- Подробности
- Опубликовано: 10 Апрель 2017
ГУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СЕТЬ
БОБРУЙСКОГО РАЙОНА»
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ОТДЕЛ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА
БИБЛИОТЕКА - ТЕРРИТОРИЯ МОЛОДЕЖИ
Методические рекомендации
в помощь работе библиотек
с молодежью
г. Бобруйск, 2015
Библиотека - территория молодежи : методические рекомендации в помощь работе библиотек с молодежью / Государственное учреждение культуры «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района», Центральная библиотека, отдел библиотечного маркетинга ; [составитель Ж.Б. Воробьева, редактор Л.И. Схаба] . – Бобруйск : Центральная районная библиотека, 2015 . - 36 с.
Главная цель библиотек, обслуживающих молодежь, заключается в активном содействии просвещению, непрерывному образованию, процессам социализации растущего человека, становлению личности, раскрытию творческого потенциала, формированию навыков конкурентоспособного работника на рынке труда. Данные рекомендации помогут библиотекарям привлечь в библиотеку молодых пользователей и организовать работу по их обслуживанию.
Содержание
Библиотека и молодежь | 4 |
Воспитание интереса к чтению художественной литературы | 10 |
Профориентация молодых | 13 |
Формирование здорового образа жизни | 14 |
Работа библиотеки с молодыми семьями | 16 |
Гражданско-патриотическое воспитание | 17 |
Воспитание толерантности | 21 |
Правовое воспитание | 22 |
Литература | 22 |
Приложения: |
24 |
Рэкамендацыйны спіс кніг для моладзі і падлеткаў “Маладая беларуская літаратура” | 25 |
Сценарий урока-пропаганды по профилактике наркомании среди подростков «Легко ли быть молодым» | 32 |
Библиотека и молодежь
Главная цель библиотек, обслуживающих молодежь, заключается в активном содействии просвещению, непрерывному образованию, процессам социализации растущего человека, становлению личности, раскрытию творческого потенциала, формированию навыков конкурентоспособного работника на рынке труда.
У молодого пользователя должно возникать ощущение от библиотеки как защищенной и дружелюбной территории, привлекательной и соответствующей стилю жизни молодых людей. Образ библиотеки должен ассоциироваться в сознании с суждениями «Библиотека – это образ жизни», «Посещение библиотеки – это стиль жизни», «Библиотека – это безопасно».
Что должна предоставить библиотека молодежи?
- Выполнение различных типов библиографических справок, как в реальном, так и в электронном виде;
- Предоставление пользователям автоматизированных рабочих мест для самостоятельной работы;
- Обеспечение свободного бесплатного доступа к электронным локальным и удаленным базам данных, электронным библиотекам и электронным библиотечным системам;
- Обеспечение свободного беспроводного доступа в Интернет на территории библиотеки;
- Предоставление информации по всему кругу вопросов, волнующих молодежь, имея в виду профессиональную и личностную проблематику;
- Предоставление максимально широких возможностей виртуального доступа к ресурсам и услугам библиотеки посредством библиотечных сайтов, блогов, рассылок;
- Проведение бесед, встреч со специалистами, представителями профессий, консультаций в помощь социализации, профориентации и профадаптации молодежи;
- Проведение практикумов, учебных курсов по информационной грамотности, культуре чтения и навыкам поиска информации с использованием печатных и электронных ресурсов;
- Организация услуг для молодых людей с ограниченными физическими возможностями, для их родителей и опекунов, а также для тех, кто по тем или иным причинам не может посещать библиотеку;
- Предоставление молодым людям возможности участвовать в работе клубов, творческих объединений, выставок, лекториев, мастер-классов и прочих мероприятиях, действующих на базе библиотеки.
Стоит обратить внимание на то, что предоставление большого числа услуг на платной основе может стать для молодых людей серьезным психологическим и материальным фактором, препятствующим посещению библиотеки.
При продумывании перечня и форм публичных мероприятий и программ, библиотеки должны отдавать приоритет реальным интересам и потребностям молодежи, отраженным в государственной молодежной политике, в национальных программах в области культуры и образования, а также задачам, обусловленным потребностями местного сообщества.
К сложившимся формам публичных мероприятий для молодежи относятся:
- беседы о книгах, обзоры и презентации изданий, премьеры и обсуждение книг;
- информационные часы по актуальным темам, волнующим молодежь;
- встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, актерами, предпринимателями, знаменитыми земляками), вызывающими у молодежи реальный интерес к их жизни, работе, творчеству;
- театрализованные представления, шоу, уличные шествия, флэш-мобы;
- экспонирование произведений, результатов изыскательской работы самих молодых людей (рисунки, поделки, публикации, аудио- и видеоматериалы) на реальных и виртуальных площадках;
- регулярные экскурсии, дни открытых дверей, для людей, не являющихся пока пользователями библиотеки;
- создание историко-литературных экспозиций по темам, представляющим интерес для молодежи (по истории персонального компьютера, печатной и электронной книги, быта и культуре предшествующих десятилетий);
- психологические тренинги и психологические ролевые игры;
- дискуссионные объединения, клубы по интересам, мастер-классы, творческие мастерские.
В своей работе надо учитывать, что современные молодые люди не готовы к роли «объекта воспитательного воздействия», «ведомого», они достаточно независимы и самостоятельны в своем выборе и поведении.
В современной библиотеке общение библиотекаря с молодыми пользователями предполагает наличие у сотрудника библиотеки таких профессиональных и личностных качеств, как:
- высокая профессиональная квалификация;
- умение пользоваться всеми электронными и мобильными устройствами, компьютерными программами, которыми располагает библиотека;
- знание особенностей личностного, профессионального и социального становления молодого человека на разных возрастных этапах жизни, способность с уважением и терпимостью относиться к мнению и мировосприятию каждого из них;
- способность вовремя улавливать изменение потребностей и направление интересов молодежи, тем или иным образом связанных с библиотекой, и соответственно менять формы и методы работы с ней;
- умение наладить контакты с другими возрастными группами в зоне действия библиотеки для удовлетворения потребностей молодежи;
- умение защищать интересы молодежи как внутри библиотеки, так и за ее пределами;
- владение культурой партнерских отношений со всеми организациями, которые могут быть полезными для эффективной работы с молодежью, в частности СМИ, Интернет сообщества, БРСМ;
- умение критически осмысливать собственные достижения, непрерывно профессионально развиваться;
- умение использовать различные методы для привлечения молодых пользователей к участию в деятельности библиотеки;
- умение работать в команде, наличие организаторских и ораторских способностей, необходимых для проведения публичных мероприятий и ведения объединений по интересам.
В библиотечной практике работы с молодежью широко используются как уже зарекомендовавшие себя, так и новые формы продвижения услуг, в числе которых:
- организация коммуникативного пространства библиотеки, отвечающего интересам молодежи, создание среды, где им комфортно находиться, даже тогда, когда их приход не связан напрямую с книгой и чтением;
- размещение рекламы в местах, где бывают молодые люди (в кинотеатрах, кафе, наиболее посещаемых магазинах, в учебных заведениях и т.д);
- приглашение молодых людей к оформлению и распространению библиотечной рекламы, к оформлению библиотеки;
- размещение перечня услуг для молодежи и условий их предоставления на библиотечном сайте, в ее блоге и на страницах в социальных сетях;
- участие библиотеки в конференциях, семинарах, дискуссиях, круглых столах, проводимых другими организациями, учебными заведениями. По темам способным привлечь к библиотеке, ее ресурсам и услугам участников этих мероприятий.
Очень многое зависит от продуманной рекламы, призванной создавать вокруг учреждения (фонда литературы, библиотечных услуг) определенное читательское мнение, формировать интеллектуальные и практические потребности читателей. Вовремя дать нужную информацию о библиотеке, ее ресурсах, привлечь внимание к полезным и актуальным книгам, заинтересовать темой или встречей с интересными людьми – все это помогает сделать реклама.
Вот, например, рекламный текст, к выставке-диалогу «Листая вечные страницы». Он информирует о содержании представленных в экспозиции книг, призывает к живому творческому общению: «Читатели! Друзья! Мы предлагаем вам книги, которые по праву называют классическими, которые никогда не устаревают и приносят радость, счастье общения с творчеством талантливых писателей и размышления над такими вечными понятиями, как любовь и ненависть, добро и зло, истина и ложь. Мы приглашаем вас к диалогу: напишите, что вы думаете об этих книгах, какие мысли и чувства пробудили они в вас».
Существенные рекламные функции выполняют и нетрадиционно оформленные выставки библиотечной продукции. Здесь особенно необходимы элементы, выполняющие функции привлечения внимания. Зарубежные специалисты называют их «ай-стопперами», то есть «останавливающие внимание». Роль «ай-стопперов» могут выполнять различные аксессуары - предметы, детали, содержательно связанные с темой экспозиции.
Ярким, запоминающимся событием библиотечной жизни становятся популярные сегодня аукционы: книжный аукцион «Все книги будут в гости к нам», аукцион знаний «О чем не расскажет учебник». Кроме выполнения сугубо рекламных функций, такие мероприятия способствуют привлечению новых читателей, повышению спроса на книги. Главное, чтобы читатели там не скучали. В программу аукционов хорошо включать познавательные игры, которые способствуют расширению и углублению знаний, несут информацию, развлекают. Очень уместно использование таких интерактивных форм, как лотереи, викторины, дайджесты, литературные игры, пресс-бои, рейтинги начитанности.
Информационно-развлекательные мероприятия типа блиц-программы «Юношеский час», «Библиотечная служба новостей» (БОН) помогают библиотекарю донести до читателя разнообразную информацию. Вот только некоторые примеры:
- калейдоскоп интересных фактов из искусства, социологии, литературы, истории;
- обзоры-рекламы новых книг;
- экскурсы по периодическим изданиям; премьеры книг;
- анонсы, литературные сенсации;
- игровые и музыкальные паузы;
- литературные игры «Что? Где? Когда?».
Особенно важно то, что читатель является непременным участником таких диалоговых мероприятий, извлекая из них максимум полезной информации.
Привлекательность библиотеки для читателей - подростков усиливает дискуссионный клуб «Pro et contra?» («За и против»), где ребята могут высказаться по представляющим для них интерес темам: «Как воспитать прекрасную даму?», «Зачем вы, девушки, в погонах ходите?», «Брачный контракт: брак по расчету или брак без любви?», «Астрология: тайны, загадки, предвидения?», «Трудно быть интеллектуалом?», принять участие в диск-тусовках: «Чем сегодня удивляют?», «Разрешите высказаться!», «Кому ты говоришь: «Браво!», «Кумиры молодых: кто они?», «Потрясающий хит сезона (книга, диск)!».
Воспитание интереса к чтению
художественной литературы
Библиотека может предложить комплекс мероприятий, обеспечивающих выработку интереса к художественной литературе.
Системное знакомство с лучшим творением русской и зарубежной литературы позволяет читателям участвовать в литературных играх-лото. Схема игры проста – необходимо заполнить пропущенные места в предложенных текстах правильными названиями, именами, определениями.
Многим молодым людям особенно импонирует быть лидером чтения, иметь информацию о новинках библиотечного фонда, о новых библиотечных услугах. Акции «Мир новых журналов – он твой!», «Ты – лидер чтения!», «Познавайте мир с новыми книгами!» обеспечивают удовлетворение доминирующего спроса читателей на новые издания.
Литературный хит-клуб (представляет литературные хиты – наиболее востребованные издания), ярмарки читательских мнений (о самых «модных» авторах и темах):
- «Интим-литература: сокровенная? Банальная? Откровенная?»
- «А вы читали Мураками?»
- «Поговорим о модных книгах?»
- Звездные книги о звездных судьбах»
- «Книга твоей мечты: какая она?»
Ознакомить читателей с новыми темами современной литературы можно проведя цикл «Беседы с читателями о литературе», в котором предусмотрены литературные часы, рекламные обзоры, заседания в литературной гостиной, часы информации. Назовем некоторые темы: «Представляем лауреатов премии «Дебют», «Новое имя в литературе», «Популярные имена вчера и сегодня», «Литературные премии года», «История в художественном слове», «Не будем проклинать изгнанье» (литература русского зарубежья), «Такая неизвестная известная война», «Самые знаменитые поэты России». Рассказ о новинках должен быть увлекательным, интересным, ярким, запоминающимся.
Как перспективную и приоритетную, учитывающую современный стиль общения в молодежной среде форму можно рассматривать молодежные программы чтения. Презентация таких программ – это яркое, зрелищное действо. В нем гармонически сочетаются рекомендации традиционных книжных носителей информации с новыми, некнижными (видеофильмы, слайды, компакт-диски). Обязательные условия - рекомендация литературы для чтения в нетрадиционных формах, образных и запоминающихся, и раскрытие интересующих читателей тем. Например:
- «Кумиры молодых»,
- «Образование, карьера, успех»,
- «Что читать молодым?»,
- «Это классное внеклассное чтение!».
Журналы, газеты, составляющие значительную часть фонда, дают возможность использовать их информационный потенциал при отсутствии нужных пользователю книг. Важно информировать читателей обо всем новом в периодических изданиях. Пресс-клуб «Новости-пресс» предлагает читателям дайджесты «По страницам молодежных журналов», хит-парады: «Самые, самые, самые читаемые журналы», «самые престижные, самые интеллектуальные, самые экстравагантные журналы», а также презентации лучших представителей молодежной периодики. Не ограничиваясь чтением по школьной программе, подросток приобщается к научно-популярной, общественно-политической литературе посредством чтения периодической печати.
Есть еще одно направление работы по формированию и развитию читательской культуры – аналитико-рецензионное или оценочное. Несомненно, библиотекарь должен обладать навыками анализа литературных произведений, их рецензирования, уметь поделиться знаниями таких приемов с читателем. Этому служит цикл бесед «Как читать книгу». Начинается он с консультации «Анализ литературного произведения», заканчивается литературной игрой «Самый проницательный читатель». Реализуются полученные навыки в ходе мероприятий, которые носят практический характер. Это выставки-диалоги «Размышления над прочитанной книгой», «Что у нас читают?»; обмен мнениями «Выбор книги для чтения: наука и искусство», «Вчера я прочитал…», опыт устной рецензии «Только что прочитано». И завершает цикл «защита» читательских формуляров «Что ты читаешь сегодня?». Главная цель этого цикла – научить читателей выбирать книги для собственного чтения, анализировать прочитанное, свободно, непринужденно вести дискуссию.
Активизировать читательских спрос, расширить репертуар спрашиваемых книг, привлечь внимание к новым именам и неизвестным ранее произведениям позволяют такие формы, как выставка-реклама «Читать эти книги престижно!», выставки-дискуссии «Во что мы верим?», «Книги о которых спорят», выставка-викторина «Из каких мы книг?», выставка-словарь «Литературная азбука», выставка-дебют «Репертуар для модного чтения», экспресс-выставки «Откройте книги молодых!», «Совершенно новые книги».
Проводя библиотечные исследования с целью изучения читателей-подростков, библиотека может использовать следующие формы анкетирования и опроса:
- книжка-раскладушка «Как живешь подросток?»,
- блиц-опрос «Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?», «10 книг, которые потрясли нас»,
- экспресс-опрос «Какую книгу ты бы взял на необитаемый остров?»
с последующим оформлением выставок. Рекомендация произведений сверстниками – самая лучшая рекомендация для подростка.
Профориентация молодежи.
Все мероприятия, посвященные профориентации, преследуют главную цель - помочь абитуриентам оценить свои возможности, разобраться в многообразии профессий и выбрать дело, которому можно себя посвятить.
В библиотеке может быть оформлен уголок профориентации "Сделай свой выбор", "Профессия и Я", Моя мечта быть…", "Дело жизни".
На стенде каждые две недели меняется информация по отдельным профессиям. Каждая выставка - постоянный островок в океане профессий.
Целесообразно организовать картотеку "Искание высот", где собирается информационный материал - статьи из книг и периодической печати, справочные данные о профессиях.
Начальным этапом в массовой работе по профориентации может быть ориентация именно на трудовую деятельность родителей. Практика передачи навыков одного поколения другому существовала всегда: известны династии столяров, кузнецов, портных, учителей, врачей, ученых и т. д.
Можно выделить такие формы проведения мероприятий по профориентации:
- часы-дебаты «Открытие профессии»; «Выбор профессии – дело серьезное»;
- часы-раздумья «Мир профессий»; «Каждой профессии слава и честь», «Выбор профессии – выбор судьбы»;
- дни будущего специалиста "Школа... А дальше?", «От школьника - к профессионалу»;
- выставки-просмотры "Образование, профессия карьера", «На перекрестке тысячи дорог»;
- встречи с интересными людьми «Люди нашего Сельского Совета»;
- дни информации «Специальности нового века», «Я б в рабочие пошел», «Молодежь. Карьера. Успех», «Выбирай. Решай. Поступай»;
- час знакомства «Знакомьтесь – профессионал!»;
- заочное путешествие «Путешествие по учебным заведениям»;
- день самоуправления «Сам себе библиотекарь»;
- экскурсии «Встречи с профессией»;
- уголок абитуриента «Учиться? Где? Чему? Почем?»;
- выставка-информация «Прочел книгу – выбрал профессию»
Формирование здорового образа жизни
Работа по формированию здорового образа жизни юношества на современном этапе должна выйти за рамки усилий горстки энтузиастов и вступить в стадию целенаправленных проектов, программ и объединений.
В работе по профилактике здорового образа жизни среди молодежи библиотекари могут использовать традиционные формы работы: клубы по интересам, выставки, обзоры литературы, информационные часы, беседы, а также и нетрадиционные - митинги, встречи со специалистами, спортивные праздники, диспуты, суды и т.д.
Положительные результаты дают такие формы массовой работы как:
- часы протеста «Как избавиться от вредных привычек», «Стань свободным от сигареты». «Пивной фронт: за кем победа?»;
- часы информации «Отведем беду», «Будущее без наркотиков», «Вредные привычки не проходят даром», «Наркотики – трагедия жизни», «Опасный градус», «Хочешь жить много лет? Забудь запах сигарет!», «Пожизненный плен»;
- ролевые игры «Наркотики: реальность или мир иллюзий», «Об этом молчать нельзя», «Планета вредных привычек»;
- выставки-рекламы «Звезды бросили, а ТЫ?», на которой можно представить материалы из жизни звезд шоу-бизнеса, рассказывающие о том, как им удалось избавиться от этой вредной привычки;
- дни здоровья «Курить – здоровью вредить», «Да – здоровью, да – мечте. Нет – наркотикам, беде!», «Расти красивым и сильным»;
- часы раздумий «Жизнь на обочине – не для нас», «Тот сам себе вредит, кто в рюмку глядит», «Жизнь дается только раз», «В сладком дыме сигарет притаилось много бед»;
- акции «Умей сказать «нет», «Библиотека за здоровый образ жизни», «Безопасное лето», «Дороги в никуда», «Куришь? Тогда ты в пролете!», «Книги и газеты – вместо сигареты».
Для раскрытия фонда литературы по здоровому образу жизни следует оформить книжные выставки, тематические полки, уголки здоровья:
«Курение, пьянство, наркомания - зачем тебе это?»;
«Мы – здоровое поколение страны»;
«Чтобы жизнь не прошла мимо»;
«Против зла все вместе».
Зачастую у такой выставки ставятся анонимный ящик «Что ты хотел знать о наркомании, но боялся спросить», в который читатель может опустить интересующий его вопрос и получить на него ответ.
Работа с молодыми семьями
При библиотечном обслуживании молодых семей необходимо работать над восстановлением традиционных форм общения в семье, семейного (домашнего) воспитания, образования, чтения, организации досуга, педагогического просвещения родителей.
В фонде библиотеки можно выделить постоянный информационный стенд "Семья и общество» (государственная политика в отношении семьи); специализированный стеллаж «Семья. Дом. Быт. Досуг». Следует организовать цикл выставок под общим названием «Семейная Академия», адресованный различным читательским группам.
В Систематической картотеке статей выделить тематический разделитель, посвященный семейным проблемам. Заинтересуют читателей и информационные папки: «Консультирует домашний адвокат», «Семейный университет», «Мы растим ребенка» и т.д.
Разнообразны и формы массовых мероприятий для молодых семей:
встречи с многодетными семьями «Святая наука расслышать друг друга»;
совместные конкурсы, родительские конференции «Семейные традиции - основа духовного и нравственного развития детей»;
совместные празднования Нового года, Рождества, 8 Марта «Быть женщиной - завидней доли нет», «Вечер дружной семьи».
Интересным может стать создание при библиотеке «Клуба семейного чтения», клуба психолого - педагогической помощи семье «Союз близких родственников», генеалогического клуба «Наша семья», «Династия», клуба выходного дня «Мир семьи». На заседаниях клуба читатели могут знакомиться с творчеством писателей и художников, встречаться с интересными людьми, участвовать в конкурсах, играх, делиться опытом проведения домашних вечеров.
Гражданско-патриотическое воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание одно из важнейших направлений в работе библиотеки с молодежью.
Чем дальше от нас события военных лет, тем актуальнее становится проблема сохранения памяти о героических и трагических днях Великой Отечественной войны. Поэтому библиотека должна делать все для того, чтобы воспитать у молодежи глубокое уважение к тем, кто защитил Родину, воспитать чувство сопричастности к истории и современной жизни нашей страны.
Рассказать о событиях далекой войны помогут:
- литературно-музыкальные композиции и вечера «Юные герои «сороковых-пороховых», «Эти песни спеты на войне», «Сила животворных строк», «Теплее на фронте от ласковых писем», «Мы о войне стихами говорим»;
- акции «Жить и помнить», «Никто не создан для войны», «Сохраните в памяти мгновения войны»;
- встреча трех поколений «Нам досталась нелегкая участь солдата»;
- встречи с ветеранами «Мне выпала судьба прикоснуться к Победе»;
- музыкальные вечера «Когда на смерть идут – поют».
Пробуждению гордости за героическое прошлое и современное развитие Беларуси будут способствовать комплексные мероприятия, проводимые циклами. Например:
«Декада молодого патриота», которая включает следующие мероприятия:
День Отечества
- «Визитная карточка Беларуси: гимн». Музыкальный час. • «Государственные флаги Беларуси: История и современность». Информационный час.
- «Зямля бацькоў нашых». Тематический вечер.
- «Край беларускі, старонка мая». Книжная выставка.
- «Беларусь и белорусы в истории мировой цивилизации»: виртуальное путешествие.
- «Слова роднае - вечнасці след». Конкурс эрудитов белорусского языка.
День белорусской армии
- «Земли и неба сын»: урок мужества, посвящённый В.Карвату, первому Герою Беларуси
- Встреча с воинами-афганцами
- «Аты-баты, шли солдаты...» Военно-историческая игровая программа.
- «Служу – не тужу». Вечер-встреча
- «Солдатский альбом». Книжная выставка.
День белорусской книги
- «Доля памяці маёй». Обзор книжной выставки белорусских писателей - фронтовиков.
- «Женщины Беларуси». Презентация книги.
- «Земляробчы каляндар». Выставка-викторина одной книги.
- Встреча с поэтом или писателем
День призывника
- «Информирован — значит, защищен». Книжная выставка-просмотр для призывников.
- «Чтобы служить так же, как все...» Беседа-консульта¬ция юриста, врача, психолога, сотрудников военкомата.
День белорусской культуры и спорта
- «Мы все живём на земле Бобруйской». Презентация информационно-краеведческого издания-дайджеста о традициях и обычаях народов, населяющих район.
- «Спорт любит смелых, спорт сильных ждёт». Игра по книге «Олимпийская страна Беларусь»
- «Я, Ты, Мы и Скрипичный ключ». Музыкальный час о творчестве молодых эстрадных исполнителей.
День памяти
- «Путь к Победе». Вечер памяти. (На основе воспоминаний фронтовиков составить карту, на которой отметить места сражений земляков, ранений, наград. По этой карте составить сценарий).
- «Песни Победы». Фоно-викторина.
- «Тайна одной фотографии». Выставка-сюрприз.
- «Колесница великой войны». Историко-патриотическая игровая программа.
День Могилевской области
- «Символика г.Бобруйска и Бобруйского района». Информационный час.
- «Бобруйщина на карте Беларуси». Краеведческая игровая программа.
- «Прогулка по Могилевской области». Историческая игра.
- «Города Могилевщины». Исто¬рико-литературная компози-ция.
- «Люди Земли Бобруйской». Беседа-обзор.
День патриотического кино
- Лектории и фильмы (по согласованию с киновидеопредприятием)
- День юного гражданина
- «Закон – разум страны». Книжная выставка
- «Аукцион правовых знаний». Правовая игра.
- «Поколение NEXT выбирает…». Диспут по правовой культуре молодёжи.
- «Презентация правовой базы «Эталон».
В рамках патриотического воспитания библиотекам стоит уделять внимание работе с допризывной молодежью. Действенными формами работы с молодыми призывниками могут стать:
- уроки патриотизма «Боевое знамя – символ части и ратная слава воинов», «Жизнь Родине, честь никому!»;
- турнир «Будем мы солдатами»;
- конкурсная программа «Верно служу - ни о чем не тужу»;
- шоу-программа для подростков и их родителей «Мой папа лучше всех»;
- тематический вечер «Солдатами не рождаются»;
- конкурсно-игровые программы «Богатырские забавы», «Доблесть, отвага и честь», «Умелый боец – везде молодец»;
- вечер - портрет «Профессия Родину защищать»;
- вечера «Буду в армии служить», «Аты-баты, кто в солдаты?», «Святое дело – землю защищать»;
- проводы в армию «Вы служите, мы вас подождем»;
- урок мужества «Афганистан, ты боль моей души»;
- турнир «За честь и отвагу»;
- интеллектуальный марафон «Служу Отечеству»,
Воспитание толерантности
Толерантность в широком смысле – понимание, терпимость к чужому мнению. Это основа мирного сосуществования людей не только разных национальностей и вероисповеданий, но и представителей одной нации. Сейчас очень остро стоит проблема разобщенности людей даже внутри семьи. Умение прощать другим то, что не соответствует нашим взглядам, мнениям и представлениям - весьма непростая задача. Конечно, многие личностные качества, в том числе и это, закладываются в нас родителями. Однако, библиотеки тоже чувствуют ответственность за формирование толерантности в молодом поколении.
Для воспитания дружелюбия, человеколюбия, терпимости можно организовывать книжные выставки и тематические полки:
- «У нас друзья на всей планете»
- «Научитесь слушать и откликаться»
- «Мир такой родной и разный»
- «21 век – век толерантности»
- «Время понимания»
Толерантному восприятию мира будут содействовать такие мероприятия, как:
- дни информации «Жить всегда в мире», «Дорога к миру – толерантность»;
- устный журнал «Толерантность – дорога к будущему»;
- актуальный диалог «Уважение к национальным различиям»;
- дискуссия «Толерантная и интолерантная личность»;
- уроки «Такое трудное слово - толерантность», «Мы живем на одной планете», «Я+он+они= мы!», «Искусство жить вместе»;
- час познания «Черты толерантной личности»;
- часы толерантности «Мы разные, но мы вместе», «Очень важно уважать других».
Правовое воспитание
Актуальность правового просвещения молодежи очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни. У молодежи, которая завтра войдет в сложный и многообразный реальный мир, должно быть сформировано мировоззрение, основанное на уважении к закону, понимание проблемы прав человека и умение найти возможные пути ее решения.
Этому могут способствовать такие библиотечные мероприятия, как:
- правовая академия «Равные права. Равны ли возможности?»;
- уроки права «Путь к пониманию»;
- правовой марафон «Будь я на твоем месте»;
- правовая игра «Человек. Государство. Закон»;
- правовой дайджест «Право и ты»;
- Неделя правовых знаний, в программе которой полит-ринг «Живи настоящим – думай о будущем», правовой турнир «Знай свои права», аукцион правовых знаний «Гражданин ХХ1 века», ситуационная игра «Закон на страже твоих прав».
Молодой человек – это избиратель. Он или уже участвует в выборах, или будет делать свой выбор в будущем. Воспитанию грамотного избирателя способствуют:
- Занятия из цикла «Навстречу выборам»: «Выборы в демократическом обществе», «Я – будущий избиратель». «Что предлагают политики своим избирателям», «Сделать выбор – ваш долг и право», «Учись быть гражданином», «Будущий избиратель хочет знать»;
- игры «Голосуй сейчас – выбирай будущее», «Мы учимся выбирать», «Я – молодой, я- гражданин, я – избиратель»;
- уроки права «Любишь свой край – иди и выбирай». «Выборы? Хочу все знать»;
- дискуссионная беседа «Выборы: за и против»;
- час-спор «Мы молодые избиратели».
Литература:
1. Белогурова , Е. Библиотека – территория молодежи / Е. Белогурова // Бібліятэка прапануе . – 2013 . - № 4 . – С. 37-40
2. Берсеневич, А. Молодые и успешные пропагандируют чтение / А. Берсеневич // Бібліятэка прапануе . – 2011 . - № 11 . – С. 38-40
3. Брель, В.П. В ногу с молодежью / В.П. Брель // Беларуская думка . – 2012 . – С. 62-66
4. Бузовский, И. Патриотизм быть или слыть? / Игорь Бузовский // Рюкзак : журнал для умных людей 12 -16 лет. – 2010 . - №7 . – С.2-5
5. Валевич, Е. Роль библиотерапии в социализации личности / Е. Валевич // Бібліятэка прапануе . – 2012 . - № 11 . –С. 27-29
6. Вовк, О. «Сложные» книги в библиотеке / О. Вовк // Бібліятэка прапануе . – 2013 . - № 5 . - С. 18-19
7. Гигин. В. Куда идешь, молодежь? / В. Гигин // Беларуская думка . - 2009 . - №4 . – С. 64-71
8. Горбачева, Н. Что такое толерантность? / Н. Горбачева // Бібліятэка прапануе . – 2010 . - № 10 . – С. 12 -13.
9. Дриняева, Л. Библиотека в православном пространстве / Л. Дриняева // Бібліятэка прапануе. – 2012 . - № 8 . – С.24 -28
10. Карзакова, А. Будущее страны строить молодым / А. Карзакова // Бібліятэка прапануе : Асветнікі зямлі беларускай . - 2014 . – С. 25-28 . - (Бібліятэка прапануе)
11. Косько, Д. Шанс быть услышанным / Д. Косько // Неман . - 2011 . - № 4 . – С. 193 . -199
12. Круталевич, Т. «Мастацкая літаратура – акно ў свет» / Т. Круталевич // Роднае слова . – 2012 . - № 8 . - С. 79-83
13. Монастырева, Г. Поколение Next. Их выбор / Г. Монастырева // Библиотека .- 2006 . - № 12 . – С. 42-45
14. Силькова, Н. Молодежь выбирает здоровье. Формирование здорового образа жизни среди подростков / Н. Силкова, Е. Абрамчик, Е. Радомская // Здаровы лад жыцця – 2014 . - № 1. - С. 37-46; № 2 . – С. 34 - 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Акция «Запиши друга в библиотеку!»
Целью акции является популяризация Книги и Чтения в молодежной среде.
Участники – молодежь, читатели библиотеки
Подготовительный этап. На подготовительном этапе сотрудники библиотеки размещают на кафедрах выдачи литературы рекламные объявления о проведении акции. В течение подготовительного этапа пользователей библиотек приглашают к участию в акции, раздавая им рекламные листовки.
Проведение акции. В ходе акции участники приглашают записаться в библиотеку своих друзей, знакомых, родственников. При записи нового читателя в библиотеку на участника акции заполняется билет, который будет участвовать в розыгрыше призов.
На лотерейном билете указывается фамилия, имя, отчество участника, ФИО приглашенного им читателя, а также автор и название художественного произведения на русском языке, которое участник акции хотел бы получить в качестве главного приза.
Кроме того, участнику акции выдается подарочный сертификат на бесплатное пользование Интернетом в библиотеке (1 час). Сертификатом можно воспользоваться в течение 1 месяца со дня получения, предъявив его при посещении библиотеки. Время пользования Интернетом, указанное на сертификате, может быть использовано только за одно посещение.
Если участник акции записал в библиотеку несколько человек, за каждого читателя он получает сертификат и лотерейный билет на участие в розыгрыше главного приза.
Подведение итогов и награждение
Каждый участник акции, записавший читателя в библиотеку, получает сертификат на бесплатное пользование Интернетом в библиотеке в течение 1 часа.
Абсолютный победитель акции определяется путем лотереи. Победитель акции награждается дипломом и получает в подарок книгу, которую он указал в своем лотерейном билете.
Специальный приз будет вручен также победителю в номинации «Самый активный участник акции», записавшему в библиотеку наибольшее количество читателей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
“Маладая літаратура Беларусі”
рэкамендацыйны спіс кніг для моладзі і падлеткаў
Ці існуе сучасная моладзевая беларуская літаратура, ці з’явіліся маладыя беларускія паэты пасля цэлай плеяды велічных творцаў? І наогул, ці чытае беларуская моладзь беларускую літаратуру? У артыкуле «Я вельмі ганаруся…, альбо Не ведаю, як палюбіць» з часопіса «Маладосць» №7 за 2010 год сабраны выказванні шаснаццацігадовых пра беларускую мову і літаратуру. Асабліва зачапілі гэтыя меркаванні:
«Пра беларускую літаратуру я нічога не магу сказаць, таму што яна мяне не цікавіць. Можа, я проста мала яе чытала, а тое, што чытала, мне не падабалася?»;
«Большасць людзей, асабліва падлеткі, за межамі школы могуць па свайму жаданню чытаць толькі Васіля Быкава і Уладзіміра Караткевіча (практычна я цікаўлюся гэтымі двума аўтарамі)… Сучасных жа аўтараў вельмі мала, напрыклад, я не ведаю ніводнага. Каб зацікаўліваць чытачоў, неабходна праводзіць шырокую агітацыю…»
Таму захацелася крышачку расказаць нашай моладзі і падлеткам пра тое, што сучасная беларуская літаратура ўсё ж такі існуе і што ёсць на Беларусі таленавітыя маладыя пісьменнікі.
Алёна Беланожка
Алёна Міхайлаўна Беланожка — рэжысёр, паэтка, пісьменніца, драматург. Нарадзілася 17 студзеня 1985 года ў Магілёве. Скончыла Магілёўскае Дзяржаўнае вучылішча культуры імя Н. Крупскай, Беларускі Дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў.Працавала рэжысёрам, рэдактарам і метадыстам культурных устаноў Магілёва і Мінска. Аўтар кінасцэнарыяў і тэкстаў песень беларускіх зорак эстрады.Друкавалася ў часопісах «Маладосць» і «Верасень» (Беларусь), «Лауреат» (Расія), газетах «Веснік Магілёва», «Магілёўскія Ведамасці», «Советская Белоруссия», «Літаратура і Мастацтва».Аўтар паэтычнага зборніка «В шаге от неба» (2007), кнігі «Чамадан з кракадзілавай скуры». Аб сабе маладая аўтарка кажа: «Літаратура сама мяне знайшла. Я з дзяцінства пішу. Думала, такі лад жыцця ва ўсіх. А потым зразумела — не… Але было позна — літаратарства злавіла мяне на жыўца. Вершы, апавяданні…»
Беланожка, Алёна. Чамадан з кракадзілавай скуры: аповесць / А. Беланожка. — Мінск : Звязда, 2014. — 176 с. — (Бібліятэка часопіса «Маладосць»).
Аповесць Алёны Беланожкі «Чамадан з кракадзілавай скуры» можна аднесці да жанру іранічнага дэтэктыву. Сама пісьменніца характарызуе ўласны твор як «вясёлую аповесць, адрасаваную моладзевай аўдыторыі». Аліна, галоўная гераіня аповесці, — кіраўнік прадзюсарскага цэнтра, актыўная дзяўчына з дзелавой хваткай. Стаўшая ахвярай гвалтоўнага выкрадання, яна здолела збегчы і самастойна раскруціць увесь клубок незразумелых здарэнняў. Наконт галоўнай гераіні аўтарка кажа так: «З сябе пісала, а як іначай? Характар — мой… А галоўная гераіня мне блізкая тым, што яна не баіцца людзей. Яна іх любіць. Розных, усякіх. Іначай яна б ніколі не выбрала сабе такі занятак — клапаціцца пра тое, каб іх настрой заўсёды быў добрым».
Артыкулы пра аўтара і яе творчасць:
1) Весялуха, М. Гісторыя з выкраданнем / М. Весялуха // Звязда. — 2015. — 5 лютага. — С. 8
2) Грышчук, А. Горкі смех рэжысёра / А. Грышчук // Літаратура і мастацтва. — 2014. — № 12. — С. 6-7
3) Грышчук, А. Жыццё не цукар / А. Грышчук // Літаратура і мастацтва. — 2014. — № 42. — С. 6
4) Новік, Ю. Дасягаць усё новых і новых вяршыняў / Юлія Новік, Алёна Беланожка // Маладосць. — 2011. — № 3. — С. 120-122
5) Шчарбачэвіч, Н. «Скрозь «Маладосць» — у літаратуру / Н. Шчарбачэвіч // Звязда. — 2014. — 23 снежня. — С.8
Болатаў Андрэй
Нарадзіўся ў 1982 годзе ў Мінску. Скончыў Мінскі дзяржаўны лінгвістычны ўніверсітэт. Перакладчык англійскай і італьянскай моў. Пісаць пачаў у 2003 годзе. Лаўрэат конкурсу «Новая беларуская фантастыка», наладжанага Саюзам пісьменнікаў Беларусі ў 2010 годзе. Піша на рускай мове.
Болотов, Андрей. Панацея / А. Болотов. — Минск : Харвест, 2014. — (Новая белорусская фантастика = Новая беларуская фантастыка) (Бібліятэка Саюза пісьменнікаў Беларусі = Библиотека Союза писателей Беларуси).
Раман Андрэя Болатава «Панацэя» атрымаў трэцяе месца ў конкурсе «Новая белорусская фантастика», у якім прымалі ўдзел 68 аўтараў. У кнігу «Панацэя» ўвайшлі аднайменны раман і тры апавяданні. Гэта цікавая афарыстычная проза, дзе адчуваецца тонкае разуменне жыццёвых калізій і псіхалогіі персанажаў. Зыходзячы з сюжэту, раман «Панацэя» можна аднесці да жанру альтэрнатыўнай гісторыі і навуковай фантастыкі адначасова. Дзея рамана разгортваецца ў выдуманай дзяржаве на пачатку 20 стагоддзя. Горад N ахоплівае эпідэмія загадкавай хваробы. У пошуках лекаў галоўны герой — губернатар Улад Сцяпенскі — уваходзіць у супрацьстаянне з бандытамі і тайнай паліцыяй. Панацэя ад хваробы хавалася ў руінах недалёка ад горада. А насамрэч, ва ўсім вінаватыя чужынцы з іншых планет, якія выпадкова страцілі кантроль над сваёй лабараторыяй і людзі гарадка N пацярпелі ад вірусаў. Але, як кажуць, няма худа без дабра. Барацьба супраць вірусу аб’яднала людзей і супраць дзяржаўнай улады, якая нічога не рабіла, а яшчэ больш, перашкаджала ў пошуках панацэі ад хваробы.
Больш прачытаць пра аўтара:
1) Дудзюк, З. Таямнічыя пячоры / З. Дудзюк // Літаратура і мастацтва. — 2015. — №1. — С. 6
Войнікава Кацярына
У 2006 годзе скончыла хімічны факультэт БДУ па спецыяльнасці хімік-эколаг. З 2006 г. — малодшы навуковы супрацоўнік кафедры радыяцыйнай хіміі і хіміка-фармацэўтычных тэхнологій. Першая кніга — «Дары Дракона» (2014 г.) Лаўрэат конкурса СПБ «Новая беларуская фантастыка» — узрост аўтараў — да 31 года. «Дары Дракона» — гэта літаратурны дэбют Кацярыны Войнікавай. Магчыма, нехта ўжо знаёмы з гэтым аўтарам па серыі публікацый пад псеўданімам Грэхэм Янг. Але «Дары Дракона» — гэта першая кніга аўтара.
Войникова, Екатерина Викторовна. Дары Дракона / Е. В. Войникова. — Минск : Харвест, 2014. — 256 с. — (Новая белорусская фантастика) (Бібліятэка Саюза пісьменнікаў Беларусі = Библиотека Союза писателей Беларуси).
Твор балансуе на стыку фэнтэзі і навуковай фантастыкі. Раман «Дары Дракона» грунтуецца на чараўніцтве і інтрызе, якая вытрымліваецца да апошняй старонкі. Твор яўна чытаецца як папярэджанне недальнабачнаму чалавецтву, якое не ўмее ўтаймаваць сваю агрэсіўнасць. Героі існуюць у свеце постапакаліпсісу, і ў такіх экстрэмальных умовах няма гаворкі пра каханне — толькі вечны Дракон песціць у душы светлыя пачуцці, але і ён асуджаны на вынішчэнне.
Больш пра аўтара:
1) Войнікава, К. У маладых фантастаў дзень нараджэння / К. Войнікава // Літаратура і мастацтва. — 2012. — №9. — С.21
2) Дудзюк, З. Таямнічыя пячоры / З. Дудзюк // Літаратура і мастацтва. — 2015. — № 1. — С. 6
Курэйчык Андрэй
Андрэй Курэйчык, драматург, сцэнарыст, прадзюсар. Нарадзіўся ў 1980 г. Скончыў юрыдычны факультэт БДУ. Заснавальнік тэатральнага фестывалю «Адкрыты фармат». Лаўрэат шматлікіх тэатральных прэмій. У юнацтве (1992 г.) быў чэмпіёнам Мінска па у-шу. Найбольш вядомыя працы ў кіно як сцэнарыста — «Любовь-морковь», «Юленька», «Служебный роман: наше время». У тэатрах Расіі, Беларусі, Украіны ды іншых краін паставілі больш за 30 яго п’ес. П’есы драматурга — «Споведзь Пілата», «П’емонцкі звер», «Згублены рай», «Выканаўца жаданняў» і інш.
Адно з цэнтральных месцаў у творчасці маладога драматурга займае п’еса «Скарына», якая ўяўляе сабой мастацкае даследаванне творчага і жыццёвага шляху выбітнага дзеяча беларускай культуры XVI стагоддзя.
Курейчик, А. Скорина / Андрей Курейчик // Сборник современной русскоязычной драматургии Беларуси / [сост. С. Я. Гончарова-Грабовская]. — Минск, 2010. — С. 198-254. — (Школьная библиотека).
«Гэта першы ў маім жыцці сцэнарый, які я пісаў не на замову, а па загадзе душы», — казаў Курэйчык. Да Скарыны і яго новай тэхналогіі кнігадрукавання ён ставіцца так: «Гэта наш Стыў Джобс, калі заўгодна». У аўтара Скарына — не абстрактны асветнік, а жывы чалавек, якога раздзіраюць супярэчнасці. Але ў той жа час гэта і асоба з прынцыпамі, глыбокай любоўю да сваёй радзімы. Каб падкрэсліць сусветную ролю Скарыны, аўтар прапануе нам сустрэчу Скарыны з некім Леанарда, у якім мы прыгадваем вялікага Леанарда да Вінчы.
Пачытаць больш пра аўтара і яго творчасць:
1) Орлова, Т. История одного театра // Орлова, Т. Театральная критика нового времени / Татьяна Орлова. — Минск, 2010. — С. 92-132
2) Арлоў, У. Тры мушкецёры і Курэйчык / У. Арлоў // Мастацтва. — 2010. — № 9. — С. 16-17
3) Грамыка, Л. Два спектаклі, адзін лёс / Л. Грамыка // Мастацтва. — 2013. — № 2. — С. 6-7
4) Курейчик, А. Курейчик. Live / А. Курейчик // Минский курьер. — 2011. — 19 января. — С. 11
5) Смольская, К. Новая беларуская п’еса / К. Смольская // Роднае слова. — 2011. — № 8. — С. 17-21
Саўчык Дзмітрый
Нарадзіўся ў горадзе Мазыры ў 1985 годзе. Скончыў Беларускую дзяржаўную акадэмію музыкі. Стыпендыят фонду Прэзідэнта РБ па падтрымцы таленавітай моладзі. Лаўрэат конкурсу «Новая беларуская фантастыка», лаўрэат літаратурнай прэміі «Адкрыццё 2013 года» у намінацыі «Літаратура для дзяцей». Член ГА «Саюз пісьменнікаў Беларусі». Аўтар зборніка казак «Фабрика хорошего настроения» (2013 г.), кнігі фантастыкі «Незлічоныя скарбы таямнічай пячоры» (2014 г.) Маладога, таленавітага і сціплага Дзмітрыя, між тым, цяжка назваць пачаткоўцам. Першую казку васьмігадовага Дзімы на беларускай мове апублікавалі ў газеце «Мая сям’я» ў 1993 годзе. Потым друкаваўся ў часопісах «Незнайка», «Рюкзачок». За 5 гадоў выйшла каля 100 казак.
Саўчык, Дзмітрый. Незлічоныя скарбы таямнічай пячоры / Д. Саўчык. — Мінск : Харвест, 2014. – 320 с. — (Новая беларуская фантастыка = Новая белорусская фантастика) (Бібліятэка Саюза пісьменнікаў Беларусі = Библиотека Союза писателей Беларуси).
«Незлічоныя скарбы таямнічай пячоры» Дзмітрыя Саўчыка — кніга самага малодшага фіналіста конкурсу «Новая беларуская фантастыка». Яна складаецца з дзвюх казак-фэнтэзі, якія апавядаюць пра вялікае каханне і падступнае вядзьмарства, жорсткасць зла і вялікую сілу дабра, здольнага перамагчы ўсе перашкоды. Кніга насычаная прыгодамі і чарамі, здатная ўтрымліваць увагу чытача.
Артыкулы пра маладога творцу:
1) Дудзюк, З. Таямнічыя пячоры / З. Дудзюк // Літаратура і мастацтва. — 2015. — № 1. — С. 6
2) Саўчык, Д. Творца, якому сняцца казкі: гутарка / Д. Саўчык; гутарыла М. Галубцова // Літаратура і мастацтва. — 2014. — № 14. — С.12
Хвашчэўская Аксана
Нарадзілася і жыве ў вёсцы Глыбаў Рэчыцкага раёна з 1981 года. Скончыла сярэднюю школу, каледж бытавога абслугоўвання насельніцтва. Працуе горнічнай на базе адпачынку «Мілаград». Ужо ў 10 класе пад уплывам кніг А. і С. Галон і Ж. Бенцоні Аксана напісала свой першы раман. Любіць фатаграфаваць, шмат чытае, разводзіць кветкі. Піша на рускай мове. Аксана Хвашчэўская з’яўляецца пераможцам другога сезону літаратурнага конкурсу «Першая глава», наладжанага выдавецтвам «Рэгістр» і праграмай «Культурная сфера» на радыё «Стaліца». Перамога Аксаны Хвашчэўскай на конкурсе ўжо стала літаратурнай падзеяй, а яе прозу параўноўваюць з творамі Наталлі Батраковай, Ганны Гавальды.
Хващевская, Оксана. Не Любовь: роман / О. Хващевская. — Минск : Регистр, 2015. — 384 с.
У сваім рамане «Не Любовь» Хвашчэўская вяртае чытача да гістарычнага мінулага нашага краю: падзей Вялікай Айчыннай вайны, рэпрэсій, маладосці нашых бабуль і дзядуль. Яна шукае шлях да захавання вёсак, хутароў, старых сядзіб, за якімі паўстае гісторыя і чалавечыя лёсы. Прычым робіць гэта не толькі на словах: сама Аксана Хвашчэўская будуе дом у адной маленькай вёсачцы, на тым самым месцы, дзе калісьці стаяў дом прабабулі, дзе на старых могілках ляжыць не адно пакаленне яе продкаў.
Пачытаць пра аўтара можна тут:
http://1glava.by/cartist/oksana-hvashevska/
http://www.livelib.ru/author/550833
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сценарий
урока-пропаганды «Легко ли быть молодым?»
по профилактике наркомании среди подростков.
Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании; росту самосознания и самооценки подростков.
Задачи:
- Развить умение аргументировать свою точку зрения.
- Помочь школьникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления наркотиков, осознать глубину данной проблемы.
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Ведущий: Каждый человек прекрасно знает, насколько серьезной проблемой сегодняшнего общества является наркомания.
Среди причин, побуждающих подростков принимать наркотики, можно выделить легкомыслие, неумение разумно и содержательно использовать свободное время, слабые волевые качества, отсутствие знаний о пагубном влиянии наркотиков на личность, на организм человека, отчуждение, и равнодушие к своему здоровью, а также какое - то горе, потеря близких, болезнь, конфликты в семье, трудное материальное положение.
Приобщение к наркотикам происходит не в силу чьей-то изначальной испорченности, а потому, что жизненные обстоятельства сделали это возможным, в том числе обстоятельства случайные - знакомства с теми, а не с другими ребятами, благоприятствующая ситуация, доступность наркотиков и другие.
Предлагаем вам посмотреть сюжет под названием «Легко ли быть молодым?»
Просмотр сюжета.
Вопросы для дискуссии:
- Как вы можете описать внешний вид наркоманов?
- Что толкает людей на преступный путь?
- Как становятся рабом нескольких граммов?
- Чужая ли это беда, если подросток становится наркоманом?
- Как не стать жертвой наркомании?
- На ваш взгляд, насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?
- Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
- Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?
Ведущий: Проблема наркомании на слуху у всех членов общества. Все о ней знают или слышали, все пытаются существовать с этой проблемой параллельно. Да, наркомания - это тяжелая болезнь. Она заключается в нарастающем изменении чувствительности организма к действию наркотиков - в формировании жесткой зависимости состояния человека, его психического и физического самочувствия от наличия или отсутствия наркотика в организме. Распространение наркомании происходит угрожающими темпами.
Представьте себе такую картину: истощенное, с исколотыми венами тело; отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз; бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы; а главное, полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни. Путь туда лёгок и прост, вернуться оттуда крайне трудно, а порой невозможно.
Посмотрите, пожалуйста, сюжет, главные герои которого – люди, употреблявшие в прошлом наркотики.
Просмотр сюжета «Наркомания для взрослых».
Ведущий: Ответьте мне, ребята, кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у вас есть возможность сейчас почувствовать, как наркотик может управлять подвластными ему людьми.
Игра «Марионетки»:
Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра, на второй стул ставится кактус.
Цель "кукловодов" - перевести "куклу" от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
- Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
- Хотелось ли что-либо сделать самому?
Ведущий: Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него. Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное "Нет".
Игра «Отказ»
Участники делятся на подгруппы. Разыгрываются различные ситуации, в которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
- Одноклассник просит тебя дать ему телефон, чтобы позвонить.
- Одноклассник просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
- Одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
- Одноклассник предлагает попробовать наркотик "за компанию".
- Одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
- Одноклассник просит достать для него наркотик.
Ведущий: Дорогие друзья, сегодня вы посмотрели три сюжета, обсудили их, сделали для себя какие-то выводы. В завершение нашей встречи предлагаем вам нарисовать при помощи компьютерной программы листовки или плакаты, которые отразят ваше отношение к наркотикам и наркомании. А мы вам желаем быть всегда здоровыми и красивыми!
Ведущий: Сегодня мы попытались ввести вас в круг проблем, которые к вам, скорее всего, не име¬ют отношения. Но, как говорят, предупрежден - значит вооружен. Поэтому, делайте умный выбор! Новое поколение выбирает жизнь без риска, жизнь без алкоголя и наркотиков!
Библиотека - территория молодежи: методические рекомендации в помощь работе библиотек с молодежью
Составитель Жанна Борисовна Воробьева
Редактор Любовь Ивановна Схаба
Подписано в печать 20 августа 2015 года.
Государственное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная
сеть Бобруйского района»
ул. Крылова, д. 44
213830 г. Бобруйск
Телефон 8 0225 717587
E—mail: с Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Подробности
- Просмотров: 11132