Russian Belarusian
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ГУК «ЦБС Бобруйского района»

Центральная библиотека

Бобруйский районный

Информационно-идеологический центр

 

 

Выборы:

история и современность

 

 

История выборов в Республике Беларусь

Выборы - это демократическая форма участия граждан в общественно-¬политической жизни государства, региона, формирования органов государственного управления и самоуправления.

Выборы - это показатель зрелости общества, возможность быть услышанным. Участие в выборах - это гражданская обязанность, проявление ответственности каждого из нас за судьбу своей страны.

Первыми свободными выборами в суверенной Беларуси стали выборы Президента страны в 1994 году. В них победил кандидат Александр Лукашенко, который с большим отрывом опередил действующего премьер - министра Вячеслава Кебича, экс-спикера Парламента Станислава Шушкевича, а также лидеров крупнейших белорусских партий.

С тех пор в Беларуси еще четырежды проходили выборы Президента (2001, 2006, 2010, 2015), семь раз проводились парламентские выборы (1995, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016, 2019). Местные выборы состоялись в 1995, 1999, 2003, 2007, 2010, 2014 и 2018 годах.

Высшим законодательным органом нашей страны является Национальное собрание Республики Беларусь, которое состоит из двух палат — Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата). Совет Республики является региональным представительным органом, состоящим из 64 членов: местные Советы, избирают 56 членов (по 8 от каждого региона) и 8 назначает Президент Республики Беларусь.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь представлена 110 депутатами, которых избирают путем всеобщего, тайного голосования граждане нашей страны на четыре года.

По состоянию на 1 января 2020 года в республике зарегистрировано 15 политических партий и 1192 партийных организаций, 25 профессиональных союзов Зарегистрировано и поставлено на учет 43545 организационных структур общественных объединений (https://minjust.gov.by/directions/compare_coverage/).

 

Избирательное право граждан Республики Беларусь

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь мы имеем право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного избирательного права.

Основным документом, регламентирующим ход выборов, является Избирательный кодекс Республики Беларусь.

Избирательная система Республики Беларусь включает выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов.

 

Выборы Президента Республики Беларусь

Главной избираемой фигурой государственного управления является Президент Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь избирается путем всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается).

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президентом может быть избран гражданин Беларуси, обладающий избирательным правом, достигший 35-летнего возраста, постоянно проживающий на территории страны не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Согласно Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь избирается сроком на пять лет и вступает в должность после принесения Присяги.

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий действующего Президента

.Право участвовать в выборах в качестве избирателей имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения свободы.

Кандидатом в депутаты Палаты представителей вправе быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, постоянно проживающий в Республике Беларусь, не имеющий судимости.

Кандидаты в члены Совета Республики должны: быть в возрасте от 30 лет, постоянно проживать в соответствующем регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет.

Подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают избирательные комиссии. Выдвигать своих представителей в состав территориальных и участковых избирательных комиссий вправе: политические партии и другие общественные объединения; трудовые коллективы организаций или их структурных подразделений; граждане в количестве не менее 10 человек путем подачи заявления. Закон запрещает включать в состав этих комиссий судей, прокуроров, руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.

Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 000 подписей избирателей. Выдвижение кандидата в Президенты гражданами осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек. Инициативная группа для сбора подписей избирателей в поддержку кандидата должна быть зарегистрирована Центральной комиссией.

Кандидат в Президенты вправе иметь до 30 доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию и представляют его интересы во взаимоотношениях с государственными органами, общественными объединениями, избирателями и в избирательных комиссиях.

Кандидаты в депутаты, их доверенные лица могут проводить встречи с избирателями на собраниях или в другой форме. По договоренности с другими кандидатами могут проводиться совместные встречи с избирателями. Агитация в день голосования запрещена.

Кандидаты в Президенты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов по предвыборной агитации в размере не свыше 9 000 базовых величин. Избирательные фонды кандидатов в Президенты могут формироваться за счет собственных денежных средств кандидата, добровольных пожертвований граждан Республики Беларусь и юридических лиц. Собственный избирательный фонд может быть создан и до регистрации лица кандидатом в Президенты для оплаты расходов и услуг, связанных со сбором подписей избирателей, в том числе для оплаты труда членов инициативной группы. За счет средств собственных избирательных фондов кандидаты изготовляют агитационные печатные материалы (плакаты, листовки и другие материалы). Центральная комиссия изготавливает общие плакаты с биографическими данными о кандидатах в Президенты, а также информационные материалы о них для направления избирателям.

Кандидаты в Президенты на равных правах пользуются государственными средствами массовой информации. Они вправе бесплатно опубликовать в средствах массовой информации предвыборные программы, выступить по государственному телевидению и по радио, принять участие в теледебатах. Агитация в день голосования не допускается. Голосование избирателей осуществляется на участках для голосования, образуемых в период избирательной кампании по территориальному принципу.

Участковые комиссии направляют избирателям оповещения о времени и месте голосования. Избиратели голосуют на участках по месту своего жительства, а граждане, зарегистрированные по месту пребывания, – на участках для голосования по месту пребывания. Для голосования военнослужащих и других избирателей, проживающих в районах расположения воинских частей, создаются участки для голосования в воинских частях. Для голосования избирателей, находящихся в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, создаются участки в соответствующих перечисленных организациях. Избиратели, находящиеся за пределами Республики Беларусь, голосуют на участках для голосования, образованных руководителями соответствующих дипломатических представительств (консульских учреждений). Избиратели имеют возможность при необходимости проголосовать досрочно в течение пяти дней до выборов, а также по месту своего нахождения, если в день выборов они по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прийти в помещение для голосования.

При проведении выборов вправе присутствовать наблюдатели, в том числе доверенные лица кандидатов, представители политических партий и других общественных объединений, иностранных государств и международных организаций, а также представители средств массовой информации. Кандидаты в Президенты вправе присутствовать на участках для голосования при подсчете голосов избирателей.

Итоги выборов устанавливаются Центральной комиссией на основании протоколов областных, Минской городской комиссий по выборам Президента, составленных на основании протоколов нижестоящих комиссий о результатах подсчета голосов по участкам для голосования и результатах голосования по районам, городам, районам в городах. Сообщение об итогах выборов Президента Республики Беларусь обнародуется в средствах массовой информации.

Выборы Президента считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в списки избирателей.

Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

 

Правила избирательной кампании

Важнейшая роль в выборах принадлежит электорату (от лат. "е1ес1юг" - избиратель). Знание избирательных процедур, умение проанализировать предвыборные программы кандидатов, умение защитить свои избирательные права - всё это необходимо знать и уметь молодому избирателю.

При проведении выборов на территории участков для голосования выбираются места, которые наиболее часто посещаются людьми. Здесь размещаются агитационные печатные материалы.

На всех участках для голосования оформляются стенды с информационными материалами о кандидатах. Они сохраняются в помещениях для голосования и в день выборов.

Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан возлагается на местный исполнительный и распорядительный орган и органы внутренних дел. Кандидаты и их доверенные лица обязаны содействовать обеспечению общественного порядка.

Голосование происходит путем заполнения избирателем в специальной, закрытой от посторонних глаз кабине бюллетеней, в которых указываются фамилии кандидатов. Заполненные бюллетени опускаются в избирательную урну для голосования. В нашей стране на многих избирательных участках вместе с традиционными закрытыми урнами устанавливаются прозрачные урны для бюллетеней.

Бюллетень для голосования на выборах утвержден Центральной избирательной комиссией.

В бюллетень в алфавитном порядке включены все зарегистрированные кандидаты. Справа от Ф.И.О. каждого кандидата - пустой квадрат. В конце перечня кандидатов - строка «Против всех кандидатов» и также пустой квадрат.

Голосование предполагает, что каждый избиратель ставит любой знак (крестик, галочку и т.д.) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос.

Недействительным признается бюллетень:

^ в котором знак поставлен более чем в одном квадрате;

^ в котором знак не поставлен ни в одном из квадратов;

^ неустановленного образца.

Если вы случайно испортили бюллетень, можно обратиться к представителю участковой комиссии и попросить выдать новый бюллетень взамен испорченного.

Существующее законодательство позволяет избирателям проголосовать дома. Избиратель, который по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не может прийти в день выборов в помещение для голосования, может проголосовать по месту нахождения.

В нашей стране предусмотрено досрочное голосование. При этом необходимо присутствие не менее двух членов участковой комиссии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Республики Беларусь : с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. - Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2019. - 64 с
  2. Избирательный кодекс Республики Беларусь : по состоянию на 27 ноября 2017 года. - Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2018. - 223 с.
  3. Альфер, С.А. Избирательное право Республики Беларусь : пособие для студентов вузов / С.А.Альфер.- Минск : Тесей, 2010.- 344с.
  4. Альфер, С.А., Гулак, О.Н., Погоняйло, Г.П. Обжалование нарушений избирательных прав : научно-правовое и практическое пособие / С. А.Альфер, О. Н.Гулак, Г. П. Погоняйло.- Минск : Тесей, 2010.- 52 с. - (Беседы о законе: избирательные права граждан ; вып.13)
  5. Бондарь, П. И., Бондарь, Ю. П. Политология: наука о политике : учеб. пособие для вузов / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь.- Минск : БелЭн, 2008.- 526 с.
  6. Демидова, И.А. Особенности правового статуса должностных лиц представительных органов власти / И.А.Демидова // Право.by. - 2016. - № 5. - С.39-45
  7. Захарова, Е. В. Правовое просвещение и обеспечение избирательных прав граждан с ограничениями зрения / Е.В. Захарова // Право. by. - 2017. - №2. - С. 121-124
  8. Избирательные системы и современные избирательные технологии : пособие / [Н. Н. Малишевский, Н. И. Лозовик, В. Е. Астаповский и др]. - Минск : Академия управл. при Президенте РБ, 2009.- 139 с.
  9. Идеология избирательных компаний : особенности выборов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь (материал круглого стола, состоявшегося 16.09.2016) / М.Г. Жилинский [и др.] // Проблемы управления. - 2016. - № 4(61). - С.5-19
  10. Кувшинов, Д. А. Конституция Республики Беларусь как высшая ценность общества и государства / Д. А. Кувшинов // Проблемы управления. - 2020. - №1. - январь-март. - С. 84-90
  11. Технологии выборов : стратегия, тактика, пошаговое руководство по организации избирательной компании / сост. Н. Н.Малишевский.- Минск : Современная школа, 2009.- 250 с.
  12. Тиковенко, А. Конституция - основа стабильности и народовластия / Анатолий Тиковенко // Беларуская думка. - 2016. - № 3. - С. 18-22
  13. Толочко, О. Н. Электронное правительство как новая концепция государственного управления: международный опыт и перспективы для Республики Беларусь / О. Н. Толочко, О. Г. Станкевич // Проблемы управления. - 2018. - № 4(70). - С. 89-93 ББК