книга воспоминаний Героя Советского Союза Виктора Ильича Ливенцева «Партизанский край» (Ливенцев В.И. Партизанский край . – 4-е изд. , - испр. и доп. – Мн : Беларусь, 1983. – 319с.) посвящена боевому пути 1-й Бобруйской партизанской бригады. Это объективная документальная повесть. Автор обстоятельно рассказывает о формировании подполья в оккупированном врагом Бобруйске. Несмотря на действие многочисленных комендатур, в городе росла подпольная партийная организация, росла грозная сила сопротивления. Организатором Бобруйского подполья был Виктор Ливенцев. В это же время вокруг Бобруйска уже действовали партизанские отряды и группы. Известия о вооруженных действиях партизан доходили до жителей Бобруйска и руководители подпольного центра приняли решение выйти из города и начать активную партизанскую войну. Так и родился новый отряд, который вскоре перерос в первую бобруйскую партизанскую бригаду. Командиром отряда стал политрук Виктор Ливенцев, комиссаром - капитан Дмитрий Лепешкин – в прошлом командир артиллерийского дивизиона одной из частей Красной Армии. В своих ярких записках В. Ливенцев воссоздает партизанский быт, человеческие взаимоотношения, судьбы людей, сражающихся с грозным и безжалостным врагом.
В белорусском государственном музее истории Велико Отечественной войны на стенде, рассказывающем о подполье Бобруйска, помещена фотография Ивана Александровича Химичева, автора книги «В борьбе и тревоге» ( Химичев И.А. В борьбе и тревоге . – Мн : Беларусь . 1977. – 178с.). Оказавшись на временно оккупированной территории, кадровый командир Красной Армии Иван Химичев вступил в жестокую борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. С июля по декабрь 1941 года руководимая им подпольная группа активно действовала в Бобруйске, наносила ощутимый урон ненавистному врагу. Активные действия подпольной группы укрепляли веру людей в неотвратимость Победы. Взрывались склады боеприпасов, административные здания. Много раз подпольщики освобождали военнопленных из лагерей.
Знаменитого белорусского писателя Алеся Адамовича война застала в рабочем поселке Глуша Бобруйского района. Его роман «Война под крышами» описывает события тех давних лет. Отец ушел на фронт. Мать, работая в местной аптеке, устанавливает связь с подпольем, помогает партизанам добывать медикаменты, а в 1943 году с двумя несовершеннолетними сыновьями уходит в партизанский отряд. Младший сын Алесь, наравне с взрослыми испытывает все тяготы партизанской жизни, ходит на задания, участвует в боевых операциях. Вот, что пишет Алесь Адамович в своей автобиографии: «Оказалось, что я даже собственную мать по-настоящему не знал. Любил и только. А как человека увидел и понял ее, когда началась страшная жизнь».
Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем ценнее для нас становятся свидетельства очевидцев и участников суровой битвы с фашизмом. Эти книги не только открывают для читателей неизвестные ранее факты, события, воскрешают новые и новые имена героев, но и дают возможность ощутить саму атмосферу, особый колорит героического времени, представить новый облик, духовную красоту борцов против фашизма.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
«ЭТИ ПЕСНИ СПЕТЫ НА ВОЙНЕ»
1 ВЕДУЩИЙ:22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В строй с солдатами встала песня. С первого дня и до победного праздничного салюта песня всегда была рядом. Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов. Сплачивала их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика в минуты грусти. Скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатами в бой. Вливала в них новые силы, отвагу, смелость.
2 ВЕДУЩИЙ: 24 июня 1941 года газета «Известия» и «Красный север» опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная. Вставай на смертный бой…». Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, на репетиции ансамбля он написал ноты на грифельной доске мелом, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Еще день – на репетиции с оркестром.
1 ВЕДУЩИЙ: А 27 июня уже состоялась премьера песни на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых тактов песня захватывала бойцов. А когда зазвучал второй куплет, все встали, как во время исполнения гимна. Пять раз подряд исполнил ансамбль эту песню. Так начался путь песни, славный и долгий. Её пели всюду – в тылу, в партизанских отрядах, на фронте. Каждое утро она играла по радио после боя курантов.
(звучит песня «Вставай страна огромная»)
1 ВЕДУЩИЙ: На войне было сложно, и пелось немало боевых песен. Простыми словами в них говорилось об оружии, о ненависти, о боевых дорогах, о подвигах героев. Но в памяти людской закрепились и такие песни, где говорилось о любви, о стойкости, об умении ждать. Одна из таких песен «В землянке». (Стихи Суркова А., музыка К. Листова).
2 ВЕДУЩИЙ: А. Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворение не писал – просто сложил письмо, рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах. Стихи распространились раньше, чем была написана музыка. Когда К. Листов услышал стихи, он написал мелодию к стихам, которые уже все знали. Песня была исполнена по радио. Вскоре песню запели все.
(звучит песня «В землянке»)
1 ВЕДУЩИЙ: Ещё одна бесхитростная простая песня широко распространилась в годы войны. Это песня «Огонек». (Стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера). Стихи прозвучали по радио и стали распространяться быстрее, чем музыка. Их стали переписывать, посылать в письмах. И на фронте, и в тылу гармонисты стали подбирать музыку. Появились десятки музыкальных решений «Огонька», самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних.
(Звучит песня «Огонек»)
2 ВЕДУЩИЙ: А эта песня живет уже 70 лет. Сегодня ее сюжет может показаться простым: пусть спокойно несет службу пограничник, девушка обещает сберечь любовь. Ласковое имя, привычный родной пейзаж – кто думал, что, выйдя из песни, зазвучит это имя грозно, станет воином. Песня «Катюша» - песня о верности пограничника и любви к пограничнику. Написана поэтом Исаковским и композитором М. Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания, к границе были устремлены тревожные взоры старшего и молодого поколения.
1 ВЕДУЩИЙ: «Катюшами» на фронте стали называть реактивные минометы. Откуда пошло это название, вероятно, не придется узнать никогда. Возможно, это имя дали бойцы батареи реактивной артиллерии, может быть, это делали конструкторы, не исключено, что крылатое слово родилось у пехотинцев или танкистов. Так или иначе, но невиданные ранее машины стали называть «Катюшами», а песня «Катюша» стала песней–воином. (Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)
(звучит песня «Катюша»)
2 ВЕДУЩИЙ: Песня венного времени была не только страницей летописи, но и чутким барометром душевного состояния человека. В одной из прифронтовых деревень поэт Е. Долматовский увидел объявление: «Танцы до утра». Эти слова стали заголовком стихотворения, позднее его назвали «Случайный вальс». Композитор Марк Фрадкин проникся построением этого стихотворения. Родилась новая песня, которую впервые исполнили в эшелоне, двигавшемся на север после разгрома армии Паулюса под Сталинградом.
(звучит песня «Случайный вальс»)
1 ВЕДУЩИЙ: Вот и подошел к концу наш вечер знакомства с песнями Великой Отечественной Войны.
2 ВЕДУЩИЙ: Мы желаем вам здоровья, счастья, мирного неба над головой.
- Подробности
- Просмотров: 6731