- Подробности
- Опубликовано: 25 Сентябрь 2017
Содержание
Введение | 2 |
Понятие о читательском интересе | 2 |
Виды читательских интересов | 5 |
Методы изучения интересов пользователя | 6 |
Правила составления анкеты | 8 |
Анализ библиотечной документации | 12 |
Материалы в помощь библиотекарю | 17 |
ПРИЛОЖЕНИЯ. | |
Варианты вопросов и шкал в анкете | 19 |
Анкета «Эффективность и качество библиотечных услуг» | 20 |
Анкета для учащихся 5-8 классов «Книги о природе» | 24 |
Введение
Изучение интересов пользователей является важнейшим условием успешной работы библиотеки по библиотечному обслуживанию населения.
Задачи этой работы – максимальное удовлетворение духовных запросов и информационных потребностей пользователей. Библиотекарю необходимо изучать своих читателей для того, чтобы узнать индивидуальные интересы каждого читателя, какой литературой он пользуется, какие отрасли знания находят наибольшее отражение в чтении, какие книги читаются, а какие не привлекают внимания.
Закономерности чтения учитываются во всех социальных науках, изучающих духовную жизнь общества и личности, и прежде всего в тех областях, которые связаны с практикой, теорией или историей создания, распространения и пропаганды произведений печати.
Современные библиотеки постоянно проводят как эпизодические исследования, так и систематическое изучение читателей в процессе их обслуживания.
Задачи изучения интересов пользователей в библиотеке определяются его главной целью – научно обосновать и сделать эффективным библиотечно-библиографическое руководство чтением.
Понятие о читательском интересе
Читательский интерес – избирательно-положительное отношение пользователя библиотеки к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность.
Заинтересованность текстом – психологическое состояние, сочетающее концентрацию внимания с положительным эмоциональным тоном чтения и характеризующееся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания. В этом состоянии читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив, его трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение.
Различают ситуативную и личностную заинтересованность человека в чтении.
Ситуативная заинтересованность определяется, прежде всего, качествами произведений печати. Красочные иллюстрации, привлекают не только детей, но и большинство взрослых читателей. Иногда привлекает обложка книги, заглавие, занимательность, новизна мысли или ее подача автором. Книга может захватить читателя. В конечном счете, ситуативная заинтересованность – следствие соответствия ситуации особенностям читательской психики.
Личностная заинтересованность – проявление устойчивых свойств личности (потребностей, интересов, способностей и др.) Человек, имеющий сильный интерес к какой-либо области, обычно сам ищет ситуации, которые позволили бы ему отдаться своему интересу. Поэтому доминирующие духовные интересы личности, как правило, порождают заинтересованность при чтении соответствующих произведений печати.
Таким образом, чтобы с помощью книжных выставок, бесед или иных методов работы с читателями вызывать не только ситуативную, но и личностную заинтересованность, библиотекарю важно учитывать познавательные, эстетические и другие духовные интересы читателей.
В состоянии заинтересованности книгой складывается оценочное отношение к ней, которое часто еще переносят на непрочитанные книги. Если стихийно или под руководством библиотекаря читатель встречается с целым рядом книг, из которых каждая его увлекает, то возникает положительное отношение к определенной литературе.
Отсюда вытекает вывод: для формирования нового читательского интереса необходимо создать ситуацию, при которой читатель впервые переживает яркое состояние заинтересованности чтением, а затем, путем подбора книг многократно воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее закреплению, обобщению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности.
В приведенном выше определении, выделены отличительные признаки читательского интереса:
1) значимость определенной литературы для субъекта,
2) положительное эмоциональное отношение к чтению.
Противопоставление этих признаков относительно. Каждый на своем уровне, они отражают степень соответствия произведений печати потребностям субъекта. В гармонически развитом и осознанном интересе оба признака взаимопроникают и сливаются: человека увлекает и процесс чтения, и конечная цель его – получение информации.
Однако на разных стадиях формирования читательского интереса один из признаков может преобладать над другим. При однобоком развитии складывается ущербное отношение к чтению, и сугубо практическое использование литературы, и чисто развлекательное отношение к чтению в своих крайних проявлениях объединяют духовную жизнь личности. Гармоническое развитие читательского интереса – задача руководством чтения.
Читательский интерес связан с потребностью в чтении, выражающей объективную зависимость субъекта от печатной продукции. Потребность ближе стоит к необходимости, чем интерес. Одна потребность (например, познавательная) рождает множество интересов, в том числе и читательских. И наоборот, конкретный читательский интерес отвечает разнообразным потребностям личности.
Диалектика взаимоотношений потребности и интереса такова, что причина и следствие могут меняться местами. Возникающий на основе духовных потребностей читательский интерес при постоянном удовлетворении перерастает в устойчивую потребность читать определенную литературу, а эта потребность рождает новые интересы. Формируя и удовлетворяя читательские интересы, библиотека способствует переходу общественных потребностей в личностные. Массовый читательский интерес, увеличивая читательский спрос на литературу, способен влиять на тиражирование новой печатной продукции, а ее потребление воспроизводит потребности в чтении.
Виды читательских интересов
Читательские интересы классифицируют по разным основаниям.
В зависимости от того, кто выступает субъектом читательских интересов, их можно рассматривать как личностные, групповые.
В основе групповых читательских интересов лежат групповые потребности в чтении. Например, информационные потребности трудового коллектива создают одинаковую для всех объективную необходимость в чтении литературы по специальности. Многочисленные интересы к этой литературе не одинаковы.
Практика работы с читателями показывает, что интерес человека к отдельной отрасли знания, дисциплине, теме, к определенному жанру или автору может преобладать над остальными читательскими интересами.
Обычно человек имеет не один, а несколько читательских интересов, которые внутренне взаимосвязаны, образуют определенную структуру, хотя и проявляются в разное время и с различной периодичностью.
В соответствии с целями воспитания гармонически развитых пользователей библиотекарю важно закреплять и формировать глубокие интересы читателей к определенной литературе, добиваясь одновременно разносторонности чтения.
Правильное осознание наиболее существенных потребностей в чтении ведет к устойчивости одного или нескольких интересов, которые характеризуют читательскую направленность личности. Вместе с тем могут возникать и сменять друг друга поверхностные интересы, связанные с любознательностью читателя и со способностью книг привлекать внимание.
Для практической работы библиотекарю необходимо иметь представление о конкретных читателях своей библиотеки. Для этой цели существуют хорошо известные, апробированные наукой и практикой методы. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки, каждому из них отводится определенное место в решении задач изучения интересов пользователей.
Методы изучения интересов пользователей
Первичную информацию об уровне читательской культуры библиотекарь получает путем наблюдения. Таким образом, может быть выявлена группа читателей, не пользующихся при выборе книг другими средствами, кроме совета библиотекаря и просмотра книг, сданных другими читателями. Библиотекари берут таких читателей на заметку, делая соответствующие пометки в формуляре. По итогам наблюдения библиотекарь определяет методику дальнейшей работы. Надо отметить, что всегда есть читатели, неохотно вступающие в беседу с библиотекарем, негативно относящиеся к его рекомендациям. Таким образом, метод наблюдения чрезвычайно важен.
Совокупность специальных методов изучения читателей иногда определяют одним термином: «анализ библиотечной документации», однако при этом следует иметь в виду, что речь идет не об одном методе, а о нескольких, которые располагаются по своей направленности, по способности сочетаться между собой и другими методами. Кроме того, слово «анализ» в применении к специальным методам обозначает не только анализ сведений, но и синтез их, а иногда и процесс накапливания сведений, их фиксацию, последующую обработку и обобщение.
Опрос – это метод сбора первичной словесной информации для изучения читательского мнения о тех или иных книгах или периодических изданиях, отношения читателей к библиотечной работе, в целом или к определенным ее видам, к отдельным мероприятиям, отношения читателей друг к другу и к библиотекарям и т.д.
Анкетирование применяется, как правило, для сбора ориентированного материала, обработка которого позволяет установить факты, выявить типичные явления (например, общественное мнение, интересы). С помощью анкет можно получить данные о содержании интересов разных читательских групп, но нельзя глубоко изучить источники этих интересов, причины их возникновения и историю развития.
Анкеты бывают преимущественно анонимными, но в них обязательно включают вопросы о возрасте, профессии, образовании и т.д. Иначе невозможно систематизировать и обобщать материал по групповым признакам.
При анкетировании обычно предполагается, что высказывания опрашиваемого вполне или хотя бы приблизительно соответствуют истине. Вместе с тем библиотекарь всегда должен учитывать возможности искажения и стремиться создать такую систему взаимосвязанных вопросов, которая помогла бы выяснить подлинное мнение респондента.
Чтобы ложные ответы не повлияли на объективность, нужно учитывать закон больших чисел: анкетирование должно быть достаточно массовым и охватывать наибольшее число людей каждой из обследующих групп.
В Интервьюировании определяющим является взаимодействие интервьюера и опрашиваемого. Успех во многом зависит от того, удается ли интервьюеру создать дружескую атмосферу. Преимущество интервью по сравнению с анкетой заключается в возможности непосредственного наблюдения. Для библиотекаря этот метод представляет особую ценность, так как он очень близок к индивидуальной работе с читателями. Интервьюирование одинаково эффективно при изучении высоко или мало квалифицированных групп читателей.
В тех случаях, когда библиотекарей интересует отношение читателей к определенной книге или определенному автору, производится анализ читательских формуляров в сочетании с анализом листков возврата или книжных формуляров. Этот метод очень объективен, так как фиксирует реальную картину читательского спроса на книгу, он способен выявить читательские предпочтения, жизнь книг в читательской среде, ее популярности.
Интерес читателей наиболее целесообразно фиксировать с помощью специальной картотеки интересов. Библиотечная практика подтверждает ее действительность. Рубриками картотеки становятся темы, вопросы, жанры литературы, выявленные в качестве читательских интересов. По рубрикам картотеки можно судить о преобладании тех или иных интересов, рождения новых жанров в связи с изменениями в общественной жизни и соответственно с читательской ориентацией, о падении интереса к какой-то проблеме, вопросу, жанру.
Правила составления анкеты
Прежде, чем приступить к составлению анкеты, следует предварительно определить цели и задачи опроса, сформулировать основные гипотезы. Необходимо определиться с выбором проблемы, задаться вопросом «Зачем я разрабатываю эту анкету?».
Разработчик анкеты должен четко представлять темы, проблемы, которые будут включены в анкету.
Анкета состоит из вводной части – обращения к опрашиваемому, основной части – блоков вопросов и паспортички – непосредственных субъективных сведений о респондентах.
Вводная часть предваряет анкету, в которой указываются цели, задачи опроса, данные об организации, проводящей опрос, просьба принять участие и оказать помощь в достижении целей исследования. В этой части, как и в конце анкеты, обязательным элементом является выражение признательности за участие в опросе. Например: «Благодарим Вас за помощь!», «Благодарим Вас за участие в опросе!», «Спасибо!». Назначение вводной части в том, чтобы максимально расположить к себе опрашиваемого, заинтересовать его темой и пробудить желание участвовать в исследовании.
Основная часть включает в себя собственно вопросы, в последовательности которых раскрывается содержание исследуемой темы. Это самая большая часть по объему и самая сложная по содержанию. Хорошая анкета требует внимания, кропотливой работы, знания типов вопросов, умения их точно сформулировать и расположить в определенной последовательности.
Здесь также действуют определенные правила. Так, для того, чтобы вас поняли, надо говорить на языке респондента: стараться не употреблять иностранных слов, не допускать вычурных словесных фраз и выражений.
Вопросы анкеты должны быть ясными и четкими, понятными всем опрашиваемым без исключения. Особенно следует быть внимательным и осторожным при отборе начальных вопросов, среди которых не должно быть слишком трудных или щепетильных.
Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещаются в середине анкеты. К ее концу трудность вопросов должна снижаться.
Все вопросы объединяют в блоки по тематическому и проблемному принципам. Причем, переход от одного смыслового отрезка к другому должен осуществляться плавно. Например, чтобы респондент смог полнее и качественнее ответить на вопрос о внесении изменений в работу библиотеки, ему предшествует вопрос на воображение себя в качестве «управляющего библиотекой сотрудника». В этом случае он серьезнее подумает о конкретных предложениях по изменению работы библиотеки.
По форме вопросы могут быть закрытыми, открытыми и полузакрытыми.
В закрытых вопросах строго определен набор альтернатив, из которых отвечающему, предлагается выбрать нужный. Задавая такой вопрос, исследователь берет на себя инициативу, подсказывая респонденту ответы. Подразумевается, что составитель анкеты более компетентен в исследуемой теме. Такие вопросы предполагают краткость ответа.
Самым распространенным видом закрытого вопроса является «да – нет» вопрос. Например: «Есть ли у Вас домашняя библиотека? 1) Да; 2) Нет; «Записаны ли Вы в библиотеку? Да, Нет» и т.д.
Кроме того, часто используются альтернативные закрытые вопросы: «Как часто Вы обращались к книге, журналу?:
1) ежедневно
2) несколько раз в неделю
3) примерно раз в неделю
4) примерно раз в месяц и реже».
Здесь набор ответов строго определен, и надо выбрать только один из вариантов.
Еще один вид закрытого вопроса – вопрос-меню.
Особенностью его является возможность выбора нескольких вариантов ответов. Например: «Как Вы считаете, читальный зал – это:
1) место для занятий в библиотеке
2) справочно-информационный центр
3) место для просмотра газет и журналов
4) место для прослушивания звукозаписей».
К таким вопросам даются указания в скобках или более мелким шрифтом: «Отметьте, пожалуйста, одну или несколько позиций». Закрытые вопросы дают более точную и заранее обдуманную информацию.
Открытые вопросы дают простор читательской фантазии. Обычно начинаются со слов: «Кто», «Что», «Где», «Когда», «Почему» и т.д. Их рекомендуется задавать, когда важно иметь суждения и выводы собеседника, стимулировать его к разговору, получить оригинальный ответ. Задавая открытый вопрос, исследователь как бы снимает с себя контролирующую функцию, например: «Скажите, пожалуйста, что бы Вы смогли предложить по организации работы библиотеки?»
Нельзя превращать открытый вопрос в закрытый, предложив респонденту возможные варианты ответов.
Полузакрытые вопросы отличаются от закрытых тем, что в альтернативе ответов, предлагаемых респонденту, вносится позиция: «Другое __________», «Ваше особое мнение _______».
Формулируя вопросы анкеты надо помнить, что нельзя на первое место в альтернативах ставить нужный Вам ответ. Фразы альтернатив должны быть примерно одинаковы по длине, продолжительности.
Кроме того, составляя анкету, надо избрать либо прямую, либо косвенную формы вопросов. Например, заменить вопрос «Читали ли Вы такую-то книгу?» на «Намерены ли Вы прочесть…?» и др. Использовать в анкете вопросы-фильтры: «Записаны ли Вы в библиотеку?» 1) Да, 2) Нет. Если «Нет», то переходите к вопросу номер…».
Хорошая анкета включает в себя все типы вопросов. Их умелый подбор и сочетание позволяет увеличить точность, полноту и надежность, получаемой информации.
Паспортичка - это заключительная часть анкеты. Она предназначена для получения объективных данных о личности спрашиваемого. В ней могут быть представлены такие факторы, как возраст, пол, семейное положение, профессия, уровень образования. Заканчивается анкета словами: «Спасибо», «Благодарим за помощь!».
Графическое оформление анкеты должно отвечать таким требованиям, как: четкий шрифт, достаточное место для записи свободных ответов, обязательное расположение всего списка возможных вариантов ответов на одной странице. Анкета должна быть максимально краткой, лаконичной. Число вопросов в ней не может быть бесконечным. Практика показывает, что большие анкеты, занимающие во времени более 40 минут, утомляют респондентов.
Важно помнить, что чем шире будут использованы результаты анкетирования, тем точнее и продуманнее должна быть составлена сама анкета.
Анализ библиотечной документации
В библиотечных исследованиях для изучения читателей широко используются методы анализа документации.
При правильной постановке этот метод позволяет получить объективные сведения о составе читателей, о массовых мероприятиях библиотеки, о динамике книговыдач в целом, о значимости тех или иных книг, о проявлениях общественного читательского мнения.
Анализ читательских формуляров является специальным библиотечным методом изучения интересов пользователей. Хотя в подавляющем большинстве библиотек формуляры служат основным средством фиксации сведений о работе с читателями, подобные записи в них делаются не всегда. Между тем от этого во многом зависит результативность их анализа.
В читательском формуляре регистрируются выданные издания, накапливаются сведения о содержании чтения. В формуляре не отражается неудовлетворенный спрос читателя. По записям нельзя установить, какую литературу читатель запрашивал, а какую брал по рекомендации библиотекаря, или с книжной выставки, удовлетворен ли его спрос, прочитаны ли взятые книги.
Сведения из формуляра лишь частично отражают содержание чтения и совсем не отражают мотивов спроса, целей и результатов чтения, отношения к прочитанным книгам.
Анализ формуляров отдельных читателей проводят ежегодно или раз в полугодие. Просматривая записи в формуляре, библиотекарь устанавливает, сколько всего книг прочитал пользователь, по каким отраслям знаний, сколько в среднем книг он брал в течение месяца или года. Это позволяет судить о направленности содержания чтения, его системе, характере. Но записи выданных книг не могут служить единственным основанием для серьезного суждения о читателе. Их нужно анализировать одновременно с записями наблюдений и с другими материалами о читателе (отзывы о книгах, высказывания, учтенные во время массовых мероприятий и т.д.). В результате сопоставления содержания чтения с его мотивами делают выводы о круге читательских интересов, их содержании, развитии и устойчивости, намечается план дальнейшего руководства чтением. Его фиксируют на карточке, которую вкладывают в формуляр.
Анализ листков читательских требований
Это специальный прием наблюдения за читательским спросом. Он используется как самостоятельный метод в крупных библиотеках, где заполнение требований листков обязательно. Различают анализ удовлетворенных требований и анализ отказов на требуемую литературу.
Они дополняют друг друга и направлены на выявление потребностей читателей в литературе: первый позволяет установить, какая литература пользуется наибольшим спросом у тех или иных читательских групп; второй – дополняет сведения о запросах читателей и, кроме того, показывает пробелы в комплектовании.
Анализ материалов библиотечной статистики
Может служить специальным методом изучения читателей. В дневнике работы библиотеки и в годовых отчетах фиксируются сведения о количестве и составе читателей по основным группам, по объему выданной литературы и ее распределении по отделам библиотечной классификации. Эти сведения характеризуют в общих чертах контингент и запросы читателей.
Анализ материалов библиотечной статистики должен быть сравнительным: необходимо сопоставлять данные о составе читателей, книговыдаче, обращаемости фондов по отделам классификации за разные промежутки времени. Чем больший период времени берется для сравнения, тем в большей степени анализ количественных данных способен показать происходящие качественные изменения.
Анализ количественных данных полезен и при сравнении показателей за короткие промежутки времени. Библиотекари расширяют минимум сведений, предусмотренный в дневнике работы библиотеки, вводя дополнительные графы. Благодаря этому более удобно группировать состав читателей и выданных книг, учитывать выдачу отдельных произведений, вести отдельный статистический учет выдачи по читательским группам и по тематике литературы.
Анализ читательских автобиографий (биографий)
Он служит изучению динамики читательских интересов, особенностей читательского восприятия. Большую помощь может оказать этот метод при разработке типологии читателей, а также при индивидуальном и групповом руководстве чтением.
Читательская автобиография – это письменное сообщение читателя о роли книги и библиотеки в его жизни и деятельности. Работники массовых библиотек собирают автобиографии у тех читателей, которые давно пользуются библиотекой. Автобиографии читателей помогают обстоятельно изучить влияние книг на развитие их личности и проверить эффективность работы с читателями. Чтобы получить от читателя наиболее важные сведения, позволяющие составить научно обоснованную характеристику его чтения, ему иногда предлагается ориентировочная схема автобиографии.
Анализ читательских автобиографий подчинен задачам и целям исследования, производится по предварительно разработанной схеме и служит (наряду с анализом читательских отзывов и формуляров) материалом для биографии-характеристики того или иного типа читателей и для изучения динамики группового чтения.
В библиотечных исследованиях применяется также составление читательских биографий и характеристик по такой теме, которая позволяет выявить закономерности развития читательских интересов, особенности чтения у людей определенного читательского типа и влияние на них книг.
Разновидность этого метода – составление «биографий книг». Он применяется по отношению к отдельным книгам, чтобы проследить их судьбу с момента выхода в свет, что важно для изучения многих общественных проявлений чтения.
Методика сбора сведений для составления читательских биографий и «биографий книг» может включать разнообразные общие и специальные методы изучения читателей. При составлении читательской биографии или характеристики читателей анализируют также дневники читателя.
Дневники читателя – средство фиксации сведений о прочитанном. Читатель ведет его по рекомендации библиотекаря или по собственной инициативе. Анализ дневников читателей практикуется во многих школьных и детских библиотеках. Работники библиотеки, обслуживающие взрослых, также иногда рекомендуют читателям, главным образом молодым, вести дневник, но им редко удается получить его для ознакомления. Анализ дневника позволяет представить круг чтения, его систему и культуру, отношение к прочитанному, проследить постепенное развитие интересов и вкуса.
Обобщение результатов изучения читателей иногда завершается составлением характеристик: индивидуальных – на несколько типичных читателей, групповых – на ведущие читательские группы.
Примерная схема читательской характеристики:
1. Общие сведения о читателе или читательской группе (возрастные, профессиональные и другие особенности, общепознавательные и эстетические интересы и т.п.).
2. Цели чтения и преобладающие мотивы спроса.
3. Содержание и характер чтения за определенный период.
4. Потребность в литературе и глубокие читательские интересы, направление их развития.
5. Оценка, даваемая разным книгам: художественным, научно-популярным, производственным и др.
6. Уровень культуры чтения и развития вкуса.
7. Место библиотеки и библиографических пособий среди источников информации о книгах, среди факторов, влияющих на спрос и формирующих читательские интересы.
8. Влияние книг на читателя.
9. Соображения относительно руководства чтением.
Обычно читательские характеристики составляют по более упрощенной схеме. Развернутые, научно обоснованные характеристики требуют дополнительного изучения читателей.
Анализ отзывов читателей
Отзывы позволяют изучать общественное мнение об удовлетворении тех или иных потребностей, в том числе и потребностей в чтении, поэтому писатели, редакции, издательства и библиотеки собирают и изучают читательские отзывы.
Читательские отзывы различаются по содержанию (о прочитанных книгах или о работе библиотеки) и по форме (письменные и устные). Собирание читательских отзывов способствует выявлению читательских интересов и общественной оценки произведений печати, а также читательского мнения о работе библиотек.
Собирание отзывов о книгах опирается на исторически сложившиеся традиции в практике изучения читателей и проводится преимущественно в массовых библиотеках.
Устные отзывы записывают со слов читателей (по возможности, дословно), но чаще библиотекари просят читателей дать письменные отзывы о книгах, при этом иногда нужны методические указания, которые, не должны сковывать самостоятельности читателей в суждениях, в проявлении интересов.
Важно не количество отзывов, а их обоснованность, мотивированность высказанных мнений.
Отзывы о книгах показывают, насколько человек понимает прочитанное, каковы его культура чтения и вкус. Иногда отзывы перерастают в обстоятельные рецензии, содержащие мотивированную критическую оценку прочитанного.
Анализ и обобщение отзывов ряда читателей дает возможность выявить интересы и другие особенности чтения, характерные для данной читательской группы. Изучение отзывов многих людей об одной книге позволяет судить об общественной оценке произведения.
Отзывы о книгах можно использовать как в работе с теми читателями, которые их дали (для беседы по содержанию отзыва, для консультации о культуре чтения), так и для пропаганды лучших произведений, знакомя широкие круги читателей с отзывами о них. Для этого с согласия авторов отзывы собираются в альбомах, публикуются в бюллетене, в стенной газете библиотеки.
Большое общественно-литературное значение имеет публикация читательских отзывов в местной и центральной печати, передача их издательствам, редакциям журналов и газет, писательским организациям и авторам книг.
В библиотеках также собирают письменные отзывы читателей о библиографических обзорах и обсуждениях книг, о литературных вечерах, лекциях, выставках: пожелания о том, какие массовые мероприятия следует организовать. Учитываются также мнения читателей о работе библиотеки с читателем.
Материалы в помощь библиотекарю
- Алейник, М. Г. Чтение молодежи: утопия или оптимистический прогноз? / Марина Георгиевна Алейник // Бібліятэчны веснік: зборнік артыкулаў. Вып. 1 / Нацыянальная бібліятэка Беларусі; складальнік М.Г. Алейнік . – Мінск : Нацыянальная бібліятэка Беларусі, 2010 . - С. 99- 111
- Афанасьева, С. Изучение информационных потребностей пользователей центральной библиотеки Сморгонской ЦБС: результаты анкетирования / С. Афанасьева // Бібліятэчны свет . – 2010 . - № 4 . – С. 15-17
- Бартасевич, Л. Читатель ХХІ века: результаты социологического опроса в библиотеке гимназии №1 г. Полоцка / Л. Бартасевич // Воспитать читателя / редактор – составітель Л.В. Нестерович . – Минск, 2009 . – С. 12 -20
- Богданов, К. В рейтинге лидирует информация / К. Богданов // Библиотека . – 2010. - №5 . – С. 46-48
- Бородин, В.А. Библиотечное обслуживание: учебно- методическое пособие / Валентина Алексеевна Бородина . – Минск: Либерия, 2004 . – 115с.
- Домбровская, И. Рисунок читающего человека / И. Домбровская // Бібліятэчны свет . – 2016 . - № 4 . – С. 13 -14
- Касцюк, Ю. Ці чытаем мы па-беларуску? / Ю. Касцюк // Веснік бібліятэк – 2013 . - № 1 . – С. 28-32
- Коновалова М. И стар и млад: экспресс-опрос «Библиотека глазами читателя» / М. Коновалова // Библиотека . - 2011 . - № 6 . – С. 18-19
- Крупская, Т. Библиотекарь глазами детей / Т. Крупская// Бібліятэчны свет . - 2013 . - № 6 . – С. 18-21
- Максимовских, И.О. Роль публичной библиотеки в экологическом воспитании школьников: по результатам социологического исследования / Людмила Олеговна Максимовских // Бібліятэчны веснік : зборнік артыкулаў. Вып. 1 / Нацыянальная бібліятэка Беларусі; складальнік М.Г. Алейнік . – Мінск , 2010 . - С. 192-197
- Павловец, Л. Анкетирование, как метод изучения читательской активности / Л. Павловец // Бібліятэка прапануе . – 2010 . - №7 . – С. 38 -39
- Справочник библиотекаря / научный редактор А.Н. Ванеев. – 3-е издание, перерабаботанное и дополненное . - Санкт – Петербург : Профессия, 2006 . – 315 с.
- Ульева, Л. Знать, чтобы действовать: социологические исследования как инструмент для выявления перспективных направлений развития библиотеки // Библиотека . – 2008. - № 9. – С. 51- 56.
Приложение №1
Варианты вопросов и шкал в опросниках
Закрытые вопросы
|
|
Название приема
|
Описание сути приема |
Альтернативный вопрос | Вопрос, предлагающий выбор из двух ответов |
Вопрос с выборочным ответом | Вопрос, предлагающий три или более вариантов ответа на выбор |
Вопрос со шкалой Лайкерта | Вопрос с предложением указать степень согласия или несогласия с сутью сделанного заявления |
Симантический дифференциал | Шкала разрядов между биполярными понятиями, в которой опрашиваемый выбирает точку, соответствующую направленности и интенсивности его чувств |
Шкала важности | Шкала с ранжированием любого признака: от “неудовлетворительного” до “отличного” |
Открытые вопросы
|
|
Вопрос без заданной структуры | Вопрос, на который опрашиваемый может дать теоретически бесчисленное количество ответов |
Подбор словесных ассоциаций | Опрашиваемому предлагают по одному слову и просят назвать в ответ первое попавшееся на ум слово |
Завершение предложений | Опрашиваемому предлагают незаконченные предложения и просят завершить их |
Завершение рассказа | Опрашиваемому предлагают завершить незаконченный рассказ |
Завершение рисунка |
На рисунке два персонажа, один из которых высказывает мысль. Опрашиваемого просят представить себя на месте второго персонажа и вписать свой ответ от его имени в пустой овал
|
Приложение № 2
Анкета
«Эффективность и качество библиотечных услуг»
Здравствуйте!
Центральная библиотека ГУК "Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района" проводит опрос с целью получения информации, которая поможет улучшить качество работы нашей библиотеки. Просим Вас искренне ответить на поставленные в анкете вопросы.
Заранее благодарим за участие!
1.Как часто Вы посещаете нашу библиотеку:
- Практически каждый день
- 1 или несколько раз в неделю
- 1 или несколько раз в месяц
- Несколько раз в год
- 1-2 раза в год
2.Ваш читательский стаж в нашей библиотеке:
- Менее 1 года
- От 1 до 5 лет
- От 5 до 10 лет
- Более 10 лет
- Разовое посещение
3.С какой целью Вы обычно посещаете нашу библиотеку:
- Получить литературу для досуга
- Получить литературу для учебы
- Получить литературу для работы
- Воспользоваться услугами Центра правовой информации
- Сделать ксерокопию, распечатку документов
- Поработать в читальном зале
- Принять участие в массовых мероприятиях
- Получить доступ к интернету
- Другой ответ ______________________________________
4.Как Вы узнаете об услугах, которые предоставляет библиотека?
- Читаю информацию на стендах
- Из рекламных буклетов в библиотеке
- От сотрудников библиотеки
- От других лиц (знакомые, родственники)
- В интернете
- Из другого источника_________________
5.Оцените открытость и доступность информации о нашей библиотеке, о ее ресурсах и услугах по шкале от 1 до 5:
1 2 3 4 5
6.Пользуетесь ли Вы платными услугами в библиотеке?
- Да
- Нет (переходите к вопросу (№ 9)
7.Какими платными услугами вы чаще всего пользуетесь?
- Беру на дом книги из читального зала.
- Беру на дом книги из коммерческого абонемента.
- Делаю ксерокопирование, распечатку документов и пр.
- Работаю в интернете.
- Беру на дом аудио-книги на CD
- Другое (укажите, что именно)_____________________
8.Считаете ли Вы цены на платные услуги библиотеки:
- Справедливыми
- Завышенными
- Затрудняюсь ответить
9.Наша библиотека имеет свой сайт в интернете, посещаете ли Вы его?
- Да
- Нет
10.Устраивает ли Вас график работы библиотеки?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
11.Удобно ли Вам добираться до библиотеки?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
12.Оцените простоту и удобство поиска необходимых Вам изданий в библиотеке по шкале от 1 до 5:
1 2 3 4 5
13.Насколько Вы удовлетворены выбором журналов, газет в библиотеке? Оцените по шкале от 1 до 5:
1 2 3 4 5
14.Отметьте, пожалуйста, знаком «+» клетки в таблице, если Вы испытываете потребность в книгах:
Жанры литературы | Всегда нахожу | Нахожу не всегда | Найти не удается |
Исторические романы | |||
Фантастика, фентэзи | |||
Детективы, триллеры | |||
Классическая литература | |||
Современная белорусская литература | |||
Романы о любви | |||
Произведения советских авторов |
15.Каких книг или других документов Вам не хватает в фондах нашей библиотеки?_________________________________________
16.Оцените внимательность и доброжелательность сотрудников библиотеки по отношению к Вам по шкале от 1 до 5 баллов:
1 2 3 4 5
17.Насколько полно и оперативно сотрудники библиотеки выполняют Ваши запросы? Оцените по шкале от 1 до 5:
1 2 3 4 5
18.Насколько Вы удовлетворены комфортностью и эстетическим оформлением помещений библиотеки? Оцените по шкале от 1 до 5:
1 2 3 4 5
19.Отметьте, пожалуйста, знаком «+» клетки в таблице, если Вы испытываете потребность в изданиях по темам:
Тематика изданий | Всегда нахожу | Нахожу не всегда | Найти не удается |
Медицина и здоровье | |||
Юридическая | |||
Кулинария | |||
Хобби, увлечения | |||
Садоводство, цветоводство | |||
Психология, воспитание | |||
Религиозная |
20.Насколько в целом Вы удовлетворены предоставляемыми библиотекой услугами?
- Вполне удовлетворен(а).
- Скорее удовлетворен(а), чем нет.
- Не могу сказать, удовлетворен(а) или нет.
- Скорее не удовлетворен(а).
- Совершенно не удовлетворен(а).
21.Ваш пол
- Мужской
- Женский
22. Ваш возраст_________
23. Образование
- Профессионально-техническое
- Высшее
24.Сфера деятельности
- Пенсионер
- Служащий
- Предприниматель
Спасибо за участие в опросе!
Приложение №3
Анкета
для учащихся 5-8 классов
КНИГИ О ПРИРОДЕ
Дрогой друг!
От каждого из нас зависит судьба земли и всего человечества.
Если ты находишь много интересного для себя в рассказах о природе, то эта анкета – для тебя! С помощью этой анкеты нам хотелось бы установить, в какой степени ты интересуешься проблемами природы и экологии, затронутыми в книгах о природе.
Заранее благодарим за участие.
1. Какая из прочитанных художественных книг о природе тебе особенно запомнилась? ______________________________________
2. Раскрывая книгу о природе, ты ждешь, что сейчас
- окунешься в «иной мир»;
- узнаешь новое о жизни животных, птиц и т.д.;
- вместе с героями книг испытаешь удивительные приключения;
- найдешь что-то новое, о чем потом расскажешь друзьям;
- сможешь использовать в учебе полученные знания;
- что–то другое _________________________________
3. Помогает ли тебе художественная литература лучше понять окружающий мир?
- Да
- Нет
4. Можешь ли ты сказать, что, прочитав какую-либо книгу, ты стал бережнее относиться к природе?
- Да
- Нет
5. Нуждаешься ли ты в помощи библиотекаря при выборе художественной литературы о природе?
- Да
- Нет
Спасибо за ответы!
- Подробности
- Просмотров: 19236