- Подробности
- Опубликовано: 16 Апрель 2019
ГУК «ЦБС БОБРУЙСКОГО РАЙОНА»
Центральная библиотека
Отдел библиотечного маркетинга
Большая любовь
к малой родине
методические рекомендации
в помощь краеведческой работе библиотек
ВВЕДЕНИЕ
Для каждого человека его малая Родина – начало великого Отечества. Своеобразная красота родных мест, легенды былых времен, и явь будней, родные люди – вот неиссякаемый источник жизнелюбия, прочная опора в настоящем и уверенность в будущем. Именно с любви к малой родине, к ее подлинной истории пробиваются ростки истинного патриотизма.
Чувство причастности к судьбе родного села, поселка не возникает само собой, а воспитывается. Знание о крае, развитие интереса к прошлому - ступенька к дальнейшему осознанию своей Родины, ее истории и культуры. Интерес общества к отечественной истории создал предпосылки для нового подъема краеведческой деятельности библиотек.
Содержание краеведения определяется целями и задачами, стоящими перед обществом в определенный период его жизни. История каждого населенного пункта является по-своему уникальной и представляет интерес для изучения.
Традиционно задачами библиотечного краеведения являются сбор материалов и информирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своего района или села, развитие интереса к родному краю, воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.
Целью краеведческой деятельности библиотек является содействие возрождению и сохранению исторического и культурного наследия, социального, экономического, культурного развития края, охране, рациональному использованию природного богатства.
Для достижения целей краеведческой деятельности библиотека:
- выявляет из широкого круга источников краеведческие документы и местные издания своего края;
- с максимальной полнотой, независимо от места нахождения отображает сведения о краеведческих документах и местных изданиях в справочно-библиографическом аппарате библиотеки;
- формирует систему краеведческих библиографических справочников и указателей местных изданий;
- обслуживает краеведческими документами читателей библиотеки;
РАСПРОСТРАНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Публичные библиотеки ведут планомерную и целенаправленную работу по распространению объективных и достоверных знаний о своей территории и регионе в целом, используя формы и методы, рассчитанные на жителей всей территории и удаленных пользователей. Эта деятельность может осуществляться по нескольким основным направлениям:
- организация и проведение массовых мероприятий;
- подготовка и издание краеведческих материалов, публикаций в СМИ;
- создание комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации для удаленных пользователей.
Краеведческую работу в библиотеке можно условно разделить на три уровня:
Первый уровень – это формирование фонда опубликованных и неопубликованных краеведческих документов; получение «готовых» знаний о крае из различных источников информации.
Второй уровень – это самостоятельное создание новых краеведческих документов первичной или вторичной информации, написание сценариев массовых мероприятий краеведческой тематики, разработка методических пособий.
Третий уровень – работа в рамках целевых корпоративных и авторских программ по краеведению; изучение истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес; издание или опубликование краеведческих материалов, подготовленных библиотекарями.
В просветительской деятельности современных библиотек особое место занимают организация и участие в крупных комплексных краеведческих мероприятиях, проводимых вместе с образовательными учреждениями, архивами, музеями, администрацией местных органов власти, краеведами.
Краеведческая конференция в библиотеке – крупное массовое мероприятие, служащее целям популяризации знаний о своем крае, требующее большой подготовительной работы. Конференции могут быть посвящены актуальным вопросам местной жизни, знаменательным и памятным датам, краеведческим книгам и местным изданиям. Для подготовки к проведению конференции заранее разрабатывается программа, намечается примерная тематика выступлений, рассылаются информационные письма, организуются наглядные экспозиции по теме проведения конференции.
Краеведческие чтения – крупные массовые мероприятия, периодически организуемые и проводимые библиотеками, нередко совместно с краеведческими обществами, клубами. Чаще всего краеведческие чтения связаны с именами видных краеведов, иногда имеют тематический характер (исторические, литературные).
Популярной формой распространения краеведческих знаний стали Дни деревень. Подготовка этих мероприятий носит комплексный характер, в ней участвуют представители всего местного сообщества: администрация, работники школ, клубов, участники самодеятельности. Задача сотрудников библиотек в данном случае – четко определить свою зону ответственности, удачно вписавшись при этом в комплекс запланированных мероприятий. В библиотеке в рамках этого праздника можно оформить выставку, посвященную истории деревни, подготовить встречу местных жителей со знатным земляком, провести ретро-вечер, посвященный определенному этапу в истории деревни, «встречу поколений».
Среди методов распространения краеведческих знаний популярность приобретают краеведческие уроки, проводимые в школах, лицеях, колледжах. Цель краеведческих уроков – знакомство не только с информационным потенциалом библиотеки и раскрытие определенной темы, но и адаптация учащихся к самой библиотеке.
Большой популярностью стали пользоваться в последние годы презентации. Презентации могут быть тематическими (презентуются книги определенной тематики), юбилейными (готовятся к юбилейной дате автора, организации и т.п.). При разработке сценария презентации необходимо учитывать ее тип, а также исходить из интересов тех групп пользователей, для которых она проводится. Сценарий мероприятия в зависимости от темы может быть дополнен стихами, песнями, инсценировками, использованием мультимедийных технологий. Тематические и юбилейные презентации сопровождаются книжными выставками. Следует помнить, что презентация не должна быть слишком длительной по времени. Для оповещения населения о предстоящем событии развешиваются объявления, в СМИ рассылается пресс-релиз.
Широкое распространение получили акции по благоустройству села, защите родной природы: «Лучший цветник», «Самая чистая улица», «Посади дерево», «Чистый родник», «Птичьи домики», «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
Приносят ощутимый результат акции по сбору краеведческих материалов. Так, суть акции «Не исчезай, мое село» - сохранить память об ушедших или уходящих в небытие деревнях, которые нельзя спасти. Ведь с каждой исчезнувшей деревней утрачивается часть духовной культуры. Пока еще не поздно, библиотеки должны собрать материал об истории деревень, людях, которые там жили, организациях и производственных участках, которые действовали на территории «умирающих» деревень. Сюда могут входить свидетельства старожилов, воспоминания немногочисленных жителей, старые фотографии. Весь этот материал объединяется в так называемые «Энциклопедии уходящих деревень».
Цель акции «Реликвии моей семьи» - сбор у односельчан копий старых открыток, марок, фотографий, грамот, писем, документов.
Разнообразен спектр массовых мероприятий, которые библиотеки могут предложить своим пользователям. На вечер песенного фольклора «Кожны край мае тых, хто яго апявае» приглашаются гости, жители деревни, которые любят петь народные песни. Они с удовольствием украсят пением рассказ библиотекаря о песенном богатстве народа.
Вкусный час «Приглашаем к столу» посвящается местной кухне. На праздничном столе представлены традиционные блюда данной местности. В программу мероприятия входят и «Аукцион рецептов», и конкурс знатоков «Вкусно есть», и минутки приятных воспоминаний «Моя мама делала так…», и библиотечная выставка «Картофельное угощение».
Вечер – воспоминание «Ну-ка, вспомним о былом, как гуляли всем селом» может быть посвящен традициям празднования религиозных, народных, государственных праздников.
Организация библиотечных выставок является одним из самых распространенных методов раскрытия краеведческих фондов, пропаганды актуальных и ценных документов. Пользователя библиотеки привлекает то, что он может взять и посмотреть любой экспонат выставки. Большое разнообразие выставок определяется задачами, читательским назначением, типом библиотек. На методику подготовки выставки существенное влияние оказывают ее функциональные особенности. Особенностью краеведческих выставок в современных условиях стала экспозиция предметов материальной культуры. На краеведческих выставках библиотекари часто используют печатные и рукописные документы из архивов и музеев, личных коллекций тем самым обогащая и углубляя содержание выставок.
Традиционными стали в библиотеках выставки местных художников и фотомастеров, предметов прикладного искусства, которые знакомят жителей с художественным творчеством земляков. Любая краеведческая выставка в библиотеке должна обязательно сопровождаться краткой письменной информацией о событии, конкретном лице, которым она посвящена.
Привлечет внимание пользователей выставка об интересных людях села - руководителях, знаменитых земляках, учителях, участниках художественной самодеятельности, библиотекарях, выпускниках одного класса под названием «Какой ты след оставишь на земле».
В практику работы библиотек прочно вошла проектная деятельность. В рамках библиотечных проектов приемлемы различные формы мероприятий. Это литературно-краеведческие диалоги и круглые столы, интеллектуальные конкурсы и викторины, краеведческие марафоны и информационно – просветительские программы, рекламные акции и историко-краеведческие экспедиции.
Результатом проектной деятельности библиотек является составление летописей населенных пунктов, организация музеев и музейных экспозиций, создание литературных и мемориальных музеев в честь писателей, чье творчество связано с родным краем, выпуск собственной издательской продукции
Углубление краеведческих знаний читателей, развитие интереса к родному краю, популяризация краеведческой литературы – основные задачи традиционных клубов и кружков краеведческой направленности. В программе работы клубов и кружков желательны экскурсии по памятным и историческим местам, музеям, встречи-диалоги с замечательными земляками.
Популярным среди населения может стать кружок литературных или юных краеведов, который объединит читателей библиотеки, интересующихся творчеством писателей-земляков, жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка даст возможность каждому проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, подготовит ревностных пропагандистов художественного слова, поможет развитию их творческих способностей.
Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения местных писателей, ведут розыски литературно-краеведческого материала. В деятельности такого кружка ведущее место будут занимать самостоятельная работа по сбору материала о различных литературных сторонах жизни деревни или района, переписка и встреча с писателями, организация экскурсий по местам, связанным с жизнью или творчеством писателей, изучение произведений писателей, посвященных родному краю.
Возрождение библиотечного краеведения активизировало и издательскую деятельность библиотек. Библиотека создает первичную информацию в виде отдельных брошюр, газет и альманахов, участвует в создании системы краеведческих библиографических пособий региона, издавая рекомендательные указатели, летописи деревень, историю учреждений и предприятий.
Подготовка и издание краеведческих материалов о своей территории дает библиотеке возможность продвигать свои материалы и для удаленных пользователей. Использование современных компьютерных технологий превращает издательскую деятельность в гибкую форму информационной деятельности.
Не должна библиотека забывать и о PR-деятельности. Библиотека может проводить большое количество качественных мероприятий, но о них будет знать только ограниченный круг пользователей. Качественная реклама, тесное сотрудничество с местными СМИ повышают авторитет библиотеки, способствуют эффективности проводимых мероприятий, формированию ее положительного имиджа в сознании местного сообщества.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КРАЕВЕДЕНИИ
Игра дело серьёзное! Но следует помнить, что любая игра имеет свои плюсы и минусы, она требует чувства меры и осторожности. Игра – понятие многогранное. Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу. Библиотечные игры носят развивающий характер, воздействуют непосредственно на психические качества личности. Большинство таких игр строится на самопроверке возможностей ребенка, на стимулировании его развития.
Применение игры в краеведении дает возможность подростку не только получить дополнительные знания и расширить свой кругозор, но и раскрыть свои таланты, познать самого себя, свои возможности, способности. Краеведческая игра способствует развитию интереса к истории родной культуры и страны. Приобщая детей к историческому наследию и краеведческой игре в частности, надо помнить главное: чтобы в их душе крепло чувство любви к Родине, а также ее малому уголку – тому месту, где они родились и выросли.
Что необходимо знать при создании любой краеведческой игры?
Первое и самое важное – выбор краеведческого произведения, которое станет не только постоянным справочным изданием, но и настольной книгой.
Второе, что потребуется - научиться выдавать «идеи». Идеи можно черпать из головы, но этот процесс не может продолжаться бесконечно. Как правило, возникает вопрос: где брать новые замыслы? Самые разнообразные и интересные из них приходят в головы, когда просматриваешь журналы и книги для малышей. Для этого библиотекарь должен сам обладать достаточными познаниями, а главное - их применить. Потребуется наличие интуиции и чувство меры.
Третье: надо учитывать возраст ребенка. Как правило, с 7 до 13 лет дети не только активно участвуют в игре, но и с большим удовольствием занимаются сами. Ребята старшего возраста предпочитают, чтобы играли для них, проявляют интерес к театрализованным представлениям, как правило, с участием их сверстников.
Четвертое: следует учитывать уровень общей подготовки подростков и знание ими краеведческих материала.
На первом этапе приобщения ребенка к игре следует начать с самых простых и наиболее интересных игр.
Большой интерес вызывают настольные развивающие игры. Эти игры по форме и содержанию бывают самые разнообразные, все зависит только от фантазии ее составителей. Наиболее распространены среди них: игра – кроссворд, игра – мозаика. По истории, например, можно предложить сразу несколько игр: игра – кроссворд «Имена в истории района», игра – мозаика «Памятные места Бобруйщины», игра с препятствиями «В поход по туристическим маршрутам».
Следующим этапом привлечения ребенка к игре может стать книжная выставка. Традиционные книжные выставки следует заменить выставками – кроссвордами, выставками – викторинами, выставками – играми и выставками – конкурсами. Очень важно, чтобы выставки носили не единичный характер, делать их сериями. Так, например, цикл выставок – викторин из серии «Литературный календарь» познакомит читателей с творчеством поэтов и писателей нашего родного края. Предлагаются краеведческие выставки с элементами игры, обратив внимание на которые, юные пользователи смогут почувствовать себя, например, в роли детективов (выставка – досье о Бобруйской крепости.)
Помочь детям в развитии внимания могут краеведческие игры-путаницы. Внимание ребенка зависит от «настройки» его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство. Развивать и совершенствовать внимание детей столь же важно, как и учить письму, счету, чтению.
За вниманием следует запоминание, развитие памяти в целом. С учащимися 5 – 6 классов интереснее всего проходят именно игры на внимание. Как правило, в этом возрасте ребята достаточно хорошо знают свою малую родину, историю края, многие его достопримечательности. Поэтому веселой и занимательной станет шуточная виртуальная прогулка по деревне, где библиотекарь играет роль забывчивого гида, нарочно ошибается и путает факты, дети должны исправить эти неточности. В игре «Гордость и слава земли Могилевской» фамилии земляков и род деятельности перепутаны. Игра «Добрым людям на загляденье» посвящена белорусским народным промыслам, названия под фотографиями или экспонатами перепутаны, надо найти правильный ответ.
Еще одной интересной формой подачи информации об историческом наследии белорусов являются беседы с элементами театрализации. В ходе игры для учащихся 5-6 классов «Школа Дедушки Краеведушки» дети разгадывают чайнворд, собирают кубики с изображением памятных мест Бобруйска и Бобруйского района, участвуют в краеведческом аукционе.
Очень интересно проходят ролевые краеведческие игры. Дети любят принимать на себя различные роли. Перевоплощение побуждает ребят к творчеству, активности, инициативе. Они могут сами по ходу игры дополнить правила, вытекающие из содержания игры. Любая ролевая игра не обходится без ведущего и требует от него не только сообразительности, но и импровизации. При составлении ролевой игры на каждого участника пишется свой сценарий.
Для детей старшего школьного возраста можно предложить игру «Историческое досье городов Могилевской области». Игра достаточно сложная, но интересная. Цель игроков пройти все города Могилевской области и собрать 48 свитков, чтобы составить историческое досье городов области.
Участники выбирают город, который станет началом их маршрута. Дальнейший путь игроков определяют игральные кубики. Если на игральном кубике выпал один из городов, в игру вступает ведущий. Он бросает свой игральный кубик. Количество выпавших очков говорит о том, сколько свитков получает команда. Свитки – это вопросы и ответы на них. Игра идет до тех пор, пока одна из команд не наберёт 48 свитков, то есть составит историческое досье городов.
Историко-краеведческий квест – сравнительно новое направление в деятельности библиотек. Главные его цели – возрождение интереса к истории и культуре края, популяризация краеведческих изданий, поднятие престижа чтения. Квест представляет собой активную, игру, в которой команда, используя свои знания, интеллект, смекалку должна выполнить все задания и преодолеть дистанцию в определенной последовательности, за определенное время. Все точки (уровни) и задания подчинены единой идее и теме. Количество точек и их сложность определяется для каждой игры в отдельности. Квест – тот вид игры, который требует тщательной подготовки.
Изучить историю родного города поможет квест «Пазнаць тую зямлю, на якой жывеш». Чтобы разгадать тайны квеста участников делят на две команды, выбирают капитанов, вручают маршрутные листы. Первая команда отправляется в путешествие по библиотеке в поисках ответов на задания: «Белорусский костюм», «Геральдика нашего края», «Бобруйщина литературная», «Подвиг земляков на страницах книг». Вторая команда остается в читальном зале и выполняет следующие задания: «У истоков» - ребята ищут ответы на вопросы о возникновении города в книгах. В задании «География нашего края» ребята наносят на карту названия районов города. В задании «Где эта улица?» школьники по слайдам со старыми фотографиями определяют названия современных улиц города. В задании «Наша гордость» ребята узнают изображенных на слайдах людей, прославивших город и район. В задании «Где этот дом» школьники сопоставляют памятные таблички с соответствующими зданиями, находящимися в городе. После выполнения заданий команды меняются местами. После выполнения всех заданий подводятся итоги и выявляются победители игры.
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЕ ЛЕТОПИСИ
НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА
Современные библиотеки активно занимаются изучением прошлого своего края. Они накапливают сведения из истории городов и сельских населенных пунктов: оформляют альбомы и папки газетных вырезок, ведут краеведческие картотеки, записывают воспоминания старожилов – очевидцев различных памятных событий, собирают рукописи, дневники, письма, фотографии земляков.
Летопись – это рукописный текст истории и современной жизни населенного пункта в хронологической последовательности. В летописи регулярно фиксируются сведения об общественно-значимых, политических, экономических, культурно-бытовых событиях данного населенного пункта:
- общее количество населения, семей, количество школьников, призывников, пенсионеров, другая статистическая информация;
- различная информация по экономике, культуре, инфраструктуре населенного пункта;
- сведения об учреждениях и организациях, расположенных на территории деревни, значимые вехи и достижения в их деятельности, Ф.И.О. руководителей, с начала деятельности учреждений и организаций по настоящее время;
- трудовые, боевые, учебные и иные общественно-значимые достижения жителей деревни или других лиц, имеющих отношение к населенному пункту;
- решения сельской и вышестоящих администраций и органов, касающихся жизнедеятельности села;
- публикации в средствах массовой информации по вопросам, связанным с историей и современным положением населенного пункта;
- информация о событиях и празднованиях, отмечаемых в деревне, природных особенностях и явлениях на ее территории;
- сведения о народных промыслах, увлечениях и интересах жителей населенного пункта;
- хозяйственная деятельность физических лиц и организаций на территории деревни;
- другие события, факты, цифры и даты, имеющие общественную значимость данной местности.
Создателям летописи своих населенных пунктов важно соблюдать принципы этичности и достоверности при общении с людьми, предоставляющими информацию, ответственно и своевременно планировать работу по созданию летописи, как в настоящее время, так и на перспективу. Таким образом, современный летописец в ответе не только перед людьми, которых затрагивает своим исследованием, но и за истинность той информации, которую он распространяет и обеспечивает ее правильное понимание.
Как правило, летопись состоит из двух частей:
1. История населенного пункта.
2. Летопись (хроника) населенного пункта.
Источники информации могут быть официальными неофициальными, письменными и устными, представлены в виде фото-, видио- и аудиозаписей. Каждый источник информации имеет свое значение, степень достоверности и значимости.
На титульном листе летописи помещаются сведения о современном названии села с указанием района, области и времени начала ведения данного документа.
При полном заполнении предыдущей книги (папки) летописи работа продолжается в следующей. В этом случае на титульном листе под названием населенного пункта указывается ее номер (книга 1, книга 2, книга 3 и т.д.).
Летопись заполняется печатным компьютерным текстом (шрифт Times NewRoman, 14). В тексте не должно быть исправлений, зачеркиваний. Записи ведутся с двух сторон листа. Номера страниц проставляются в нижнем внешнем углу, сноски делаются внизу листа более мелким шрифтом и отделяются короткой линией от основного текста. Сноски обозначаются звездочками.
Повысят ценность собранных материалов сопровождающие их фотоальбомы, подлинники (ксерокопии) документов, образцы фольклора данной местности, аудио-, видео, отдельные обзорные и тематические материалы, которые ввиду большого объема не вошли в текст самой летописи. Эти материалы хранятся как самостоятельные единицы.
В разделе «История» приводится литературно обработанный текст истории населенного пункта с момента его основания. В исторической справке рекомендуется отражать следующие сведения:
- расположение населенного пункта относительно районного центра и железнодорожной станции;
- расположение на берегу реки или озера;
- географическое расположение, природно-климатические условия;
- дата основания, имя основателя, изменения в названии.
- происхождение названия, связанные с этим легенды.
Во второй части летописи помещаются следующие сведения: ФИО, должность ответственного за ведение летописи лица, период, в котором он вел записи.
Начинается ведение хроники современной жизни деревни с краткого обзора его социально-экономической и культурной жизни, площадь, количество жителей, предприятия, учреждения, находящиеся на территории данного населенного пункта. В центре строки крупным шрифтом выделяются цифры с обозначением года событий (2015, 2016, 2017, 2018 и т.д.). Дата событий выделяется буквами красного цвета или обычными буквами с подчеркиванием и свободным от текста полем.
Записи ведутся в порядке хронологии. Записи в книгу летописи необходимо вести регулярно (не реже одного раза в месяц) в хронологическом порядке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бачкова, В. Зямля бацькоў – жыцця крыніца / В. Бачкова // Вестник библиотек . ─ 2016 . ─ № 2 . ─ С. 42-44
- Бібліятэчнае краязнаўства: прастора вялікіх магчымасцяў і перспектыў : зборнік навуковых артыкулаў / Нацыянальная бібліятэка Беларусі ; складальнік Т.В. Кузьмініч . – Мінск, 2013 . – 286 с.
- Вавилова, Е. Культурный код Солигорска : проект Солигорской РЦБ / Е. Вавилова // Бібліятэчны свет . – 2017 . ─ № 3 . ─ С. 12-13
- Дамаркова, В. Краязнаўчая дзейнасць на Чэрыкаўшчыне / В. Дамаркова // Бібліятэчны свет. – 2017 . ─ № 2 . ─ С. 20-21
- Дзямідава, Л. «Ад родных вытокаў…» : [вопыт работы па краязнаўству Чэрнеўскай бібліятэкі-філіяла УК «Дрыбінская бібліятэчная сетка» / Л. Дзямідава // Вестник библиотек . ─ 2017 . ─ № 2 . ─ С. 40-43
- Дятлова, Г. Краеведческая деятельность библиотек – основа формирования патриотизма / Галина Дятлова // Вестник библиотек . ─ 2016 . ─ № 1 . ─ С. 33-36
- Жамойціна, С. Выхаванне краязнаўствам / Святлана Жамойціна // Бібліятэчны свет . – 2015. - № 6 . – С. 22
- Ілюшына, І. Краязнаўчая выдавецкая дзейнасць бібліятэк / Інэса Ілюшына // Бібліятэчны свет . – 2015 . ─ № 6 . ─ С. 27-28
- Карпава, Н. Паміж мінулым і сучасным / Ніна Карпава // Бібліятэчны свет . – 2014 . ─ № 4 . – С. 26-29
- Карпова, Н. Возрождение национальных духовных традиций / Н. Карпова // Бібліятэка прапануе . ─ 2016 . ─ № 4 . – С. 23-25
- Кенчык, Н «Куточак Радзімы маёй» : [з вопыту работы Анапольскай сельскай бібліятэкі Мінскай РЦБС] / Н. Кенчык // Бібліятэчны свет . ─ 2014 . ─ № 3 . ─ С. 28
- Клімчук, Л. Работа бібліятэк ДУК “Свіслацкая раённая бібліятэка” ў рамках раённай бібліятэчнай праграмы «Свіслаччына бібліятэчная» / Л. Клімчук // Бібліятэка прапануе . ─ 2016 . ─ № 2, ─ С.16-18
- Кравченко, И. Инновационный сетевой интернет-проект по краеведению «Памятные места Сморгонщины» / И. Кравченко // Бібліятэчны свет . ─ 2016 . ─ № 6 . ─ С. 13
- Краеведческие ресурсы сельской библиотеки : методические рекомендации / Быховская центральная районная библиотека, Отдел библиотечного маркетинга, [составитель Е.М. Федотова, редактор Т.Т. Коржова; ответственный за выпуск Н.А. Корзо] – Быхов, 2012 . – 11 с.
- Красінская, Т. Краязнаўчы турызм як бібліятэчны брэнд роднага краю / Т. Красінская // Бібліятэка прапануе . – 2016 . - № 1 . – С. 24-25
- Кузоўкіна, А. Мода на краязнаўства : [інтэрнэт-праект Мазырскай цэнтральнай бібліятэкі імя А.С. Пушкіна / А. Кузоўкіна // Бібліятэчны свет . – 2017 . ─ № 2 . – С. 22
- Ліхараў, І. Выяўленне краязнаўчых матэрыялаў: традыцыйныя метады і новыя магчымасці : [па матэрыялах аб Рагачоўскім раёне] / Іван Ліхараў //Бібліятэчны свет . – 2012 . ─ № 6 . – С. 24-26
- Логвін, В. Іх імёны засталіся ў гісторыі / В. Логвін // Вестник библиотек . – 2016 . ─ № 2 . ─ С. 35-36
- Методические рекомендации по заполнению летописи «Зямля, дзе пачаўся твой лёс» / ГУК «Пинская районная централизованная библиотечная система», центральная библиотека, отдел бибилотечного маркетинга . – Пинск, 2016 . – 7с.
- Мірончык, С. Ад мінулага да сучаснасці : асноўныя напрамкі даследчай дзейнасці Іўеўскай ЦБС / С. Мірончык // Бібліятэка прапануе . – 2014 . ─ № 4 . ─ С. 36-39
- Михлина, И.И. Краеведческая библиография : научно-методическое пособие / И.И. Михлина . – М. : Либерия-Бибинформа, 2008 . – 175 с.
- Неверова, Т.А. Краеведческая деятельность библиотек / Т. А. Неверова . ─ М. : Либерия, 2005 . – 136с.
- Столп, Н. Сучаснае краязнаўства : вопыт Верхнедзвінскай раённай бібліятэкі імя Т. Хадкевіча / Н. Столп // Бібліятэка прапануе . – 2017 . ─ № 4 . – С. 15-17
- Фядура, Ж. У сугуччы мінулага и сучаснага / Ж. Фядура // Бібліятэчны свет . ─ 2015 . ─ № 1 . – С. 16
Приложение 1
Работа Глушанской сельской библиотеки
по сбору и пропаганде материалов о родной земле
В зоне обслуживания Глушанской сельской библиотеки находятся шесть населенных пунктов с населением около 1300 человек, из них пользователями библиотеки являются 770 (176 – дети в возрасте до 15 лет).
Библиотекарь Тишкевич Анна Болеславовна, работает в данной библиотеке с 2010 года. За это время ею проделана большая работа по сбору и популяризации краеведческой информации.
С целью активизации краеведческой деятельности, расширения деятельности по выявлению и сохранению исторического и духовно-культурного наследия родного края библиотекой разработана целевая библиотечная программа «Вяртанне да вытокаў» на 2017- 2019 годы.
В итоге многолетнего труда по поиску, сбору и накоплению краеведческого материала Анной Болеславовной Тишкевич собран богатый материал об истории родного края и сегодняшней жизни поселка. Итогом проделанной работы стало создание краеведческо – этнографической комнаты «Гасцёўня беларускай мінуўшчыны”.
Богатый фонд по истории белорусской культуры, этнографии, народных промыслов представлен на экспозиции “Скарбы беларускай культуры”. Об истории и современности поселка Глуша расскзывают материалы экспозиции “Глуша – кропелька Беларусі”. Здесь представлены материалы о географическом и экономическом положении поселка, даны материалы о Глушанском сельском исполнительном комитете, государственных и частных промышленных предприятиях, учреждениях социальной сферы. Об истории поселка рассказывают материалы «Летопись поселка Глуша», «Нам жить и помнить», «История стеклозавода «Коминтерн», «Глушанская сельская участковая больница», «Музей ремесел», экскурсионный маршрут «История малой Родины», эссе Марины Молчановой «Таямніцы Глушы”. Знаменитым землякам посвящены издания библиотеки «Герой Социалистического труда «Вера Михайловна Соломахо», «Алесь Адамович», «Герой Советского Союза Степан Федорович Шутов», «Казимир Иосифович Погоцкий», «Валентин Хаимович Серебряный», «Народный мастер Беларуси Александр Орлов», «Индивидуальный предприниматель Владимир Кожич», «Шчодрая на таленты зямля”.
Жизни и творчеству знаменитого земляка, писателя и публициста Алеся Адамовича посвящена выставка “Алесь Адамовіч: здалёк и зблізку”. Здесь размещены материалы о детстве и юности писателя, воспоминания земляков, фотоматериалы и книги с автографами А. Адамовича.
Глушанский край славится мастерами народного творчества. Именно им посвящена экспозиция “Рук залатых зямныя цуды”. Здесь собран богатый материал о Центре ремесел п. Глуша, народном любительском объединении декоративно-прикладного искусства “Старый мастер”, образцовом кружке гончарного искусства “Глечыкі”, творчестве народных мастеров Беларуси – гончаров Ю.Бовде и А. Орлове, история развития гончарного искусства на Беларуси и в Бобруйском районе. Большой интерес вызывает творчество жителей поселка которые шьют, вяжут, вышивают, рисуют. Независимо от возраста, места работы, учебы люди занимаются любимым делом. И в итоге появляются настоящие произведения искусства, которые затем выставляются в “Гасцеўне беларускай мінуўшчыны”.
Так была организована встреча с мастерицей Центра ремесел Лаурой Фомцевой и выставка ее работ “Модные рукоделия”. Народный мастер Беларуси Александр Орлов пригласил поклонников своего творчества на выставку “Его рукам подвластна глина”, мастера-флористы Зинаида Горностай и Людмила Вечерко знакомили со своими произведениями на выставке “Каждая травинка достойна доброго слова”, выставка “Душа творит” знакомила с творчеством мастериц –вышивальщиц Ольги Бобковой и Лауры Фомцевой.
Чтобы донести до посетителей библиотеки богатство белорусского быта, в “Гасцёўне беларускай мінуўшчыны” оформлен этнографический уголок, где разместились предметы крестьянского быта, орудия труда, домотканые рушники и дорожки, белорусский женский национальный костюм, глиняная посуда.
“Прыходзьце ў “Гасцёўню!”. Именно так в июле 1994 года через районную газету “Трыбуна працы” объявило о своем существовании любительское объединение “Гасцёўня беларускай мінуўшчыны”.
Сначала в объединение вошло семь человек, в основном учителя школы пожилого возраста. Но именно они, благодаря своим знаниям, создали ядро “Гасцёўні”, вокруг которого постепенно объединялись читатели, интересующиеся историй, традициями и культурой белорусского народа. Участники “Гасцёўні беларускай мінуўшчыны” не только проводят массовые мероприятия, но и занимаются поисковой работой, сбором материалов по истории поселка, восстанавливают народные обряды.
В настоящее время любительское объединение насчитывает 10 активных участников разных возрастов и профессий. Заседания проходят как в помещении библиотеки, так и в Центре ремесел и в сельском Доме культуры. Особенное впечатление вызывают мероприятия, которые проходят в Центре ремесел, в музее под открытым небом. С особенным настроением прошли “Праздник чая и меда”, игровая программа “Золотые краски осени”, “Праздник круглого пирога”. В народном стиле прошли фольклорные праздники “Ілля лета канчае, жніво пачынае”, “Прыйшлі Калядкі – бліны ды аладкі”, обрядовый вечер “На Вялікдзень”. Традиционным стало проведение праздника Купалье.
Мероприятия объединения позволяют жителям поселка глубже познакомиться и с семейными обрядами и традициями белорусов. Большой интерес вызвали игровая программа “Калядныя забавы”, познавательный час “Пабудова новага дому. Уваходзіны”, фольклорный праздник “Сватанне. Вам хлеб, соль, гарэлка, а нам красная дзеўка”, обрядовый вечер “Хрэсьбіны на Беларусі” . С традициями, которые существуют в семьях современной Глуши знакомила конкурсная семейная программа “Раскажы, бабуля, пра сябе”.
Участники любительского объединения понимают, что изучение народного наследия будет неполным, если не затронуть традиционную белорусскую кухню. Таким образом был разработан цикл мероприятий, посвященный традиционным белорусским рецептам и связанными с ними обрядами. В него вошли час “Посцім са смакам”, кулинарный калейдоскоп “Прысмакі з кішэні”, познавательный час “Чай і квас на стале ў нас”, кулинарный экспресс “Бульба – другі хлеб” .
Цикл мероприятий “Ад паганства да хрысціянства” включал в себя урок православия “Да дабра праз слова”, виртуальное путешествие “Біблейскія сюжэты ў сусветным мастацтве”, литературно – музыкальный вечер “І лік святы нам душу грэе”, час информации “Дзень нараджэння Хатніка”
Большой популярностью у пользователей библиотеки пользуются часы краеведения, виртуальные путешествия, краеведческие калейдоскопы “Твая зямля, твая Радзіма”, “Парад раёнаў Магілёўскай вобласці”, “ Наш край родны ў вершах і прозе”, “Лёсы нашых землякоў”, “Ім выпаў гонар дакрануцца да Перамогі”, “Помні род свой і песню”, “Каб жыць – трэба памятаць”, “Край мой там, дзе продкаў карані”, “Ад малой Радзімы да вялікай Беларусі”.
Время меняет задачи и направления деятельности библиотек. В краеведческой деятельности Глушанская библиотека использует и инновационные формы работы. Молодежь поселка приняла активное участие в квест-ориентировании “Мой поселок”. Мероприятие было построено на веселых заданиях, конкурсах, ребусах об улицах и знаменитостях поселка Глуша.
Участники флэш-моба “Размаўляй па-беларуску” вышли на улицу с призывом “Далучайцеся да нас! Давайце паспрабуем пачаць кожны з сябе: зранку сказаць сваім блізкім “добрай раніцы”, “калі ласка”, калегам – “прывітанне”, “прабачце”, сябрам – “дзякуй”, “да пабачэння”. Пачнем дзень з гэтых родных слоў, станем бліжэй адзін да аднаго, адчуем сябе сапраўднымі беларусамі!”.
Приложение 2
Мэтавая праграма Глушанскай сельскай бібліятэкі
“Вяртанне да вытокаў”
Актуальнасць праграмы
Галоўнай мэтай выхавання грамадзяніна любой краіны з’яўляецца фарміраванне грамадзяніна-патрыёта. Асаблівае значэнне ў справе выхавання грамадзянскіх якасцей належыць краязнаўству. Чаму? Звесткі пра родны край блізкія і зразумелыя, таму працэс засваення гісторыі Айчыны становіцца больш лёгкім і зразумелым. Краязнаўчы падыход дазваляе накіраваць чытачоў ад блізкіх, даступных непасрэднаму назіранню фактаў і з'яў, да глыбокіх вывадаў і абагульненняў гістарычнай навукі, гэта значыць, арганізаваць працэс пазнання найбольш натуральным і даступным шляхам.
Краязнаўства вучыць любіць не толькі свае родныя мясціны, але вучыць ведам пра іх, прывучае цікавіцца гісторыяй, мастацтвам, літаратурай, павышаць свой культурны ўзровень. Менавіта яно дазваляе бібліятэцы набыць сваё аблічча, зрабіць яе не падобнай на іншыя.
Тэрмiн рэалiзацыi праграмы: 2017-2019 гады
Удзельнiкi праграмы:
Усе групы карыстальнікаў бібліятэкі
Мэта праграмы:
Збор і захаванне друкаваных і неапублікаваных матэрыялаў па гісторыі і культуры роднага краю, распаўсюджванне краязнаўчых ведаў.
Задачы праграмы:
* Выхаванне патрыятызму, любві да роднага пасёлка, паважлівага стаўлення да яго гістарычных і культурных помнікаў.
* Стварэнне электроннай краязнаўчай базы дадзеных.
* Выкарыстанне камп'ютэрных тэхналогій у краязнаўчым інфармаванні карыстальнікаў.
* Выданне краязнаўчых дапаможнікаў (у друкаваным і электронным выглядзе)
* Выданне бібліяграфічных дапаможнікаў (у друкаваным і электронным выглядзе).
* Актывізацыя пошукавай і даследчай працы.
* Выяўленне лепшага вопыту работы беларускіх бібліятэк па краязнаўству, творчая перапрацоўка яго і ўкараненне ў практычную дзейнасць бібліятэкі
* Умацаванне сувязяў бібліятэкі з установамі і арганізацыямі, зацікаўленымі ў распаўсюджванні краязнаўчых ведаў.
Змест работы па праграме:
* Збор і захоўванне дакументаў, фотадакументаў, відэа і аўдыяматэрыялаў пра сваю малую Радзіме.
* Папаўненне краязнаўчай базы дадзеных «Зямля Глушанская, табой мы ганарымся».
* Работа аматарскага аб’яднання “Гасцёўня беларускай мінуўшчыны”.
* Фарміраванне інфармацыйных фота-падборак:
гісторыя сям'і;
ўстановы і прадпрыемствы Глушы;
прырода роднага краю;
паэты - землякі;
вядомыя людзі Глушы;
вуліцы пасёлка;
абпаленыя вайной;
творчы партрэт.
* Распрацоўка і афармленне разнастайных выстаў, экспазіцый, конкурсаў
* Правядзенне конкурсу «Дзе гэта вуліца, дзе гэты дом?»
* Супрацоўніцтва з раённым краязнаўчым музеем, раённай газетай «Трыбуна працы» ў мэтах палягчэння пошуку і распаўсюджвання інфармацыі
* Прыцягненне розных груп грамадзянскай супольнасці да цеснага супрацоўніцтва ў справе захавання гістарычнай краязнаўчай спадчыны.
Чакаемыя вынiкi:
* Павышэнне ўзроўню даступнасці краязнаўчых рэсурсаў за кошт укаранення новых інфармацыйных тэхналогій, пашырэння спектру і павышэння якасці бібліятэчных паслуг.
* Павышэнне ўзроўню краязнаўчых ведаў глушанцаў.
* Павышэнне якасці выдавецкай дзейнасці бібліятэкі.
* Павеліченне аб’ёму краязнаўчага фонду бібліятэкі.
* Павелічэнне колькасці наведванняў бібліятэкі за кошт правядзення цікавых і змястоўных краязнаўчых мерапрыемстваў.
* Павелічэнне колькасці кнігавыдач краязнаўчых матэрыялаў.
* Умацаванне сувязяў бібліятэкі з установамі і арганізацыямі, зацікаўленымі ў распаўсюджванні краязнаўчых ведаў.
Партнёры праграмы
* Глушанскі сельскі выканаўчы камітэт;
* Глушанскі сельскі Дом культуры;
* Глушанская школа мастацтваў;
* Цэнтр рямёстваў п. Глуша;
* ДУА “Глушанскі вучэбна – педагагічны комплекс дзіцячы сад– сярэдняя школа”.
Рэалiзацыя праграмы «Вяртанне да вытокаў» ажыццяўляецца па наступных напрамках:
гістарычнае краязнаўства п. Глуша:
* збор матэрыялаў аб гісторыі глушанскага краю;
* запіс легенд і ўспамінаў пра пасёлак і яго жыхароў ;
* афармленне экспазіцыі "Пасёлак Глуша: учора, сёння, заўтра”
літаратурнае краязнаўства п. Глуша:
* вывучэнне тапанiмiкi;
* запіс народных прыпевак, песень, прымавак, абрадаў;
* правядзенне мерапрыемстваў па вывучэнню літаратурнай творчасці жыхароў роднага краю;
вывучэнне насельніцтва п. Глуша:
* работа па выяўленню вядомых людзей пасёлка, збор інфармацыі аб iх жыцці;
* работа па выяўленню цікавых людзей пасёлка;
* сканіраванне старых сямейных фатаграфій, афармленне экспазіцыі "Сямейны фотаальбом»;
вывучэнне прамысловасці, сацыяльнага комплексу пасёлка Глуша:
* збор iнфармацыi аб гiсторыi прамысловых i сацыяльных аб'ектаў пасёлка;
* правядзенне сустрэч з калектывамi прамысловых i сацыяльных аб'ектаў.
План рэалізацыі праграммы
Фарміраванне фондаў, інфармацыйных рэсурсаў
Змест работы | Тэрмін выканання | Адказныя |
Мэтанакіравана камплектаваць фонд бібліятэкі матэрыяламі аб гісторыі Бабруйшчыны | 2017-2019 гг | Аддзел камплектавання і апрацоўкі літаратуры ЦБ |
Арганізацыя індывідуальнага інфармавання па пытаннях краязнаўства | 2017 -2019гг | бібліятэка |
Складанне інфармацыйных і бібліяграфічных спісаў літаратуры для карыстальнікаў, якія цікавяцца гісторыяй краю | 2017 -2019гг | даведачная служба ЦБ, Глушанская бібліятэка |
Папаўненне новымі матэрыяламі краязнаўчай базы “Зямля Глушанская, табой мы ганарымся” | 2017-2019гг | бібліятэка |
Распаўсюджванне краязнаўчых ведаў
|
||
Змест работы | Тэрмін выканання | Адказныя |
Краязнаўча – этнаграфічны куток “Гасцёўня беларускай мінуўшчыны” | 2017-2019гг | бібліятэка |
Выстава–экспазіцыя “Алесь Адамовіч: здалёк і зблізку” | 2017-2019гг | бібліятэка |
Цыкл выстаў творчых работ “Рук залатых зямныя цуды” | 2017- 2019гг | бібліятэка, Цэнтр рамёстваў |
Фэст “Глушанскі хутарок “ | 2017- 2019гг | бібліятэка, СДК, цэнтр рамёстваў |
Свята “Дзень пасёлка” | 2017- 2019гг | сельвыканкам, бібліятэка, СДК |
Калядны тыдзень | 2017-2019гг | бібліятэка, СДК, ВПК |
Фальклорнае падарожжа “Беларускі скарб” |
Студзень 2017г. |
бібліятэка |
Гульня-віктарына “Таямніцы беларускіх слоў” |
Люты 2017г. |
бібліятэка, ВПК |
Вечар-сустрэча з воінамі-інтэрнацыяналістамі “Яны прайшлі Афганістан” | люты 2017г., 2019г. | бібліятэка |
Гістарычная вандроўка “Па гістарычных мясцінах пасёлка Глуша” | Сакавік 2017г. | бібліятэка, ВПК |
Літаратурна-музычная кампазіцыя “Прыйсці да вечнага агню” | красавік 2017г. | бібліятэка, СДК |
Акцыя “Бессмяротны полк” | Май 2017г. | сельвыканкам, бібліятэка |
Краязнаўчая гасцёўня “Зямля бацькоў – зямля святая” | Чэрвень 2017г. | бібліятэка |
Экскурсія “Усім сэрцам буду памятаць я” | Ліпень 2017г. | бібліятэка |
Вечарына “Чалавек з чулым сэрцам і вялікай душой” да 90-годдзя з дня нараджэння А. Адамовіча | жнівень 2017г. | бібліятэка, СДК |
Гульнёвая праграма “Слова, якое было ў пачатку” | Верасень 2017г. | бібліятэка, ВПК |
Свята “Юбілей бібліятэкі” | верасень 2017г. | бібліятэка, СДК |
Гадзіна краязнаўства “Беларусь - краіна маёй будучыні” | Лістапад 2018г. | бібліятэка, ВПК |
Вечар “Сямейныя дынастыі” | снежань 2019г. | бібліятэка, СДК |
Цыкл вечарын “Сустрэчы з тымі, хто жыве побач” “Людзі ў белых халатах”; “Усім, хто з гандлем звязаны цесна”; “Спасибо, что конца урокам нет”; “Завод. Людзі. Жыццё” |
І - ІУчв. 2018г. | бібліятэка, СДК , сельвыканкам |
Гутарка “Спаленыя вёскі Бабруйшчыны” | Люты 2018г. | бібліятэка |
Вечарына “На таленты багатая зямля” | Сакавік 2018г. | бібліятэка |
Вечар памяці “Хтосьці родам з дзяцінства, а я з вайны” | Май 2018г. | бібліятэка, ВПК |
Урок этнаграфіі “Падарожжа ў часе” | Красавік 2018г. | бібліятэка, СДК |
Фотавыстава “Любоў да роднай зямлі” | Ліпень 2018г. | бібліятэка |
Дзень краязнаўства “Іх імёнамі названы вуліцы пасёлка” | Кастрычнік 2018г. | бібліятэка |
Урок-памяць “Дзякуй дзяды за Перамогу” | 2019г. | бібліятэка, ВПК |
Гадзіна пазнання “Гербы маёй Радзімы” | 2019г. | бібліятэка |
Квэст “Я люблю цябе Глуша, і ведаю” | 2019г. | бібліятэка,ВПК |
Гадзіна памяці “Апошні бой лётчыка Маркелава” | 2019г. | бібліятэка, ВПК |
Выдавецкая дзейнасць
|
||
Змест работы | Тэрмін выканання | Адказныя |
“Гісторыя Глушанскай бібліятэкі” | 2017г. | бібліятэка |
Цыкл выданняў “Майстры пасёлка Глуша” | 2017 г. | бібліятэка |
Цыкл выданняў “Гонар зямлі Глушанскай” | 2017 г. | бібліятэка |
“Іх імёнамаі названы вуліцы пасёлка” | 2017 г. | бібліятэка |
Буклет “Тры тэмы жыцця Алеся Адамовіча” | 2017 г. | бібліятэка |
Буклет “Іх імёнамі названы вуліцы пасёлка” | 2018 г. | бібліятэка |
Цыкл буклетаў “Паэты сярод нас” | 2018 г. | бібліятэка |
“Гісторыя ўстаноў адукацыі пасёлка Глуша” | 2018 г. | бібліятэка |
Даведнік “Прамысловыя аб’екты і ўстановы пасёлка Глуша” | 2019г. | бібліятэка |
Цыкл буклетаў “Выпускнікі – настаўнікі” | 2019г. | бібліятэка |
Краязнаўчы каляндар пасёлка Глуша” | 2019г. | бібліятэка |
- Подробности
- Просмотров: 13690