- Подробности
- Опубликовано: 23 Май 2020
ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района»
Центральная библиотека
Отдел библиотечного маркетинга
Организация свободного
времени детей и молодежи
в сельской библиотеке
Из опыта работы библиотек Бобруйского района
Бобруйск, 2020
Организация полезного досуга детей и молодежи
Свободное время – важный фактор формирования личности. Это время, которое молодые люди посвящают приятным для себя занятиям, увлечениям. Библиотека изначально была не только просветительским, но и культурно-досуговым учреждением. Целью ее деятельности является развитие личности, формирование, удовлетворение и возвышение духовных потребностей в сфере свободного времени.
Библиотеки сегодня представляют собой социальный институт, располагающий ресурсами для создания оптимальных условий полезного досуга детей и молодежи, популяризации здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в подростковой среде.
Работу в этом направлении можно представить в виде следующей модели:
Достижение цели по организации содержательного и полезного досуга детей и молодежи в библиотеках ГУК «ЦБС Бобруйского района» осуществляется через выполнение следующих задач:
Задачи:
1. Привлечение к здоровому образу жизни через работу по формированию позитивной установки на здоровый образ жизни и привитие навыков безопасного поведения в быту и на улице.
2. Интеллектуальное и творческое развитие личности, связанное с формированием эстетического вкуса, знакомством с различными видами искусства, формированием информационной культуры и культуры чтения, приобретением навыков самообразования, умения творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни.
3. Формирование общечеловеческих ценностей и ориентиров (находится в тесной связи с формированием гражданской позиции подрастающего поколения, основанных на принципах толерантности, с привлечением детей к изучению истории малой родины).
Исходя из поставленных задач, определяются направления и формы организации досуга в библиотеке.
Формы организации полезного досуга детей и
подростков в условиях библиотеки
1. организация пространства для детей и молодежи в библиотеке;
2. наглядные формы работы;
3. клубы по интересам;
4. творческие конкурсы;
5. волонтерское движение;
6. уличные формы работы;
7. интеллектуальные игры;
8. тренинги, ролевые игры.
Организация
пространства
Одним из факторов привлекательности современной библиотеки для детей и молодежи является организация пространства. Современные сельские библиотеки обладают достаточной материальной базой для создания привлекательного пространства для проведения досуга.
Пространство библиотеки можно условно разделить на реальное и библиотеки с зонами обслуживания, хранения книжного фонда, служебными помещениями. В этом пространстве целесообразно создавать зоны для чтения и общения, для творчества детей и молодежи, специальные места для демонстрации рисунков и поделок, для игры в настольные, компьютерные, развивающие игры и т.д. Это могут быть уголки, в которых достаточно поставить столик и не сколько стульев, в которых дети могут заниматься творчеством. Уголки должны быть оснащены материалами для творчества: фломастеры, бумага, ножницы, пластилин, клей и т.д. Дополнять такие уголки могут стенды, стеллажи, витрины, на которых дети имели бы возможность демонстрировать результаты своих творческих усилий. Немаловажное значение имеет и оформление уголков, которое привлекало бы внимание и вызывало интерес.
С целью создания комфортных условий для деятельности детей в библиотеках создаются информационные и игровые зоны, творческие мастерские: “Создадим праздник своими руками: клеим, лепим, рисуем”, “Креативное лето”, “Почитаем-поиграем”, “Вам, девчонки и мальчишки, приключенческие книжки”.
В библиотеке агрогородка Химы детский уголок привлекает внимание красочным изображением паровозика, везущего героев повести-сказки Э. Успенского. Зона чтения для детей здесь представляет собой «Книжный улей» с сотами-разделами: «Ложка меда в бочке чудес» (сказки, фантастика, приключения, детективы), «Соты знаний» (отраслевая литература), «Нектар родного слова» (книги белорусских авторов). Самым маленьким посетителям интересно покопаться в ящике выбора «Сладкий аромат книжных страниц».
Уголок творчества в Редкорожской сельской библиотеке наполнен куклами, сделанными участниками кукольного кружка «Павлинка».
Зона для общения подростков со сверстниками, для игр в настольные, развивающие игры в библиотеке агро-городка Михалево составляет мягкий уголок с настольными играми, стеллажи с литературой и периодикой, интересной для этой категории читателей. В этой же библиотеке выделено специальное место для демонстрации рисунков и миниуголок необычных книг.
Чудесный уголок для демонстрации поделок из картона и бумаги «Натхненне душы” оформлен в библиотеке агрогородка Ивановка.
В зимние дни посетителей Глушанской библиотеки встречал замечательный снеговик под елочкой, оформленной из новогодних открыток.
Юного посетителя в библиотеке теперь интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Поэтому библиотечное пространство сегодня – это еще и виртуальное пространство библиотеки. Оснащенная компьютером и связанными с ним технологиями сельская библиотека сегодня имеет особую привлекательность для молодежи.
Создание компьютеризированных мест для посетителей расширяет и информационные возможности библиотеки, позволяет полнее использовать инновационные формы работы. Практически каждая сельская библиотека Бобруйского района имеет компьютеры с выходом в интернет, оборудованные рабочие места, имеются аудио– и видеоматериалы на электронных носителях.
В центральной библиотеке есть своя медиа-платформа—официальный сайт ГУК «ЦБС Бобруйского района». где также отражается работа сельских библиотек.
Глушанская сельская библиотека имеет свою страничку в социальных сетях OK и BK, что позволяет донести библиотечную информацию до более широкой аудитории. Целевая аудитория «ВКонтакте» это, в основном, дети и молодежь. Здесь создана группа, объединяющая 34 участника.
На странице размещается информация о библиотеке и ее деятельности, проводились: анкетирование «Это память моя—комсомол!», интерактивная викторина «Комсомол—моя судьба», создан фотоальбом «Соберем историю вместе» из истории поселка и многое другое.
К библиотечному пространству относится также среда вокруг библиотеки. Это может быть дворик, сад, сквер, которые используются как дополнительные места для чтения или проведения различных мероприятий. Площадка для подвижных игр позволит ребятам выплеснуть энергию на свежем воздухе после спокойного времяпрепровождения в стенах библиотеки. Успешно используется пространство вокруг Глушанской библиотеки и библиотеки агрогородка Ленина для проведения в летний период акций и мероприятий «С книжкой на скамейке», «Литературные игры в скверике».
Наглядные
формы работы
На привлечение детей и молодежи в библиотеку работают и разнообразные наглядные формы: книжно-иллюстративные выставки, стенды, стенгазеты, настенные игры, библиотечный квилт и т.д.
Для раскрытия фонда литературы по полезному досугу и здоровому образу жизни в библиотеках оформляются книжные выставки, тематические полки, уголки здоровья с привлекательными позитивными названиями: «Любознательным», «Необыкновенное, интересное, спорное», «Книги для сладкоежек», «Досуг с книгой», «Здоровым быть модно», «Будь здоров без докторов», «Твой стиль—здоровый образ жизни», “Спорт—стиль моей жизни», «Наш друг здоровье».
Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную активность пользователей библиотек, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций, помогают развитию творческих способностей читателей.
Традиционная книжная выставка в последнее время претерпевает некоторые изменения. Использование информационных технологий позволяет сделать выставочную деятельность более привлекательной для читателей появились такие нетрадиционные формы выставок, как виртуальная и интерактивная.
В последние годы в оформлении дизайна выставки в библиотеках стали активно использовать вспомогательные материалы — знаковые, художественные, предметные, декоративные, природные и т.д., которые позволяют сделать ее еще более яркой и содержательной, полнее раскрыть тематику и идею.
Организация интерактивных выставок, приглашающих читателей к общению, диалогу, поиску информации наиболее эффективна в досуговой деятельности. В библиотечной практике используются разнообразные интерактивные выставки: игровые, диалоговые и т.п.
Игровые выставки используются преимущественно в работе с детско-юношеским читателем. Эти выставки включают в себя элементы игры. Читателям предлагается ознакомиться с представленными на выставке материалами и выполнить некоторые задания. Среди форм игровых выставок наиболее часто встречаются: выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-чайнворд, выставка-загадка, выставка-провокация, выставка-конкурс.
Нетрадиционная выставка-викторина «Планета растений» в Глушанской библиотеке состояла из нескольких разделов: «Красивые», «Вкусные», «Лекарственные», «Опасные». Основу ее составлял блок книг, с помощью которых можно было ответить на вопросы викторины, также представленной на выставке. Интересным элементом выставки стала полка «Сделай сам» с подручными материалами, с помощью которых юный читатель мог своими руками создать прекрасный цветок и «посадить» его в импровизированном «саду», расположенном рядом с выставкой.
Диалоговые выставки ставят задачу вызвать у читателей желание высказать свое мнение по какому-либо вопросу, подискутировать. Это могут быть: выставка-размышление, выставка-предостережение, выставка-«вопрос-ответ», выставка-диспут, выставка-отзыв, выставка-полемика и т.д.
Возможностью выразить свое мнение привлекла внимание юношества Глушанской библиотеки и выставка-отзыв по книгам серии «Тайна квартиры № 8» С. Климковича. В то время, как сами книги предлагались для прочтения, на выставке были представлены крупные изображения обложек этих книг. Для выражения отношения к той или иной книге, предлагались смайлики с разным выражением эмоций: веселые, грустные, задумчивые, смеющиеся и т.д.
Библиотека агрогородка Ленина предложила своим читателям выставку-вопрос «Физическое и духовное здоровье человека. Что важнее?» с двумя разделами: «Возделай рай в своей душе» и «Всем, кто хочет быть здоров». Найти ответ на поставленный вопрос или укрепить уже сложившиеся убеждения молодые люди могли с помощью представленных на выставке художественных книг, литературы духовно-нравственного содержания, здорового образа жизни, укрепления физического здоровья. Итогом работы выставки стал круглый стол, за которым этот вопрос рассматривался с разных сторон и был сделан вывод: важно быть гармоничным человеком во всех отношениях.
В библиотеке агрогородка Ивановка большой интерес подростки и молодые люди проявили к выставке «Беда зовется наркоманией», где рядом с книгами, брошюрами, информационными материалами были представлены письма-исповеди бывших наркоманов и фотоснимки, которые наглядно демонстрируют, какой сокрушительный удар наносят наркотики человеческому организму. Приглашением к диалогу здесь служил анонимный ящик «Что ты хотел знать о наркомании, но боялся спросить?», куда можно было опустить свой вопрос и затем получить на него ответ.
В библиотеке агрогородка Ивановка используется и такая форма наглядности, как библиотечный квилт — информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутков. Например, для детского читателя библиотекарь подготовила стенд «Дед Мороз стихи и сказки принес». Дети вспоминали сказки и стихи на новогоднюю тематику и на цветных листочках писали кто название, кто четверостишие, кто рисовал иллюстрацию и наклеивали их на стенд. Так получилось разноцветное лоскутное полотно, как рекомендательный новогодний список.
На привлечение в библиотеку работают и информационные стенды: «Библиотечная азбука», «Библиотека—это здорово!», «В нашей библиотеке» (о праздниках, выставках, конкурсах). Своевременное размещение информации в фойе библиотеки о проведении акции «Читайте с нами, читайте сами» позволяет привлечь наибольшее число участников. Здесь же представляется печатная продукция, созданная в библиотеке, размещаются рекламные листки о проводимых мероприятиях и акциях, о периодических изданиях, о новых поступлениях и т.д. В библиотеке агрогородка Ленина оформлен стенд «Бібліятэка інфармуе, прапануе».
Дерево пожеланий, стена памяти — еще одна форма, в которой охотно участвует молодежь. При проведении праздника «День поселка Глуша» молодые люди признавались в любви к своему поселку, к своей малой родине, обращались с самыми искренними и теплыми пожеланиями обновления, расцвета и мира. Стикеры с этими пожеланиями крепились на импровизированном дереве, образуя его крону.
В библиотеке агрогородка Химы дерево пожеланий отражало отношение молодежи к окружающей экологии и готовность бережно относиться к природным богатствам. На дереве также крепились стикеры с предложениями и советами на тему: «Что я могу сделать, чтобы сберечь красоту и целостность окружающего мира».
Своеобразный экран читательских предпочтений был предложен юным читателям в Глушанской библиотеке. В качестве «экрана» выступала входная дверь, на одной стороне которой были представлены изображения обложек предлагаемых к прочтению книг, а на другой читатели после их прочтения прикрепляли разноцветных бабочек, цвет которых отражал насколько понравилась та или иная книжка.
Необычная выставка в чемодане «Чемодан с забытыми книгами» привлекал внимание подростков в Редкорожской библиотеке. Смысловая нагрузка такой выставки—популяризация незаслуженно забытых книг.
Клубы и кружки
по интересам
Клубы по интересам помогают проводить свободное время с пользой, дают возможность раскрыть и развить свои способности, проявить себя как личность. В библиотеках целесообразно организовывать клубы по интересам, направленные на удовлетворение не только читательских, но и личностных интересов детей и молодежи: клубы любителей книги и чтения, литературные гостиные для старшеклассников и молодежные дискуссионные клубы, клубы экологического и краеведческого направлений, клубы по патриотическому воспитанию и т.д.
Так, в Туголицкой сельской библиотеке уже много лет работает клуб для молодежи «Я молодой». Этот дискуссионный клуб призван помочь молодым людям в самопознании, профессиональном самоопределении, в выработке положительных установок на здоровый образ жизни, формированию социальных навыков, культуры поведения в обществе, морально-этических качеств. Многие заседания клуба проходят с участием школьного психолога, священнослужителя, медицинского работника. На заседаниях клуба проходят мероприятия самых разных форм и тематики: урок моральности «Что делает нас людьми», круглый стол «Толерантность в молодежной среде», беседа-рассуждение «Добро и зло: причины наших поступков», диалог о вредных привычках «Не забывай, жизнь дается один раз», беседа «Алкоголь—коварный «друг», вечер-просмотр «Ожившие мгновения войны», урок памяти «Вечное эхо Чернобыля», интеллектуальный конкурс «Слабое звено», библиотечный тич-ин «Возраст тревог и ошибок» и др. В ходе мероприятий проводятся тренинги, тестирования, ролевые игры, обсуждается литература по теме заседания.
Клубы, объединяющие любителей литературы, духовно развивают личность, прививают любовь к чтению. Задачи литературных клубов – создание условий для творческой реализации, повышение культурного и эстетического уровня участников. Обязательными моментами в заседаниях клуба являются обсуждения литературных произведений, дискуссий по вопросам культуры, мастер-классы по поэзии.
Приоритетным направлением в работе библиотек всегда было и продолжает оставаться краеведение. Ведь без знания своей истории и корней нельзя ни понять, не оценить по достоинству день сегодняшний, представить себе будущее. Одной из форм этой деятельности являются клубы, любительские объединения соответствующей направленности. Вовлекая юношество в деятельность таких клубов, библиотекари ставят перед собой следующие задачи: привить уважение к памяти предков, гордость за своих талантливых земляков, а также пополнить знания молодежи об историческом и культурном наследии родного края.
Такими любительскими объединениями в Бобруйском районе являются “Гасцёўня беларускай мінуўшчыны” в Глушанской сельской библиотеке и клуб «Спадчына» в библиотеке агрогородка Телуша.
Это клубы смешанного типа участников. Но, именно благодаря этому, молодое поколение знакомится с историей родного края от непосредственных участников или свидетелей происходивших здесь событий, с их воспоминаниями об интересных и известных людях-земляках. Ребята являются активными помощниками библиотекарей в поисковой краеведческий деятельности, в проведении мероприятий и распространении краеведческих знаний. Собранные материалы группируются в папки-накопители, создаются фотоальбомы, издаются различные информационные материалы, создаются краеведческие уголки. Кроме этого, в библиотеках разрабатываются краеведческие электронные картотеки «Зямля Глушанская, табой мы ганарымся», “Кароткая краязнаўчая энцыклапедыя: Цялушская акруга», создаются электронные презентации.
Для эффективности клубной работы, его рекламы и привлечения новых членов, можно организовать выпуск стенгазеты, в которой отражать работу клуба, иллюстрировать фотографиями.
Для организации детского досуга в библиотеках создаются различные кружки, основными целями которых являются: повышение уровня знаний читателя в определенной области, развитие его творческих способностей и ускорение личностного роста. Чаще всего, кружки – это любительские объединения для развития творческих способностей юных читателей в прикладном искусстве.
Расширению круга интересов детей и подростков, раскрытию их творческих способностей содействуют, например, такие кружки, как: кукольный кружок «Павлинка» (Редкорожская библиотека), художественный «Цветик-семицветик» (библиотека агрогородка Горбацевичи), прикладной «Умелые руки» (библиотека агрогородка Ленина).
В кукольном кружке ребята не только учатся сценическому мастерству работы с куклами, сценической речи, но и изготовлению кукол и реквизитов, написанию сценариев, обработке текстов, учатся работать в коллективе.
Кружок для младших школьников «Цветик-семицветик» направлен на организацию детского досуга, воспитание культуры чтения, интеллектуальное и творческое развитие детей. На занятиях основное внимание уделяется развитию художественного вкуса у ребят, выявлению их способностей, знакомству с мировым и отечественным изобразительным искусством.
Занятия в кружке проходят в разной форме: беседы, мастер-классы, путешествия, которые включают игровые моменты, громкие чтения. Например, на занятии «Роль иллюстрации в художественной книге» библиотекарь старалась помочь юным читателям увидеть труд художника, понять глубокую связь иллюстрации с текстом. Ребята зачитывали небольшие рассказы У. Чарушина, В. Сутеева, рассматривали иллюстрации и пытались их сравнивать, учились чувствовать манеру художника, затем сами делали по ним зарисовки. На занятии «В мир прекрасного» было организовано «Путешествие в мир живописи», на протяжении которого дети знакомились с разными жанрами живописи. Особое внимание было уделено художникам-пейзажистам. Ребята Рассматрива-ли альбомы и фотоснимки репродукций И. Левитана, В. Бялыницкого-Бирули, А. Саврасова и др. Затем, под руководством библиотекаря, они сами создавали свои пейзажики к стихам Я. Купалы, М. Богдановича, А. Пушкина.
Разнообразная, интересная и познавательная работа ведется в кружке «Умелые руки» под девизом «Мы научимся делать сами, мастерить своими руками!». Здесь ребята приобретают навыки работы в технике оригами и модульное оригами, создают поделки из природного материала, из ткани, учатся росписи на стекле и вязанию.
Особое внимание уделяется раскрытию и рекламе творческих способностей кружковцев. Выставки их работ украшают интерьер библиотеки, привлекают внимание других читателей к этому виду работы. Библиотечной составляющей на стендах и выставках являются также источники информации на различных носителях, раскрывающие возможности декоративно-прикладного искусства.
Творческие
конкурсы
Задача творческих конкурсов — развитие творческих способностей детей и молодежи на основе книги и чтения. Конкурсы стимулируют интерес к чтению. Подготовка к конкурсу активизирует творческий потенциал человека. Тематика конкурсов может быть разной: на лучший слоган о чтении, отзыв о книге, конкурс поделок, рисунков на асфальте, лучший рассказ, лучшее фото «Пойман за чтением» и т.д.
В Глушанской библиотеке проводился конкурс антирекламы предмету или веществу, которые наносят вред природе, окружающей среде. Библиотекарем в качестве объекта антирекламы были предложены лак для волос и пластиковые пакеты. На привлечение внимания молодежи к классике был нацелен конкурс «Дресс-код для старой книги». Чтобы встреча читателей с художественным произведением была позитивной, нужно было к классическим произведениям белорусской и русской литературы в старой обложке разработать суперобложки с изображениями, так или иначе отражающими содержание книги, или показывающими ее главных персонажей. Для этого участникам конкурса в первую очередь самим нужно было прочитать произведение. В результате, многие суперобложки получились интересными, юмористичными, что еще больше содействовало привлечению внимания к этим произведениям.
Активно используются в работе с детьми и подростками литературно-творческие конкурсы в библиотеке агрогородка Ивановка. Поэтические поединки, конкурсы рисунков на асфальте, конкурсы сочинений сказок на экологическую тему помогают самовыражению ребят, активизируют творческие и читательские способности, повышают роль художественной литературы в нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Большой интерес вызывают у молодежи фотоконкурсы, связанные с книгой, чтением: «Портрет читателя с книгой», «Фантазии фотографа», «С книгой в лето», «Мама, почитай!», «Фотосессия для книг». Победители фотоконкурса «Смотрите, я читаю!» могут определяться в следующих номинациях: «Дружим с книгой всей семьей», «Растим читателя», «Читаю книгу я и четвероногие друзья», «Я читаю в библиотеке».
Среди всего многообразия творческих конкурсов, которые проводятся в библиотеках, особый интерес представляет конкурс-эссе «Кино и Книга: друзья или соперники?». Цель конкурса—популяризация художественной литературы и чтения через лучшие образцы кинематографа, развитие творческого мышления, умение анализировать и самовыражаться. По условиям конкурса нужно: прочитать книгу, просмотреть экранизацию, провести сравнительный анализ, ответив на следующие вопросы:
- совпало ли ваше восприятие содержания книги с восприятием сценариста и режиссера?
- удалось ли передать языком кино все чувства, мысли, эмоции и переживания героев?
В итоге конкурсанту предлагается выразить собственное мнение по темам и проблемам, поднятым в книге.
Распространены в библиотеках и такие конкурсы, как:
• «Лидер чтения» - кто больше всех прочитает книг за определенный срок.
• «Угадай строчку» - назвать первую строчку (например, басни «Ворона и лисица»).
• «Фестиваль одного жанра» (музыкально-творческий конкурс) - исполнить одно стихотворение в разном жанре (рэп, роман, джаз и т.д.).
• «Книжный аукцион» -угадывать различные предметы книжных героев (например, курительная трубка (Шерлока Холмса), зонтик (Мэри Поппинс) и т.п.).
• Конкурс «Актёрского мастерства» - изобразить книжного героя с помощью мимики и жестов.
• «Марья Искусница» - вышить или нарисовать портрет сказочного героя.
• Конукрс «Винни-Пуха» - Винни-Пух рассказывает о себе разные истории. Надо придумать и рассказать невероятную историю о себе.
• «Книгомер» - для участия нужно принести свою фотографию в полный рост рядом со стопкой книг.
• «Читатель в книгах» - измерить свой рост в книгах в библиотеке. Номинации: «Самый большой» и «Самый маленький».
• «Цитата месяца» - на самую актуальную цитату, взятую из литературного произведения.
• «Закладка-загадка» - задать интересный вопрос к прочитанной книге, который написать на самодельной закладке.
• «Лучший отзыв» - написать отзыв к прочитанной книге.
Волонтерское
движение
Главная задача волонтерского движения—вовлечение подростков и молодежи, в том числе «трудных», в общественно-полезную деятельность, в развитие движения волонтеров, пропагандирующее книгу и чтение, здоровый образ жизни.
Волонтеры в библиотеке могут участвовать в библиотечном обслуживании детей-инвалидов и социально незащищенных детей, в посещении на дому, в доставке библиотечных материалов на дом для престарелых и инвалидов, в проведении рекомендательных обзоров литературы и обсуждении прочитанных книг, в мелком ремонте библиотечных книг и т.д.
При содействии волонтеров подростки-читатели могут принимать участие в уборке памятников, могил, благоустройстве территории, проводить экологические акции, организовывать акции в поддержку чтения как альтернативу бесполезному времяпровождению.
Незаменима помощь волонтеров в разработке сценариев и проведении мероприятий для детей младшего возраста, пациентов детских стационаров, ветеранов. Силами волонтеров в условиях библиотеки можно организовать мюзиклы, театрализованные представления, интеллектуальные марафоны, деловые игры и т.д.
Для организации отряда волонтеров при библиотеке, необходима координация работы с молодежными и детскими организациями, комиссией по делам несовершеннолетних, социальной службой.
Привлечение подростков через волонтерскую деятельность к библиотечной жизни формирует навыки общения в подростковой среде, является своего рода моделью взрослой жизни.
В библиотеках Бобруйского района ребята оказывают активную помощь в доставке литературы на дом престарелым и инвалидам, участвуют в оказании шефской помощи ветеранам, осуществляют уход за захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны, помогают библиотекарям в мелком ремонте книг. Совместно со своими юными помощниками, библиотекари организуют мини-концерты и поздравления на дому для ветеранов. В театрализованной форме проводятся мероприятия для детей социального приюта библиотекой агрогородка Михалево, для постояльцев отделения круглосуточного пребывания граждан пожилого возраста — Вишневской библиотекой-клубом. С энтузиазмом ребята исполняют роль гида, проводя для своих сверстников экскурсии по библиотеке. Очень нравятся участникам кружка «Юный библиотекарь» библиотеки агрогородка Ковали мастер-классы «Сегодня я —библиотекарь», когда они познают тонкости работы библиотекаря: учатся расставлять книги, работать с посетителями, делать записи в читательских формулярах, предлагать интересную литературу, работать над организацией выставок, искать необходимые материалы по СБА, помогают библиотекарю в создании рекомендательных материалов и т.д.
В библиотеке агрогородка Ивановка был организован марш-бросок «Вы не читаете в библиотеке? Тогда библиотека идет к Вам!». Один раз в квартал вместе со своими юными помощниками библиотекарь совершала библиошествие «Живет в селе библиотека» и флешбук «Скажи книге ДА!».
Уличные формы
работы
Проведение досуговых мероприятий вне стен библиотеки — важная часть работы библиотеки, особенно летом. Игровые мероприятия на свежем воздухе положительно влияют на здоровье детей и молодежи, на двигательную активность, развивают кругозор, повышают уровень дисциплины и нравственных качеств. Кроме того, они дают возможность узнать самого себя, испробовать свои возможности, учат соблюдать определенные правила.
Для работы на улице можно использовать такие формы, как: читальный зал под открытым небом, летний библиотечный дворик, флеш-мобы, читательские ралли, экскурсии на природу, книжный экспресс, квест-игра, библиотечный бульвар и др.
Каждое занятие на лоне природы сопровождается увлекательными заданиями, которые невозможно выполнить, если предварительно не ознакомишься с большим количеством книг, из которых можно узнать о лекарственных и ядовитых растениях и грибах, об обитателях наших лесов, полей, рек, озер, о правилах безопасного поведения на природе и многом другом.
Разнообразная работа как по формам мероприятий, так и по содержанию ведется в этом плане в Глушанской библиотеке.
Интересные и полезные занятия в летнем пришкольном лагере проводились здесь в школе безопасности «Добрые советы для счастливого лета». На уроке природоведения дети решали кроссворд об окружающем мире и играли в игру «Съедобное и несъедобное» (о грибах и ягодах). На уроке медподготовки ребята изучали что делать при укусах насекомых, ударах и мелких травмах. Используя книги и разные информационные материалы, дети вспомнили с помощью каких лекарственных трав можно оказать первую медицинскую помощь, номера телефонов экстренной помощи (при заболевании, пожаре и при находке неизвестного предмета). Веселый урок физкультуры «На пожаре» состоял из следующих эстафет: «Готовность 101» (звонок в пожарную часть); «Всё в дыму» (перемещение на корточках); «Спасение потерпевшего», «Тушение пожара», «После пожара» (сматывание пожарного рукава).
В квест-игре «Я люблю свой поселок и знаю», приняли участие три команды, которые должны были пройти 5 станций:
1— «Наши земляки» (вспомнить предприятия, работавшие на территории поселка, указать их местонахождение и назвать ветеранов труда);
2—«Историческая» (рассказать об исторических местах поселка);
3— «Театральная» (вспомнить и найти место, где раньше располагался клуб и библиотека, показать инсценировку по какой-либо книге);
4— «Где эта улица, где этот дом?» (найти одну из улиц поселка, рассказать чем она славна);
5— «Телеграмма» (из отдельных слов составить названия произведений А. Адамовича).
Содержание заданий становилось известным только перед прохождением этапов, задания для участников разные. По завершении этапов участники могли ознакомиться с примерными вариантами ответов. Данная форма способствовала повышению эрудиции и кругозора, расширению знаний о родном крае и воспитанию патриотических чувств.
Методика квеста представляет собой активную, приключенческую игру, в которой команда, используя свои знания, интеллект, силу, смекалку должна выполнить все задания и преодолеть дистанцию за определенное время. Игра включает в себя последовательность точек и заданий, объединенных общим сценарием. Игра может проходить как вне стен библиотеки, так и в помещении.
Активно используется в летний период территория возле библиотеки агрогородка Ленина. Акция «С книжкой на скамейке» приглашает ребят на «читающие» скамейки, где они могут найти книги разных жанров — классика, детективы, фантастика, исторические романы, познавательная литература и провести время за интересным чтением на свежем воздухе. Из таких книгочеев библиотекарь формирует сборную команду и предлагает ребятам устроить литературные гонки «Книжные лабиринты». В помощь участникам гонок в библиотеке разворачивается выставка литературы с книгами, в которых читатели могут найти все ответы на вопросы, заданные в ходе игры.
Здесь постоянно организуются активные игры и спортивные состязания, конкурсы рисунков «Сказка на асфальте», проводятся экскурсии к озеру, в сквер или на луг для знакомства с местной флорой и фауной.
Интересный библиопикник «И нет лучше чудес, чем родной лес» для юных читателей среднего возраста организовала библиотекарь Редкорожской библиотеки. Он был посвящен теме малой родины, где главной целью было привитие любви к окружающей природе. В прогулке в лес принял участие Вася Веселкин, который провел рекламу журнала «Веселка» и других детских журналов под девизом «Прочитай и передай другому!». Библиотекарь познакомила ребят с новинками научно-популярной литературы о природе и провела «Лесную викторину». Желающие могли сфотографироваться в фотоателье под открытым небом «В объективе с книгой». Не менее интересно проходили здесь и такие путешествия на лоно природы, как: «С книжкой в мир природы», «Открой свою малую родину!», «С кузовком-лукошком по лесным дорожкам».
Многие народные праздники и обряды проходят на улице. И Редкорожская библиотека совместно с домом культуры активно вовлекают в их проведение своих молодых посетителей. Так, молодежь охотно участвует в проведении Коляд, Масленицы, Купалья.
Интеллектуальные
игры
Интеллектуальные игры — это выполнение заданий, требующее продуктивного мышления в условиях ограниченного времени. Они формируют познавательные интересы детей и молодежи. При организации таких игр действует правило—«как можно меньше зрителей, как можно больше участников, действующих лиц».
В библиотечной практике используется большое количество интеллектуальных игр — викторин, конкурсов, предполагающих определенный уровень знаний. При проведении таких игр могут использоваться компьютерные технологии. Например, в библиотеке агрогородка Воротынь для детей и молодежи созданы электронные викторины «За морями, за лесами...», «Беларусь. Бобруйск. Воротынь», «Анти СПИД».
Простейшие интеллектуальные игры, которые проводятся в библиотеках Бобруйского района, представляют собой тестовую форму и предлагают несколько вариантов ответов на поставленный вопрос. Такие тематические игры проводились в библиотеке агрогородка Химы— «Знаешь ли ты Бобруйский район?» (по истории родного края), «Знатоки сказок», «Литературный герой» (на знание художественной литературы).
Младшие школьники охотно принимают участие и в таких играх, как: «Так всё начиналось...» (по началу сказки необходимо назвать ее название), «Составь название ...» (составить названия произведений определенного автора из слов, написанных вразброс), «Шифровальщик» (на карточках зашифрованы герои сказок (буквы поменяны местами, заглавная написана с большой), «Фоторобот» (дается описание героя. Нужно отгадать кто это и из цветной бумаги и заготовленных фигурок сделать аппликацию этого героя).
Популярна и такая форма работы, как «Книжный аукцион». Это комплексное мероприятие, которое может включать в себя конкурсы, литературные и познавательные игры, викторины, дайджесты, лотереи, кроссворды и способствуют расширению и углублению знаний детей и молодежи, несут информацию, развлекают.
Книжный аукцион «Откуда есть пошла книга?» в Глушанской библиотеке был посвящен истории книги, формам книгопечатания, современным видам книжной продукции.
Игровое занятие «Путешествие по обложкам книг» в библиотеке агрогородка Горбацевичи включал викторину по истории книги, ребусы на тему структуры книги, тематические конкурсы и игры «Назови книгу, в названии которой встречаются цифры», «Вспомни окончание названия книги», «Сказочная телеграмма», составление литературного паззла, дайджест «Мир знаний открывает книга» и практическое занятие по созданию обложки книги. По итогам аукциона победитель получил книгу-лот М. Лынькова «Миколка-паровоз».
Охотно используется в библиотеках и такая форма, как библиомарафон. Библиомарафон — это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, к юбилейной дате, по выявлению лучших читателей. Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени. Дети могут получать библиофишки за участие в книжном марафоне. Цель: формирование информационной культуры пользователей. Задачи: закрепить ранее полученные знания о прочитанных произведениях, книге, библиотеке; н научить применять полученные знания на практике для самостоятельного поиска информации; воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книге.
Активизации работы библиотек Бобруйского района по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, популяризации исторических и краеведческих знаний о Великой Отечественной войне, формированию потребности в постоянном чтении содействуют библиомарафоны «Прочитай книгу о войне», «Прочитанная книга о войне — твоя благодарность за Победу», «Прочитай книгу о войне, чтобы помнить». В этот период организуются тематические выставки, литературные обзоры книг о войне, встречи с ветеранами, читательские конференции, литературные викторины, вечера памяти, беседы-презентации, уроки мужества.
В библиотеке агрогородка Ивановка регулярно проводятся уроки мужества, часы памяти, конкурсы детских рисунков, викторины, оформляются книжные выставки. На протяжении недели памяти «И только сердце не знает покоя» библиотекарем предлагалась вниманию посетителей книжная выставка «Хатыни звон — прощальный звон», были проведены: час скорби «Набат Хатыни», обзор литературы «Потомки огненных деревень», урок мужества Хатынь — наша память и боль».
Кроме того, библиотекарем создана электронная презентация «И глаза земляков-солдат с фотографий старых глядят», чтобы донести до сердец молодых память о земляках, позволить зримо прикоснуться к подвигу старшего поколения.
Интересной представляется и такая форма игры, как литературное ралли. Это интеллектуальные соревнования с использованием элементов авторалли, символизирующие знания, начитанность, соревнование, творчество. Участники мероприятия совершают путешествие по необъятной литературной планете. Задача игроков – промчаться по книжной трассе, преодолеть на пути многочисленные препятствия, прийти первыми к финишу. Игра может быть как индивидуальной, рассчитанной на определенный промежуток времени (например, 2 месяца лета), так и командной (одномоментной). Продвижение участников индивидуальной игры по литературной трассе отмечается библиотекарем в «путевых листах», для чего требуется пересказать содержание прочитанной книги и указать количество страниц в ней, что соответствует освоенным «километрам пути».
Командная игра может иметь следующую методику: две команды — это два экипажа, участвующих в сложнейшем ралли. Трасса, которую предстоит преодолеть, насчитывает всего 10 миль. Преодоление каждой мили — это ответ на один вопрос. Нет ответа - значит, случилась поломка в пути или возникло неодолимое препятствие. Кто первым сможет, преодолев все препятствия и избежав поломок, проехать 10 миль - тот победитель.
Между заездами можно предложить шоколадную паузу, музыкальный вираж, поэтический рубеж, кулинарную загадку и др.
При этом можно изготовить демонстрационное табло-схему с изображением маршрута и два картонных автомобильчика, которые будут показывать место расположения экипажей. Передвижение макетов по схеме равноценно появлению цифр на обычном табло.
В библиотеке агрогородка Бортники для закрепления у младших школьников знаний о природе использовалась и такая форма интеллектуально-познавательной игры, как поле чудес на тему «Через книгу в мир природы».
Адаптированная к условиям сельской библиотеки такая игра позволяет в занимательной форме не только расширить кругозор детей, но и воспитать любовь к природе, желание беречь ее.
Важным элементом интеллектуальных игр является книжная выставка. На выставке представляются книги, по которым были подготовлены вопросы проводимого мероприятия. Это наглядно доказывает, что все вопросы интеллектуальной игры составлены по изданиям, которыми располагает библиотека. Участники в процессе игры могут обращаться за помощью к книгам при ответе на поставленный вопрос. Однако, такое решение снижает темп игры.
Тренинги,
ролевые игры
Практически каждая библиотека старается совершенствовать свою деятельность, внедряя в нее новые формы работы. Не являются исключением и библиотеки ГУК «ЦБС Бобруйского района». Сейчас в некоторых сельских библиотеках используется такая форма, как тренинги. Так как эта форма довольно сложная и требует определенных навыков и знаний, библиотекари приглашают в качестве ведущих мероприятия школьных психологов или других специалистов.
Тренинг развивает у детей и молодежи способность к обучению и овладению различными знаниями, навыками в игровой форме и в результате дети не только получают новую информацию, но и учатся применять полученные знания на практике.
Так, с участием главного врача местной участковой больницы в Глушанской библиотеке состоялся тренинг «Наш ответ: вредным привычкам— НЕТ!», в ходе которого молодежь выполняла задания «Солнце радости», «Цветок-радуга», «Ассоциации», «Мифы и реальность».
В библиотеке агрогородка Ивановка в работе с подростками активно используются кинотренинги по вопросам здорового образа жизни. Совместно с фельдшером ФАПа проводились такие мероприятия, как «Предупрежден — значит вооружен» (по СПИДу), «Этот бесконечный кошмар — наркомания» с просмотром целевых видеороликов и дальнейшей дискуссией по рассматриваемым вопросам. Ребятам предлагалось как бы по смотреть на себя со стороны в просмотренных ситуациях, проанализировать свое «Я», осмыслить поступки, в результате чего и происходит коррекция поведения.
В этой же библиотеке состоялся тренинг «Конфликты в семье и моя роль в них». С помощью ситуационных игр ребята учились понимать других людей, оценивать, преодолевать и раскрывать самого себя. В игровой форме они подводились к осознанию и корректировке своих способов общения, своей позиции в семье.
Большое внимание уделяется оказанию помощи юношеству в социализации в обществе, самопознании, формировании позитивных моральных установок и ориентиров в Туголицкой сельской библиотеке. Этому содействует и объединение ребят в клуб «Я молодой», позволяющий вести целенаправленную работу по интересующим молодежь вопросам и темам. Работа клуба — одно из направлений библиотечной целевой программы “Наше будущее”, разрабатываемой библиотекой. Молодежи предлагаются дискуссионные, диалоговые мероприятия, которые включают тренинги или тренинговые элементы, ролевые игры на темы: “Душевность—бездушие, доброта—злоба”, “Проступок или правонарушение?”, “Легко ли быть воспитанным?”, “Толерантность в молодежной среде”, “Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра?”, “Дороги, которые мы выбираем: путь к профессии”, “Добро и зло: причины наших поступков”, “Подросток: стиль жизни—здоровье”, “Учусь быть гражданином”, “Разные дороги в бездну” , “Легко ли быть молодым?”. Активно используются здесь и кинотренинги.
***
В системе социального воспитания подрастающего поколения большое место занимает организация досуга детей и молодежи. Формирование личностных качеств, установок, взглядов и убеждений особенно важно в период детства и ранней юности. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними индивидуальных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.
По формам организации молодежный досуг очень разнообразен. Естественно, что не каждый ребенок или подросток будет участвовать во всех формах досуговых занятий. Каждый вправе выбирать себе занятие в соответствии со своими способностями и интересами, у каждого может быть индивидуальный стиль проведения свободного времени, индивидуальный вид занятий.
Занятий, которыми можно заполнить досуг множество. Но важно, чтобы свободное от учебы и работы время дети и молодежь использовали полноценно, т.е. не только развлекались и получали удовольствие, но и одновременно развивались и нравственно, и духовно, и физически.
Однако, чтение остается, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотеки, работающей на селе с детьми, остается приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры.
Составитель: Валентина Ивановна Сапиженко
Редактор: Жанна Анатольевна Конькова
Государственное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная сеть
Бобруйского района»
Адрес: ул. Механизаторов, д. 14
213835 д. Каменка, Бобруйский район
Телефон 8 0225 717587
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Подробности
- Просмотров: 17246