Russian Belarusian

ГУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СЕТЬ

БОБРУЙСКОГО РАЙОНА»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

ОТДЕЛ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА

 

 

 

 

БИБЛИОТЕКА - ТЕРРИТОРИЯ МОЛОДЕЖИ

 

 

Методические рекомендации

в помощь работе библиотек

с молодежью

 

г. Бобруйск, 2015

 

 

 

Библиотека - территория молодежи : методические рекомендации в помощь работе библиотек с молодежью / Государственное учреждение культуры «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района», Центральная библиотека, отдел библиотечного маркетинга ; [составитель Ж.Б. Воробьева,  редактор Л.И. Схаба] . – Бобруйск : Центральная районная библиотека, 2015 . -  36 с.

 

Главная цель библиотек, обслуживающих молодежь, заключается в активном содействии просвещению, непрерывному образованию, процессам социализации растущего человека, становлению личности, раскрытию творческого потенциала, формированию навыков конкурентоспособного работника на рынке труда. Данные рекомендации помогут библиотекарям привлечь в библиотеку молодых пользователей и организовать работу по их обслуживанию.

 

Содержание

Библиотека и молодежь 4
Воспитание интереса к чтению художественной литературы 10
Профориентация молодых 13
Формирование здорового образа жизни 14
Работа библиотеки с молодыми семьями 16
Гражданско-патриотическое воспитание 17
Воспитание толерантности 21
Правовое воспитание 22
Литература 22

Приложения:
Акция “Запиши друга в библиотеку”

24
Рэкамендацыйны спіс кніг для моладзі і падлеткаў “Маладая беларуская літаратура” 25
Сценарий урока-пропаганды по профилактике наркомании среди подростков «Легко ли быть молодым» 32

 

Библиотека и молодежь 

Главная цель библиотек, обслуживающих молодежь, заключается в активном содействии просвещению, непрерывному образованию, процессам социализации растущего человека, становлению личности, раскрытию творческого потенциала, формированию навыков конкурентоспособного работника на рынке труда.

У молодого пользователя должно возникать ощущение от библиотеки как защищенной и дружелюбной территории, привлекательной и соответствующей стилю жизни молодых людей.  Образ библиотеки должен ассоциироваться в сознании с суждениями «Библиотека – это образ жизни», «Посещение библиотеки – это стиль жизни», «Библиотека – это безопасно».

 

Что должна предоставить библиотека молодежи?

  1. Выполнение различных типов библиографических справок, как в реальном, так и в электронном виде;
  2. Предоставление пользователям автоматизированных рабочих мест для самостоятельной работы;
  3. Обеспечение свободного бесплатного доступа к электронным локальным и удаленным базам данных, электронным библиотекам и электронным библиотечным системам;
  4. Обеспечение свободного беспроводного доступа в Интернет на территории библиотеки;
  5. Предоставление информации по всему кругу вопросов, волнующих молодежь, имея в виду профессиональную и личностную проблематику;
  6. Предоставление максимально широких возможностей виртуального доступа к ресурсам и услугам библиотеки посредством библиотечных сайтов, блогов, рассылок;
  7. Проведение бесед, встреч со специалистами, представителями профессий, консультаций в помощь социализации, профориентации и профадаптации молодежи;
  8. Проведение практикумов, учебных курсов по информационной грамотности, культуре чтения и навыкам поиска информации с использованием печатных и электронных ресурсов;
  9. Организация услуг для молодых людей с ограниченными физическими возможностями, для их родителей и опекунов, а также для тех, кто по тем или иным причинам не может посещать библиотеку;
  10. Предоставление молодым людям возможности участвовать в работе клубов, творческих объединений, выставок, лекториев, мастер-классов и прочих мероприятиях, действующих на базе библиотеки.

Стоит обратить внимание на то, что предоставление большого числа услуг на платной основе может стать для молодых людей серьезным психологическим и материальным фактором, препятствующим посещению библиотеки.

При продумывании перечня и форм публичных мероприятий и программ, библиотеки должны отдавать приоритет реальным интересам и потребностям молодежи, отраженным в государственной молодежной политике, в национальных программах в области культуры и образования, а также задачам, обусловленным потребностями местного сообщества.

 

К сложившимся формам публичных мероприятий для молодежи относятся:

  • беседы о книгах, обзоры и презентации изданий, премьеры и обсуждение книг;
  • информационные часы по актуальным темам, волнующим молодежь;
  • встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, актерами, предпринимателями, знаменитыми земляками), вызывающими у молодежи реальный интерес к их жизни, работе, творчеству;
  • театрализованные представления, шоу, уличные шествия, флэш-мобы;
  • экспонирование произведений, результатов изыскательской работы самих молодых людей (рисунки, поделки, публикации, аудио- и видеоматериалы) на реальных и виртуальных площадках;
  • регулярные экскурсии, дни открытых дверей, для людей, не являющихся пока пользователями библиотеки;
  • создание историко-литературных экспозиций по темам, представляющим интерес для молодежи (по истории персонального компьютера, печатной и электронной книги, быта и культуре предшествующих десятилетий);
  • психологические тренинги и психологические ролевые игры;
  • дискуссионные объединения, клубы по интересам, мастер-классы, творческие мастерские.

 

В своей работе надо учитывать, что современные молодые люди не готовы к роли «объекта воспитательного воздействия», «ведомого», они достаточно независимы и самостоятельны в своем выборе и поведении.

 

 

В современной библиотеке общение библиотекаря с молодыми пользователями предполагает наличие у сотрудника библиотеки таких профессиональных и личностных качеств, как:

  • высокая профессиональная квалификация;
  • умение пользоваться всеми электронными и мобильными устройствами, компьютерными программами, которыми располагает библиотека;
  • знание особенностей личностного, профессионального и социального становления молодого человека на разных возрастных этапах жизни, способность с уважением и терпимостью относиться к мнению и мировосприятию каждого из них;
  • способность вовремя улавливать изменение потребностей и направление интересов молодежи, тем или иным образом связанных с библиотекой, и соответственно менять формы и методы работы с ней;
  • умение наладить контакты с другими возрастными группами в зоне действия библиотеки для удовлетворения потребностей молодежи;
  • умение защищать интересы молодежи как внутри библиотеки, так и за ее пределами;
  • владение культурой партнерских отношений со всеми организациями, которые могут быть полезными для эффективной работы с молодежью, в частности СМИ, Интернет сообщества, БРСМ;
  • умение критически осмысливать собственные достижения, непрерывно профессионально развиваться;
  • умение использовать различные методы для привлечения молодых пользователей к участию в деятельности библиотеки;
  • умение работать в команде, наличие организаторских и ораторских способностей, необходимых для проведения публичных мероприятий и ведения объединений по интересам.

 

В библиотечной практике работы с молодежью широко используются как уже зарекомендовавшие себя, так и новые формы продвижения услуг, в числе которых:

  • организация коммуникативного пространства библиотеки, отвечающего интересам молодежи, создание среды, где им комфортно находиться, даже тогда, когда их приход не связан напрямую с книгой и чтением;
  • размещение рекламы в местах, где бывают молодые люди (в кинотеатрах, кафе, наиболее посещаемых магазинах, в учебных заведениях и т.д);
  • приглашение молодых людей к оформлению и распространению библиотечной рекламы, к оформлению библиотеки;
  • размещение перечня услуг для молодежи и условий их предоставления на библиотечном сайте, в ее блоге и на страницах в социальных сетях;
  • участие библиотеки в конференциях, семинарах, дискуссиях, круглых столах, проводимых другими организациями, учебными заведениями. По темам способным привлечь к библиотеке, ее ресурсам и услугам участников этих мероприятий.

 

Очень многое зависит от продуманной рекламы, призванной создавать вокруг учреждения (фонда литературы, библиотечных услуг) определенное читательское мнение, формировать интеллектуальные и практические потребности читателей. Вовремя дать нужную информацию о библиотеке, ее ресурсах, привлечь внимание к полезным и актуальным книгам, заинтересовать темой или встречей с интересными людьми – все это помогает сделать реклама.

Вот, например, рекламный текст, к выставке-диалогу «Листая вечные страницы». Он информирует о содержании представленных в экспозиции книг, призывает к живому творческому общению: «Читатели! Друзья! Мы предлагаем вам книги, которые по праву называют классическими, которые никогда не устаревают и приносят радость, счастье общения с творчеством талантливых писателей   и размышления над такими вечными понятиями, как любовь и ненависть, добро и зло, истина и ложь. Мы приглашаем вас к диалогу: напишите, что вы думаете об этих книгах, какие мысли и чувства пробудили они в вас».

Существенные рекламные функции выполняют и нетрадиционно оформленные выставки библиотечной продукции. Здесь особенно необходимы элементы, выполняющие функции привлечения внимания. Зарубежные специалисты называют их «ай-стопперами», то есть «останавливающие внимание». Роль «ай-стопперов» могут выполнять различные аксессуары - предметы, детали, содержательно связанные с темой экспозиции.

Ярким, запоминающимся событием библиотечной жизни становятся популярные сегодня аукционы: книжный аукцион «Все книги будут в гости к нам», аукцион знаний «О чем не расскажет учебник». Кроме выполнения сугубо рекламных функций, такие мероприятия способствуют привлечению новых читателей, повышению спроса на книги. Главное, чтобы читатели там не скучали. В программу аукционов хорошо включать познавательные игры, которые способствуют расширению и углублению знаний, несут информацию, развлекают. Очень уместно использование таких интерактивных форм, как лотереи, викторины, дайджесты, литературные игры, пресс-бои, рейтинги начитанности.

 

Информационно-развлекательные мероприятия типа блиц-программы «Юношеский час», «Библиотечная служба новостей» (БОН) помогают библиотекарю донести до читателя разнообразную информацию. Вот только некоторые примеры:

  • калейдоскоп интересных фактов из искусства, социологии, литературы, истории; 
  • обзоры-рекламы новых книг;
  • экскурсы по периодическим изданиям; премьеры книг;
  • анонсы, литературные сенсации;
  • игровые и музыкальные паузы;
  • литературные игры «Что? Где? Когда?».

Особенно важно то, что читатель является непременным участником таких диалоговых мероприятий, извлекая из них максимум полезной информации.

Привлекательность библиотеки для читателей - подростков усиливает дискуссионный клуб «Pro et contra?» («За и против»), где ребята могут высказаться по представляющим для них интерес темам: «Как воспитать прекрасную даму?», «Зачем вы, девушки, в погонах ходите?», «Брачный контракт: брак по расчету или брак без любви?», «Астрология: тайны, загадки, предвидения?», «Трудно быть интеллектуалом?», принять участие в диск-тусовках: «Чем сегодня удивляют?», «Разрешите высказаться!», «Кому ты говоришь: «Браво!», «Кумиры молодых: кто они?», «Потрясающий хит сезона (книга, диск)!».

 

Воспитание интереса к чтению

художественной литературы

Библиотека может предложить комплекс мероприятий, обеспечивающих выработку интереса к художественной литературе.

Системное знакомство с лучшим творением русской и зарубежной литературы позволяет читателям участвовать в литературных играх-лото. Схема игры проста – необходимо заполнить пропущенные места в предложенных текстах правильными названиями, именами, определениями.

Многим молодым людям особенно импонирует быть лидером чтения, иметь информацию о новинках библиотечного фонда, о новых библиотечных услугах. Акции «Мир новых журналов – он твой!», «Ты – лидер чтения!», «Познавайте мир с новыми книгами!» обеспечивают удовлетворение доминирующего спроса читателей на новые издания.

Литературный хит-клуб (представляет литературные хиты – наиболее востребованные издания), ярмарки читательских мнений (о самых «модных» авторах и темах):

  • «Интим-литература: сокровенная? Банальная? Откровенная?»
  • «А вы читали Мураками?»
  • «Поговорим о модных книгах?»
  • Звездные книги о звездных судьбах»
  • «Книга твоей мечты: какая она?»

 

Ознакомить читателей с новыми темами современной литературы можно проведя цикл «Беседы с читателями о литературе», в котором предусмотрены литературные часы, рекламные обзоры, заседания в литературной гостиной, часы информации.  Назовем некоторые темы: «Представляем лауреатов премии «Дебют», «Новое имя в литературе», «Популярные имена вчера и сегодня», «Литературные премии года», «История в художественном слове», «Не будем проклинать изгнанье» (литература русского зарубежья), «Такая неизвестная известная война», «Самые знаменитые поэты России». Рассказ о новинках должен быть увлекательным, интересным, ярким, запоминающимся.

Как перспективную и приоритетную, учитывающую современный стиль общения в молодежной среде форму можно рассматривать молодежные программы чтения. Презентация таких программ – это яркое, зрелищное действо. В нем гармонически сочетаются рекомендации традиционных книжных носителей информации с новыми, некнижными (видеофильмы, слайды, компакт-диски). Обязательные условия - рекомендация литературы для чтения в нетрадиционных формах, образных и запоминающихся, и раскрытие интересующих читателей тем. Например:

  • «Кумиры молодых»,
  • «Образование, карьера, успех»,
  • «Что читать молодым?»,
  • «Это классное внеклассное чтение!».

Журналы, газеты, составляющие значительную часть фонда, дают возможность использовать их информационный потенциал при отсутствии нужных пользователю книг. Важно информировать читателей обо всем новом в периодических изданиях. Пресс-клуб «Новости-пресс» предлагает читателям дайджесты «По страницам молодежных журналов», хит-парады: «Самые, самые, самые читаемые журналы», «самые престижные, самые интеллектуальные, самые экстравагантные журналы», а также презентации лучших представителей молодежной периодики. Не ограничиваясь чтением по школьной программе, подросток приобщается к научно-популярной, общественно-политической литературе посредством чтения периодической печати.

Есть еще одно направление работы по формированию и развитию читательской культуры – аналитико-рецензионное или оценочное. Несомненно, библиотекарь должен обладать навыками анализа литературных произведений, их рецензирования, уметь поделиться знаниями таких приемов с читателем. Этому служит цикл бесед «Как читать книгу». Начинается он с консультации «Анализ литературного произведения», заканчивается литературной игрой «Самый проницательный читатель».  Реализуются полученные навыки в ходе мероприятий, которые носят практический характер. Это выставки-диалоги «Размышления над прочитанной книгой», «Что у нас читают?»; обмен мнениями «Выбор книги для чтения: наука и искусство», «Вчера я прочитал…», опыт устной рецензии «Только что прочитано». И завершает цикл  «защита» читательских формуляров «Что ты читаешь сегодня?». Главная цель этого цикла – научить читателей выбирать книги для собственного чтения, анализировать прочитанное, свободно, непринужденно вести дискуссию.

Активизировать читательских спрос, расширить репертуар спрашиваемых книг, привлечь внимание к новым именам и неизвестным ранее произведениям позволяют такие формы, как выставка-реклама «Читать эти книги престижно!», выставки-дискуссии «Во что мы верим?», «Книги о которых спорят», выставка-викторина «Из каких мы книг?», выставка-словарь «Литературная азбука», выставка-дебют «Репертуар для модного чтения», экспресс-выставки «Откройте книги молодых!», «Совершенно новые книги».

 

Проводя библиотечные исследования с целью изучения читателей-подростков, библиотека может использовать следующие формы анкетирования и опроса:

  • книжка-раскладушка «Как живешь подросток?»,
  • блиц-опрос «Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?», «10 книг, которые потрясли нас»,
  • экспресс-опрос «Какую книгу ты бы взял на необитаемый остров?»

с последующим оформлением выставок. Рекомендация произведений сверстниками – самая лучшая рекомендация для подростка.

 

Профориентация молодежи.

Все мероприятия, посвященные профориентации, преследуют главную цель - помочь абитуриентам оценить свои возможности, разобраться в многообразии профессий и выбрать дело, которому можно себя посвятить.

В библиотеке может быть оформлен уголок профориентации "Сделай свой выбор", "Профессия и Я", Моя мечта быть…", "Дело жизни".

На стенде каждые две недели меняется информация по отдельным профессиям.  Каждая выставка - постоянный островок в океане профессий.

Целесообразно организовать картотеку "Искание высот", где собирается информационный материал - статьи из книг и периодической печати, справочные данные о профессиях.

Начальным этапом в массовой работе по профориентации может быть ориентация именно на трудовую деятельность родителей. Практика передачи навыков одного поколения другому существовала всегда: известны династии столяров, кузнецов, портных, учителей, врачей, ученых и т. д.

Можно выделить такие формы проведения мероприятий по профориентации:

  • часы-дебаты «Открытие профессии»; «Выбор профессии – дело серьезное»;
  • часы-раздумья «Мир профессий»; «Каждой профессии слава и честь», «Выбор профессии – выбор судьбы»;
  • дни будущего специалиста "Школа... А дальше?", «От школьника - к профессионалу»;
  • выставки-просмотры "Образование, профессия карьера", «На перекрестке тысячи дорог»;
  • встречи с интересными людьми «Люди нашего Сельского Совета»;
  • дни информации «Специальности нового века», «Я б  в рабочие пошел», «Молодежь. Карьера. Успех», «Выбирай. Решай. Поступай»;
  • час знакомства «Знакомьтесь – профессионал!»;
  • заочное путешествие «Путешествие по учебным заведениям»;
  • день самоуправления «Сам себе библиотекарь»;
  • экскурсии «Встречи с профессией»;
  • уголок абитуриента «Учиться? Где? Чему? Почем?»;
  • выставка-информация «Прочел книгу – выбрал профессию»

 

Формирование здорового образа жизни

Работа по формированию здорового образа жизни юношества на современном этапе должна выйти за рамки усилий горстки энтузиастов и вступить в стадию целенаправленных проектов, программ и объединений.

В работе по профилактике здорового образа жизни среди молодежи библиотекари могут использовать традиционные формы работы: клубы по интересам, выставки, обзоры литературы, информационные часы, беседы, а также и нетрадиционные - митинги, встречи со специалистами, спортивные праздники, диспуты, суды и т.д.

Положительные результаты дают такие формы массовой работы как:

  • часы протеста «Как избавиться от вредных привычек», «Стань свободным от сигареты». «Пивной фронт: за кем победа?»;
  • часы информации «Отведем беду», «Будущее без наркотиков», «Вредные привычки не проходят даром», «Наркотики – трагедия жизни», «Опасный градус», «Хочешь жить много лет? Забудь запах сигарет!», «Пожизненный плен»;
  • ролевые игры «Наркотики: реальность или мир иллюзий», «Об этом молчать нельзя», «Планета вредных привычек»;
  • выставки-рекламы «Звезды бросили, а ТЫ?», на которой можно представить материалы из жизни звезд шоу-бизнеса, рассказывающие о том, как им удалось избавиться от этой вредной привычки;
  • дни здоровья «Курить – здоровью вредить», «Да – здоровью, да – мечте.  Нет – наркотикам, беде!», «Расти красивым и сильным»;
  • часы раздумий «Жизнь на обочине – не для нас», «Тот сам себе вредит, кто в рюмку глядит», «Жизнь дается только раз», «В сладком дыме сигарет притаилось много бед»;
  • акции «Умей сказать «нет», «Библиотека за здоровый образ жизни», «Безопасное лето», «Дороги в никуда», «Куришь? Тогда ты в пролете!», «Книги и газеты – вместо сигареты».

Для раскрытия фонда литературы по здоровому образу жизни следует оформить книжные выставки, тематические полки, уголки здоровья:

«Курение, пьянство, наркомания - зачем тебе это?»;

«Мы – здоровое поколение страны»;

«Чтобы жизнь не прошла мимо»;

«Против зла все вместе».

Зачастую у такой выставки ставятся анонимный ящик «Что ты хотел знать о наркомании, но боялся спросить», в который читатель   может опустить интересующий его вопрос и получить на него ответ.

 

Работа с молодыми семьями

При библиотечном обслуживании молодых семей необходимо работать над восстановлением традиционных форм общения в семье, семейного (домашнего) воспитания, образования, чтения, организации досуга, педагогического просвещения родителей.

В фонде библиотеки можно выделить постоянный информационный стенд "Семья и общество» (государственная политика в отношении семьи); специализированный стеллаж «Семья. Дом. Быт. Досуг». Следует организовать цикл выставок под общим названием «Семейная Академия», адресованный различным читательским группам.

В Систематической картотеке статей выделить тематический разделитель, посвященный семейным проблемам. Заинтересуют читателей и информационные папки: «Консультирует домашний адвокат», «Семейный университет», «Мы растим ребенка» и т.д.

Разнообразны и формы массовых мероприятий для молодых семей:

встречи с многодетными   семьями «Святая наука расслышать друг друга»;

совместные конкурсы, родительские конференции «Семейные традиции - основа духовного и нравственного развития детей»;

совместные празднования Нового года, Рождества, 8 Марта «Быть женщиной - завидней доли нет», «Вечер дружной семьи».

Интересным может стать создание при библиотеке «Клуба семейного чтения», клуба психолого - педагогической помощи семье «Союз близких родственников», генеалогического клуба «Наша семья», «Династия», клуба выходного дня «Мир семьи». На заседаниях клуба читатели могут знакомиться с творчеством писателей и художников, встречаться с интересными людьми, участвовать в конкурсах, играх, делиться опытом проведения домашних вечеров.

 

Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание одно из важнейших направлений в работе библиотеки с молодежью.

Чем дальше от нас события военных лет, тем актуальнее становится проблема сохранения памяти о героических и трагических днях Великой Отечественной войны. Поэтому библиотека должна делать все для того, чтобы воспитать у молодежи глубокое уважение к тем, кто защитил Родину, воспитать чувство сопричастности к истории и современной жизни нашей страны.

Рассказать о событиях далекой войны помогут:

  • литературно-музыкальные композиции и вечера «Юные герои «сороковых-пороховых», «Эти песни спеты на войне», «Сила животворных строк», «Теплее на фронте от ласковых писем», «Мы о войне стихами говорим»;
  • акции «Жить и помнить», «Никто не создан для войны», «Сохраните в памяти мгновения войны»;
  • встреча трех поколений «Нам досталась нелегкая участь солдата»;
  • встречи с ветеранами «Мне выпала судьба прикоснуться к Победе»;
  • музыкальные вечера «Когда на смерть идут – поют».

Пробуждению гордости за героическое прошлое и современное развитие Беларуси будут способствовать комплексные мероприятия, проводимые циклами. Например:

«Декада молодого патриота», которая включает следующие мероприятия:

 

День Отечества

  • «Визитная карточка Беларуси: гимн». Музыкальный час. • «Государственные флаги Беларуси: История и современность». Информационный час.
  • «Зямля бацькоў нашых». Тематический вечер.
  • «Край беларускі, старонка мая». Книжная выставка.
  • «Беларусь и белорусы в истории мировой цивилизации»: виртуальное путешествие.
  • «Слова роднае - вечнасці след». Конкурс эрудитов белорусского языка.

День белорусской армии

  • «Земли и неба сын»: урок мужества, посвящённый В.Карвату, первому Герою Беларуси
  • Встреча с воинами-афганцами
  • «Аты-баты, шли солдаты...» Военно-историческая игровая программа.
  • «Служу – не тужу». Вечер-встреча
  • «Солдатский альбом». Книжная выставка.

День белорусской книги

  • «Доля памяці маёй». Обзор книжной выставки белорусских писателей - фронтовиков.
  • «Женщины Беларуси». Презентация книги.
  • «Земляробчы каляндар». Выставка-викторина одной книги.
  • Встреча с поэтом или писателем

День призывника

  • «Информирован — значит, защищен». Книжная выставка-просмотр для призывников.
  • «Чтобы служить так же, как все...» Беседа-консульта¬ция юриста, врача, психолога, сотрудников военкомата.

День белорусской культуры и спорта

  • «Мы все живём на земле Бобруйской». Презентация информационно-краеведческого издания-дайджеста о традициях и обычаях народов, населяющих район.
  • «Спорт любит смелых, спорт сильных ждёт». Игра по книге «Олимпийская страна Беларусь»
  • «Я, Ты, Мы и Скрипичный ключ». Музыкальный час о творчестве молодых эстрадных исполнителей.

 

День памяти

  • «Путь к Победе». Вечер памяти. (На основе воспоминаний фронтовиков составить карту, на которой отметить места сражений земляков, ранений, наград. По этой карте составить сценарий).
  • «Песни Победы». Фоно-викторина.
  • «Тайна одной фотографии». Выставка-сюрприз.
  • «Колесница великой войны». Историко-патриотическая игровая программа.

 

День Могилевской области

  • «Символика г.Бобруйска и Бобруйского района». Информационный час.
  • «Бобруйщина  на карте Беларуси». Краеведческая игровая программа.
  • «Прогулка по Могилевской области». Историческая игра.
  • «Города Могилевщины». Исто¬рико-литературная компози-ция.
  • «Люди Земли Бобруйской». Беседа-обзор.

 

День патриотического кино

  • Лектории и фильмы (по согласованию с киновидеопредприятием)
  • День юного гражданина
  • «Закон – разум страны». Книжная выставка
  • «Аукцион правовых знаний». Правовая игра.
  • «Поколение NEXT выбирает…». Диспут по правовой культуре молодёжи.
  • «Презентация правовой базы «Эталон».

 

В рамках патриотического воспитания библиотекам стоит уделять внимание работе с допризывной молодежью. Действенными формами работы с молодыми призывниками могут стать:

  • уроки патриотизма «Боевое знамя – символ части и ратная слава воинов», «Жизнь Родине, честь никому!»;
  • турнир «Будем мы солдатами»;
  • конкурсная программа «Верно служу - ни о чем не тужу»;
  • шоу-программа для подростков и их родителей «Мой папа лучше всех»;
  • тематический вечер «Солдатами не рождаются»;
  • конкурсно-игровые программы «Богатырские забавы», «Доблесть, отвага и честь», «Умелый боец – везде молодец»;
  • вечер - портрет «Профессия Родину защищать»;
  • вечера «Буду в армии служить», «Аты-баты, кто в солдаты?», «Святое дело – землю защищать»;
  • проводы в армию «Вы служите, мы вас подождем»;
  • урок мужества «Афганистан, ты боль моей души»;
  • турнир «За честь и отвагу»;
  • интеллектуальный марафон «Служу Отечеству»,

 

Воспитание толерантности

Толерантность в широком смысле – понимание, терпимость к чужому мнению. Это основа мирного сосуществования людей не только разных национальностей и вероисповеданий, но и представителей одной нации. Сейчас очень остро стоит проблема разобщенности людей даже внутри семьи. Умение прощать другим то, что не соответствует нашим взглядам, мнениям и представлениям - весьма непростая задача. Конечно, многие личностные качества, в том числе и это, закладываются в нас родителями. Однако, библиотеки тоже чувствуют ответственность за формирование толерантности в молодом поколении.

Для воспитания дружелюбия, человеколюбия, терпимости можно организовывать книжные выставки и тематические полки:

  • «У нас друзья на всей планете»
  • «Научитесь слушать и откликаться»
  • «Мир такой родной и разный»
  • «21 век – век толерантности»
  • «Время понимания»

Толерантному восприятию мира будут содействовать такие мероприятия, как:

  • дни информации «Жить всегда в мире», «Дорога к миру – толерантность»;
  • устный журнал «Толерантность – дорога к будущему»;
  • актуальный диалог «Уважение к национальным различиям»;
  • дискуссия «Толерантная и интолерантная личность»;
  • уроки «Такое трудное слово - толерантность», «Мы живем на одной планете», «Я+он+они= мы!», «Искусство жить вместе»;
  • час познания «Черты толерантной личности»;
  • часы толерантности «Мы разные, но мы вместе», «Очень важно уважать других».

 

Правовое воспитание

Актуальность правового просвещения молодежи очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни.  У молодежи, которая завтра войдет в сложный и многообразный реальный мир, должно быть сформировано мировоззрение, основанное на уважении к закону, понимание проблемы прав человека и умение найти возможные пути ее решения.

Этому могут способствовать такие библиотечные мероприятия, как:

  • правовая академия «Равные права. Равны ли возможности?»;
  • уроки права «Путь к пониманию»;
  • правовой марафон «Будь я на твоем месте»;
  • правовая игра «Человек. Государство. Закон»;
  • правовой дайджест «Право и ты»;
  • Неделя правовых знаний, в программе которой полит-ринг «Живи настоящим – думай о будущем», правовой турнир «Знай свои права», аукцион правовых знаний «Гражданин ХХ1 века», ситуационная игра «Закон на страже твоих прав».

Молодой человек – это избиратель. Он или уже участвует в выборах, или будет делать свой выбор в будущем.  Воспитанию грамотного избирателя способствуют:

  • Занятия из цикла «Навстречу выборам»: «Выборы в демократическом обществе», «Я – будущий избиратель». «Что предлагают политики своим избирателям», «Сделать выбор – ваш долг и право», «Учись быть гражданином», «Будущий избиратель хочет знать»;
  • игры «Голосуй сейчас – выбирай будущее», «Мы учимся выбирать», «Я – молодой, я- гражданин, я – избиратель»;
  • уроки права «Любишь свой край – иди и выбирай». «Выборы? Хочу все знать»;
  • дискуссионная беседа «Выборы: за и против»;
  • час-спор «Мы молодые избиратели».

          

 

 

Литература:

1.         Белогурова , Е. Библиотека – территория молодежи / Е. Белогурова  //  Бібліятэка прапануе . – 2013 . - № 4 . – С. 37-40

 

2.         Берсеневич, А. Молодые и успешные пропагандируют чтение / А. Берсеневич // Бібліятэка прапануе . – 2011 . -  № 11 . – С. 38-40

 

3.         Брель, В.П. В ногу с молодежью / В.П. Брель // Беларуская думка . – 2012 . – С. 62-66

 

4.         Бузовский,  И. Патриотизм быть или слыть? / Игорь Бузовский // Рюкзак : журнал для умных людей 12 -16 лет. – 2010 . - №7 . – С.2-5

 

5.         Валевич, Е. Роль библиотерапии в социализации личности / Е. Валевич // Бібліятэка прапануе . – 2012 . - № 11 . –С. 27-29

 

6.         Вовк, О. «Сложные» книги в библиотеке / О. Вовк // Бібліятэка прапануе . – 2013 . -  № 5 . -  С. 18-19

 

7.         Гигин.  В. Куда идешь, молодежь? / В. Гигин // Беларуская думка . -  2009 . - №4 . – С. 64-71

 

8.         Горбачева, Н.  Что такое толерантность? / Н. Горбачева // Бібліятэка прапануе . – 2010 . - № 10 . – С. 12 -13.

 

9.         Дриняева, Л. Библиотека в православном пространстве / Л. Дриняева // Бібліятэка прапануе. – 2012 . - № 8 . – С.24 -28

 

10.       Карзакова, А. Будущее страны строить молодым / А. Карзакова // Бібліятэка прапануе : Асветнікі зямлі беларускай . -  2014 . – С. 25-28 . -  (Бібліятэка прапануе)

 

11.       Косько, Д. Шанс быть услышанным / Д. Косько  // Неман . -  2011 . - № 4 . – С. 193 . -199

 

12.       Круталевич, Т. «Мастацкая літаратура – акно ў  свет» / Т. Круталевич  //  Роднае слова . – 2012 . - № 8 . -  С. 79-83

 

13.       Монастырева, Г. Поколение Next. Их выбор / Г. Монастырева // Библиотека .-  2006 . - № 12 . – С. 42-45

 

14.       Силькова, Н. Молодежь выбирает здоровье. Формирование здорового образа жизни среди подростков / Н. Силкова, Е. Абрамчик, Е. Радомская // Здаровы лад жыцця – 2014 . - № 1. - С. 37-46;  № 2 . – С. 34 - 39

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Акция «Запиши друга в библиотеку!»

 

Целью акции является популяризация Книги и Чтения в молодежной среде.

 

Участники – молодежь, читатели библиотеки

 

Подготовительный этап. На подготовительном этапе сотрудники библиотеки размещают на кафедрах выдачи литературы рекламные объявления о проведении акции. В течение подготовительного этапа пользователей библиотек приглашают к участию в акции, раздавая им рекламные листовки.

Проведение акции. В ходе акции участники приглашают записаться в библиотеку своих друзей, знакомых, родственников. При записи нового читателя в библиотеку на участника акции заполняется билет, который будет участвовать в розыгрыше призов.

На лотерейном билете указывается фамилия, имя, отчество участника, ФИО приглашенного им читателя, а также автор и название художественного произведения на русском языке, которое участник акции хотел бы получить в качестве главного приза.

Кроме того, участнику акции выдается подарочный сертификат на бесплатное пользование Интернетом в библиотеке (1 час). Сертификатом можно воспользоваться в течение 1 месяца со дня получения, предъявив его при посещении библиотеки. Время пользования Интернетом, указанное на сертификате, может быть использовано только за одно посещение. 

Если участник акции записал в библиотеку несколько человек, за каждого читателя он получает сертификат и лотерейный билет на участие в розыгрыше главного приза.

Подведение итогов и награждение

Каждый участник акции, записавший читателя в библиотеку, получает сертификат на бесплатное пользование Интернетом в библиотеке в течение 1 часа.

Абсолютный победитель акции определяется путем лотереи. Победитель акции награждается дипломом и получает в подарок книгу, которую он указал в своем лотерейном билете.

Специальный приз будет вручен также победителю в номинации «Самый активный участник акции», записавшему в библиотеку наибольшее количество читателей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

“Маладая літаратура Беларусі”

рэкамендацыйны спіс кніг для моладзі і падлеткаў

 

Ці існуе сучасная моладзевая беларуская літаратура, ці з’явіліся маладыя беларускія паэты пасля цэлай плеяды велічных творцаў? І наогул, ці чытае беларуская моладзь беларускую літаратуру? У артыкуле «Я вельмі ганаруся…, альбо Не ведаю, як палюбіць» з часопіса «Маладосць» №7 за 2010 год сабраны выказванні шаснаццацігадовых пра беларускую мову і літаратуру. Асабліва зачапілі гэтыя меркаванні:

 

«Пра беларускую літаратуру я нічога не магу сказаць, таму што яна мяне не цікавіць. Можа, я проста мала яе чытала, а тое, што чытала, мне не падабалася?»;

«Большасць людзей, асабліва падлеткі, за межамі школы могуць па свайму жаданню чытаць толькі Васіля Быкава і Уладзіміра Караткевіча (практычна я цікаўлюся гэтымі двума аўтарамі)… Сучасных жа аўтараў вельмі мала, напрыклад, я не ведаю ніводнага. Каб зацікаўліваць чытачоў, неабходна праводзіць шырокую агітацыю…»

Таму захацелася крышачку расказаць нашай моладзі і падлеткам пра тое, што сучасная беларуская літаратура ўсё ж такі існуе і што ёсць на Беларусі таленавітыя маладыя пісьменнікі.

 

Алёна Беланожка

Алёна Міхайлаўна Беланожка — рэжысёр, паэтка, пісьменніца, драматург. Нарадзілася 17 студзеня 1985 года ў Магілёве. Скончыла Магілёўскае Дзяржаўнае вучылішча культуры імя Н. Крупскай, Беларускі Дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў.Працавала рэжысёрам, рэдактарам і метадыстам культурных устаноў Магілёва і Мінска. Аўтар кінасцэнарыяў і тэкстаў песень беларускіх зорак эстрады.Друкавалася ў часопісах «Маладосць» і «Верасень» (Беларусь), «Лауреат» (Расія), газетах «Веснік Магілёва», «Магілёўскія Ведамасці», «Советская Белоруссия», «Літаратура і Мастацтва».Аўтар паэтычнага зборніка «В шаге от неба» (2007), кнігі «Чамадан з кракадзілавай скуры». Аб сабе маладая аўтарка кажа: «Літаратура сама мяне знайшла. Я з дзяцінства пішу. Думала, такі лад жыцця ва ўсіх. А потым зразумела — не… Але было позна — літаратарства злавіла мяне на жыўца. Вершы, апавяданні…»

Беланожка, Алёна. Чамадан з кракадзілавай скуры: аповесць / А. Беланожка. — Мінск : Звязда, 2014. — 176 с. — (Бібліятэка часопіса «Маладосць»).

Аповесць Алёны Беланожкі «Чамадан з кракадзілавай скуры» можна аднесці да жанру іранічнага дэтэктыву. Сама пісьменніца характарызуе ўласны твор як «вясёлую аповесць, адрасаваную моладзевай аўдыторыі». Аліна, галоўная гераіня аповесці, — кіраўнік прадзюсарскага цэнтра, актыўная дзяўчына з дзелавой хваткай. Стаўшая ахвярай гвалтоўнага выкрадання, яна здолела збегчы і самастойна раскруціць увесь клубок незразумелых здарэнняў. Наконт галоўнай гераіні аўтарка кажа так: «З сябе пісала, а як іначай? Характар — мой… А галоўная гераіня мне блізкая тым, што яна не баіцца людзей. Яна іх любіць. Розных, усякіх. Іначай яна б ніколі не выбрала сабе такі занятак — клапаціцца пра тое, каб іх настрой заўсёды быў добрым».

 

Артыкулы пра аўтара і яе творчасць:

1) Весялуха, М. Гісторыя з выкраданнем / М. Весялуха // Звязда. — 2015. — 5 лютага. — С. 8

2) Грышчук, А. Горкі смех рэжысёра / А. Грышчук // Літаратура і мастацтва. — 2014. — № 12. — С. 6-7

3) Грышчук, А. Жыццё не цукар / А. Грышчук // Літаратура і мастацтва. — 2014. — № 42. — С. 6

4) Новік, Ю. Дасягаць усё новых і новых вяршыняў / Юлія Новік, Алёна Беланожка // Маладосць. — 2011. — № 3. — С. 120-122

5) Шчарбачэвіч, Н. «Скрозь «Маладосць» — у літаратуру / Н. Шчарбачэвіч // Звязда. — 2014. — 23 снежня. — С.8

 

Болатаў Андрэй

Нарадзіўся ў 1982 годзе ў Мінску. Скончыў Мінскі дзяржаўны лінгвістычны ўніверсітэт. Перакладчык англійскай і італьянскай моў. Пісаць пачаў у 2003 годзе. Лаўрэат конкурсу «Новая беларуская фантастыка», наладжанага Саюзам пісьменнікаў Беларусі ў 2010 годзе. Піша на рускай мове.

Болотов, Андрей. Панацея / А. Болотов. — Минск : Харвест, 2014. — (Новая белорусская фантастика = Новая беларуская фантастыка) (Бібліятэка Саюза пісьменнікаў Беларусі = Библиотека Союза писателей Беларуси).

Раман Андрэя Болатава «Панацэя» атрымаў трэцяе месца ў конкурсе «Новая белорусская фантастика», у якім прымалі ўдзел 68 аўтараў. У кнігу «Панацэя» ўвайшлі аднайменны раман і тры апавяданні. Гэта цікавая афарыстычная проза, дзе адчуваецца тонкае разуменне жыццёвых калізій і псіхалогіі персанажаў. Зыходзячы з сюжэту, раман «Панацэя» можна аднесці да жанру альтэрнатыўнай гісторыі і навуковай фантастыкі адначасова. Дзея рамана разгортваецца ў выдуманай дзяржаве на пачатку 20 стагоддзя. Горад N ахоплівае эпідэмія загадкавай хваробы. У пошуках лекаў галоўны герой — губернатар Улад Сцяпенскі — уваходзіць у супрацьстаянне з бандытамі і тайнай паліцыяй. Панацэя ад хваробы хавалася ў руінах недалёка ад горада. А насамрэч, ва ўсім вінаватыя чужынцы з іншых планет, якія выпадкова страцілі кантроль над сваёй лабараторыяй і людзі гарадка N пацярпелі ад вірусаў. Але, як кажуць, няма худа без дабра. Барацьба супраць вірусу аб’яднала людзей і супраць дзяржаўнай улады, якая нічога не рабіла, а яшчэ больш, перашкаджала ў пошуках панацэі ад хваробы.

 

Больш прачытаць пра аўтара:

1) Дудзюк, З. Таямнічыя пячоры / З. Дудзюк // Літаратура і мастацтва. — 2015. — №1. — С. 6

 

Войнікава Кацярына

У 2006 годзе скончыла хімічны факультэт БДУ па спецыяльнасці хімік-эколаг. З 2006 г. — малодшы навуковы супрацоўнік кафедры радыяцыйнай хіміі і хіміка-фармацэўтычных тэхнологій. Першая кніга — «Дары Дракона» (2014 г.) Лаўрэат конкурса СПБ «Новая беларуская фантастыка» — узрост аўтараў — да 31 года. «Дары Дракона» — гэта літаратурны дэбют Кацярыны Войнікавай. Магчыма, нехта ўжо знаёмы з гэтым аўтарам па серыі публікацый пад псеўданімам Грэхэм Янг. Але «Дары Дракона» — гэта першая кніга аўтара.

Войникова, Екатерина Викторовна. Дары Дракона / Е. В. Войникова. — Минск : Харвест, 2014. — 256 с. — (Новая белорусская фантастика) (Бібліятэка Саюза пісьменнікаў Беларусі = Библиотека Союза писателей Беларуси).

Твор балансуе на стыку фэнтэзі і навуковай фантастыкі. Раман «Дары Дракона» грунтуецца на чараўніцтве і інтрызе, якая вытрымліваецца да апошняй старонкі. Твор яўна чытаецца як папярэджанне недальнабачнаму чалавецтву, якое не ўмее ўтаймаваць сваю агрэсіўнасць. Героі існуюць у свеце постапакаліпсісу, і ў такіх экстрэмальных умовах няма гаворкі пра каханне — толькі вечны Дракон песціць у душы светлыя пачуцці, але і ён асуджаны на вынішчэнне.

 

Больш пра аўтара:

1) Войнікава, К. У маладых фантастаў дзень нараджэння / К. Войнікава // Літаратура і мастацтва. — 2012. — №9. — С.21

2) Дудзюк, З. Таямнічыя пячоры / З. Дудзюк // Літаратура і мастацтва. — 2015. — № 1. — С. 6

 

Курэйчык Андрэй

Андрэй Курэйчык, драматург, сцэнарыст, прадзюсар. Нарадзіўся ў 1980 г. Скончыў юрыдычны факультэт БДУ. Заснавальнік тэатральнага фестывалю «Адкрыты фармат». Лаўрэат шматлікіх тэатральных прэмій. У юнацтве (1992 г.) быў чэмпіёнам Мінска па у-шу. Найбольш вядомыя працы ў кіно як сцэнарыста — «Любовь-морковь», «Юленька», «Служебный роман: наше время». У тэатрах Расіі, Беларусі, Украіны ды іншых краін паставілі больш за 30 яго п’ес. П’есы драматурга — «Споведзь Пілата», «П’емонцкі звер», «Згублены рай», «Выканаўца жаданняў» і інш.

Адно з цэнтральных месцаў у творчасці маладога драматурга займае п’еса «Скарына», якая ўяўляе сабой мастацкае даследаванне творчага і жыццёвага шляху выбітнага дзеяча беларускай культуры XVI стагоддзя.

Курейчик, А. Скорина / Андрей Курейчик // Сборник современной русскоязычной драматургии Беларуси / [сост. С. Я. Гончарова-Грабовская]. — Минск, 2010. — С. 198-254. — (Школьная библиотека).

«Гэта першы ў маім жыцці сцэнарый, які я пісаў не на замову, а па загадзе душы», — казаў Курэйчык. Да Скарыны і яго новай тэхналогіі кнігадрукавання ён ставіцца так: «Гэта наш Стыў Джобс, калі заўгодна». У аўтара Скарына — не абстрактны асветнік, а жывы чалавек, якога раздзіраюць супярэчнасці. Але ў той жа час гэта і асоба з прынцыпамі, глыбокай любоўю да сваёй радзімы. Каб падкрэсліць сусветную ролю Скарыны, аўтар прапануе нам сустрэчу Скарыны з некім Леанарда, у якім мы прыгадваем вялікага Леанарда да Вінчы.

 

Пачытаць больш пра аўтара і яго творчасць:

1) Орлова, Т. История одного театра // Орлова, Т. Театральная критика нового времени / Татьяна Орлова. — Минск, 2010. — С. 92-132

2) Арлоў, У. Тры мушкецёры і Курэйчык / У. Арлоў // Мастацтва. — 2010. — № 9. — С. 16-17

3) Грамыка, Л. Два спектаклі, адзін лёс / Л. Грамыка // Мастацтва. — 2013. — № 2. — С. 6-7

4) Курейчик, А. Курейчик. Live / А. Курейчик // Минский курьер. — 2011. — 19 января. — С. 11

5) Смольская, К. Новая беларуская п’еса / К. Смольская // Роднае слова. — 2011. — № 8. — С. 17-21

 

Саўчык Дзмітрый

Нарадзіўся ў горадзе Мазыры ў 1985 годзе. Скончыў Беларускую дзяржаўную акадэмію музыкі. Стыпендыят фонду Прэзідэнта РБ па падтрымцы таленавітай моладзі. Лаўрэат конкурсу «Новая беларуская фантастыка», лаўрэат літаратурнай прэміі «Адкрыццё 2013 года» у намінацыі «Літаратура для дзяцей». Член ГА «Саюз пісьменнікаў Беларусі». Аўтар зборніка казак «Фабрика хорошего настроения» (2013 г.), кнігі фантастыкі «Незлічоныя скарбы таямнічай пячоры» (2014 г.) Маладога, таленавітага і сціплага Дзмітрыя, між тым, цяжка назваць пачаткоўцам. Першую казку васьмігадовага Дзімы на беларускай мове апублікавалі ў газеце «Мая сям’я» ў 1993 годзе. Потым друкаваўся ў часопісах «Незнайка», «Рюкзачок». За 5 гадоў выйшла каля 100 казак.

Саўчык, Дзмітрый. Незлічоныя скарбы таямнічай пячоры / Д. Саўчык. — Мінск : Харвест, 2014. – 320 с. — (Новая беларуская фантастыка = Новая белорусская фантастика) (Бібліятэка Саюза пісьменнікаў Беларусі = Библиотека Союза писателей Беларуси).

«Незлічоныя скарбы таямнічай пячоры» Дзмітрыя Саўчыка — кніга самага малодшага фіналіста конкурсу «Новая беларуская фантастыка». Яна складаецца з дзвюх казак-фэнтэзі, якія апавядаюць пра вялікае каханне і падступнае вядзьмарства, жорсткасць зла і вялікую сілу дабра, здольнага перамагчы ўсе перашкоды. Кніга насычаная прыгодамі і чарамі, здатная ўтрымліваць увагу чытача.

 

Артыкулы пра маладога творцу:

1) Дудзюк, З. Таямнічыя пячоры / З. Дудзюк // Літаратура і мастацтва. — 2015. — № 1. — С. 6

2) Саўчык, Д. Творца, якому сняцца казкі: гутарка / Д. Саўчык; гутарыла М. Галубцова // Літаратура і мастацтва. — 2014. — № 14. — С.12

 

Хвашчэўская Аксана

Нарадзілася і жыве ў вёсцы Глыбаў Рэчыцкага раёна з 1981 года. Скончыла сярэднюю школу, каледж бытавога абслугоўвання насельніцтва. Працуе горнічнай на базе адпачынку «Мілаград». Ужо ў 10 класе пад уплывам кніг А. і С. Галон і Ж. Бенцоні Аксана напісала свой першы раман. Любіць фатаграфаваць, шмат чытае, разводзіць кветкі. Піша на рускай мове. Аксана Хвашчэўская з’яўляецца пераможцам другога сезону літаратурнага конкурсу «Першая глава», наладжанага выдавецтвам «Рэгістр» і праграмай «Культурная сфера» на радыё «Стaліца».  Перамога Аксаны Хвашчэўскай на конкурсе ўжо стала літаратурнай падзеяй, а яе прозу параўноўваюць з творамі Наталлі Батраковай, Ганны Гавальды.

Хващевская, Оксана. Не Любовь: роман / О. Хващевская. — Минск : Регистр, 2015. — 384 с.

У сваім рамане «Не Любовь» Хвашчэўская вяртае чытача да гістарычнага мінулага нашага краю: падзей Вялікай Айчыннай вайны, рэпрэсій, маладосці нашых бабуль і дзядуль. Яна шукае шлях да захавання вёсак, хутароў, старых сядзіб, за якімі паўстае гісторыя і чалавечыя лёсы. Прычым робіць гэта не толькі на словах: сама Аксана Хвашчэўская будуе дом у адной маленькай вёсачцы, на тым самым месцы, дзе калісьці стаяў дом прабабулі, дзе на старых могілках ляжыць не адно пакаленне яе продкаў.

 

Пачытаць пра аўтара можна тут:

http://1glava.by/cartist/oksana-hvashevska/

http://www.livelib.ru/author/550833

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Сценарий

урока-пропаганды «Легко ли быть молодым?»

по профилактике наркомании среди подростков.

 

Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании; росту самосознания и самооценки подростков.

 

Задачи:

  1. Развить умение аргументировать свою точку зрения.
  2. Помочь школьникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления наркотиков, осознать глубину данной проблемы.
  3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

 

Ведущий: Каждый человек прекрасно знает, насколько серьезной проблемой сегодняшнего общества является наркомания.

 Среди причин, побуждающих подростков принимать наркотики, можно выделить легкомыслие, неумение разумно и содержательно использовать свободное время, слабые волевые качества, отсутствие знаний о пагубном влиянии наркотиков на личность, на организм человека, отчуждение, и равнодушие к своему здоровью, а также какое - то горе, потеря близких, болезнь, конфликты в семье, трудное материальное положение.

Приобщение к наркотикам происходит не в силу чьей-то изначальной испорченности, а потому, что жизненные обстоятельства сделали это возможным, в том числе обстоятельства случайные - знакомства с теми, а не с другими ребятами, благоприятствующая ситуация, доступность наркотиков и другие.

 

Предлагаем вам посмотреть сюжет под названием «Легко ли быть молодым?»

 

Просмотр сюжета.

 

Вопросы для дискуссии:

  1. Как вы можете описать внешний вид наркоманов?
  2. Что толкает людей на преступный путь?
  3. Как становятся рабом нескольких граммов?
  4. Чужая ли это беда, если подросток становится наркоманом?
  5. Как не стать жертвой наркомании?
  6. На ваш взгляд, насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?
  7. Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
  8. Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

 

Ведущий: Проблема наркомании на слуху у всех членов общества. Все о ней знают или слышали, все пытаются существовать с этой проблемой параллельно. Да, наркомания - это тяжелая болезнь. Она заключается в нарастающем изменении чувствительности организма к действию наркотиков - в формировании жесткой зависимости состояния человека, его психического и физического самочувствия от наличия или отсутствия наркотика в организме. Распространение наркомании происходит угрожающими темпами.

Представьте себе такую картину: истощенное, с исколотыми венами тело; отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз; бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы; а главное, полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни. Путь туда лёгок и прост, вернуться оттуда крайне трудно, а порой невозможно.

Посмотрите, пожалуйста, сюжет, главные герои которого – люди, употреблявшие в прошлом наркотики.

 

Просмотр сюжета «Наркомания для взрослых».

 

Ведущий: Ответьте мне, ребята, кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у вас есть возможность сейчас почувствовать, как наркотик может управлять подвластными ему людьми.

 

Игра «Марионетки»:

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра, на второй стул ставится кактус.

Цель "кукловодов" - перевести "куклу" от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
  2. Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
  3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

 

Ведущий: Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него. Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное "Нет".

 

Игра «Отказ»

Участники делятся на подгруппы. Разыгрываются различные ситуации, в которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

  1. Одноклассник просит тебя дать ему телефон, чтобы позвонить.
  2. Одноклассник просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
  3. Одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
  4. Одноклассник предлагает попробовать наркотик "за компанию".
  5. Одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
  6. Одноклассник просит достать для него наркотик.

 

Ведущий: Дорогие друзья, сегодня вы посмотрели три сюжета, обсудили их, сделали для себя какие-то выводы. В завершение нашей встречи предлагаем вам нарисовать при помощи компьютерной программы листовки или плакаты, которые отразят ваше отношение к наркотикам и наркомании. А мы вам желаем быть всегда здоровыми и красивыми!

Ведущий: Сегодня мы попытались ввести вас в круг проблем, которые к вам, скорее всего, не име¬ют отношения. Но, как говорят, предупрежден -  значит вооружен. Поэтому, делайте умный выбор! Новое поколение выбирает жизнь без риска, жизнь без алкоголя и наркотиков!

 

Библиотека - территория молодежи: методические рекомендации в помощь работе библиотек с молодежью

 

Составитель Жанна Борисовна Воробьева

Редактор Любовь Ивановна Схаба

 

Подписано в печать 20 августа 2015 года.

 

Государственное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная

сеть Бобруйского района»

 

ул. Крылова, д. 44

213830 г. Бобруйск

Телефон 8 0225 717587

 

E—mail: с Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.