- Подробности
- Опубликовано: 13 Апрель 2017
ГУК «ЦБС Бобруйского района»
Центральная библиотека
Отдел библиотечного маркетинга
Социологическое исследование в библиотеке
Методические рекомендации для библиотекарей
г. Бобруйск, 2016
Социологическое исследование в библиотеке : методические рекомендации для библиотекарей / ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района», центральная библиотека, отдел библиотечного маркетинга [составитель Ж.Б. Воробьева , редактор Л.И. Схаба ] . - Бобруйск, Центральная районная библиотека , 2016 . – 16 с.
В современной экономической ситуации библиотеки должны приспосабливаться к требованиям и условиям внешней среды, знать потенциальных потребителей традиционных и новых услуг, которые способна оказывать библиотека на базе использования своих фондов, материальных ресурсов и творческого потенциала кадров. Одним из важнейших инструментов изучения рынка библиотечных услуг и потребностей пользователей библиотеки является социологическое исследование.
Методические рекомендации «Социологическое исследование в библиотеке» разработаны в целях методической помощи по проведению маркетинговых исследований в библиотеке и включают теоретический и практический материал. Издание адресовано сотрудникам библиотек
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ | 4 |
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ |
5 |
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В БИБЛИОТЕКЕ |
6 |
АНКЕТНЫЙ ОПРОС. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АНКЕТЫ И ОБРАБОТКА ДАННЫХ | 11 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 18 |
ПРИЛОЖЕНИЕ: Электронные ресурсы. Потребности и перспективы развития. (социологическое исследование) |
20 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современных экономических условиях библиотеки должны больше приспосабливаться к требованиям и условиям внешней среды, знать потенциальных потребителей традиционных и новых услуг, которые способна оказывать библиотека на базе использования своих фондов, материальных ресурсов, творческого потенциала кадров.
Одним из важнейших инструментов научного обеспечения стратегических изменений в деятельности библиотек является маркетинговое исследование. Это незаменимый источник информации, позволяющий учесть образовательные, информационные и культурные потребности населения, а также выстроить надлежащие отношения с органами власти и управления, привлечь к своей работе внимание и финансовую поддержку спонсоров, сформировать собственную миссию и имидж.
Маркетинговое исследование - это систематический сбор, упорядочение и анализ данных о состоянии библиотечно – информационного рынка, о потребностях юридических и физических лиц в библиотечно – информационной продукции и услугах, о спросе на них и уровне сбыта в целях планирования и сбыта услуг. На основе маркетинговых исследований осуществляется стратегическое планирование деятельности библиотеки, направленное на удовлетворение перспективных нужд и потребностей пользователей.
Одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию – это потребность располагать как можно более обширной, содержательной и актуальной информацией, отражающей те стороны и нюансы жизнедеятельности коллективов и обществ, которые подчас скрыты от «внешнего глаза», но которые необходимо учитывать в практике управления библиотечными процессами.
Данное пособие поможет библиотекарям сориентироваться в том, что такое социологическое исследование и как в условиях дефицита финансовых и кадровых ресурсов провести его своими силами.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
СОЦИАЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических и организационно – технических процедур, подчинённых единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом явлении. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование может использоваться к качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований. Данный вид исследований может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе его проведения.
Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос. Оперативные опросы нацелены на выявление отношения людей к актуальным событиям и фактам, а также на выяснение степени эффективности только что проведённых мероприятий. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, анкетный опрос или опрос-интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки.
Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение сведений, дающих целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование обычно применяется, когда объект анализа - относительно большая общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью.
Методы анкетного опроса или опроса – интервью может быть пополнено анализом документов. Такое сочетание методов повышает объективность, полноту социологической информации, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.
Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, которые лежат в его основе. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нём, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализ документов, наблюдения. Аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В БИБЛИОТЕКЕ
От начала до конца социологическое исследование должно быть спланировано, а все этапы и необходимые процедуры связаны в единое целое. Инструментом, обеспечивающим целостность, связанность и целеустремлённость исследования служит его программа.
Программа социологического исследования
Она представляет собой изложение общей концепции, методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предположений. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования. В ней выделяют три основных раздела: теоретический, методический и организационный.
1. Теоретический раздел, или стратегический документ исследования, имеет следующие основные части:
- Постановка проблемы. Проблема - это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Основными критериями выбора библиотековедческой или информационной проблемы, планируемой к исследованию, является её актуальность и новизна. Главное требование к формулировке проблемы – точность, ясность и лаконичность её изложения.
- Определение объекта и предмета. Объектом исследования является область библиотечной реальности: социальные институты (библиотеки, информационные центры), группы лиц (библиотекари, читатели, студенты и др.), процессы (формирование информационных ресурсов, справочное обслуживание и др.) содержащие определённые противоречия, на которые направлен процесс изучения. Следовательно, изучению социологическими методами могут быть подвергнуты любой элемент, фрагмент, процесс, любые отношения, складывающиеся в библиотечном деле и порождающие проблемную ситуацию.
- Предмет исследования. Обычно объектом выступают носители данной социальной проблемы, которые оказываются источником информации – посетители и работники библиотек, а предметом - условия и факторы, оказывающие влияние на объект воздействия, выражающиеся в самых разных показателях – числе прочитанных книг, обращаемости библиотечных экземпляров и т.п.
- Формулировка целей и задач. Выбор объекта и предмета определяет его цель и задачи, поэтому следующий шаг в разработке программы - это определение.
Цель - общая направленность планируемого исследования, его потенциальный конечный результат (теоретический или практический). Формулировка цели должна быть по возможности компактной и конкретной. Например, в изучении качества обслуживания в конкретной библиотеке она может быть сформулирована как «Изучение факторов, влияющих на качество обслуживания читателей в массовой библиотеке» или «Исследование форм обслуживания пользователей публичной библиотеки в условиях конкуренции на рынке библиотечно-информационных услуг».
Задачи - это содержательные, методические и организационные конкретные установки, определяющие последовательность этапов решения поставленной цели. Задачи исследования показывают, какие именно шаги должны быть предприняты, ответы на какие более частные вопросы получены. Цели и задачи исследования необходимо представить, как взаимосвязанные цепочки («ветви» дерева), так как решение общих задач является средством реализации общей цели исследования.
- Выдвижение гипотез. Заключительной частью теоретической подготовки социологического исследования является формирование гипотезы. Гипотеза - это предположение о сущности изучаемого объекта, о структуре образующих его элементов и связей, выдвинутое на основе логического умозаключения и требующее подтверждения истинности в ходе исследования.
Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов, поэтому, чтобы создать качественную гипотезу, исследователи сначала анализируют литературу по изучаемой проблеме и на основе этого выдвигают свою гипотезу. Формирование гипотез – это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то собранные данные служат для их проверки.
1.1. Методический раздел. В методическом разделе, который отражает тактику исследования, обязательным является чёткое указание методов, тактики и инструментария, которые будут использованы для сбора данных и их анализа.
Метод сбора информации - это способ описания и объяснения объекта изучения.
Тактика сбора информации - совокупность приёмов, обеспечивающих эффективное использование метода.
В настоящее время наработан опыт применения в библиотечной практике достаточно широкого спектра методик сбора информации. Среди них: методы анализа документов, наблюдение, эксперимент, методы опроса (анкетирование, интервьюирование).
Инструмент - это конкретный документ, специально разработанный для сбора и фиксирования, получаемых в ходе исследования данных (анкета, программа интервью, лист регистрации наблюдений)
Инструментарий - совокупность документов, с помощью которых осуществляется сбор данных. Наиболее распространённым методом сбора информации в библиотечных социологических исследованиях является анкетный опрос. Он основан на фиксировании, обработке и анализе ответов респондентов на упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и/или утверждений, отражённых в опросном листе (анкете)
1.1.1. Организационный раздел. Основной документ, регламентирующий организацию исследования, - рабочий план. Элементы рабочего плана теоретико–прикладного исследования логично разделить на четыре временных этапа:
- Разработка концепции и программы исследования, в ходе которой готовится и опробуется методический инструментарий, требует примерно 30 процентов всего времени, отводимого на исследование.
- Сбор первичных данных, то есть опрос, анализ документов, подготовка их для ручной обработки или ввода в компьютер – примерно 20 процентов отведённого времени.
- Обработка и анализ данных, которые могут включать и подготовку промежуточных отчётов, если такие предусмотрены планом, - примерно 40 процентов времени.
- Оформление итогового отчёта – приблизительно 10 процентов времени.
Результаты прикладного исследования излагаются в виде отчёта или публикации, в которых:
• излагаются цели и задачи исследования, формулируется проблема;
• даются основные идеи программы, концептуальная схема, основные понятия;
• описываются основные процедуры сбора первичной информации;
• анализируются полученные данные в связи с гипотезами исследования;
• предлагаются теоретические и прикладные выводы, сопоставляются с другими, имеющимися в литературе;
• ставятся новые вопросы, требующие дальнейшего изучения;
• прилагаются методики сбора первичных данных, статистические показатели и таблицы;
• указываются все участники исследования, консультанты – от руководителя и специалистов до научно-вспомогательного персонала.
Структура отчёта об исследовании может быть следующей:
• чёткая формулировка цели исследования и наименование заказчика;
• указание сроков проведения исследования, на каких объектах оно проводилось и какие источники информации использовались;
• основные результаты и главные выводы, то есть обозначение проблем, которые решались в исследовании, и краткие, но убедительные аргументы, подкреплённые минимальным количеством статистических данных, не требующих дополнительных пояснений; в изложении результатов следует избегать специальной социологической терминологии;
• предлагаемые решения и ожидаемые результаты, а также способы контроля за использованием результатов;
• полный отчёт полезно снабдить краткой аннотацией и приложениями сводных таблиц и статистических материалов.
Любое исследование, решив одни задачи, рождает новые, задавая более точные и глубокие вопросы. Сегодня читатель хочет одно, а завтра другое. Невозможно удовлетворять его запросы, если исследования будут проводиться от случая к случаю. Разовые исследования редко дают весомые результаты.
Глубокий анализ, точные надёжные прогнозы возможны на базе повторных, многоразовых исследований, всё более точно замеряющих изучаемые исследования. Лишь преемственность, систематичность исследований позволяет получить материал для сравнения, для выявления основных тенденций, понимания происходящего и прогноза на будущее.
АНКЕТНЫЙ ОПРОС.
ПРИНЦЫПЫ ПОСТРОЕНИЯ АНКЕТЫ
И ОБРАБОТКА ДАННЫХ.
Под анкетой или вопросником обычно принимается специально разработанный перечень не только вопросов, но также суждений, незаконченных предложений, иногда рисунков и других средств, с помощью которых осуществляется общение социолога с респондентом и стимулируется получение от последнего ответов на интересующие вопросы.
Метод анкетирования имеет свои особенности, свои преимущества и недостатки. Этот метод – сравнительно дешёвый способ получения нужной информации. Считается, что анкетирование, обеспечивающее анонимность опрашиваемых, позволяет получить в целом более правдивую информацию, чем интервью. Опрос по анкете предполагает жёсткий порядок вопросов, чёткость их содержания и формы. Поскольку контролировать поведение респондента во время заполнения анкеты не представляется возможным, необходимо чётко формулировать вопросы, не допускать двусмысленных вариантов ответа на вопросы, полностью разрабатывать набор альтернатив и т.д.
Основные принципы построения анкеты
Принцип 1. Лексика анкеты должна соответствовать аудитории, с которой предстоит работать. Проблема языка опросного листа является одной из центральных. Чрезмерно упрощённое формулирование вопроса, «подлаживание» под стиль общения определённой социальной группы не менее опасно, чем использование сложной профессиональной терминологии. Использование чрезмерно упрощённой манеры общения вызовет недоумение и даже обиду у респондентов. Использование же терминов, смысл которых не вполне ясен всем опрашиваемым, создаёт проблему достоверности информации, поскольку не известно, как именно респонденты поняли поставленные вопросы и, следовательно, как следует интерпретировать полученную от них информацию.
Необходимым условием исследования является правильная формулировка вопросов. Неслучайно разработан ряд требований, соблюдение которых способствует обеспечению более полной, точной и надёжной коммуникации между респондентом и исследователем:
а) вопросы должны быть краткими, не содержать многозначных слов и словосочетаний, не включать сложные грамматические конструкции (формулировки);
б) использовать живой, разговорный язык;
в) пункты опросного листа не должны содержать слова и словосочетания, смысл которых может быть непонятен какой-то части респондентов. Крайне важно не использовать профессионализмы, особенно технические; необходимо помнить, что их информационная ценность для многих респондентов практически равна нулю. В формулировке вопросов необходимо избегать сленга, жаргона, штампов, т.к. они также существенно затрудняют понимание;
г) в задаваемых вопросах желательно чётко определить временные и пространственные диапазоны. Так, не рекомендуется задавать вопросы типа «Часто ли вы посещаете библиотеку?» Предпочтительнее спросить: «Сколько раз за последние полгода вы были в библиотеке?»;
д) вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы в них не было двойного отрицания. При вопросе, сформулированном, например, так: «Считаете ли вы, что нельзя вводить библиотечную услугу, если на это не согласны сотрудники самой библиотеки?», крайне сложно выяснить, что может означать «нет» - согласие, или, напротив, несогласие;
е) вопросы должны быть однозначными, то есть, их понимание не должно зависеть от уровня культуры или образования респондентов;
ж) вопросы не должны выходить за рамки компетентности опрашиваемых – следует спрашивать о том, что респонденту известно, о чём у него может быть своё мнение; исключение могут составлять лишь те случаи, когда задачей исследования является выявление каких-либо стереотипов массового сознания.
Принцип 2. Вопросы анкеты должны быть чётко упорядочены. Одни и те же, расположенные в разной последовательности, они могут дать и разную информацию. Так, если у респондента спросить, сколько времени он уделяет чтению, а затем попросить его перечислить свои любимые занятия на досуге, то вероятность попадания чтения в перечень любимых занятий значительно возрастает
Расположение пунктов в анкете обуславливает ещё одну серьёзную проблему – монотонности. Известно, что если респонденту задаётся множество вопросов, сформулированных по одной и той же синтаксической схеме (особенно это относиться к вопросам – таблицам, к матричной форме конструирования вопросника), то это приводит к увеличению непродуманных ответов респондентов или к механическому ответу на них.
Для снятия монотонности в ответной процедуре библиотекарь может делать следующее:
• чередовать открытые вопросы (ответ формулируется респондентом) с закрытыми (имеющими готовый набор вариантов, из которого респонденту предлагается выбрать один, два, три, четыре – в зависимости от конкретных условий);
• предложить респонденту дополнить фразу, выбрать из предложенных вариантов свой вариант поведения в вымышленной ситуации;
• ставить не только прямые, но и косвенные вопросы, то есть, например, поинтересоваться мнением «большинства знакомых»;
• использовать вопрос-диалог: «Одни в этой связи считают, что…, а другие, что… С кем вы бы согласились?»;
• предлагать отвечать не только с помощью цифр и слов, но и с помощью той или иной предложенной картинки, цвета, геометрической фигуры и т.п.
Для опроса детей младшего возраста следует изобретать более интересные методики (например, как это делала одна из сотрудниц детской библиотеки, рисуя с ними «цветик-семицветик», на каждом лепестке которого можно было написать о том, какую книгу хотелось бы прочесть).
Конечно, подобные способы могут снизить монотонность, но их надо использовать очень аккуратно, учитывая, что здесь возникают дополнительные трудности, связанные с разнобоем в форме ответов. Приходиться, однако, постоянно думать о том, чтобы серии вопросов и заданий не были скучными, чтобы работа с ними не превратилась для юного читателя (да и любого другого человека) в механическое зачёркивание то чётных, то нечётных вариантов или в нечто подобное. В любом случае следует стремиться сделать эти задания как можно короче.
Оформление опросного листа
Важным элементом в создании анкеты является её оформление. Для простоты и удобства работы респондента с анкетой важно соблюдать следующие правила:
а) в верхней части анкеты указать тему проводимого исследования;
б) все вопросы нумеровать и печатать на одной стороне листа с достаточно большими интервалами между ними с тем, чтобы респондент имел возможность визуально выделить каждый вопрос или блок вопросов;
в) существенное значение имеют пояснения разработчиков проекта к заполнению анкеты. Их, как правило, печатают другим шрифтом, акцентируя внимание на том, каким именно образом следует пометить удовлетворяющий их вариант ответа;
г) формулировка вопросов и варианты предполагаемых ответов должны быть напечатаны разными шрифтами. Сам вопрос набирается крупным шрифтом, варианты ответов – более мелким. Различные вводные замечания, инструкции и пояснения также должны отличаться от основного текста анкеты;
д) каждый смысловой раздел необходимо предварять вводным пояснением (например, «А теперь поговорим о вашей домашней библиотеке»);
е) при использовании «открытых вопросов» респонденту должно быть оставлено достаточно пустых строк для подробного ответа. Если, например, задан вопрос: «Какие меры по улучшению работы библиотеки вы можете предложить?» и оставлены только одна-две свободные строки, то у респондента возникает ощущение, что в действительности исследователей его ответ не интересует и вопрос задан «проформы ради». Соответственно, опрашиваемый либо вообще не станет отвечать на этот вопрос, либо ответ его будет формальным;
ж) при использовании «закрытых вопросов» недопустимо разрывать текст вопроса, то есть часть вариантов ответа давать на одной странице, а часть – на другой. Возможно, что респондент выберет и отметит вариант на первой странице. Но даже если он позднее обнаружит, что на следующей странице есть другой вариант ответа, более соответствующий его мнению, он может не захотеть (по разным соображениям) вносить исправления;
з) определённое значение имеют и интервалы между различными частями вопроса. При подготовке машинописного варианта анкеты на практике принят следующий порядок: обычно между строчками в вопросе устанавливается 1-1,5 интервала; если после вопроса идёт пояснительная фраза (например, «Вы можете выбрать любое количество ответов»), то она располагается через 2 – 2,5 интервала. Первый вариант ответа приводится через 2,5 – 3 интервала от вопроса или пояснительной фразы; расстояние между вариантами обычно делают в 1,5 интервала, а межстрочное расстояние в тексте возможного ответа – 1 интервал; расстояние между последним вариантом ответа и следующим вопросом устанавливается 2, 5 - 3 интервала.
До начала распространения анкеты важно провести её экспертизу с целью получения отзыва или рецензии. Желательно, чтобы в роли экспертов выступали два специалиста: один – в изучаемой предметной сфере (каталогизатор, библиограф и пр.), а другой – с опытом проведения исследовательской работы с использованием метода анкетирования.
После экспертизы анкету подвергают предварительному тестированию. Главная задача такого тестирования заключается в выявлении качества анкеты: вопросов, неверно понимаемых респондентами, их корректировке, в дополнении анкеты новыми вопросами, исключении тех вопросов, на которые респонденты не могут дать компетентных ответов из-за отсутствия знаний в данной области и т.п.
Результатом пилотажного исследования является корректировка исследователем анкеты таким образом, чтобы она по содержанию и форме была доступна для респондентов. Кроме того, пилотажное исследование показывает, в проведение каких этапов исследования необходимо внести изменения. Таким образом, «пилотаж» является действенным средством повышения качества не только анкеты, но и проводимого исследования в целом.
Обобщая выше сказанное, выделим основные этапы создания анкеты:
1) определение типов вопросов и утверждений (по содержанию и форме), подлежащих фиксированию;
2) формулировка вопросов и утверждений;
3) подготовка первого проекта анкеты;
4) экспертиза анкеты;
5) предварительное тестирование.
Обработка и интерпретация данных
Трудоёмкий сбор первичной информации завершён, и исследователь переходит к самому интересному этапу социологического исследования – обработке, анализу и интерпретации данных, получению обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.
Выполняя обработку и анализ данных, исследователь приступает к подсчёту ответов на вопросы. При ручной обработке относительно небольших массивов (от нескольких десятков до нескольких сотен) подсчёт ответов можно выполнить не прибегая к кодированию вариантов ответов на вопросы. В заглавие формы записывается номер вопроса анкеты и его формулировка. Далее перечисляются варианты ответа и вносятся результаты. Для удобства подсчётов и минимизации возможных ошибок используются различные приёмы. Например, каждый ответ можно фиксировать в виде вертикальной черты, а четыре вертикальных перечёркивать пятой косой чертой – это упрощает суммирование результатов.
После завершения подсчёта результаты можно занести в сводную анкету и определить относительный процент для каждого варианта ответа. Составленная сводная анкета - важный этап для обработки данных и удобный документ для последующих размышлений и выбора дальнейших направлений анализа. Теперь у исследователя есть возможность шаг за шагом изучить простые распределения ответов на каждый вопрос, рассчитать средние показатели, сгруппировать количественные данные по возрастанию или убыванию признака, а качественные данные сгруппировать по принципу построения неупорядоченных шкал. Полезно помнить, что все последующие операции анализа основываются на заранее сгруппированных данных.
Наглядность результатов группировки повышается при отображении их в диаграммах. Если сумма распределения укладывается в 100 процентах, то их можно отобразить в секторной диаграмме, а если респонденты попадают в несколько секций шкалы (например, из пяти предложенных для оценки характеристик выбирают не одну, а две или три), подходящей окажется столбчатая диаграмма.
Завершается социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Они должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрющенко Е. О чём мечтают дети на селе // Библиополе . – 2009. - № 2. – с. 18 – 22;
2. Денисенко В. Социологический портрет в интерьере ЦБС // Библиотека. – 2002. - № 1. – с. 22- 37;
3. Джимайтис И.Н., Максименко Н. Л. Где она, «золотая полка»? // Библиотека. - 2004 . – № 2. - с. 9 – 11;
4. Калинина С. О чём мечтают книголюбы? // Библиополе . – 2007. - № 2. – с. 28 – 29;
5. Касцюк Ю. Ці чытаем мы па – беларуску? : сацыялагічнае даследванне сярод наведвальнікаў Магілеўскай абласной бібліятэкі імя Ў.І. Леніна // Веснік бібліятэк . – 2013. - № 1. – с. 28-32;
6. Колодина Н.В. В компьютере – новости, в книге – жизнь // Библиотека. – 2005. - № 1. – с. 45 – 49;
7. Коновалова М. И стар и млад : экспресс - опрос «Библиотека глазами читателя»
// Библиотека . – 2011 . - № 6. –с.18-19;
8. Коротаева Р. Абонемент проводит исследование … // Библиотека. – 2009. - № 5. – с. 51 – 52;
9. Крупская Т. Библиотекарь глазами детей // Бібліятэчны свет . – 2013 . - № 6 . –
с. 18 – 21;
10. Лукина М. Увидеть проблему крупным планом // Библиотека, - 2008. - №10. –
с. 27 – 30;
11. Маркетинговый подход к библиотечной деятельности : методические рекомендации / Гродненская областная научная библиотека им. Е.Ф. Карского, Отдел библиотечного маркетинга; составители Л.Н. Лукашеня, Е.А. Хилимончик, С.А. Анисова; редактор С.И. Михальчик; ответственный за выпуск Л.В. Мальцева . – Гродно : Гродненская областная библиотека им. Е.Ф. Карского, 1997 , - 23с.;
12. Матросова В.А. А что о нас думает читатель? // Библиотека . – 2005. - № 2. – с. 21- 24;
13. Мелентьева Ю. Что показал опрос. // Библиополе. – 2007. - № 12. – с. 13 – 16;
14. Павловец Л. Анкетрование как метод изучения читательской активности : социалогическое исследование “Ты и библиотека” среди читателей 13-15 лет
// Бібліятэка прапануе . - 2010 . - № 7 . – с. 38 – 39;
15. Рязанцева Л. Узнай своего пользователя // Библиополе . – 2007. - № 4, 5, 6;
16. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Профессия. 2006. – 496с. – ( Серия «Библиотека»);
17. Степанова А. Никто не написал, что не любит читать… // Библиополе . – 2010. - № 10. – с. 15 – 16;
Приложение
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ.
ПОТРЕБНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
(социологическое исследование)
Исследование направлено на достижение следующих целей:
• изучение спроса пользователей на электронные ресурсы и выявление наиболее популярных среди пользователей электронных ресурсов в библиотеке;
• выявление причин обращения к электронным ресурсам;
• определение источников, позволяющих пользователям библиотеки узнать об электронных ресурсах и вариантах их использования;
• определение трудностей, с которыми пользователи библиотеки сталкиваются при работе с электронными ресурсами;
Исследование проводилось методом анкетирования, которое предполагало самостоятельное заполнение анкет респондентами после предварительного устного разъяснения целей и задач проводимой работы, и носило анонимный характер.
Возраст респондентов в основном колебался от 20 до 35 лет (53 процента). Приблизительно равное количество составили пользователи до 20 лет и пользователи от 40 и выше (соответственно 28 и 19 процентов). Участники опроса в основном принадлежат к женскому полу (80 процентов) и имели незаконченное высшее образование (52 процента). Респонденты с высшим образованием преобладали над респондентами со средним (28 и 20 процентов соответственно).
Анализируя ответы на вопросы, были выявлены любопытные тенденции. Так, оказалось, что наиболее часто пользователи библиотеки ищут необходимую информацию в сети Интернет (44,12 процента). В работе с фондом библиотеки весьма востребованы электронный каталог (16.17 процента) и правовая база данных «Эталон» (15,2 процента)
Наиболее распространённой причиной обращения пользователей к электронным ресурсам библиотеки является написание учебных работ (49 процентов). Нередко это делается в целях поиска узкоспециализированной информации (22 процента) и информации для профессиональной деятельности (16 процентов).
Самым эффективным методом информирования пользователей о наличии электронных ресурсов оказались индивидуальные консультации сотрудников библиотеки (39,36 процента) и размещение соответствующих объявлений в структурных подразделениях библиотеки и учебных заведениях города (30, 7 процента). 10,3 процента респондентов получили информацию в процессе обзорных экскурсий. Среди других источников были названы СМИ, информация от друзей и сокурсников (3 процента).
Среди трудностей, возникающих у читателей в использовании электронных ресурсов, наиболее часто называется недостаток знаний и опыта самостоятельной работы (40,1 процента). Второе место в рейтинге заняла противоположная позиция - многие респонденты (25, 6 процента) затруднений при работе с электронными ресурсами не испытывали.
По итогам исследования были сделаны выводы о необходимости организации доступа к электронному каталогу и другим базам данных библиотеки посредством публикации их на сайте библиотеки, увеличением числа пользовательских мест с доступом к полнотекстовым сетевым ресурсам и ресурсам сети Интернет.
Низкий процент использования нашими читателями мультимедийных дисков и полнотекстовых ресурсов был связан со сравнительно небольшим сроком их существования в библиотеке и недостаточно эффективной рекламой.
Анкета, использовавшаяся в ходе исследования
«Электронные ресурсы. Потребности и перспективы развития»
Уважаемые читатели!
Центральная библиотека ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района» проводит исследование потребностей пользователей библиотеки в электронных ресурсах для выявления перспектив развития библиотечного обслуживания с применением информационно – коммуникационных технологий. По ряду вопросов Вам предлагаются варианты ответов. В том случае, если ни один из предложенных ответов не совпадёт с Вашим мнением, напишите свой вариант.
Просим заполнить анкету, отметив выбранный вариант наиболее удобным для Вас способом.
Заранее благодарим за участие в исследовании!
1. Откуда Вы узнали о наличии электронных ресурсов и вариантах их использования:
- картотеки и каталоги;
- во время обзорных экскурсий;
- объявления;
- индивидуальные консультации сотрудников библиотеки;
- другие источники (какие именно)
2. Отметьте приведённые примеры электронных ресурсов, которыми Вы пользовались в библиотеке:
- компакт – диски;
- мультимедийные диски;
- правовая база «Эталон»;
- электронный каталог книг;
- электронная картотека статей;
- сеть Интернет.
3. Проранжируйте наиболее важные для реализации Ваших поисковых потребностей электронные ресурсы , предлагаемые нашей библиотекой:
- компакт – диски;
- мультимедийные диски;
- правовая база «Эталон»;
- электронный каталог книг;
- электронная картотека статей;
- сеть Интернет.
4. С какими трудностями Вы столкнулись при работе с электронными ресурсами (отметьте все подходящие варианты ответа):
- недостаток знаний и опыта самостоятельной работы;
- отсутствие помощи при затруднениях (какой именно);
- недостаточное количество персональных компьютеров для работы с электронными ресурсами в помещении библиотеки;
- другое (что именно);
- трудностей не было;
5. Укажите причину обращения к электронным ресурсам:
- написание учебных работ;
- досуг;
- поиск узкоспециализированной информации;
- профессиональная деятельность;
- другая (какая именно) ______________________
6. Расскажите немного о себе:
• Возраст:
- до 20 лет;
- 20 – 40 лет;
- от 40 лет и старше;
• Пол:
- мужской
- женский
• Образование:
- среднее;
- среднее специальное;
- высшее
Социологическое исследование в библиотеке
Методические рекомендации для библиотекарей
Составитель: Жанна Борисовна Воробьева
Редактор: Любовь Ивановна Схаба
Государственное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная
сеть Бобруйского района»
ул. Крылова, д. 44
213830 г. Бобруйск
Телефон 8 0225 717587
E—mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Подробности
- Просмотров: 11581