Russian Belarusian

ГУК «ЦБС Бобруйского района»

Центральная библиотека

Отдел библиотечного маркетинга

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ

МУЗЕЯ В БИБЛИОТЕКЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В конце ХХ столетия в библиотеках начали создаваться музеи и музейные уголки, что привело к расширению сферы деятельности библиотек, которые стали превращаться в культурные центры, выполняя наряду с библиотечными и музейные функции.

Почти в каждом районном центре имеется свой краеведческий музей, который профессионально изучает историю своего района. Но как бы всесторонне не велась деятельность краеведческого музея, его сотрудники не в силах собрать материалы о каждом населенном пункте, о каждом предприятии района. И функции музея берут на себя школа, клуб, и, чаще всего библиотека.

Одна из причин возникновения музеев - активизация краеведческой деятельности библиотек. Как показывает опыт, каждая библиотека десятилетиями собирает материалы по истории своей малой родины, оформляет альбомы, посвященные выдающимся землякам, ведет хроники и летописи деревень. Изучая историю своих сел, библиотекари наряду с письменными документами начинают собирать предметы материальной культуры. Таким образом, в библиотеке появляются вначале небольшие тематические выставки, а затем, в результате поисковой работы, они пополняются, перерастают в настоящие экспозиции.

Помимо этого, многие библиотеки хотят иметь свое лицо, свою индивидуальность. Поэтому создание мини-музеев или музейных уголков считается престижным, так как положительно влияет на имидж библиотек, способствует росту их авторитета. Но, пожалуй, самой главной причиной является личная заинтересованность библиотекаря в создании музея.

Опыт создания музейных уголков показывает, что инициатива создания музейных экспозиций исходить не только от сотрудников библиотек, но и от самих жителей села. Библиотека – духовный центр на селе, а библиотекари, как правило, пользуются авторитетом и доверием своих читателей и жителей поселения, и именно библиотекарям они предлагают, завещают свои коллекции или семейные реликвии. Во многих мини-музеях или музейных уголках хранятся предметы домашнего обихода прошлых лет: старые керосиновые лампы, маслобойки, тканые дорожки, домашняя утварь. Книга и экспонат дополняют друг друга. От такого соседства читатель только выигрывает. На базе таких музейных уголков сотрудники библиотек проводят обрядовые мероприятия, направленные на возрождение традиций, организуют конкурсы и вечера-встречи. Кроме того, инициаторами музеев в библиотеках становятся порой родственники выдающихся земляков, проживающих в данном населенном пункте, а также краеведы, работники сферы образования, коллекционеры.

Музей при библиотеке приближен к месту жительства, сюда можно заглянуть перед тем, как обменять книги. Опыт функционирования музеев в библиотеках свидетельствует об их эффективности. Они изменяют представление населения о том, чем может быть традиционная библиотека. Такая библиотека сочетает библиотечные, музейные, экскурсионно-познавательные, театральные, художественно-выставочные, клубные и другие виды деятельности. Это формирует культурную среду всего села, района, города.

Музей может функционировать как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при конкретном отделе); существовать в виде небольшого краеведческого уголка или в виде регулярно обновляемых экспозиций, развернутых в библиотечных холлах. Другой вариант – когда наряду с книгой формирование и раскрытие иллюстративного ряда становится одним из главных, официально заявленных приоритетов.

Организация музея при библиотеке не предусмотрена штатным расписанием, создаются они исключительно по инициативе самих сотрудников библиотеки.

 

ВИДЫ МУЗЕЕВ В БИБЛИОТЕКЕ

В последние годы в библиотеках появились и активно работают музеи: истории библиотек и библиотечного дела, краеведческие, этнографические, военно-исторические, литературные и т.д.

Краеведческие - собирают и хранят комплексную информацию о прошлом и настоящем территории (города, села, поселка). Процесс сбора вещественных материалов из прошлого должен быть неотделим от изучения истории села, района, города. Так, в мини-музеях, организованных при сельских библиотеках, часто собираются фонды звукозаписей с воспоминаниями старожилов, разных поколений земляков, оформляются выставки «Наши земляки в боях за Родину», «Знаменитые земляки», «История моей деревни», записываются песни, бытующие в селе, собираются фотоматериалы о жизни деревни, предметы быта земляков.

Этнографические – собирают и хранят комплексную информацию о культуре и обычаях своей местности, приобщая к истокам народной культуры.

Военно-исторические - собирают и хранят все, что связано с военными историческими событиями местности.

Литературные - собирают и хранят произведения, принадлежащие определенному автору, издания о нем, документы, воссоздающие исторический контекст эпохи, отражающие творчество людей из его окружения. Литературные музеи получили не такое широкое распространение, как краеведческие, этнографические. Организуются они в населенных пунктах, где родился, жил или бывал тот или иной литературный деятель. Логически литературные музеи могут создаваться при библиотеках, носящих имя известного писателя или поэта.

Среди библиотек с литературными музеями особое место принадлежит так называемым мемориальным библиотекам. По сути, любая библиотека выполняет мемориальную функцию, собирая, сохраняя и продвигая культурную память. Тем не менее, эти отличия существуют. В первую очередь, это необычные ресурсы: мемориальная библиотека размещает свои основные фонды (музейные и библиотечные) в помещении, непосредственно связанном с жизнью и творчеством человека, чье имя носит библиотека.

Пространство дома-музея осваивают (размещают вещи, картины, предметы различного рода коллекций) таким образом, чтобы максимально приблизить к реальному времени пребывания главного героя экспозиции. Для этого тщательно изучают старые фотографии, мемуары современников, воспоминания местных жителей. Библиотекари таких музеев-библиотек уже на первом этапе их создания прибегают к исследовательским методам работы.

Следующий вид музеев - музеи истории библиотек и библиотечного дела. Таких музеев немного, их цель – сбор хранение, обработка, популяризация материалов, касающихся духовной и материальной истории библиотек, их организаторов, работников, читателей, накопленных знаний библиотечного дела.

 

СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Основа основ каждого музея – его экспозиция. Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определенной последовательности, с целью раскрыть избранную тему музея. Экспозиция является особой формой популяризации знаний о прошлом, не претендующая на полноту информации и, тем более, истолкование. Экспозиции в различных учреждениях принято подразделять на уголки, комнаты, залы, музеи.

Разница между этими категориями достаточно ощутимая.

Уголками принято называть один или несколько оформленных стендов или витрин в отдельном кабинете. При этом для уголка непринципиально наличие подлинных предметов истории и культуры, здесь можно ограничиться только копиями.

Комната – это отдельное помещение в библиотеке, экспозиция которой содержит подлинные материалы. Для присвоения статуса комнаты достаточно иметь 15-20 подлинных предметов.

Зал обычно располагается в фойе библиотеки. В экспозиции зала обязательно наличие свыше 20 подлинных экспонатов.

Статус музея присваивается в том случае, если он располагается в отдельной комнате (комнат может быть несколько), содержит не менее 100 подлинников и имеет хотя бы небольшое помещение для фондов, т.к. его фонды пополняются новыми материалами, оформляются новые разделы и выставки.

Возможны различные принципы построения экспозиции музея (этнографического уголка и т.п.)

Широкое распространение получил историко-хронологический принцип. Он предлагает такую структуру экспозиции, при которой каждый ее раздел последовательно показывает развитие того или иного явления.

Второй принцип построения экспозиции – тематический. Он предполагает раскрытие тематики от общего к частному, например, страна, регион, село, человек.

Профиль экспозиции по истории села - краеведческий, она носит комплексный характер. Специфика экспозиции истории села заключается в том, что создаваемая в процессе творчества взрослых и детей, она может соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять его по мере развития. Практически во всех профильных классификаторах на первое место выносятся экспозиции, музеи исторического профиля, потому что все музеи являются историческими, только одни документируют социальную историю, другие – историю природы, третьи – историю литературы, изобразительного искусства, техники и т.д.

Содержание экспозиции определяется подбором экспонатов и их размещением на определенной площади. Самой удобной для обозрения площадью считается экспозиционный пояс. Это вертикальная площадь около 1,5 м. Нижняя граница начинается на расстоянии 0,7-0,8м. от уровня пола, верхняя граница находится на высоте примерно 2,5м. от уровня пола. Исходя из этих размеров, устанавливается высота витрин, шкафов.

 

Общие правила размещения предметов:

  • Предмет, несущий основную смысловую нагрузку в комплексе, называется ведущим. Он должен быть размещен таким образом, чтобы мог сразу привлечь внимание. Его необходимо каким-то образом выделить (оставить вокруг него свободное место, поместить на контрастный фон, создать подсветку).
  • Крупные предметы обычно размещаются внизу на подиуме или вверху вне экспозиционного пояса.
  • Мелкие предметы, изображения, документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз или в витрине.
  • Предметы группируются так, чтобы комплекс воспринимался в единстве (например, рядом с деталями народной одежды можно поместить фотографии с изображением людей в такой одежде).
  • Карты, диаграммы, чертежи, планы, тексты играют в экспозиции важную роль и могут размещаться как на стендах, так и в турникетах;
  • Необходимо избегать перегрузки экспозиции материалами.
  • Тексты в экспозиции

Ведущий текст, определяющий идею раздела, темы, помещается на видном месте, обычно вверху экспозиционного пояса с таким расчетом, чтобы каждый посетитель сразу обратил на него внимание.

Пояснительный текст содержит краткую характеристику тех событий, явлений, о которых рассказывают экспонаты, поясняет целостность экспозиционного материала. Обычно размещается внутри комплекса.

Этикетаж – это названия отдельных предметов. Дает краткий ответ на вопросы: кто? что? когда? Размещается под отдельными предметами или группой предметов.

К картинам, предметам декоративно-прикладного творчества дополнительно указываются фамилия, инициалы автора, материалы, техника.

При размещении материалов экспозиции рекомендуется экономить экспозиционные площади. Не переполнять экспозицию материалом. Материал будет смотреться более выигрышно, если вокруг него останется пространство. Включаемые в план экспозиции материалы, раскрывающие исторические события, факты должны быть датированы, иначе они обесцениваются. Длительное экспонирование (больше 6 месяцев) документов, рукописей, писем, акварелей ведет к их гибели. Карандаш, чернила, фломастер выгорают, бумага желтеет, разрушается. Рекомендуется делать точную копию в размере оригинала (муляж) и ее экспонировать, а подлинник хранить в специальных папках.

 

РАЗДЕЛЫ ЭКСПОЗИЦИИ

Работа с экспозицией в первую очередь предполагает изучение экспонатов, что в дальнейшем позволит ответить на вопрос: чем можно раскрыть тот или иной раздел периода, какой местный материал наглядно и убедительно донесет до посетителей жизнь села?

Различными могут быть и хронологические рамки музейной экспозиции. Ее можно создать, начиная древнейших времен и до наших дней (если располагает документами, фондами), а можно представить в музее историю села, начиная с более позднего исторического периода. Все это очень индивидуально.

Музей сегодня является той нитью, которая связывает прошлое и настоящее. В музейных экспозициях необходимо отразить не только прошлое, но и настоящее села, его динамическое развитие. Интерактивная экспозиция «Наш край сегодня» может стать своеобразной визитной карточкой села, внести неоценимый вклад в формирование позитивного имиджа села, поселка, города.

Современная музейная экспозиция строится на основе разнообразного выбора технических, литературных, поэтических, музыкальных, скульптурных, драматических, аудиовизуальных материалов.

Если мы создаем уголок истории села, то можно воспользоваться очень простым приемом, назвав экспозицию «Страницы истории села». Первая страница рассказывает о дате создания села, вторая – об известных людях, третья – о дне сегодняшнем и т.д.

Разделы экспозиции могут быть разнообразными. Например, «Село моё – судьба», «Истории славные вехи», «Мое село в прошлом, настоящем и будущем». Здесь будет собран и представлен историко-краеведческий материал с фотоматериалами, иллюстрациями. Значимое место в экспозиции должен занять раздел о знаменитых людях под названием «Почетные люди села», «Твой след на земле», «Цена человеку – дело его». В разделе «А слава тех не умирает, кто за Отечество погиб», «Помнит мир спасенный» будут экспонироваться документы, фотографии, письма с фронта, переписка с однополчанами, личные вещи солдат, трофеи. Среди них - материалы об уроженцах села, списки погибших односельчан.

Разделы «Фронтовики и труженики тыла в моей семье», «Трудовая доблесть села», «Таланты родного края» расскажут о жизни и труде односельчан. Здесь можно поместить грамоты, медали, фотографии знаменательных трудовых событий, материалы о жизненном пути и достижениях знатных земляков, о писателях, поэтах, художниках, мастерах народных промыслов, умельцах.

В уголке народного быта можно оформить раздел «Времен связующая нить» по темам: «Устройство и убранство избы», «Ремесло и рукоделие», «Народное творчество», «Традиции и обряды», «Народный костюм», «Что предметы старины рассказать тебе должны», «Как жили наши предки», «Семейные реликвии» и т.д.

 

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ

Любая работа по созданию музея начинается со сбора материала, т.е. формирования музейных фондов. Они состоят из основного фонда и вспомогательных материалов. В состав основного фонда входят все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а так же памятники природы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории природы и общества.

Существуют различные классификации основного фонда. Основной принято считать классификацию по типам музейных предметов или источников. Она выделяет: вещественные, письменные, изобразительные, фото-и киноисточники.

 

К вещественным источникам относятся:

предметы быта (археологические материалы, одежда, украшения, мебель, домашняя утварь, игрушки, детали жилищ и др.);

орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья, полуфабрикаты, готовая продукция;

особая группа общественных памятников - оружие и военное снаряжение (остатки и детали оружия, военные каски, полевые бинокли, планшеты, котелки);

К группе вещественных материалов относятся флаги, знамена, вымпелы, а также монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки.

Вторую группу материалов основного фонда составляют письменные источники. Это рукописные и печатные материалы: письма, различные записки, дневники, научные и литературные труды (как опубликованные, так и неопубликованные), разнообразные документы местной власти и частных лиц.

В основной фонд включаются экземпляры книг, журналов и газет, если они представляют собой первоисточники информации по тематике музея.

В основной фонд включаются листовки, объявления, пригласительные билеты, различные документы, выданные официальными учреждениями и общественными организациями.

Третью группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники. Они обычно делятся на документальные изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства. Довольно многочисленную часть таких источников в музеях составляют фотографии. Снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, их непосредственных участниках.

Иногда библиотеки получают в дар небольшие собрания фотографий от местных жителей. Такие собрания включают в основной фонд, сохраняя их в виде именных коллекций, этим, в частности, будет подчеркнута дань уважения дарителю.

Частью изобразительных источников является также воспроизведение фотографий, рисунков, карикатур, схем, таблиц, помещенных в старых и редких книгах, журналах, газетах.

Наряду с документальными изобразительными материалами к основному фонду относятся произведения изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Их значение очень велико, так как они, дополняя документальные фотографии и другие источники, помогают зримо представить исторические события, облик и характер их конкретных участников, почувствовать «дыхание эпохи». Особенно ценными являются произведения, выполненные художником с натуры, ибо в них иногда лучше, чем на документальных фотоснимках, выражено типичное, характерное, раскрывающее внутренний мир человека или динамику событий.

Копии, репродукции произведений изобразительного искусства входят в состав вспомогательного фонда. Авторские оригиналы, а так же копии-репродукции с дарственными надписями включаются в состав основного фонда. К группе изобразительных музейных материалов относятся коллекции марок и открыток.

Четвертая группа предметов основного фонда - фоноисточники. Это пластинки для граммофонов, патефонов и электрофонов, магнитные ленты. Вопрос об отнесении их к основному или вспомогательному фонду решается в каждом случае конкретно. К основному фонду следует отнести магнитные записи бесед со старожилами, ветеранами войны и труда, знаменитыми земляками.

Пятая группа – киноисточники, зафиксировавшие исторические, культурные события жизни села или города, уникальные природные явления.

В состав вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в ней события и демонстрируемые подлинные памятники. Это схемы, диаграммы, муляжи, модели, пояснительные тексты и этикетки, а также репродукции и фотокопии.

 

Большую роль в экспозиции играют тексты. Они помогают ориентироваться в музейном фонде, получать информацию о каждом экспонате. Существуют следующие виды текстов:

 ведущий текст, которые помогают раскрыть содержание экспозиции. Обычно это цитаты. Они помещаются на видном месте с таким расчетом, чтобы каждый посетитель их увидел и прочел;

 оглавительные надписи – названия разделов, комплексов, залов.

Самая трудоемкая работа - составление подписей под экспонатом, т.е. этикеток. Каждая этикетка состоит из названия экспоната, кратких сведений о нем и дополнительных объяснений. Этикетка должна быть написана так, чтобы каждый посетитель мог легко и быстро узнать, что это за предмет, какую роль играет в экспозиции, получить подробные сведения о нем. Очень важно не только составить текст этикетки, но и правильно расположить его.

 

Правильно сделанная этикетка выглядит так:

etiketka 1

В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать идею (в связи с чем он составлен). Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание.

etiketka 2

В этикетке к фотографии, картине сообщаются сведения о том, кто изображен и где, а также дается характеристика изображаемых событий. Если этикетка относится к портрету какого-то лица, то указываются, прежде всего, даты жизни, а затем дается краткая характеристика.

etiketka 3

Если на фотографии запечатлена группа людей, необходимо, по возможности указать сведения о каждом из них (имя, фамилия, отчество, должность род занятий и т.д.)

Большое значение для сохранности подлинных материалов имеет хранительное оборудование. Самым простым типом оборудования являются стеллажи, которые применяются для хранения предметов, не боящихся пыли и света: керамики, стекла, крупных металлических экспонатов, используются также закрытые шкафы.

Документы, листовки, фотографии, рисунки и другие виды письменных материалов нужно хранить в папках. Каждый экспонат в папке должен быть переложен чистой бумагой.

При экспонировании запрещается подлинные документы, произведения графики, акварельной и гуашной живописи, а также фотографии прикалывать кнопками или прибивать гвоздями.

Также категорически запрещается укрепление гвоздями, булавками, кнопками предметов, сделанных из ткани. Помимо механических повреждений (разрыв ткани), это приводит к появлению ржавчины.

Предметы одежды в экспозиции и в хранилище желательно подвешивать на плечиках, которые обматываются чистой ватой и обтягиваются холстом.

Помещения для экспозиции и хранения должны быть сухие и хорошо вентилируемые, температура воздуха в них должна быть в пределах от +10о до +25о С. Основной профилактической мерой является систематическое проветривание материалов (не реже одного раза в полгода) и удаление с экспонатов пыли, способствующей размножению вредителей.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ

МУЗЕЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Любая выставка, тем более музей, без посетителей мертвы, поэтому просветительская работа не менее важна, чем создание экспозиций. Элементы музейной работы позволяют библиотекарям не только предоставлять читателям уже обработанную, проанализированную краеведческую информацию, но и привлекать самих жителей к ее поиску, собирать в читальных залах и музейных комнатах своих единомышленников.

Особая форма работы с посетителями – экскурсии. По свидетельству самих библиотекарей, основные посетители мини-музеев - учителя (т.к. программу каждого школьного предмета они стараются дополнить материалами по родному краю) и дети, которых привлекают необычные для сегодняшнего дня предметы старины.

Базируясь на экспозиции своего музея, библиотекари получают возможность проводить самые разнообразные мероприятия. Чаще всего организуют уроки истории родного края. Библиотекарь на основе музейных экспонатов проводит беседу-экскурсию, углубляющую знания, полученные в школе. Организованные при музеях кружки и клубы дают возможность для более углубленной, активной, творческой работы.

Комплексная выставка музейного типа – это синтез библиотечной и музейной выставок. Она включает в себя печатные издания, раритетные материалы, иллюстрации и предметы. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствует более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. То есть книги и экспонаты существуют в едином пространстве и сообща создают целостный визуальный образ.

Среди мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем экспонат выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник изучения. Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции. Музейные уроки проводятся с использованием наглядных пособий, электронных презентаций, видеофильмов.

Мастер-классы в последнее время пользуются большим спросом у широкой аудитории и выступают как одна из самых эффективных и популярных форм обучения. Мастер-классы позволяют обучиться новой методике, новому жанру, технике в искусстве, освоить авторскую программу, вступить в диалог с мастером. Это одна из разновидностей интерактивного обучения, преимущество которой сочетание теоретической части, индивидуальной работы и приобретение практических навыков.

Для любителей родной истории можно организовать краеведческие среды, во время которых можно научиться составлять родословные своих семей, вести диалоги со старожилами, восстанавливать старинные предметы.

Уже ни для кого не секрет, что историческая реконструкция становится все более популярной – сегодня это не просто игра, но и просветительская деятельность. Детей больше интересует внешняя сторона. Их можно одеть в народные костюмы, разучить народный танец, песню, провести народный обряд.

Неотъемлемой частью деятельности библиотеки является работа с детьми. Для этой категории пользователей можно проводить краеведческие часы: «Заветы доброй старины», «Старину мы помним, старину мы чтим», «Легенды и предания», «История края», «История школы (библиотеки, церкви, больницы)», вечера-встречи с участниками и свидетелями Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, передовиками производства, старожилами. В ходе этих встреч присутствующие смогут поближе познакомиться со своими земляками, а экспозиция музея пополнится новыми экспонатами.

 

В план работы экспозиции можно включить:

           дни знаменитых земляков «Человек с именем»;

           дни малой родины «В моем селе – моя судьба»;

           вечер чествования людей труда «Мне по этой дороге идти интересно»;

           уроки краеведения «Что имеем – то храним»;

           часы интересных сообщений «Без добрых дел нет доброго имени»;

           встречи с народными умельцами «Живет в селе мастер»;

           краеведческие конкурсы «Мое открытие малой родины»;

           брейн-ринги «Традиции и быт белоруской деревни»;

           вечера воспоминаний «Этот старый забытый альбом»,

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Березкина, Н.Ю. Библиотека-музей как инновационная модель публичной библиотеки / Н.Ю. Березкина // Бібліятэчны веснік : зборнік артыкулаў / Нацыянальная бібліятэка Беларусі : складальнікі Л.Г. Кірухіна, А.Ю. Маслоўская . – Мінск, 2014 . - вып.6 . – с.110-119;
  2. Библиотека-музей как хранительница региональных и культурно-этнографических традиций: методические рекомендации по организации деятельности библиотек-музеев / Учреждение культуры «Могилевская областная библиотека им. В.И. Ленина» . – Могилев, 2010 . - 36 с.
  3. Бронш, Н. Главный дом памяти / Н. Бронш // Библиополе . – 2011 . - № 10 . – С. 23-27;
  4. Ведманкина, Н. Жизнь такая, как надо / Н. Ведманкина // Библиополе . – 2012 . - № 2 . – С. 47-50;
  5. Викулова, В. Мемориальные экспозиции в библиотеке: типы и методы организации / В. Викулова // Библиотечное дело . - 2010 . - №21 . – С. 32 -37;
  6. Гаўрусева, Т. Ад хаты-чытальні да бібліятэкі-музея / Т. Гаўрусева // Веснік бібліятэк . – 2013 . - №1 . – С. 46-48;
  7. Киселева, Л.Б. Музейная специализация - востребованная практика / Л. Б Киселева // Библиотека . – 2008 . - № 11 . – С. 57-60;
  8. Клімянкова, Ю., Мамрыкава Л. Нашай вёскі спадчына жывая : дзейнасць бібліятэк-музеяў і этнаграфічных куткоў у Клімавіцкім раёне / Ю, Клімянкова, Л. Мамрыкава // Веснік бібліятэк . – 2013 – № 1 . – С. 42-45;
  9. Краўчанка, С. Мастак вялікі свайго краю : з вопыту работы бібліятэкі-музея Ф. Хруцкага Бешанковіцкай ЦБС Віцебскай вобласці / С. Краўчанка // Бібліятэка прапануе . – 2010 . - №5 . – С.9-10;
  10. Курбака, Н. Бібліятэкі-музеі ў сістэме інавацыйнай дзейнасці / Н. Курбака // Бібліятэка прапануе – 2012 . - № 5 . - С. 29-31;
  11. Лутчанкова, А. Побач з сённяшнім – мінулае / А. Лутчанкова // Веснік бібліятэк . – 2013 . - №1 . – С.35-37;
  12. Половикова,Г., Коржова, Т. Центр знаний о родной земле и ее людях : Грудиновская библиотека-музей Быховского района / Г Половикова, Т. Коржова // Вестник библиотек – 2013 . - №1 . – С.38-41;
  13. Расошанка, В. Музей гісторыі вёскі як повязь мінулага з сучаснасцю / В. Расошанка // Бібліятэка прапануе . – 2013 . - № 2 . - С. 33-38;
  14. Русских, Е. Хранители памяти / Е. Русских // Библиотечное дело . – 2010 . - №4 . – С. 38-39;
  15. Фесенко, Г. Инструмент педагогики: мини-музей / Г. Фесенко // Библиотека . – 2010 . - № 8. – С.33-34.