Russian Belarusian

ГУК «ЦБС Бобруйского района»

Центральная библиотека

Отдел библиотечного маркетинга

 

 

Библиотечный урок,

как основной вид

деятельности библиотеки по

формированию информационной

культуры детей и подростков

 

(методические рекомендации)

 

Библиотечный урок, как основной вид деятельности библиотеки по формированию информационной культуры детей и подростков: методические рекомендации / ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района», центральная библиотека, отдел библиотечного маркетинга [составитель Ж.Б. Воробьева, редактор Л.И. Схаба ] . - Бобруйск, Центральная районная библиотека, 2018 . - 23 с.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, посредством проведения библиотечных уроков. В пособии раскрывается методика, формы и методы проведения уроков.  

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Методика подготовки библиотечного урока

Использование интерактивных методов

в проведении библиотечных уроков

Нестандартные формы библиотечных уроков
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Программа библиотечно-библиографических уроков

Нестандартные формы проведения

библиотечных уроков

 

ВВЕДЕНИЕ

Наше время называют веком информации. Ежедневно до нас доходит все возрастающий ее поток. Сориентироваться в этом безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать?

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Главным сегодня в информации является то, что на нее перестали смотреть как на нечто второстепенное. Приходит осознание, что качество жизни все в большей степени зависит от информации и качества использования информации.

В современном обществе судьба каждого конкретного человека во многом зависит от его информационной культуры, и в будущем эта зависимость будет только возрастать.

Если говорить о ситуации применительно к современным детям и подросткам, то неоспорим тот факт, что они не похожи на предыдущие поколения страны. Наше время характеризуется глобальной информатизацией и развитием средств массо¬вой коммуникации. Одна из главных задач библиотеки в условиях информатизации общества – увидеть не только изменения в облике и привычках читателей, но и помочь им критически воспринять элементы новой культуры, а также развить у юного пользователя высокую культуру чтения текста в любой форме его представления (печатной и электронной).

Всё это говорит о том, что к библиотекам сегодня предъявляются повышенные требования по обучению пользователей основам библиографических знаний.

Библиографическое обучение, как и любой другой учебный процесс, предъявляет ряд дидактических требований, главными из которых являются:

•          систематичность и последовательность;

•          наглядность;

•          доступность;

•          дифференцированный подход к обучению.

Систематичность и последовательность означает системный подход, который должен обеспечить преемственность библиографического обучения. При этом именно библиотека является первым, начальным звеном в цепи: библиотека-школа-вуз.

Требование наглядности связано с тем, что приблизительно 90 % информации человек воспринимает через зрительные каналы. Поэтому наглядные образы позволяют более успешно и прочно усвоить изучаемый материал.

Доступность обучения реализуется в изложении материала. Это требование тесно связано с дифференцированным подходом к соответствующим читательским группам.

Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы: индивидуальные и групповые консультации, беседы и лекции, экскурсии по библиотеке.

 

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ

БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА

Основным видом деятельности библиотеки по формированию информационной культуры личности остается библиотечный урок.

Формы проведения библиотечного урока разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повторением пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические игры, литературные путешествия.

Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала.

Подготовительный этап предполагает выбор темы, места и формы проведения занятия. Желательно провести предварительный тестовый опрос детей с целью выявления уровня их подготовки. Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить книжную выставку по теме, подобрать цитаты. Важной частью подготовки занятия является составление плана его проведения, где обязательно рассматриваются цель и задачи урока, разрабатывается ход самого урока, его основное содержание, продумываются контрольные вопросы. Кроме этого, необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал для практической части урока.

Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Как правило, проводится краткий опрос детей на выявление опорных знаний, даётся изложение нового материала, выполняется практическая работа на закрепление нового материала, проверяется степень усвоения знаний, в некоторых случаях дается домашнее задание.

Подведение итогов включает анализ активности детей на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по проектированию и реализации на практике занятия.

Результативность урока зависит и от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность детей.

Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объём материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.

Цель библиотечного урока – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности. А в дальнейшем, и более широкого понятия – информационной культуры.

К таким умениям и навыкам относятся:

•          знание различных источников информации;

•          умение грамотно формулировать свои вопросы и  

запросы;

•          умение самостоятельного поиска нужной информации

в различных источниках,

•          умение правильно применять найденную информацию.

Библиотечные уроки должны строиться с учетом интересов и доступности содержания, предполагая активное участие самих детей. Поэтому многие занятия предусматривают практические задания, цель которых – закрепить и проверить усвоение пройденного материала. Например, если происходит знакомство с каталожной карточкой, то читателям можно предложить самим составить карточки на книги: в начальной школе - самую простую, в средней школе – по правилам библиографического описания. Если изучается справочная литература, детям необходимо выполнить поисковые задания с обязательным объяснением алгоритма нахождения информации.

В зависимости от темы, возраста и подготовки детей выбираются различные методические пути и приемы изложения конкретного материала. Для проведения занятий используются традиционные формы (беседа, лекция, работа в группах, практикум) и игровые, соревновательные. Последние очень нравятся детям начальной школы и среднего возраста (турнир, викторина, мозаика). В конце года в каждом классе желательно провести итоговое занятие. Дети с удовольствием выполняют устные и практические задания, применяя знания, которые получали в течение учебного года.

Темами библиотечных занятий являются экскурсионные мероприятия: знакомство со справочным фондом, правилами пользования библиотекой и правилами обращения с книгой. Целью ознакомительного посещения библиотеки является формирование положительной установки на последующее посещение библиотеки детьми.

При проведении библиотечных уроков игровые приемы очень помогают объяснить малышам необходимость соблюдать тишину и не мешать другим («Здесь живёт Тихон-гном, тишину очень любит он, шалунишкам и болтушкам в рот кладет он по лягушке»). Вполне возможно, что маленькие читатели к концу учебного года станут более уверенными, самостоятельными в библиотечном пространстве, приобретут умения и навыки обращения с книгой, поведения в библиотеке, умении «полечить» книгу, получат представление о структуре книги.

При знакомстве со справочным аппаратом библиотеки учитываются возрастные особенности детей. Эти темы встречаются и в начальной школе, и в среднем звене. Знакомство с каталогами начинается в 3-м классе с иллюстрированного каталога, в 4-м классе, прослушав сказку, дети знакомятся с алфавитным и систематическим каталогами. Темой для изучения в 5-м классе является справочная литература: словари, справочники, энциклопедии. При работе с энциклопедиями внимание детей постоянно обращается на расположенные в них библиографические списки для дополнительного прочтения.

В средней школе происходит подробное знакомство со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, ребята узнают об электронном каталоге, о мультимедийных энциклопедиях. Самое главное в таких уроках – убедить детей в нужности, значимости изучаемого материала, вызвать у них интерес.

При проведении занятий следует помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направить детей по пути самостоятельного исследования. По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельной работы, которая должна быть согласована с личными интересами учащихся, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОВЕДЕНИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ

В последнее время эффективность формирования информационной культуры детей связана с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение основано, прежде всего, на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие библиотекаря и читателя. Важно знать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, что в конечном итоге делает процесс обучения более продуктивным.

Суть интерактивного обучения состоит в том, чтобы практически все дети оказались вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в ходе обучения, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад. Помимо этого, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивные методы успешно используются при проведении библиотечных занятий. Вот некоторые из них:

•          творческие задания;

•          работа в малых группах;

•          работа в парах;

•          обучающие игры (ролевые, деловые и образовательные игры, имитации);

•          использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

•          разминки;

•          изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика, использование вопросов);

•          обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (шкала мнений, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты);

•          разрешение проблем (дерево решений, мозговой штурм);

•          презентации.

Самыми распространёнными из интерактивных методов при проведении библиотечных уроков являются:

Дерево решений – аудитория делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством читателей. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

«Займи позицию» - зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «да» или «нет». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

На литературных мероприятиях используется такой прием, как Свеча. По кругу передается зажжённая свеча, и участники высказывают мнение о творчестве писателя, о пережитых чувствах.

Интересен метод «Суд от своего имени». Этот метод применим читателями при создании презентаций, конкурсных работ, эссе, когда ребёнок выносит свою нравственную оценку литературным героям, творчеству писателей, художественным произведениям.

Ещё один эффективный метод «Броуновское движение», который предполагает движение читателей по аудитории с целью сбора информации по предложенной теме.

Становится традицией использование слайд-презентаций и мультимедийных презентаций при проведении библиотечных мероприятий.

Мультимедийная презентация является современным и мощным средством в практике работы библиотеки. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать и, соответственно, получить нужную нам информацию.

Мультимедийные документы отличаются от обычных тем, что кроме традиционных текстовых и графических данных, могут содержать звуковые и музыкальные объекты, анимированную графику, видеофрагменты.

Основные отличия средств мультимедиа от традиционных носителей информации – интерактивность, свободная интерпретация и коммуникабельность.

Интерактивность обеспечивает читателю возможность активного участия в происходящем. Например, в интерактивной обучающей программе можно по желанию читателя вызвать определенную страницу, главу, повторить изучение пройденного материала и т.д. Интерактивность непосредственно связана со свободой интерпретации. Средства мультимедиа не заставляют следовать по определенному пути, а предоставляют возможность самостоятельного выбора.

В процессе обучения библиотекарю необходимо стремиться к применению сразу нескольких методов, помогающих реализовать задачи развития библиографической грамотности. Интерактивная деятельность в процессе проведения мероприятий предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

В работе библиотекаря применение интерактивных методов необходимо, поскольку они помогают детям не просто научиться работе с информацией, но и продуктивно взаимодействовать друг с другом. Благодаря последовательному использованию интерактивных методов в работе, библиотекарь формирует у детей и подростков постоянный интерес к книге и чтению вообще. А сегодня это особенно важно.

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ

БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ

Формы проведения библиотечного урока разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические игры, литературные путешествия.

Одно из перспективных и плодотворных направлений в творческой деятельности библиотекарей является разработка новых библиографических игр. Настольные библиографические игры делают занятия чрезвычайно увлекательными.

Библиографические игры относятся к классу дидактических игр, то есть разрабатываются в целях воспитания и обучения детей. Библиографическая игра способна развивать подвижность и гибкость ума, они помогают ребенку усвоить то или иное правило поиска информации в СБА библиотеки, повторить полученные знания в системе, что содействует более глубокому усвоению материала, повышению уровня библиографической грамотности.

Настольно-печатные игры основаны на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино), а также игры типа «лабиринт». Для настольной игры обязательно нужны партнеры. Достоинство таких игр в том, что они ненавязчиво знакомят детей с заданной темой. Кроме библиографических игр-путешествий к настольно-печатным играм можно отнести библиографические викторину, кроссворд, лото, домино.

Интересна для детей игра «Почемучка», цель которой привить навык работы с первыми энциклопедическими изданиями. Состоит она из игрового поля, фишек и кубика. На игровом поле расположены страны и города: «Лесное царство», «Солнечное царство – космическое государство», «Небесное царство – голубое государство», «Овощеград». Бросив кубик и остановившись на кружке, играющий должен по его номеру найти вопрос (вопросы заранее пишутся на карточках и нумеруются) и только ответив на него с помощью справочных изданий, может сделать дальнейший ход. На маршруте игрока подстерегают различные препятствия, предполагающие пропуск хода, потерю набранных очков и возвращение к началу маршрута.

Можно предложить детям и другие варианты игр. Игра «Звезда Африки» помогает совершить путешествие по данной части света. Во время путешествия необходимо найти ответы на вопросы в справочной литературе о пустыне Сахаре и озере Чад, о водопаде Виктория и Драконовых горах. Можно выбрать разный маршрут путешествий: вокруг Африки на пароходе, по территории континента пешеходным путем или на любом виде транспорта.

Если нет времени на оформление игрового поля, нет способностей к рисованию, можно купить настольную игру и преобразовать ее в игру библиографическую.

Лото, как показывает опыт, может связывать воедино иллюстрацию и эпизод из книги, сведений об авторе, ее точном заглавии, художнике-иллюстраторе, других книгах этого автора. Такое библиографическое лото может нацеливать на выполнение заданий по установлению наличия изданий в библиотеке путем обращения к каталогам и поиска на книжных полках. Здесь для ребенка нелишними окажутся «опоры-подсказки», и они могут быть самыми разнообразными.

Одним из активных способов формирования у пользователей навыков работы с информационными ресурсами является проведение командной игры-квеста. Квест-игра будет интересна тем, кто любит активный отдых, умеет доверять своей команде, способен проявить свои таланты и умения, хочет проверить на что он способен.

В рамках игры участники решают логические задачи, выполняют поиск необходимой информации, учатся работать с информационными ресурсами, находить полезную информацию и применять ее. Квест-ира учит пользоваться библиотекой, знакомит с расположением отделов, справочно-библиографическим аппаратом. Основной упор делается на книгу, чтение и первоисточник, а также на возможность добычи и использования найденной информации.

Квест-игра позволяет лучше познакомиться с библиотекой и ее фондами, так как сценарий носит тематический характер и привязан к зданию или территории библиотеки. Интеллектуальные этапы позволяют вспомнить произведение, писателя, развить эрудицию и проявить находчивость.

При подготовке игры используется каждый «уголок» библиотеки, продумывается оформление, готовятся карты (маршруты), задания, реквизит. Сценарий объединяет сюжетными линиями точки, в которых выполняются задания, учитываются штрафы и бонусы для команд и отдельных игроков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Антонова, В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков / В.Б. Антонова // Школьная библиотека . – 2006 .- № 4 . – с. 32-39;

2.         Бабикова, Е.Е. Использование интерактивных методов в формировании библиотечно-библиографической грамотности / Е.Е. Бабикова // Школьная библиотека . – 2008. – № 5. – с. 64-65;

3.         Грачева, Л. В лабиринте мира красок : библиотечный урок в практике работы библиотеки / Л.В. Грачева

// Библиотека . – 2003 . - №4 . – с. 55- 58;

4.         Жук, О.Н. библиотечный урок как средство формирования информационного мировоззрения школьников / О.Н. Жук // Школьная библиотека . – 2009 . - № 1 . – с. 61- 64;

5.         Кудинова, И. Поиск знаний должен быть адресным / И. Кудинова // Библиотека . – 2008 . - № 11 . – 70-71;

6.         Перевозчикова, И. Можно ли помочь попавшему в Terra inkognita? / И. Перевозчикова // Библиотека . – 2005. - № 4. – с. 48-49;

7.         Петрочинина, О. Расчитываем только на свои силы / О. Петрочинина // Библиополе . - 2007 . - № 8 . – с.40-43;

8.         Синявская, С. Библиотечно-библиографические занятия и формирование навыков пользователя / С. Синявская // Бібліятэка прапануе .- 2003. - № 4 . – с. 22-23;

9.         Юркевич И. Библиотечно-библиографические занятия / И. Юркевич //Бібліятэка прапануе . - 2004 . - № 1 . – с.24-25.

 

 

Приложение 1

 

ПРОГРАММА

БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ УРОКОВ

 

Первый класс

Тема 1. Первое посещение библиотеки

Содержание занятия: первое путешествие по библиотеке «Знакомство с Книжным домом», понятия «читатель», «библиотекарь», библиотеки большие и маленькие. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой.

Форма проведения: рассказ, беседа, просмотр наиболее красочных изданий книг для детей, игры «Встреча с героями любимых книг», «Волшебное дерево сказок», «В гости Азбука пришла» и др. Запись детей в библиотеку.

Тема 2. Правила и умения обращаться с книгой.

Содержание занятия: формирование у детей бережного отношения к книге, ознакомление с правилами общения и обращения с книгой, обучение простейшему ремонту книг, умению ее обернуть.

Форма проведения: беседа у выставки «Книги просят защиты», занятия в «Книжной больнице».

 

 

Второй класс.

Тема 1. Знакомство с библиотекой (экскурсия)

Содержание занятия: продолжение разговора о библиотеке. Роль и назначение библиотеки, понятия «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Литературные игры, праздники, беседы. Библиотечный фонд, расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе, компьютер в библиотеке.

Форма проведения: беседа, обзор у книжной выставки, библиографическая игра «Кто ищет, тот всегда найдет».

Тема 2. Структура книги.

Содержание занятия: кто и как создает книги, из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации, художники детской книги.

Форма проведения: урок творчества «Мастерим книгу сами», библиографическая блиц-игра «Мини – презентация книги»,

конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге.

Тема 3. Газеты и журналы для детей.

Содержание занятия: понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция. Премьера основных и лучших детских журналов и газет.

Форма проведения: беседа, выставка периодических изданий, конкурс на лучшую самодельную газету, конкурс рисунков «Любимые герои периодических изданий».

 

Третий класс

Тема 1. Структура книги.

Содержание занятия: углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), содержание, предисловие, послесловие. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к осознанному выбору литературы, роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг.

Форма проведения: рассказ, урок творчества по изготовлению книжек–самоделок, игры «Сегодня мы художники», «Угадайте, кто нас нарисовал?»

Тема 2. Выбор книги в библиотеке.

Содержание занятия: Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. Титульный лист книги и каталожная карточка – их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог: отделы каталога, разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг.

Форма проведения: беседа, урок творчества «Самостоятельный подбор книг для чтения», обзор книг с книжной выставки, составление плана чтения по интересам, библиографическая игра «Найди книгу».

Тема 3. Твои первые энциклопедии, словари, справочники.

Содержание занятия: представление об энциклопедиях, справочниках, словарях. Цели обращения к словарям и энциклопедиям, как ими пользоваться, структура энциклопедии, тематические словарики. Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика.

Форма проведения: беседа, выставка «Энциклопедии для детей», игра-поиск «Книги обо всем на свете».

 

Пятый класс

Тема 1. Как построена книга.

Цель занятия: углубление знаний учащихся об элементах книги, на которые они, как правило, не обращают внимания.

Содержание занятия: понятия: аннотация, предисловие, послесловие, содержание, словарь. Основное назначение данных элементов. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними.

Форма проведения: беседа-консультация, урок-встреча, занятие в форме «Спрашиваем-отвечаем».

Тема 2. Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог.

Цель занятия: обучение самостоятельному поиску информации.

Содержание темы: книжные выставки, библиотечные каталоги, картотеки, библиографические указатели тематические списки литературы. Открытый доступ к книжному фонду, особенности расстановки книг в библиотеке. Аннотация на каталожной карточке. Шифр книги. Структура систематического каталога: основные деления, разделители, расположение карточек в каталоге и книг на полке. Алфавитно-предметный указатель, его использование для нахождения книг в систематическом каталоге.

Форма проведения: беседа – консультация, групповой тренинг, экскурсия в библиотеку, игра-эстафета, турнир эрудитов.

Тема 3. Записи о прочитанном. Дневник чтения, написание отзыва на книгу.

Цель занятия: обучение правилам ведения дневника чтения и написания отзыва на книгу.

Содержание темы: возможная форма ведения дневника (время чтения книги, фамилия, имя автора, заглавие, основные действующие лица, о чем рассказывает книга, тема, какое впечатление она произвела, запомнившиеся эпизоды, факты, выражения). Отзыв о книге как один из видов записи о прочитанном.

Форма проведения: беседа – консультация, практическое занятие, конкурс на лучший отзыв о книге.

 

Шестой класс

Тема 1. Выбор книг. Библиографические указатели.

Цель занятия: формирование навыков самостоятельного поиска литературы.

Содержание темы: понятие «библиография», ее назначение, тематическая библиография. Библиографические указатели и списки литературы – первые помощники в выборе книг. Отличие указателей и списков от систематического каталога. Как пользоваться указателем при выборе книг.

Форма проведения: беседа–консультация, библиографический КВН, библиографическая игра «Счастливый поиск».

Тема 2. Справочная литература: энциклопедии, справочники, словари.

Цель занятия: расширение знаний о справочной литературе, привитие интереса к справочной литературе и обучение работе с нею.

Содержание темы: типы справочных изданий для школьников. Главная справочная книга – энциклопедия. Современные детские энциклопедии. Структура изданий в целом и отдельных томов, справочный отдел. Основные правила пользования детскими энциклопедиями. Справочники. Словари, их структура и принципы работы с ними. Энциклопедические и тематические словари.

Форма проведения: беседа-консультация, практикум «Самостоятельный поиск», конкурс «Сумей найти».

Тема 3. Периодические издания для подростков.

Цель занятия: дать информацию о репертуаре прессы, показать методику ее использования, пробудить интерес к систематическому чтению периодических изданий.

Содержание темы: газеты и журналы как печатные издания, отличие их от книг. Создатели газет и журналов, основные жанры (репортажи, заметка, статья, интервью), расположение материалов. Основные правила чтения периодики. Использование материалов периодики в учебном процессе.

Форма проведения: беседа, беседа-диалог, обзор периодических изданий для учащихся, определение содержания материала по заголовку.

 

Седьмой класс

Тема 1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Цель занятия: формирование навыков самостоятельного поиска литературы по справочно-библиографическому аппарату библиотеки, правильное оформление списка литературы.

Содержание темы: справочно-библиографический аппарат библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель (АПУ). Систематизация книг. Систематическая картотека статей, ее структура. Другие картотеки. Библиографические указатели. Новые средства распространения информации: электронные библиографические базы и банки данных, электронный каталог. Поиск литературы с помощью систематического каталога, систематической картотеки статей, компьютерный поиск по электронным базам данных. Правила составления библиографического списка литературы, ведение личной библиографической картотеки.

Форма проведения: лекция, тренинг-практикум, диалог, игра-эстафета, викторина, ролевая игра.

Тема 2. Книга и ее создатели. Структура книги, использование аппарата книги при чтении.

Цель занятия: углубление знаний учащихся о книге, содействие развитию навыков самостоятельной работы с книгой, поиска и оценки литературы.

Содержание темы: знакомство с новыми терминами и понятиями: серия, книга, выходные данные, форзац, фронтиспис и др. Дополнительные сведения о титульном листе (серия, выходные данные, информация о переводчике, переиздании и т.д.) Роль иллюстрации в научно-познавательной и художественной книге.

Форма проведения: лекция, беседа-консультация, просмотр книг, урок-встреча с любимыми книгами, урок творчества.

 

Восьмой класс

Тема 1. Книги по естественным наукам и технике для старших подростков.

Цель занятия: углубление понятия о научно-познавательной литературе и ее назначении, знакомство с жанровым и видовым разнообразием научно-познавательной литературы.

Содержание темы: научно-познавательные книги для подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения.

Специфика книг по естественным наукам и технике, особенности их чтения, методика использования в обучении. Справочная литература по естественным наукам и технике. Отражение литературы по естественным наукам в систематическом каталоге и систематической картотеке статей. Поиск информации с использованием компьютера.

Формы проведения: лекция-обзор, тренинг, устный журнал, игра-путешествие.

Тема 2. Методы самостоятельной работы с литературой.

Цель занятия: обучение методике составления плана книги, статьи, конспекта, тезисов, списка использованной литературы.

Содержание темы: методы самостоятельной работы с книгой, статьей. Способы чтения: ознакомление, выборочное чтение, сплошное чтение. Виды конспектов. Оформление, систематизация конспектов, тезисов, цитат, газетных и журнальных вырезок. Методика составления списка использованной литературы.

Форма проведения: лекция, беседа-консультация, практикум, индивидуальный тренинг, час самообразования. Обсуждение тезисов и конспектов книги, статьи.

 

Приложение № 2

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ

ПРОВЕДЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ

 

Урок-информация:

«Возможности СБА в помощь деловому чтению»;

«Справочный аппарат книжных изданий и назначение его компонентов»;

«Поисковые системы ИНТЕРНЕТ»; «Периодическая печать в учебном процессе»;

«Солнечная светлость книжной премудрости: профессия библиотекарь».

 

Урок-беседа:

«Книга и чтение в жизни великих людей»;

«Книга и библиотека в жизни человека»;

«Мир книги. Справочный аппарат издания»;

«Книги, которые должен знать современный человек»; «Культура чтения периодики»; «Основные приемы интеллектуальной работы с документами: план, тезисы, реферат, конспект, доклад»;

«Что такое библиография, ее виды, назначение»; «Как научиться быстро читать».

 

Урок-размышление:

«Книга в моей жизни»

Урок-диалог:

«Учись искусству чтения»;

«Горжусь своей профессией, зову в свою профессию: о профессии библиотекаря».

 

Урок-диспут:

«Умеем ли мы читать?»; «Кого мы называем человеком начитанным?»;

«Книга и Интернет: соперники или союзники?».

 

Урок-дискуссия:

«Что я вкладываю в понятие «чтение»?

 

Урок-обсуждение:

«Как сделать книгу открытием: (чтение как творчество)»

 

Урок-семинар:

«Современные сокровищницы книг: крупнейшие библиотеки мира»

 

Урок-конференция:

«Читать, чтобы…»

 

Урок-презентация:

«Такая простая сложная профессия»

 

Урок-обзор:

«На журнальной полянке»

 

Урок-рекомендация:

«Ориентация в информационном пространстве библиотеки»; «Как использовать прикнижную и внутрижурнальную

библиографию?»;

«Библиография в журналах и газетах»; «Искусство публичного выступления».

 

Урок-консультация:

«СБА библиотеки. Методика поиска нужной информации»;

«Роль каталогов и картотек в многоаспектном раскрытии фонда библиотеки и выборе литературы»;

«Как работать с периодикой»;

«Технология подготовки рефератов и докладов»;

«Методы самостоятельной работы с книгой»;

«Методика составления библиографического списка литературы к рефератам, курсовым и дипломным работам»; «Техника быстрого чтения»;

«Как научиться выступать публично».

 

Урок-поиск:

«Практические навыки работы с СБА»; «Путешествие по лабиринтам СБА библиотеки».  

 

Урок-тренинг:

«Справочный фонд библиотеки: словари, энциклопедии, справочники. Умение работать с ними»

 

Урок-практикум:

«СБА библиотеки – ключ к информации»;

«Инструменты поиска библиотечной информации: каталоги, картотеки, индекс»;

«Элементы книги. Использование аппарата книги при чтении»;

«Пути информационного поиска»;

«Информационное самообслуживание в библиотеке»; «Самостоятельный поиск в информационных ресурсах библиотеки»;

«Что такое ББК? Основы библиографического описания

произведений печати для оформления рефератов и курсовых работ».

 

Урок-путешествие:

«Путешествие в мир каталогов и картотек».

 

Урок-игра:

«К тайнам мысли и слова: поиск информации в справочных изданиях»;

«Книжный червяк».

 

Урок-деловая игра:

«Библиографом становится каждый»

 

Урок-конкурс:

«Навигатор в море информации»

 

Урок-турнир:

«Искусство быть читателем»;

«Тайны раскрывает библиограф»;

«Битва интеллектуалов».

 

Урок-файл:

«Книга и компьютер. Ресурсы ИНТЕРНЕТ»

 

Урок-вернисаж:

«Искусство оформления книги: Творчество художников-иллюстраторов»

 

Урок-память:

«Книга и библиотека: страницы истории»

 

 

Библиотечный урок,как основной вид

деятельности библиотеки по

формированию информационной

культуры детей и подростков

 

(методические рекомендации)

 

 

Составитель Жанна Борисовна Воробьева

Редактор Любовь Ивановна Схаба