- Подробности
- Опубликовано: 10 Апрель 2017
ГУК «ЦБС Бобруйского района»
Центральная библиотека
Отдел библиотечного маркетинга
Пространство творчества:
организация книжной выставки
(Советы начинающему библиотекарю)
г. Бобруйск. 2016
Пространство творчества : организация книжной выставки / ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района», центральная библиотека, отдел библиотечного маркетинга [составитель Ж.Б. Воробьева , редактор Л.И. Схаба ] . - Бобруйск, Центральная районная библиотека , 2016 . - 20 с. – (Советы начинающему библиотекарю)
Организация библиотечных выставок – один из самых популярных и распространенных методов раскрытия библиотечных фондов, пропаганда лучших произведений и информирование пользователей о новых поступлениях. В методических рекомендациях рассматриваются правила организации книжных выставок, некоторые их виды и формы как традиционных, так и нетрадиционных. Пособие адресовано как начинающим библиотекарям, так и работникам с большим стажем.
Содержание
Введение | 4 |
Организация книжной выставки в вопросах и ответах | 5 |
Выставки традиционные и нетрадиционные | 13 |
Список полезной литературы | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
В ряду различных форм рекламы книги, популяризации книжного фонда, выставки занимают особое место.
Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. Каждая выставка – это взгляд на мир человека, подготовившего ее. Это выражение мировоззрения ее творца, его жизненного опыта, отношения к людям и к себе.
Выставочная деятельность библиотек является одной из актуальных направлений библиотечной работы. Сегодня выставочная деятельность включает в себя не просто оформление выставки, а ее проектирование, организацию, создание. Это творческий, трудоемкий процесс. Ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно. Выставка - это всегда творчество.
Выставочная деятельность рассматривается сейчас как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнерство и приобретают навыки культуры чтения.
Выставка направлена на привлечение читателей; активизацию творческой и познавательной деятельности; продвижение современной литературы и современных авторов, формирование информационной культуры; развития навыков управления коллективной и индивидуальной деятельностью; непрерывное образование библиотечных кадров.
Из всех видов деятельности по стимулированию чтения, выставки - непревзойденный инструмент библиотечной политики. Выставки помогают создать имидж библиотеке. А «нестандартная» выставка, или, как её ещё называют «авторская» - это отступление от общепринятых правил, личностный взгляд на проблему и способ её достижения. То есть - это продукт творчества.
Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности выставок огромны для развития творческих способностей пользователей библиотек.
Создание выставок – даже вполне традиционных их разновидностей, как будто бы освоенных многолетней практикой, требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью.
Организация книжной выставки в вопросах и ответах
Библиотечные выставки можно классифицировать по ряду признаков:
- по статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие;
- по содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные;
- по целевому назначению - в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня, в помощь профессиональной деятельности;
- по времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытые издания»;
- по месту экспонирования – организуемые в библиотеке или за ее пределами;
- по срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные;
- по полноте раскрытия фонда – просмотровые, локальные, полочные;
- по видам изданий – книжные, других видов изданий, нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации;
- по конструктивным особенностям – витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах передвижные и др.;
Из каких этапов состоит выставочная работа?
Выставочная работа — это деятельность по организации выставок, включающая в себя планирование, разработку, оформление, проведение и подведение итогов выставки. Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:
- выбор темы;
- определение целевого и читательского назначения;
- выявление и отбор документов;
- подбор вспомогательных материалов;
- разработка структуры книжной выставки;
- оформление книжной выставки;
- реклама книжной выставки;
- анализ эффективности книжной выставки.
С чего начинается работа над будущей выставкой?
Работа над выставкой начинается с выбора темы, которая должна соответствовать двум требованиям. О первом обычно помнят все — тема должна быть актуальной и интересной читателям. О втором требовании — тему необходимо конкретизировать — часто, к сожалению, забывают.
Например, выставка на тему «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» Представить такую выставку очень сложно. Огромная выставка-просмотр из нескольких десятков или даже сотен изданий? Или полтора десятка случайно отобранных книг? Трудно представить, что такая выставка заинтересует читателей. Лучше выбрать в качестве темы для выставки определенный период жизни великого поэта (лицейские годы, Болдинская осень), или определенный жанр, или тему в творчестве («Адресаты любовной лирики поэта»), или малоизвестные факты его биографии («Неизвестный Пушкин»).
Кроме темы, надо хорошо продумать и читательский адрес будущей выставки. Для кого вы ее оформляете — для младших школьников, подростков или их родителей? От этого будут зависеть все последующие этапы работы над выставкой, начиная с отбора документов и заканчивая рекламой.
При организации выставок встает вопрос о сроках их экспонирования. Классический подход: по времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические. Постоянные выставки сохраняют свое значение в течение длительного срока, эпизодические носят кратковременный характер. Срок их действия не превышает 20-25 дней. Вместе с тем, анализ практики работы библиотек показывает, что единого методического решения не существует.
Библиотекари дифференцированно подходят к каждому отдельному случаю. Например: выставки к знаменательным датам организуются как правило, за десять дней, за неделю до события в расчете на то, что материал может понадобиться тем, кто готовит беседы, доклады, рефераты. Завершают экспонирование выставки при потере к ней интереса или когда основная литература со стендов выдана читателям.
Как правильно отобрать документы для выставки?
Лучше всего это сделать в два этапа. Сначала выявить все документы, какие есть в библиотеке по данной теме: книги, статьи из газет и журналов, аудиовизуальные материалы и другие. Затем просмотреть выявленные источники и отобрать для выставки те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение также отдается документам, содержащим новую информацию и имеющим привлекательный внешний вид. «Непрезентабельную», но необходимую книгу надо сначала привести в порядок и только после этого выставлять.
После того как документы отобраны, можно приступить к подбору вспомогательных материалов. Они сделают выставку яркой, содержательной, иногда необычной и даже праздничной.
Какие предметы и аксессуары можно использовать для оформления выставки?
Самые разнообразные, это:
- художественные элементы (портреты, иллюстрации, плакаты, репродукции картин, фотографии, фотообои);
- декоративные элементы (цветы, драпировки, вышитые полотенца, изделия из бересты, глины, дерева);
- природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него;
- «творения рук и умов читательских» (рисунки, поделки, отзывы на книги, мини-сочинения);
- предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свечи, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи) и многое другое.
Огласить весь список аксессуаров практически невозможно. Подойдет все, что поможет раскрыть тему выставки, привлечет к ней внимание читателей, конечно, при соблюдении вкуса и чувства меры.
Какой должна быть структура книжной выставки?
Разработка структуры библиотечной выставки почти всегда вызывает затруднение. Именно на этом этапе у библиотекаря появляется масса вопросов. Сколько книг должно быть на выставке? А сколько разделов? Всегда ли нужна цитата? Как правильно выбрать название для книжной выставки?
Конкретной цифры количества книг на выставке нет и быть не может. Оно зависит от многих факторов, в том числе от объема фонда, типа выставки, места расположения, размера выставочного стеллажа. Кроме того, количество книг, разделов, наличие цитат и пояснительных текстов вам лучше всего подскажет логика выставки, ее идея. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной. Это может привести к обратному эффекту, а потому «лучше меньше, да лучше».
Любая выставка только выиграет, если вы правильно подберете для нее название. Оно обязательно должно привлечь внимание читателей, заинтересовать, вызвать любопытство, удивление, а иногда и недоумение. Это возможно только в том случае, если к выбору заголовка для выставки вы подошли не стандартно, а творчески.
Каким должно быть название выставки?
- информационно насыщенным, передающим суть книжной выставки;
- лаконичным, то есть, состоять всего из нескольких слов (оптимально — не более 4-5);
- не шаблонным (в виде папирусного свитка, воздушного шарика, цветка, рушника, книги, новогодней елки, машинки, неваляшки).
Названием выставки может стать крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из стихотворения или песни.
Какое значение для библиотечной выставки имеет оформление?
Огромное, ведь выставка — это наглядная форма работы библиотеки. Это не только то, что можно показать и увидеть, но и представить, вообразить. Вот потому работа над выставкой не должна сводиться только к показу внешнего облика книги. Необходимо как можно ярче и образнее раскрыть перед читателями содержание книги, ее ценность и «индивидуальность».
Как правильно оформить библиотечную выставку?
Оформление выставок — одно из интересных направлений библиотечного дизайна. Дизайн имеет свои правила. Только соблюдая их, вы сможете сделать свои выставки привлекательными и интересными. Это, во-первых, заголовок, он должен заставить читателя заинтересоваться, обратить внимание. Заголовки в виде цветка, шарика, машинки, солнышка, облачка не оставят равнодушным читателя-ребенка. При создании заголовка можно использовать самые разные материалы: ватман, цветную бумагу, картон, ткань, пенопласт.
Большое значение имеет подбор цвета и цветовых сочетаний. Желательно использовать при оформлении не более трех цветов, иначе выставка получится не яркой, а пестрой. Исключение составляют выставки, где пестрота оправдана названием: («Разноцветные страницы», «Пестрые фантазии», «Новогодний калейдоскоп», «Веселая мозаика»).
Существуют три основных цвета: красный, синий, желтый. И дополнительные цвета: зеленый, оранжевый, фиолетовый, которые служат для выделения основных цветов. Наиболее удачно сочетаются:
- белый на синем;
- белый на красном;
- белый на зеленом;
- красно-бело-синий;
- черный с желтым;
- черный с оранжевым;
- черный с золотым;
- черный с серебряным.
Цвет может создать определенное настроение. Известно, что зеленый и синий цвета успокаивают, красный и желтый — возбуждают, темно-фиолетовый угнетает. А еще восприятие цвета зависит от возраста. Подростки, например, предпочитают контрастные сочетания — синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и фиолетовый. Люди пожилые, наоборот, — гамму приглушенных тонов.
Есть цвета, которые способны зрительно приближать предметы. Если для фона выбрать холодные оттенки, а для объектов, расположенных на переднем плане, — теплые, то можно добиться эффекта «приближения важной информации. Если необходимо выделить или «приблизить» определенную книгу или статью, можно поместить ее на подставку красного, оранжевого или охристо-желтого цвета.
Очень важно при оформлении выставки правильно подобрать шрифт для заголовка и разделов. Он должен соответствовать содержанию выставки. Например, если выставка посвящена истории Беларуси или устному творчеству белорусского народа (сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам), то лучше заголовок написать шрифтом, стилизованным под старославянский.
Если выставка предлагает материал о средневековье, о феодалах, о рыцарях, то можно для ее оформления выбрать готический шрифт. На выставке о войне будет уместен строгий рубленый шрифт, а на выставках, посвященных поэзии или жанру любовного романа — легкий вензельный.
Где разместить библиотечную выставку?
Выставки могут располагаться в самых неожиданных местах: в вестибюле, в витринах, в окнах, на столах. Но чаще всего их оформляют на специальных выставочных стеллажах прямоугольной формы. Если в библиотеке достаточно места, стоит попытаться создать выставочное пространство. Это может быть полукруг, волнообразный вариант, шахматный, угловой.
Каковы требования при оформлении выставки? (для книг одинаковых по содержанию) – правильное расположение материалов по формату, цвету, графическому решению (с рисунком и без рисунка), по общему тону переплета.
Если две книги в темных, три в светлых тонах – выставка будет распадаться на части, светлую и темную, лучше чередовать цвета. Точно также стоит поступать с книгами с рисунком и без рисунка.
Размерные соотношения: чередовать книги большего формата и книги меньшего формата, или группировать крупные по размеру книги в центре. Размещение материала по убывающей или возрастающей степени не рекомендуется. У читателя будет переключаться внимание от содержания на оформление. Нельзя накладывать одну книгу на другую, закрывая ее заглавие и обложку.
Важную книгу можно выделить:
– путем использования размерных и цветовых соотношений (например: среди книг большого формата книгу маленького формата, среди разноцветных книг одноцветную книгу);
- расстояние между книгами больше по сравнению с обычным расстоянием;
- выделение книги на отдельную полку;
- размещение книг в развернутом виде;
- применение текстов и иллюстраций.
Зачем библиотечной выставке нужна реклама?
К сожалению, бывает так, что мы, оформив выставку, о ней... «забываем», думая, что на этом выставочная работа закончена. Стоит ли при таком подходе удивляться низкой популярности выставки? Часто библиотекари сетуют: «Старались, оформляли, а читателям это неинтересно». Как привлечь внимание читателей к выставке? Для этого существует достаточно много приемов: рассказать о выставке в индивидуальной беседе одному читателю, можно — сразу нескольким, провести краткий обзор у выставки, рекомендательный обзор лучших книг. Интерес к ней резко возрастет, если вы разработаете вопросы викторины, ответить на которые читатели смогут после прочтения книг с выставки. Оживление читательской активности может также вызвать конкурс на самого внимательного или самого активного читателя книг, представленных на выставке.
Самая интересная и эффективная, самая сложная и трудоемкая форма представления книжной выставки — это ее премьера (или презентация). Премьера книжной выставки — это первый показ, представление читателям новой выставки, это праздник, который библиотека устраивает для своих читателей. В центре этого праздника — библиотечная выставка, — яркая, эффектная, неординарная, интересная, информационно насыщенная.
Эффективной формой рекламы книжной выставки могут стать плакаты - объявления и индивидуальные приглашения для читателей. Самое главное здесь — правильно составить рекламный текст. Основными элементами любого рекламного текста являются:
- краткий рекламный лозунг;
- небольшой текст, раскрывающий основную мысль;
- информационный блок и аргументы; • справочные сведения. Рекламный текст должен:
- привлечь внимание;
- убедить в необходимости воспользоваться вашим предложением;
- заставить запомнить основную мысль;
- заставить посетить вашу библиотеку.
Только активная работа по пропаганде книжной выставки, грамотная, продуманная ее реклама могут обеспечить хорошую эффективность выставки.
Как проанализировать эффективность библиотечной выставки?
Прежде всего – это учет. Для этого в «Дневник работы библиотеки» ежедневно заносить число документов, выданных читателям с выставки. Соответствующая пометка должна быть сделана библиотекарем в формуляре читателя, взявшего книгу с выставки. В кармашек каждого документа, представленного на выставке, можно вложить индикатор — закладку из цветной бумаги с названием выставки. Этот индикатор библиотекарь при записи документа читателю вставит в формуляр, а при подведении итогов работы библиотеки за день сможет легко учесть этот документ как выданный с выставки.
После завершения работы выставки по «Дневнику библиотеки» подсчитывает, сколько всего изданий было взято с выставки. Сравнив количество документов, представленных на выставке, и количество выданных читателям, можно делать вывод об ее эффективности. В последние годы для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей — беседы, интервью, анкетирование. Они помогают выявить интересы и потребности читателей и позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями.
Таким образом, анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшем и сделать каждую выставку яркой, содержательной, интересной и популярной среди читателей.
В чем залог успеха библиотечной выставки?
Нет готового рецепта удачной книжной выставки. Выставочная работа — процесс творческий, как и многие другие виды библиотечной деятельности, а творчество невозможно структурировать, систематизировать, уложить в определенные рамки и вешать готовый рецепт — пользуйтесь! Но, исходя из опыта выставочной деятельности коллег, можно сделать некоторые выводы:
Главное в выставке — это ее идея, главная мысль, которую вы должны донести до читателя. Как рождаются идеи? Часто после долгих раздумий, а иногда — совершенно случайно.
Главная задача библиотечной выставки — представить книги и другие виды документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары — это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.
Главная функция выставки, адресованной детям — воспитательная. Поэтому, работая над выставкой, надо хорошо подумать о том, что нового узнает ребенок из книг, представленных на ней, чему они могут научить. К сожалению, не все книги, которые издаются сегодня для детей, могут быть им полезны. А еще очень важно, чтобы книги на выставке, а также все материалы, аксессуары и сама ее структура соответствовали определенному возрасту детей.
Книжная выставка должна стать частью, а лучше — основой целого комплекса мероприятий, посвященных определенной теме. В этот комплекс могут входить самые разные формы библиотечной работы: беседы, громкие чтения, библиографические обзоры, викторины, игры, конкурсы, детские утренники, дни рождения литературных героев, обсуждения книг, часы удивлений, дни информации, дни библиографии и др. Такой комплексный подход позволяет работать целенаправленно в достижении главной цели — пропаганды книги и чтения.
Выставки традиционные и не традиционные
Традиционные формы книжных выставок
На протяжении нескольких десятилетий в библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок:
- выставки новых поступлений;
- выставки по актуальным темам и проблемам;
- персональные выставки;
- жанровые выставки;
- выставки к знаменательным и памятным датам;
Выставка новых поступлений. Цель выставки — познакомить читателей с новыми документами — книгами, газетами, журналами, аудио- и видеоматериалами, поступившими в библиотеку. Чаще всего эти выставки универсальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний и художественные, поэтому порядок расположения документов на таких выставках должен быть систематическим, то есть по системе таблиц ББК. Традиционный для такой выставки заголовок — «Новые книги». Он давно уже стал шаблоном, поэтому стоит поискать новые варианты названий, например:«К нам новая книга пришла», «Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки».
Тематическая выставка. Выставки по актуальным темам и проблемам пользуются большой популярностью в библиотеках. Главная цель такой выставки — привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря — выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть:
Персональная выставка. Цель — привлечь внимание к какой-то личности, персоне, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Такая выставка может быть посвящена художнику, писателю, поэту, композитору, ученому, политику, историческому лицу и др.
Традиционно на персональной выставке присутствуют три раздела: первый раздел рассказывает о жизни личности, персоны; второй раздел посвящен ее деятельности; третий раздел представляет сами произведения, труды этого человека.
Выставка к знаменательной дате. Цель выставки, оформляемой к знаменательной или памятной дате, — представить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению. Традиционно в библиотеке оформляются выставки к «красным» дням календаря:
- к Новому году («Весело, весело встретим Новый год", «Новогодняя мозаика», «Новогодний калейдоскоп’");
- ко дню Защитника Отечества («Есть такая профессия — Родину защищать», «На страже Отчизны», «Наша армия родная»);
- к празднику 8 Марта («Милая моя», «За что они нас любят’, «Дамская мозаика");
- ко дню Победы («Поклонимся великим тем годам», «Этот день мы приближали, как могли").
В последние годы в библиотеках оформляются выставки, посвященные христианским праздникам — Рождеству («Свет Вифлеемской звезды"), Пасхе («Праздник всех праздников"). Большой популярностью у читателей пользуются выставки ко дню Святого Валентина («Праздник всех влюбленных», «С любимыми не расставайтесь!"), к Татьяниному дню («Она звалась Татьяной", «Таня, Танечка, Танюша"). Интересные выставки можно оформить ко дню Матери («За что «спасибо» маме говорят»), ко дню пожилого человека («Бабушка рядышком с дедушкой»).
Жанровая выставка. Цель - привлечь внимание читателей к книгам определенного жанра, заинтересовать, побудить к чтению. Как это сделать? Один из вариантов — представить на выставке не только произведения определенного жанра, но и материал о возникновении этого жанра, его основателях, интересные и малоизвестные факты из его истории.
Например, можно оформить выставку, посвященную детективному жанру. Назвать ее — «Мой нежно любимый детектив». Цель выставки — познакомить читателей с историей и различными направлениями детективного жанра, лучшими произведениями, написанными в этом жанре.
Выставка незаслуженно забытых книг. Ее задача - напомнить о хороших художественных и научно-популярных книгах, которые по каким-то причинам не пользуются популярностью у читателей. Особенно велико значение этих выставок для молодого поколения. Многие из них читают современную литературу и совсем не знают книг, которыми зачитывались их родители. Такие выставки очень актуальны потому, что способствуют взаимопониманию поколений.
Выставка одной книги. Цель выставки - заинтересовать читателей какой-то определенной книгой. Достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги и способствует более глубокому ее пониманию. Это может быть информация об авторе книги, об истории создания книги, о прототипах героев произведения, их судьбе, литературный анализ произведения, высказывания о нем критиков и писателей, об экранизации произведения. На выставке могут быть представлены разные издания этой книги, иллюстрации. Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной.
Нетрадиционные формы выставочной работы
Выставка-вопрос. Чтобы подготовить эту выставку, необходимо провести предварительную работу по сбору занимательных вопросов, их систематизации по темам. Затем подобрать книги, периодику, в которых даны объяснения, ответы на эти вопросы. На выставке нужно поместить текст вопроса, а рядом – книги, отвечающие на этот вопрос.
Выставка-полемика (выставка-спор). Цель – помочь читателю в формировании мировоззрения, донести до него интересный, дискуссионный материал. Рассчитана выставка на широкий круг читателей, прежде всего, на молодежь. Из последних книг, журналов, газет нужно выбрать наиболее интересный полемичный материал. Этот материал – в центр выставки, под заголовком, а вокруг нее по обе стороны дать рецензии из периодики по различным точкам зрения на данное произведение или тему. Активное использование цитат из представленной на выставке литературы, предложение читателям высказать свою точку зрения (с помощью карандаша и бумаги). Название выставки может содержать в себе вопрос или сомнение.
Выставка-импульс. Главное ее назначение привлечь внимание к проблеме, теме, побудить к действию. Начинается она словами «Остановись…», «Не навреди…», «Берегись…», «Помнить…». Материалы, представленные на выставке должны носить эмоциональный, яркий, неординарный характер.
Выставка-кроссворд. Носит досугово-просветительский характер, предназначена, в основном, для детей, молодежи, хотя может привлечь и взрослых. Нужно составить кроссворд, оформить его на листе бумаги и поместить на выставке. Здесь же – словари, энциклопедии, справочники, в которых содержатся ответы на вопросы кроссворда. Для удобства читателей можно сделать ксерокопии мини-кроссворда. Первому читателю, отгадавшему кроссворд, можно торжественно вручить сувенир. Очень важно, как, в каком виде оформить выставку. Многое зависит от общей интеллектуальной, эмоциональной культуры библиотекаря, его мироощущения и даже настроения. И тогда, рядом с книгами, журналами встанут предметы, символизирующие тему.
Выставка-икебана. На этой выставке обязательно нужны живые и засушенные цветы, оформленные в композицию, а также книги, статьи по цветоводству, стихи и отрывки из художественных произведений, посвященных цветам. Можно дополнить репродукциями натюрмортов или картинами.
Выставка-поиск. Чтобы школьники, завтрашние студенты, были с каталогами и картотеками библиотеки на «ты», можно разработать выставку-поиск, выставить на обозрение лишь часть литературы, которая есть в библиотеке. Участники поиска за 45 минут с помощью каталогов и картотек должны найти всю недостающую литературу и поместить ее на витрине выставки.
Выставка-игра. Ее цель - привлечение к книге и чтению через игру. На выставку рядом с книгами помещали игрушки, изображающие героев книг. У большинства детей этого возраста техника чтения еще слабая. Они быстро устают от чтения, и тогда могут взять игрушки с выставки и разыграть с ними только что прочитанные ситуации, а также придумать свое продолжение. С помощью такой выставки можно провести в библиотеке «литературные прятки». Перед началом игры игрушки с выставки необходимо убрать на другой выставочный стеллаж или стол. Библиотекарь задает вопросы, дети отвечают, о каком литературном герое идет речь, по возможности называют название книги и ее автора. Ребенок, правильно ответивший на вопрос, разыскивает соответствующую игрушку и ставит ее рядом с книгой.
Выставка-викторина. Лучше, если викторина будет посвящена одной теме, и заголовок выставки будет в форме вопроса «Кто есть кто?», «Где эта улица, где этот дом?» и т.д. Вопросы должны быть разной степени сложности. Очень важно учитывать, на какую категорию читателей рассчитана выставка. Выставка должна иметь текстовое обращение к читателю с приглашением принять участие в викторине. Постоянно поощряйте интерес к выставке, упоминайте о ней в разговорах с читателями, определите приз первому посетителю.
Выставка-конкурс. Ее цель - не только стимулирование интереса к чтению, но и воспитание культуры чтения. Конкурс, как правило, состоит из нескольких этапов, на каждом из которых детям предлагается выполнить разные задания. Вначале задания сравнительно просты: прочитать книги с выставки, ответить на вопросы. На следующих этапах задания усложняются, приобретают творческий характер – нарисовать иллюстрацию, написать отзыв, сочинение, рассказ по теме выставки, изготовить поделку, самодельную книгу и т.д. Вся информация о конкурсе должна быть представлена на выставке. Работы всех участников после подведения итогов экспонируются.
Озвученные книжные выставки.
а) Текст обзора, беседы у книжной выставки, записывается на аудиокассету, желающие могут потом прослушать ее с помощью наушников, или для группы читателей.
б) Проводится обзор представленной литературы на радио, телевидении.
в) Читателям предлагаются аудио-, видеоматериалы, имеющиеся в библиотеке по данной теме.
«Говорящие выставки». Не путать с озвученными выставками! Это выставки-обзоры, где музы всех искусств, представлены в единстве. Например, разговор о поэзии продолжают живопись, музыка.
Выставка-совет. Она представляет книги, отвечающие на вопросы читателей. Пример выставки-совета: «Ах ты, баня моя, да баня русская!». Кроме очень броских заголовков, традиционных книг и статей, советов как париться, какой веник выбрать и т.п., тут же выставку украшает джентльменский набор парильщика: дубовые и березовые веники, напитки, утоляющие жажду знатоков бани.
Выставка-вернисаж. Она предполагает демонстрацию картин или репродукций. Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках-авторах, творчестве местных художников, о данном направлении в искусстве. Выставка может быть персональной или представлять школу художников, тему в изобразительном искусстве, предполагает использование цитат, антуража (краски, кисти, холсты).
Выставка-открытие. Какой-то новый материал, тема под новым углом, какие-то исследования и открытия – вот что в основе этой выставки.
Выставка-вдохновение. «Моя икона – женское лицо» - полезные советы о красоте и здоровье, о красивых женщинах, об уходе за лицом, стихи, посвященные женской красоте.
Выставка-ситуация. Читателям предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие», «Эту книгу я возьму с собой в поход» и т.д.
Выставка-диспут. Предполагается диспут между читателями-подростками с целью раскрытия проблем их социального развития, оказания помощи в их духовном становлении. Желательна тетрадь откликов: «Ровесник, ответь ровеснику».
Выставка – бенефис читателя. Например, «Лучший читатель года». Цель такой выставки – привлечение внимания к книгам через близкие интересы. При создании выставки, как и при организации книжных развалов, используют эффекты косвенной рекомендации. Здесь экспонируют увеличенные ксерокопии читательских формуляров книгочеев, их фотографии, количественные сведения о прочитанных книгах, и конечно, отзывы о них.
Выставка-урок. Эту выставку можно отнести к разряду веселого урока. Она имеет конкретного адресата – юного читателя, а значит, должна быть яркой и запоминающейся. «Главными действующими лицами» выставки являются словари и справочники. Ребята должны ответить на предложенные вопросы, которые красочно оформлены. На каждый из них даны варианты ответов. Необходимо выбрать правильный. Функцию подсказки выполняют словари и справочники.
Выставка-хобби. Рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а также и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия.
Интересной получится выставка-хобби читателя, увлекающегося какой–либо личностью, темой, проблемой и собирающего материал по этой теме. С его помощью можно оформить выставку, на которой будут представлены материалы и документы из личной коллекции читателя. Информация об этом обязательно должна быть на выставке, а читатель может проводить у выставки беседы.
Выставка-путешествие. Строится в форме экскурсии по родному краю или стране. Левая ее часть – стенд со стилизованной картой своего края, родной страны, другого государства. Флажками на ней отмечается маршрут предстоящего путешествия. Правая часть – это печатные издания, отражающие тему путешествия. В качестве обязательного элемента выставка включает разнообразный иллюстративный материал. Целесообразно сопровождать путешествия аудио/видио материалами. Видеофильмы, слайды, музыкальное сопровождение помогают создать эмоционально окрашенный образ города, местности, страны.
Выставка-сказка. Готовится вместе с читателями – младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Всё это вместе с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд выставки.
Выставка-экспозиция. Синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причем предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке.
СПИСОК ПОЛЕЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Германович И. Германович М. Выставка в библиотеке как средство привлечения к чтению // Бібліятэка прапануе . - № 4. – 2014 . – с. 34-35;
• Зимняя фантазия : выставка - алфавит // Навагоднія сустрэчы / склад.: Л.І. Макаранка, В.А. Тамашова – Мн: Красіка-Прынт, 2015 . – с. 7-8 . – Бібліятэка прапануе: кніжная серыя);
• Капыток А. Бібліятэчная выстаўка – візітная картка бібліятэкі // Бібліятэчны свет . – 2011 . - № 5 . – с. 18 -19;
• Карзанова А. Для чтения с удовольствием: опыт выставочной деятельности детских библиотек столицы // Бібліятэка прапануе . – 2012 . - № 7 . – с. 22-27;
• Карзанава А. Ідэі для выставачнай работы – свае і падгледжаныя // Бібліятэка прапануе . – 2010 . - № 8 . – с. 14-18;
• Карзанова А. Организация книжных выставок – это наука и искусство // Панорама библиотечного опыта / ред. –сост. Л.В. Нестерович . – Минск, 2012 . – с. 1-20 . - (Библиотека предлагает);
• Карнизова А. Развитие инновационных форм выставочной деятельности // Панорама библиотечного опыта / ред.-сост. Л.В. Нестерович. – Минск, 2012 . с. 32 -47 . – (Библиотека предлагает);
• Кухальская И. Читающая невеста : выставка «книжных» свадебных платьев // Бібліятэка прапануе . – 2014 . - № 3 . – с. 40;
• Лобачева И. Ассоциативная выставка «Синий мир» // Бібліятэка прапануе . – 2014 . - № 4 . – с. 18 – 21;
• Макарова О. Во имя падших и живых : опыт организации книжных выставок ко Дню Победы // Библиотека . – 2011 . - №6 . – с. 34-35;
• Малюжэнец Ф. Кніжныя выставы на службе іміджу // Бібліятэчны свет . – 2015 . - №1 . – с. 14 – 15;
• Никишина И. Такие необычные обычные выставки // Бібліятэчны свет . – 2011 . - № 5 . – с. 17 -18 ;
• Романович Т. Прочитал книгу - посоветуй друзьям : методика создания и проведения интерактивной книжной выставки //Бібліятэка прапануе . – 2012 . -№ 11, - с. 33-34;
• Сапоненко М. Игра со смыслом и цветом : размышления о выставках в родной библиотеке // Бібліятэка прапануе . – 2010 . - № 4 . – с. 30-31;
• Хилютич И. Возвращение к классике, или Героини любимых романов : прикладная выставка-рекомендация //Бібліятэка прапануе . – 2014 . - № 1 . – с. 24 – 25.
- Подробности
- Просмотров: 5974