Russian Belarusian
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ГУК «ЦБС Бобруйского района»

Центральная библиотека

 

Отдел библиотечного маркетинга

 

 

 

Индивидуальная работа с читателями в библиотеке

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение
Индивидуальное обслуживание пользователей
Беседа, как индивидуальная
форма работы с читателем
Индивидуальное плановое чтение
Консультации у книжных полок
Формы и методы
индивидуальной работы с детьми
Список литературы
Приложение
Коммуникативные требования к библиотекарю

 

ВВЕДЕНИЕ

Индивидуальное обслуживание читателей в библиотеке – это процесс, который обеспечивает непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или несколькими читателями одновременно, учитывающий личные особенности каждого.

Цель данной работы можно сформулировать как помощь личности в ее социализации через чтение и получение информационной поддержки библиотеки.

В круг задач индивидуального обслуживания входит:

  • удовлетворение информационных потребностей пользователей;
  • содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры пользователя;
  • организация сотрудничества пользователя и библиотекаря на всем протяжении пользования читателем библиотекой.

Для специалистов, начинающих свой путь в библиотечной профессии, важно помнить задачи индивидуального обслуживания в более узком значении, а именно:

  • помощь в определении тематики чтения и выборе конкретных книг;
  • обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов уточнения запросов;
  • оказание помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с источниками информации.

Таким образом, индивидуальное библиотечное обслуживание должно способствовать самоконтролю, самопознанию, самовыражению читателя во всех сферах его жизнедеятельности: учебной, профессиональной, досуговой и т.д.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В БИБЛИОТЕКЕ

При внешней простоте использования индивидуальное обслуживание весьма сложно. Оно требует от библиотекаря не только хорошей подготовки в области психологии личности и социальной психологии, но и таких природных личных качеств, как доброжелательность, способность к сочувствию, обаяние и т.д. Конечно, все они должны сочетаться с высоким профессионализмом, квалифицированностью, знанием своего дела.

Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что пользователь склонен скорее простить библиотекарю незнание, чем нежелание помочь и грубость. Поэтому следует всегда помнить, что использование какой-либо формы и метода индивидуального библиотечного обслуживания может стать эффективным лишь в том случае, если будет достигнут человеческий контакт между участниками общения.

Библиотекарю необходимо учитывать то, что решения в области руководства чтением не могут быть обязательными, они всегда носят рекомендательный характер.

Поскольку чтение является индивидуальным процессом, то каждый человек самостоятельно определяет свой круг чтения. В этих условиях принятое библиотекарем решение, правильное с его точки зрения, может остаться нереализованным, так как не совпадает с представлением читателя о том, что ему следует читать.

Этот конфликт между решением библиотекаря рекомендовать читателю определенное произведение печати и отказом читателя взять его для чтения – нередкое явление в библиотечной практике. Некоторые библиотекари пытаются разрешить конфликтную ситуацию путем нажима на читателя, навязывая книги, которых он читать не хочет. Подобная практика вызывает лишь негативную реакцию читателей на рекомендации библиотекаря.

Одной из специфических особенностей индивидуального обслуживания является участие в этом процессе читателя, т.е. совместное принятие решения. Читатель выступает не пассивным субъектом управляющего воздействия библиотекаря, а активным участником процесса принятия решения. Именно поэтому неверно представлять руководство чтением как одностороннее влияние библиотекаря на читателя.

Вместе с тем было бы неправильно рассматривать принятие решений в руководстве чтением только как реакцию на запрос читателя. В руководстве чтением большое место занимают так называемые инициативные решения, иными словами, рекомендация литературы не по запросу читателя, а по инициативе библиотекаря.

 

БЕСЕДА КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЕМ

Беседа является наиболее распространенной формой индивидуального руководства чтением в библиотеке.

Беседа – это диалог, доставляющий взаимное удовольствие и радость. В повседневной работе в практике библиотек используются как на абонементе, так и в читальном зале разные виды бесед:

  • беседа при записи в библиотеку;
  • беседа при выдаче книг читателю (рекомендательная, тактическая беседа);
  • беседа о прочитанном.

(корректировочная беседа)

 

Беседа при записи в библиотеку

Цель беседы при записи читателя в библиотеку – как можно ближе познакомиться с ним. Важно учесть, что новичок в библиотеке испытывает определенную незащищенность. Задача библиотекаря – как можно радушнее встретить читателя, снять у него напряжение, рассказать о библиотеке, познакомить с расположением фонда.

Беседа при записи в библиотеку должна показать читателю все возможности библиотеки, все информационные ресурсы и книжные богатства, познакомить с правилами пользования библиотекой. Читатель должен увидеть «лицо» библиотеки почувствовать ее отличие от других организаций, проникнуться ее историей и традициями, ощутить привлекательность «высокой» культуры.

С другой стороны, в ходе данной беседы библиотекарю необходимо собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем, узнать его интересы, его отношение к чтению, его читательский опыт, семейные традиции, «нащупать» его культуру чтения.

От того с каким впечатлением читатель уйдет из библиотеки зависит вся его дальнейшая «библиотечная судьба», не только отношение к данной конкретной библиотеке, но, возможно и к библиотекам вообще и даже – к книгам. Это в полной мере можно отнести к любому читателю, но особенно – юному: ребенку, подростку, впервые познакомившемуся с библиотекой, который, вероятно делает в этот момент непростой выбор: библиотека или компьютер? Все это накладывает на библиотекаря, проводящего беседу, серьезные обязательства.

 

Беседа при выдаче книг читателю

(рекомендательная беседа)

Многое о читателе можно узнать и в тоже время дать ему в процессе рекомендательной беседы, цель которой – помочь читателю в выборе книги, вызвать интерес к ней и дать установку на ее прочтение.

Здесь библиотекарю необходимо придерживаться следующего правила: об одной книге различным читателям говорят именно то, что они могут найти полезного для себя, учитывая читательскую культуру, цель обращения, содержание и особенности рекомендуемого издания.

Важно обратить внимание на спрос и причину спроса, который бывает конкретный, тематический, неопределенный. Причиной спроса могут быть: советы друзей, кинофильмы, телевизионные передачи и т.д. особенно ценно, когда причиной спроса являются советы библиотекаря, выставки, выбор по каталогу или указателю – то есть, если влияние на читательский спрос оказывается библиотекой.

Конкретный спрос - спрашивается определенный автор, книга, статья, В процессе беседы в этом случае могут быть уточнены автор, название, выходные данные издания. В случае, когда книга явно не по возрасту или сложна для восприятия данного читателя, библиотекарь рекомендует взять вместе с ней более доступную или дополнительную литературу, указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении, предложить справочные издания.

Тематический спрос – читателя интересуют книги по теме. В процессе беседы обязательно уточняются: цель и содержание запроса (если школьное задание, то рекомендуются одни книги, если хобби – другие); что было прочитано по этой теме ранее, знание расположения книг этой тематики на полках открытого доступа и т.д. Библиотекарь может порекомендовать литературу сам, обратить внимание читателя на раздел каталога, где нужные книги следует искать.

Неопределенный спрос - читатель сам не знает, что ему хочется почитать. Именно читатели с неопределенным спросом чаще всего пополняют ряды тех, кто перестает посещать библиотеку, читать. Библиотекарям знакомы читатели, которые бесцельно бродят в фонде от одного раздела к другому. Их внимание привлекает внешний вид книги (зачитанная или новая, ее обложка, иллюстрации) Чаще всего у них вырабатывается установка: «У вас нет интересных книг». Такие читатели требуют особого внимания библиотекаря. Задача библиотекаря в беседе при выдаче подыскать книги, которые их могут заинтересовать. Нужно помочь читателю осознать собственные запросы и сделать все, чтобы он не ушел без книги. Не навязывать, а заинтересовывать. Не пускать на самотек, а искать вместе чтение для души – вот задача, которую решает библиотекарь в этом случае.

Беседа о художественном произведении может содержать сведения о писателе, о замысле или творческой истории произведения, об экранизациях и т.д. Не обязательно, конечно, в каждой беседе затрагивать все эти вопросы – само произведение и читатель подскажут библиотекарю, на чем лучше остановиться.

С целью расширения репертуара рекомендуемой литературы, целесообразно предлагать читателю несколько книг на выбор.

Эффективность подобной беседы повышается при использовании приема аналогии, который заключается в том, что библиотекарем предлагается книга, соответствующая основному интересу читателя, но содержащая новую для него информацию или написанную в другом жанре.

Другим эффективным приемом является подчеркивание новизны содержания книги, достоверности изложенных в ней фактов, их связь с реальными историческими событиями или лицами.

Испытанным примером рекомендации является также ссылка на авторитетных для читателя лиц, на мнения других читателей, на печатные рецензии и отзывы.

В последнее время в работе с детским читателем при рекомендации книг сверстникам библиотекари стали привлекать самих детей. Детские впечатления от книги, переданные другим детям в письменной или устной форме, иногда бывают более эффективными, чем рекомендации библиотекарей.

Проведение рекомендательной беседы требует от библиотекаря большого такта, она не должна быть назидательной. Ни тон, ни внутренний настрой библиотекаря не должен унижать пользователя, библиотекарь ни в коем случае не должен демонстрировать свое интеллектуальное превосходство. Назидательно-снисходительный тон особенно недопустим в общении с молодежью, т.к. может отвратить ее от библиотеки навсегда. В ходе рекомендательной беседы необходимо создать непринужденную обстановку, доброжелательную атмосферу. Зачастую библиотекарь проводит рекомендательную беседу сразу для нескольких читателей, чьи интересы близки, что дает возможность упростить ситуацию общения.

 

Беседа при получении от пользователя прочитанной книги

(корректировочная беседа)

Если в ходе беседы при записи в библиотеку библиотекарь определяет стратегию и общее направление работы с новым пользователем, рекомендательная беседа помогает ему уточнить тактику, то корректировочная беседа не что иное, как способ проверки принятых решений о работе с читателем.

Библиотекарь имеет возможность выяснить, насколько его рекомендации «попали в цель», насколько они отвечают информационным потребностям пользователя, его уровню восприятия, читательского развития и информационной культуры.

Целями беседы о прочитанном являются:

  • выявление уровня читательского развития пользователя, в том числе - была ли ему понятна прочитанная книга, понравилась или нет;
  • выявление мнения читателя о данном произведении и его авторе (проведение сравнения данного произведения с другими произведениями того же автора, понравилась или нет прочитанная книга);
  • выявление вкусов и предпочтений читателя;
  • выявление системы ожиданий читателя.

Свои особенности проведения имеются у бесед о литературе разных типов и жанров. Например, в диалоге о познавательной книге библиотекарь должен поинтересоваться, какую практическую пользу она принесла в учебном процессе или самообразовании. А в диалоге о художественном произведении необходимо обратить внимание на впечатление от эстетических особенностей и выразительных средств.

В беседах о прочитанном библиотекарь должен помнить о возможности «перехода» в чтении от романа к научно-познавательной книге через чтение очерков и документальных рассказов, о связи чтения фантастики и научно-популярной литературы.

Оценка книги, данная одним читателем, может быть использована в беседах с другими. Беседа о прочитанных книгах позволяет библиотекарю проверить эффективность его рекомендательной работы, выявить круг источников информации, формирующих читательские пожелания, определить в нем место средств массовой информации, книжной рекламы, Интернета и т.д. Сведения, полученные в ходе подобных бесед, могут лечь в основу дополнительной дифференциации читателей, планов групповых и массовых форм пропаганды книги.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНОВОЕ ЧТЕНИЕ

Несмотря на стремление пользователя к максимальной свободе при поиске и использовании информации в библиотеке, востребованной остается такая форма индивидуального обслуживания, как индивидуальное плановое чтение.

Деятельность библиотекаря по составлению планов чтения направлена (при обязательном согласовании с самим читателем) на то, чтобы придать процессу чтения определенную целенаправленность. Вопрос о том, должно ли чтение обладать спонтанным или организованным характером, остается открытым. Очевидно лишь одно – если читатель просит о помощи в организации его чтения (делового или развлекательного), то ему надо помочь.

Суть данного способа заключается в привлечении пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам, с постоянным переходом от одной темы к другой.

Библиотекарь, таким образом, нацелен на разностороннее культурное или профессиональное развитие читателей, а также выработку у них умений и навыков систематического самообразовательного чтения.

Интересы пользователей библиотеки для привлечения их к плановому чтению уточняются ежегодно путем анкетирования читателей. Целями подобного анкетирования являются:

  • определение круга тем, которые интересуют читателей;
  • определение тематики планов чтения, а также массовых мероприятий на основе анализа этих тем;
  • выяснение того, какие важные темы не вошли в читательский перечень, и наметить пути привлечения читателей к индивидуальному плановому чтению.

Существует три вида индивидуального планового чтения:

  • типовые планы чтения, которые создаются в библиотеках на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;
  • списки литературы типа «Что читать дальше»;
  • наиболее подготовленные читатели вместе с библиотекарем на основе рекомендательных пособий составляют для себя индивидуальные планы чтения.

Для организации индивидуального планового чтения используются типовые планы чтения и другие формы библиографической продукции. Приоритетными группами, привлекаемыми к плановому чтению, могут быть учащиеся выпускных классов, читатели, занимающиеся подготовкой к продолжению обучения в ВУЗе или самообразованием, увлеченные какой-либо тематикой, студенты, молодежь, руководители кружков и др.

Индивидуальные планы чтения составляются на основании новинок и носят рекомендательный характер. План чтения - это список особо рекомендуемых по определенной тематике книг, расположенных в порядке последовательности чтения.

Литература в плане располагается по принципу – от произведений, освещающих общие проблемы, к произведениям по частным вопросам или от литературы более легкой - к более сложной. Начинать читать необходимо с того, что вызывает особый интерес, это позволит обеспечить повышенное внимание читателя, лучшее усвоение прочитанного и поможет утвердить интерес к самообразованию.

Требования к составлению планов чтения:

  • Выбор приоритетных читательских групп или отдельных читателей. Обоснование выбора.
  • Выбор тематики чтения, обоснование ее актуальности.
  • Формулировка целевого назначения планов чтения.
  • Определение структуры и объема плана чтения (выделение разделов, определение примерного количества публикаций и т.п.)
  • Уточнение характера материала, включаемого в план чтения (ретроспективный, текущий, перспективный; первичные или вторичные источники; с аннотациями или без аннотации; информационный или рекомендательный). 

 

КОНСУЛЬТАЦИИ У КНИЖНЫХ ПОЛОК

В каждой библиотеке есть читатели, плохо ориентирующиеся в фонде. Они останавливаются то у одной полки, то у другой. Чаще всего их внимание привлекает внешний вид книги, ее обложка, заглавие. Этим может воспользоваться библиотекарь для проведения индивидуальных консультаций у книжных полок. Назначение такой консультации – привлечь внимание читателя к литературе, которая может представить для него интерес, подсказать путь разыскания нужной книги, помочь осознать характер своих потребностей.

Консультация - это совет библиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок, у выставок, у каталогов и картотек.

Эта форма индивидуальной работы особенно важна в общении со старшими подростками. Часто подростки идут в библиотеку, чтобы «порыться в книгах», полистать журналы, выбрать «что-нибудь интересное». Эпизодический конкретный спрос у них, как правило, обусловлен заданием учителя или возникает под влиянием телепередачи, фильма, совета товарища. Библиотекарь должен проявить максимум такта, чтобы своим советом помочь читателю выбрать нужные книги или статьи из периодических изданий.

Важная задача консультаций – указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении, может быть предложить справочные издания. Во время консультации библиотекарь объясняет назначение справочного аппарата книги, предисловия.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В работе с детьми очень важно применение игровых элементов. Как правило, их используют в массовой работе. Применение же игровых элементов в индивидуальном руководстве чтением могло бы дать второе дыхание старым методам.

Если библиотекарь вместо «допроса» смущенного ребенка предложит ему: «Давай посоревнуемся, кто больше – ты или я – назовем героев из книжки, которую ты прочел, кто больше вспомнит смешных эпизодов из повести, кто точнее даст характеристику героя, кто интереснее придумает для повести другой конец», то читатель с большим доверием отнесется к библиотекарю и будет с нетерпением ждать предстоящую встречу в библиотеке.

Сделать более интересным процесс индивидуального руководства чтением для ребенка может помочь организация литературных лото, книжных выставок-игр типа:

  • игра «Кто автор?» - рядом с портретами писателей в кармашки читатель должен вложить карточки с названиями их произведений;
  • географическая карта-игра «Где это происходило?» - нужно отметить на карте место, где происходило действие нескольких книг, обложки которых помещены рядом;
  • игра «Восстанови текст» - разорванный текст или два разных текста вложить в конверт и предложить читателю восстановить написанное, сказать из какой он книги;
  • игра «Ералаш» - строки стихотворений, написанные на отдельных полосках, разделены пополам. Первые слова каждой строки лежат слева, а продолжения – справа. Полоски эти перепутаны, получается бессмыслица. Задача читателя разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте.

Такие игры можно проводить с читателями индивидуально и они будут не только привлечением к чтению, но и привлечением в библиотеку.

Часто библиотекари использует в беседе о прочитанном и творческие задания: предлагают ребенку нарисовать «иллюстрацию», «досказать» судьбу героя, написать отзыв, рассказать о книге товарищам.

Непосредственные суждения, собственные вопросы читателя при обмене книг – важнейший исходный элемент беседы, и к ним библиотекарь должен быть предельно бережным. Поддерживая или опровергая мнение читателя, подключая к разговору других детей, библиотекарь может оказать не меньшее влияние на его читательскую деятельность, чем прямой постановкой вопроса, которую современные дети воспринимают как покушение на свободу, контроль за чтением.

Одна из причин прихода ребенка в библиотеку – потребность в общении с взрослыми. В этой связи возникает необходимость в беседах доверия. Опыт показывает, что подростки часто беспомощны в житейских ситуациях. Их тревожат взаимоотношения с товарищами, одиночество, первые неразделенные чувства, конфликтные ситуации в семье, а также вечные вопросы бытия: счастье, смысл жизни. С этими вопросами они нередко обращаются к библиотекарю, которого знают, и которому доверяют. В обсуждении таких вопросов нужна душевная чуткость, особый такт и деликатность библиотекаря, умение вести беседу без назидания и диктата. Ребятам - главное выговориться, им важно, что бы их слушали. А дома, к сожалению, не всегда это возможно.

Важным элементом индивидуального общения с читателем-ребенком являются отзывы о прочитанном. Они используются как активное средство рекомендации литературы широкому кругу пользователей.

В работе с читателями-подростками используются игровые приемы. Чаще всего это игры-путешествия, когда требуется ведение дневников, написание писем сверстникам. Такие отзывы-сочинения дают возможность проявиться фантазии ребенка, одновременно они выявляют его знания, познавательный и духовный опыт.

В зависимости от индивидуальности подростка предлагается тот или иной вариант письменного высказывания. Отзывы-отклики можно поместить в специальные папки, на выставках под такими названиями «Удивительная встреча», «В этой книге я нашел себя», «Эта книга мне понравилась». Подборку отзывов-мнений, отзывов-оценок можно озаглавить «Приглашение к спору», «Кто прав в оценке?», «А как думаешь ты?».

Работа подростка над отзывом при активной помощи библиотекаря помогает лучше продумать содержание книги. Иногда можно применять книжные закладки, в которых библиотекарь обращается к читателю с просьбой ответить на ряд вопросов или изложить свое мнение о прочитанном, указывая при этом, где и как его отзыв будет использован. Например, в книгу В. Железнякова «Чучело» можно положить записку с вопросами: «Могли бы Вы оказаться таким же стойким как Лена?», «Приходилось ли Вам в жизни сопротивляться несправедливости?», «Какие чувства вызывает повесть после прочтения?».

Так же в библиотеке можно организовать уголок отзывов «Поделись впечатлением», где ребята оставляют отзывы на понравившиеся книги.

У читателей младшего возраста отзывом на книгу может стать и рисунок, нарисованный после прочтения книги. Такие рисунки можно использовать при оформлении книжных выставок.

Формы индивидуальной работы отражаются в записях библиотекаря в формуляре – это является требованием при работе библиотекаря с детьми. Здесь отражается спрос читателя, причина спроса, отношение к прочитанному, анализ чтения.

Результаты индивидуальной работы нельзя увидеть сразу. При внешней незаметности качественных сдвигов в читательском развитии ребенка они дают о себе знать и в суждениях читателя о прочитанном, и в навыках самостоятельного выбора книг, и в расширении круга познавательных интересов.

Индивидуальное руководство чтением ребенка – сложный педагогический процесс, требующий от библиотекаря хорошего знания своих читателей и литературы, высокой общей культуры, подлинного творчества и педагогического мастерства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алшухова, Г. Речь как инструмент профессионала / Г. Алшухова // Библиотека . – 2000 . - № 5 . - С. 65-67;
  2. Аскарова, В.Я. Читатель как объект профессиональной рефлексии / Виолетта Яковлевна Аскарова // Бібліятэчны веснік : зборнік артыкулаў / Нацыянальная бібліятэка Беларусі ; складальнікі : Л.Г. Кірухіна, А.Ю. Маслоўская. – Мінск, 2013 . - Вып. 5 . – С.7-28;
  3. Библиотека и юный читатель : практическое пособие / редактор М.Д. Афанасьев, И.К. , И.А. Ганицкая и др. . – М.: Книжная палата, 1987 . - С. 52-54;
  4. Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание : учебно-методическое пособие / В.А. Бородина . – М. : Либерия, 2004 . - 168с.;
  5. Катышева, О. Читатель и библиотека: встречное движение / О. Катышева // Библиотечное дело . – 2012 . - № 4 . – С. 15-17;
  6. Сметанникова, Н. Читатель нового поколения и новая культура чтения / Н. Сметанникова // Библиотечное дело . – 2012 . - № 18 . - С. 2-7;
  7. Справочник библиотекаря / научный редактор А.Н. Ванеев, В.А. Минкина . - СПб : Профессия, 2001 . - С. 151 -158;
  8. Тимофеева, И.И. Библиотечная педагогика или Воспитание книгой: учебно-методическое пособие для библиотекарей, работающих с детьми / И.И. Тимофеева . - СПб : Профессия, 2011 . - 384с.;

 

 

Приложение 1

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БИБЛИОТЕКАРЮ

 

Прогнозирование тональности

общения читателя с библиотекарем

Это означает, что библиотекарю надо предусмотреть, как действовать, чтобы создать эмоционально благоприятный климат в общении с читателями. Чтобы поддерживать нужную в общении с читателями тональность, библиотекарю важно проявить следующие качества:

  • общительность (легкость установления контактов, отсутствие замкнутости; общительность обязательно должна сопровождаться эмоционально положительным тоном);
  • сдержанность, уравновешенность (владение собой, умение организовать ровное, спокойное общение, без применения каких либо резкостей);
  • доброжелательность, приветливость (готовность оказать читателю помощь, проявить участие и радушие в общении с ним);
  • откровенность (проявление доверия к читателю).

Инициатива в общении с читателем

Инициатива позволяет решить ряд задач в руководстве чтением: во первых, обеспечивать руководящую роль библиотекаря в работе с читателем, во-вторых, придать педагогически целесообразное направление общению и сохранить его, в-третьих, создать нужный социально-психологический климат в работе с читателем. Инициатива библиотекаря проявляется уже в том, что он планирует работу с читателем, и тем самым выступает активной стороной в общении, но одного этого не достаточно. Надо предусмотреть, как лучше начать разговор с читателем, в чем проявить инициативу. Особенно это важно в беседе о прочитанной литературе.

 

Для завоевания инициативы важно:

  • поставить яркие притягательные цели чтения и показать пути их достижения;
  • непрерывно следить за реакциями читателя на предложенные рекомендации;
  • постоянно обращать внимание на то, как усваивает читатель информацию о книгах.
  • В распоряжении библиотекаря есть и другие устойчивые способы завоевания инициативы в общении с читателем:
  • оперативность в организации первого контакта с читателем;
  • постановка вопросов, которые в начальный момент разговора могут мобилизовать читателя;
  • обеспечение внешнего коммуникативного вида библиотекаря (опрятность, собранность, доброжелательность, обаяние и т.д.);
  • реализация речевых и неречевых средств воздействия (включение мимики, контакта глазами и др.);
  • проявление понимания к ситуативной настроенности читателя, передача читателю этого понимания;
  • достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формулирующего у читателя потребность вступить в контакт с библиотекарем.

Организация неподготовленного

общения с читателем

Как бы хорошо не планировал библиотекарь свое общение с читателем, он не может предусмотреть в нем все нюансы поведения читателя (содержание отзывов на прочитанную книгу, реакцию на рекомендации). В общении всегда есть некоторая степень неподготовленности, что требует от библиотекаря творчества, быстрого решения неожиданно возникших вопросов.

В формировании неподготовленного заранее обмена сообщениями, важны общая эрудиция и культура библиотекаря, оперативное профессиональное мышление, общая речевая культура, расположенность к общению с читателем.

В неподготовленном общении проявляется импровизация. Для импровизации в библиографическом общении необходима способность библиотекаря оперативно и правильно оценивать реакции и действия читателя, принимать решения сразу, лишь на основе опыта и знания литературы, самого читателя.

Библиотекарь должен знать, что в процессе организации взаимоотношений с читателем не исключена возможность возникновения «психологических барьеров». Охарактеризуем некоторые из них:

  • «боязнь читателя»: начинающий библиотекарь хочет организовать взаимоотношения с читателем, но не владеет приемами общения. Что вызывает у него негативные состояния (растерянность, скованность и т.д.);
  • барьер недостаточного развития выразительных средств общения (неподготовленность речи, мимики и др.);
  • «барьер безучастности» читателя: выдвигаются предложения по организации чтения, а читатель равнодушен к ним;
  • «барьер непонимания»: библиотекарь дает интересные, на его взгляд, рекомендации и не понимает, что они могут быть не интересны читателю (это может быть вызвано тем, что не учитываются интересы, подготовленность, настроение читателя);
  • «барьер отстраненности»: библиотекарь предлагает тему чтения, книгу, не выражая своей личной позиции;
  • «барьер безынициативности»: библиотекарь не выступает в качестве активного начала в процессе общения;

Изучив причины возникающих «барьеров», необходимо проанализировать собственную систему общения, выявить взаимосвязь содержательных, методических, и коммуникативных сторон в процессе библиографического влияния на читателя. Необходимо выработать умение быстро ориентироваться в меняющихся условиях общения с читателем, быстро и точно находить соответствующие содержанию коммуникативные средства, постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении с читателем.

 

 

Индивидуальная работа

с читателями в библиотеке

советы начинающему библиотекарю

 

Составитель: Жанна Борисовна Воробьева

Редактор: Любовь Ивановна Схаба

 

Государственное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная

сеть Бобруйского района»

 

ул. Крылова, д. 44

213830 г. Бобруйск

Телефон 8 0225 717587

E—mail: с Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.