- Подробности
- Опубликовано: 04 Ноябрь 2021
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ
СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Формы мероприятий в библиотеках всегда развивались в соответствии с социокультурными условиями. Их динамику можно представить следующим образом.
Уже в начале ХХ столетия библиотеки активно использовали такие формы, как диспуты, дискуссии, громкие чтения. В 1914 – 1930 годах наиболее популярными были громкие чтения, рекомендательные беседы, устные журналы, выставки. 1950 -1970 годы ознаменованы обилием читательских конференций, устных журналов, литературных вечеров, дней информации. В 1970 – 1986 годах к читательским конференциям, выставкам, дням информации прибавились дни специалиста, лектории, клубы по интересам. Конец ХХ века зафиксировал максимальное разнообразие форм массовой работы: диспуты, дискуссии, клубы по интересам, литературные вечера, премьеры книг, познавательные игры, бенефисы читателей. Начало ХХI столетия внесло свои коррективы. На некоторых формах, которые в последнее время чаще встречаются в работе библиотек стоит остановиться подробнее.
БЕНЕФИС ЧИТАТЕЛЯ - библиотечный вечер, посвящённый встрече с одним человеком, помогающий раскрыть его особенности как читателя, привлечь внимание других людей к организации его чтения, читательской биографии. Проводится самостоятельно или в рамках клуба книголюбов, дня библиотек, недели книги. Предполагает участие людей разных возрастов, старейших читателей, постоянных читателей, которые готовы поделиться своим читательским опытом, знаниями, рассказать о прочитанном, о своей личной библиотеке. Иногда бенефициантом выступает не один человек, а семья, все члены которой – читатели библиотеки. Программа мероприятия зависит от личности читателя, его интересов, умения общаться с аудиторией. В ходе бенефиса используются любительские фильмы, фотографии, слайды, фонограммы с любимыми музыкальными произведениями бенефицианта. Обязательны выставки ( «Мои любимые книги», «Заглянем в читательский формуляр» и т.д.). Эта форма массовой работы способствует развитию библиотечного общения.
БЕСЕДА - разговор с читателями, обмен мнениями, бывает информационно – рекомендательной или о прочитанном. Активно используется в индивидуальной работе, где считается основной формой.
БЕСЕДА О КНИГАХ - краткая лекция об одной или нескольких книгах. Проводится в форме бесед с читателями по определённой тематике. Существует как в устной, так и письменной форме: публикации в СМИ, печатная продукция библиотеки.
БЕСЕДА ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» – коллективное обсуждение, свободный обмен мнениями по конкретной проблеме. Разговор ведётся на равных. Все участники свободно обмениваются мнениями. Библиотекарь при этом выступает инициатором, зачинщиком беседы, а затем лишь корректно направляет её, даёт возможность высказаться присутствующим, заполняет возникшие паузы. Выступает арбитром в развернувшейся дискуссии.
БИБЛИОТЕЧНЫЕ ВЕЧЕРА - обычно сочетают «книжную» (выставки, обзоры, беседы) и досуговую деятельность – лекции, художественные выставки, выступление музыкальных коллективов. Для любого библиотечного вечера важна занимательность содержания и яркость художественного оформления. В оптимальном случае все элементы библиотечного вечера дополняют друг друга, органично входят в сценарий. Вечера подразделяются по целевому назначению. Вечер – диалог – одна из форм дискуссии. Вечер – встреча - общение, беседы с писателями, знаменитыми людьми, артистами, священнослужителями, специалистами и т.д. Вечер – портрет - чествование известного человека. Вечера занимательной науки проводятся для ознакомления аудитории с новейшими достижениями науки и техники. Они включают лекции, обзоры литературы, показ видиоматериалов, книжную выставку. Краеведческие вечера – беседы о «малой Родине», исторических корнях, природе и истории края, его культуре и экономике, деятельности прославленных земляков.
БРЕЙН – РИНГ - разновидность интеллектуальной игры, развивающей творческие и познавательные способности участников. Правила игры аналогичны тем, что приняты в телевизионном варианте игры. Быстрые ответы на различные вопросы содействуют развитию логики, мышления и скорости реакции.
ВАХТА ПАМЯТИ - серия мероприятий в помощь патриотическому воспитанию молодёжи. Эта форма призвана содействовать выработке уважительного отношения к героическому прошлому своих соотечественников, потому может включать встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихотворений и песен, коллективные просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции, военно–спортивные соревнования. Завершающим мероприятием цикла может стать литературно – музыкальная композиция или праздничный концерт.
ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ – способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и активизации чтения отраслевой и художественной литературы. О теме встречи пользователи библиотеки извещаются заранее . В период подготовки для привлечения внимания к теме и её раскрытию оформляется книжная выставка или библиотечный плакат; активно рекомендуется литература, проводятся беседы, индивидуальное консультирование; рассылаются письменные приглашения. До начала мероприятия по его теме собирают вопросы читателей, которые затем систематизируются. После краткого вступительного слова ведущего присутствующим задаётся первый вопрос и желающим предлагается дать на него ответ. По каждому вопросу ведущий обобщает высказанные мнения и даёт резюме. Он так же рекомендует, что можно дополнительно прочесть по этому вопросу, называет интересные библиографические пособия. Часто в качестве эксперта приглашается специалист, который профессионально владеет обсуждаемой темой.
ВИКТОРИНА – занимательная игра, где в определённой последовательности ( логической, хронологической и др.) перед аудиторией ставятся вопросы, на которые участники дают ответы. Вопросы объединяются общей темой. Они могут быть историческими, литературными, музыкальными, научно – техническими, морально – этическими, смешанными.
ГРОМКИЕ ЧТЕНИЯ - чтение вслух определённым читательским группам текстов с последующими комментариями и обсуждением прочитанного. Чаще всего используются при работе с детским читателем и при обслуживании читательских групп, которые по причине своих физических или иных особенностей не могут прочесть нужную книгу.
ДЕНЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГИ - форма работы, основной целью которой является реклама электронных носителей информации из фондов библиотеки. Оформляются библиотечные выставки, проводятся рекомендательные беседы и обзоры, проводятся презентации.
ДИСКУССИОННЫЕ КАЧЕЛИ - мероприятие, проводимое в форме ритмического чередования мнений по определённой теме. Возможна перекличка афоризмов, отражающих разные взгляды на проблему, которая обсуждается.
ДИСПУТ – публичный спор на какую – либо тему, проходящий в библиотеке на основе материалов из её фондов, средство расширения библиотечного общения может быть организован как полемика оппонентов с участием аудитории, спор двух групп читателей или нескольких человек, в основе которого – позиция автора книг или статей. Целями диспута являются поиски возможно более точной оценки изложенных в публикациях идей, мнений, развитие умений участников корректно отстаивать и аргументировать свою точку зрения, а так же расширение круга чтения по обсуждаемой проблеме. Чаще проводятся в молодёжной аудитории.
ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ - форма массовой работы, чаще всего проводимая с целью глубокого ознакомления читателей с культурой, историей, экономикой, наукой своей или других стран. Оно содействует расширению кругозора, пополняет знания, стимулирует познавательную активность. Разрабатывается точный маршрут путешествия, подбирается литература, которую желательно прочитать.
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ - один из занимательных способов соединения интереса к родному краю с литературой о нём. В процессе проведения игры книга становится как источником, стимулирующим интерес к краю, так и средством закрепления и углубления знаний, полученных при реальных путешествиях. Алгоритм проведения подобной игры включает следующие этапы:
• предлагается тема и разрабатывается маршрут «путешествия» ( реального или по книжным страницам);
• библиотекарь подбирает соответствующую литературу и начинает её рекомендовать всем желающим принять участие в мероприятии. С читателями проводятся индивидуальные беседы, для них составляются планы чтения, организуются выставки, обзоры литературы;
• выступая на встрече, участники игры рассказывают, что они узнали об этом маршруте, так, чтобы и присутствующие в зале могли ощутить себя участниками похода. Для иллюстрации используются краеведческие викторины, выставки фотографий, электронные презентации. На встрече выступает один или несколько докладчиков между которыми распределяются «участки» путешествия.
КОНКУРС – соревнование, в процессе которого выявляются наиболее эрудированные его участники. Проводится как самостоятельное мероприятие или в программе литературного вечера, детского утренника и т.д. В зависимости от возраста и подготовленности аудитории конкурсы организуются на лучшее знание конкретного произведения или книг определённой тематики, лучший отзыв о книге, выразительное чтение, умение работать с источником, в т.ч. и со справочной литературой. Результаты определяет компетентное жюри. С участием детского жюри обсуждаются рисунки, макеты, самоделки, декламация стихов, чтение басен, сказок.
КОНКУРС ВЕСЁЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ - мероприятие в виде театрализованной игры, где проходит соревнование на самых остроумных, забавных, креативных. Познавательность и развлекательность находятся тут в гармоничном сочетании. Обычно определяется общая тема и темы отдельных конкурсов.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АУКЦИОН – это игровое соревнование с атрибутикой обычного аукциона. Оно включает в себя тематические вопросы и задания, которые ведущий предлагает участникам. Побеждает тот, кто знает больше и может добавить что – то новое и интересное к ответам других.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА - соревнование в виде игры на знание творчества писателя или одного произведения. Виды литературной игры – литературные аукционы, турниры знатоков, литературные викторины, литературные загадки (угадывание произведений и авторов по прочитанному отрывку, по иллюстрации, портрету). Игровой характер имеет «путешествие по книгам», практикуемые в работе с подростками, которых привлекает возможность выступить в роли открывателей нового, «пройти» по предложенным «маршрутам». Для этого они читают рекомендованную литературу, заполняют дневники путешествий и т.д. Дополнительно к этому иногда проводятся экскурсии. Литературные игры сопровождаются инсценировками, представлениями кукольного кружка, книжными выставками. В ходе литературной игры используются компьютеры, аудио- и видеотехника. Некоторые игры заимствованы у телевидения.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СУД – вид литературной игры, обсуждение героев книги ( обычно остроконфликтной), организованное в форме театрализованного судебного разбирательства. Театрализованный характер игры предлагает соответственное оформление помещения, подготовку участников – представителей «защиты», «обвинения», «суда», хорошее знание ими литературного произведения.
ОБСУЖДЕНИЕ КНИГ – способствует возбуждению читательской активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов. Чтобы обсуждение было принципиальным и активным, требуется серьёзная и длительная подготовка. Одним из решающих условий, обеспечивающих живой, полезный обмен мнениями о книгах, является правильный выбор произведения. Если большинство считает произведение хорошим или плохим и это так, то вряд ли целесообразно проводить обсуждение. Если же мнения разделились или достойное произведение не встречает понимания, а плохое хвалят, то тогда, видимо, проведение обсуждения оправдано. При разработке программы обсуждения надо иметь в виду, что главное место в нем должны занимать выступления читателей. Обсуждение открывается кратким ( 5 – 10 минут) вступительным словом ведущего, которое должно быть как можно более живым и интересным, дать общее направление выступлениям, но и не в коей мере не предвосхищать мнений читателей о книге. Больше времени следует отвести для заключительного слова, в котором подытоживаются выступления, на их основе даётся оценка произведения.
ПАРАД ИНТЕРЕСНЫХ КНИГ – это мероприятие представляет собой встречу, на которой каждый может рассказать о самой интересной книге, которую он прочитал в текущем году. Выступающие аргументировано объясняют, почему именно эту книгу они считают самой интересной. После выступлений задаются вопросы. Встреча даёт возможность присутствующим из уст других абонентов библиотеки узнать об интересных книгах и определить, стоит ли их читать. Библиотекарь подводит итоги встречи, используя свой авторитет для корректировки высказанных рекомендаций.
ПРЕМЬЕРА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ (ЖУРНАЛА, НОВОЙ ГАЗЕТЫ) – это способ используется для информирования пользователей библиотек о выходе нового издания, показа его достоинств. В премьере книги участвуют представители издательства, автор, художник и другие лица, «причастные» к ней( в том числе и прототипы произведения, участники событий, описанных в книге и т.д.).Премьера книги сопровождается книжной выставкой по её теме, продажей книжной новинки с автографами автора или подпиской на соответствующее периодическое издание.
ПРЕСС - ВЕСЫ – вариант мероприятия по работе с газетами и журналами, в ходе которого участники оценивают периодические издания. Участвуют две команды, которые получают издания для отзыва. Одна команда получает задание найти положительные стороны журнала или газеты, другая – недостатки. Побеждает та команда, чьи аргументы были весомей.
РОЛЕВАЯ ИГРА «СУД НАД…» – вид имитационной игры, которая проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями в общественной жизни человеческими пороками, аморальными поступками. (см. приложение 1)
ТОК – ШОУ – дискуссия с большим количеством участников, которая имеет целью включение молодых людей в ситуацию морального выбора, соотношения своих личных ценностей с мнениями других людей, сравнения собственных воззрений с теми, что являются общепризнанными по морально – этическим требованиям. Во время подготовки важно определить способ постановки проблемы6 это может быть фрагмент видеофильма, инсценировка ситуации, чтение материалов из периодики и т.д. Предварительно выбирается ведущий, оговариваются правила ведения дискуссии. (см. приложение 2)
ТУРНИР - состязательная форма работы с читателями. Он содействует активизации познавательной деятельности. Турниры могут быть однопрофильными (знатоков истории, родного края, любителей фантастики и т.д.) и комплексными, когда туры посвящены различной тематике. Выбираются участники мероприятия, разбиваются на команды по 5 человек. Команды по очереди « атакуют» и « обороняются». Количество туров обычно соответствует количеству команд – участниц, ведь каждая организует по очереди один из туров. После турнира каждая команда подводит итоги тура, за проведение которого она была ответственна. Победителем становится команда, набравшая большее количество баллов. Иногда в ходе турнира ведётся индивидуальное состязание и определяется конкретный победитель.
УРОКИ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ – воспитательное мероприятие по материалам художественного, научного, исторического наследия. Внимание читателей обращается на биографии великих людей – писателей, художников, композиторов, учёных, путешественников, философов, героев войны и труда.
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ – оперативный способ информации о новинках отраслевой и художественной литературы, о содержании новых периодических изданий. По характеру он похож на обычный научно – популярный журнал. В той или иной степени устному журналу присущи : постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность, разнообразие материала и обязательно – новизна предлагаемой информации. По аналогии с печатным устный журнал состоит из ряда разделов – «страниц». «Страница» может быть целиком посвящена рассказу об одной книге или статье, теме и завершается обычно рекомендацией печатного источника. Иногда заключительной бывает специальная «библиографическая страница», на которой даётся информация о литературе по всему выпуску. Если весь журнал не посвящён конкретному краю, то в нём всё равно используются краеведческие материалы. Открывая журнал ведущий кратко сообщает его содержание, затем предоставляет слово выступающим. «Страницы» (их может быть от трёх до пяти) часто иллюстрируются с помощью аудиовизуальных средств, книжных выставок. Заканчивается выпуск кратким заключительным словом ведущего.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Библиографический обзор – совокупность библиографических сообщений, последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов. В библиографическом обзоре даётся оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, читателям представляется возможность визуально ознакомиться с изданиями. Всё это способствует формированию читательских интересов.
Библиографические обзоры подразделяются:
• по целевому и читательскому назначению: на информационные и рекомендательные;
• по содержанию: на тематические, персональные, обзоры новой литературы, обзоры библиографических пособий;
• по видам включённых изданий: на обзоры книг, журналов, специальных видов литературы и других документов;
• по форме: на устные, письменные (печатные), наглядные и смешанного характера.
Подготовка любого вида обзора осуществляется по единому плану:
1. Выбор темы.
2. Выявление произведений печати.
3. Просмотр и отбор произведений.
4. Группировка произведений.
5. Характеристика произведений печати.
6. Литературная обработка текста обзора.
Итак, сначала определяется тема, выбор которой обусловлен потребностями и интересами многих пользователей библиотеки, затем – целевое и читательское назначение обзора. Необходимо отобрать литературу так, чтобы она наиболее полно отражала тему.
Выявление произведений печати - это просмотр каталогов, картотек, библиографических пособий родственной тематики, прикнижных и пристатейных списков литературы.
Выявленную литературу необходимо внимательно просмотреть, ознакомиться с рецензиями. Вопрос о количестве включаемых в обзор произведений решается в зависимости от формулировки темы( её широты или конкретности), полноты раскрытия темы в отдельных произведениях печати. Если подготавливается рекомендательный обзор, то количество произведений обычно ограничивают ( от 3 до 10). Нужно помнить, что именно отбор в первую очередь определяет качество обзора, поэтому малозначительные, неинтересные, не представляющие художественной и научной ценности материалы в обзор включать не следует.
Группировка литературы должна подчиняться отдельному замыслу и логике последовательности рассказа. Варианты различны. Используются следующие пути: от простого к сложному, индуктивный и дедуктивный, хронологический. Выбор группировки документов обзора – процесс творческий, основанный на учёте многих факторов, определяющих группировку.
Характеристика произведений печати: главной задачей является умение выбрать в каждом произведении самые существенные сведения, сопоставить книги разных авторов, обратить внимание на практическую ценность того или иного издания. При подготовке обзоров художественной литературы используются тексты самих произведений: заранее подбираются цитаты и фрагменты, подтверждающие высказанную мысль и одновременно позволяющие плавно перейти к рассказу о другом произведении.
Не рекомендуется полностью пересказывать содержание произведений, включённых в устный обзор: читатель сам познакомиться с ними, если у него возникнет желание это сделать. Задача библиотекаря – заинтересовать слушателей, побудить их взять для изучения те или иные произведения.
На заключительном этапе подготовки важно ещё раз прочитать весь текст обзора, желательно вместе с намеченными цитатами.
По структуре обзор состоит из трёх основных частей: вводная, основная, заключительная.
В в в о д н о й части читателя вводят в тему, обосновывают её важность, актуальность. Начало обзора во многом определяет его успех. Оно должно быть образным, с первых слов заинтересовать читателя. Многое зависит от личности библиотекаря, от верно взятого тона. Библиотекари имеют в своём арсенале ряд приёмов, способствующих активизации внимания. Среди них можно назвать поэтические строки, пословицы, крылатые выражения, оригинальное обращение к читателям, провокационные суждения и вопросы.
Вторая часть – сам т е к с т обзора. Отобранные документы располагаются в определённом порядке – по хронологии или логике, от простого к сложному и т.д. Это самый сложный и творческий этап, требующий от библиотекаря знания темы, эрудиции, владения литературной речью, умения убеждать, оказывать влияние на слушателей. Необходимо использовать особое влияние на читателей – внушение, убеждение, приёмы рекламы. Среди специфических рекомендуемых приёмов – сведения об авторе, заслуживающая внимания история написания, новизна содержания. Очень важно уметь постоянно поддерживать интерес слушателей. Для этого существуют приёмы, которые используют опытные лекторы: воздействие на слуховое восприятие – повышение и понижение тона повествования, использование приёмов выразительного чтения, обращение к аудитории, создание атмосферы непринуждённого общения, доверительного диалога. Зрительское внимание стимулируется показом источников, акцентируя при этом внимание на оформлении, иллюстрациях.
Третья часть – з а к л ю ч е н и е, где читателю дают возможность развить свой интерес, отсылая его к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изданиям.
К проведению устного библиографического обзора предъявляются в основном следующие т р е б о в а н и я : не рекомендуется его читать, пользуясь заранее составленным конспектом; отрывки, цитаты предварительно отмечают специальными закладками; библиографические данные следует называть отчётливо, чтобы читатели успели правильно их записать. Не следует употреблять слова и выражения, значение (смысл) которых самому библиотекарю не понятно. Важна п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь обзора: он должен длиться не более 30 минут. Следует своевременно учесть оформление выставки по теме обзора, использование технических средств.
Новые возможности для проведения библиографических обзоров предоставляют современные информационные технологии. Обзоры помещают на сайтах библиотеки, на дискетах, что может значительно расширить аудиторию читателей. Эффективность обзора отмечается в дневнике, то есть фиксируется сколько человек прослушало обзор, сколько книг взято. Если большая часть изданий взята – обзор достиг цели.
Обзоры проводятся непосредственно в библиотеках, а также по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах. Библиотека может представить обзор на стенде. Используя компьютерные технологии можно создавать обзоры как мультимедийный продукт. Особенно это касается «вечного материала, посвящённого классической литературе, выдающимся писателям, учёным, представителям искусства.
Работа над обзором трудоёмка, но при соблюдении всех правил подготовки и проведения польза их несомненна. Обзоры в библиотеке в любой форме способствуют повышению квалификации, совершенствованию культуры письменной и устной речи, развивают информационную деятельность библиотекарей.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ
Обзоры новых поступлений
Только что вышедшие в свет и поступившие в библиотеку книги вызывают интерес у многих читателей. В сельских библиотеках обзоры новых книг бывают преимущественно универсальными по содержанию и информационными по назначению. В такие обзоры включают книги, журналы и другие материалы, относящиеся ко всем отраслям знания.
Данные обзоры проводятся оперативно и систематически. Литература отбирается с таким расчётом, чтобы она была интересна всем или большинству слушателей. В обзор включается сравнительно большое количество произведений печати, и главное внимание в рассказе обращают на новизну сведений, содержащихся в книгах и журналах.
Вступление и заключение в обзоре новинок делают, как правило, кратким. Издания, о которых приводятся сведения в основной части, группируют по отраслям знания. В первую очередь характеризуют новинки общественно – политического характера, затем – научо - технического, после чего характеризуют издания по искусству и литературно – художественные.
Цель обзоров, подготовленных по материалам поступивших в библиотеку ж у р н а л о в – познакомить читателей с публикациями последних номеров. Вступительная часть содержит краткую характеристику самого журнала (год создания, профиль, структуру и другие сведения, которые особенно важны в случае, если он издаётся недавно или ранее библиотека его не выписывала), а в основной части рассказывается о конкретных материалах.
Для обзора рекомендуется два – три последних номера какого – либо журнала или по одному из поступивших в библиотеку новых номеров журналов разных наименований. Необходимо отобрать из них наиболее интересные материалы: романы, повести, публицистические произведения, воспоминания, проблемные статьи.
Тематические обзоры
Искусство построения тематического обзора художественной литературы состоит в том, чтобы не только раскрыть содержание произведений, но и показать своеобразие манеры и творческого стиля каждого писателя, отличие одной книги от других. С особой тщательностью отбираются материалы для вступительной части обзора и текстов – связок (см. Приложение 2).
При составлении тематического обзора художественной литературы предпочтительнее конкретизировать тему, подобрать эмоциональный заголовок, используя для этого стихотворные строки или названия самих произведений (например, «Мир и дар Набокова»). Кроме романов, повестей, поэтических произведений в обзор иногда включают рассказы, особенно если они принадлежат перу признанных мастеров этого жанра, а также публицистические, художественно - документальные произведения, книги и публикации местных авторов в периодических изданиях.
Необходимо тщательно продумывать содержание и построение каждого элемента тематического обзора. Во вступительной части отмечается важность темы, перечисляются авторы, даётся общая характеристика произведений. Для этого используются критические статьи и рецензии, печатные литературно – критические обзоры.
В основной части важно показать значение каждого произведения в раскрытии темы. Исходя из этого, определяется порядок рекомендации произведений. Можно, идя от общего к частному, вначале назвать произведения, охватывающие тему в целом, а потом – произведения, посвящённые отдельным событиям, периодам. Иногда лучше объединить их по жанрам (романы, повести, рассказы, стихотворения, художественная публицистика). В ряде случаев можно сначала назвать произведения авторов, давно пишущих на эту тему, а затем – тех, кто впервые обратился к ней.
В заключительной части обзора необходимо подвести итоги, отметить особенности развития темы в новых произведениях, появившихся недавно, порекомендовать критические статьи и рецензии, а также книги и публикации других авторов, имеющиеся в фонде библиотеки. (см. приложение 3)
Персональные обзоры
Такие обзоры проводятся в связи с подготовкой к юбилейным или памятным датам (дням рождения писателей, художников, учёных и др.). Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется характеристике самих произведений какого – либо автора. В персональный обзор включают основные произведения, известные читателям, и новые, только что вышедшие, либо не публиковавшиеся ранее. В других обзорах в первую очередь рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и отдельных его произведениях. В третьих – одновременно рекомендуются как произведения автора, так и литература о нём.
Материалы для обзоров выявляют не только в конкретных разделах каталогов и картотек, но и путём просмотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий. Во вступительной части обзора приводится краткая справка о жизни и творчестве деятеля.
Обзоры периодических изданий
Данный обзор подразделяется на подвиды: обзор газет и обзор журналов. В каждом из случаев можно выделить обзор одного издания. Остановимся на «толстых» журналах (например «Полымя»). В вводной части необходимо дать краткую характеристику истории журнала, его учредителей, состав редакционной коллегии, где много имён известных писателей, поэтов, литературоведов, на которых стоит обратить внимание слушателей.
Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала. В каждом «толстом» журнале есть традиционные рубрики – проза, поэзия, литературная критика, библиография, письма читателей и т.д. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике характеризуются в процессе обзора. Обзоры периодических изданий можно делать по одному журналу или комплектами за год, полгода и т.д.
Обзоры газет составляют также, как и обзоры журналов. В эти обзоры включают издания за короткое время.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСОВ В БИБЛИОТЕКЕ
Одной из наиболее популярных форм организации свободного времени является проведение конкурсов. Организация конкурсов - процесс длительный, который предусматривает учёт многих деталей, решение многих проблем и вопросов. Подготавливаются и проводятся они по одному организационному алгоритму, не обязательно в названии имеется слово «конкурс». Они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «оборона» и т.д.
Для организации конкурсной программы необходимы:
- участники; - задания;
- критерии; - жури;
- призы; - ведущие;
- реквизит; - техника;
- помещение; - зрители.
Организация конкурсной программы начинается с принятия решения о проведении конкурса. После того, как решение принято, и до того, как о нём узнают будущие участники, организаторы обязаны:
• придумать яркое название;
• сформулировать конкурсные задания;
• разработать условия и критерии конкурса.
Организаторы разрабатывают «Положение о конкурсе», где указываются его название, категория участников, конкурсные задания, разъясняются условия и сообщается наградах победителям. После этого необходимо решить несколько задач.
Во-первых, найти будущих участников конкурса: организовать рекламно – разъяснительную компанию, проводя которую можно использовать приглашения, листовки, стенд информации, средства массовой информации. Выбор средств зависит от масштабности конкурса и традиций библиотеки. Главное – сделать так, чтобы желающих участвовать было как можно больше.
Во-вторых, позаботиться о том, что необходимо для проведения конкурса ( книги, техника, столы, стулья, реквизит) .
В-третьих, пригласить компетентное жури. В большинстве конкурсов для определения победителя используются субъективные впечатления (привлекательность, дисциплинированность, находчивость и т.д.), а понятие этих категорий у людей разное, поэтому:
- количество членов жури должна быть от 3 до 7 человек;
- не приглашать в члены жури людей, которые не имеют опыта в той деятельности, которую необходимо оценить;
- не приглашать в члены жури людей, которые лично заинтересованы в результатах;
На финальном этапе работы над конкурсной программой необходимо решить:
• как пригласить зрителей;
• когда провести предварительный просмотр;
• как оформить помещение;
• каким образом разместить конкурсные работы;
• как организовать церемонию открытия;
• какую подобрать музыку;
• как одеть участников;
• где жури будет обсуждать итоги;
• как будет проходить церемония награждения победителей;
- Подробности
- Просмотров: 1401