- Подробности
- Опубликовано: 22 Январь 2025
По «дороге смерти»
С первых же дней оккупации Бобруйска гитлеровцы ввели в отношении евреев целый ряд дискриминационных мер. Помимо всеобщей обязанности соблюдать комендантский час, евреям было особо запрещено находиться «вне пределов своего места жительства», а также их заставили носить шестигранные нашивки желтого цвета.
В июле 1941 года нацисты организовали юденрат, являвшийся одним из способов отчуждения евреев от остального населения. Навязанный оккупантами орган управления гетто вначале размещался на улице Пушкинской и состоял из 12 человек, возглавлял его раввин Е. Розенберг. Первой обязанностью юденрата стала регистрация евреев - одно из мероприятий оккупантов, позволявшее получить полную информацию о евреях Бобруйска. Кроме того, юденрат занимался распределением на работу и устройством беженцев. Нацисты также требовали от юденрата выплачивать «контрибуции», забирая через него у евреев деньги, золото, драгоценности и меха. Следующий этап нацистской программы геноцида евреев предусматривал их изоляцию в отдельном районе города. Объявление об обязательном переселении евреев в гетто появилось 1 августа 1941 года. Часть местного населения сразу начала расхищение оставшегося бесхозным еврейского имущества. Некоторые евреи пытались скрыться, поэтому процесс полного переселения занял более 10 дней. Гетто было создано в границах улиц Новошоссейной, Затуренского и Боброва. Бобруйское гетто было «закрытого типа», то есть оно было огорожено, охранялось и выход из него воспрещался.
Нацисты заставляли евреев жить по 10-16 человек в комнате. В гетто запрещалось топить печи и готовить еду. Евреям приходилось добывать еду ночью, тайком выбираясь из гетто и обменивать вещи на продукты питания. Тех, кто был схвачен во время этого, расстреливали на месте.
Обитатели гетто были истощены до крайности, им не разрешалось мыться, многие умерли от голода и болезней. От чувства безысходности некоторые обитатели гетто решались на самоубийство. Оккупанты и коллаборационисты глумились над узниками гетто, насиловали женщин. Гитлеровцы регулярно устраивали в гетто облавы на подростков и отвозили пойманных в госпиталь, где брали у них кровь.
Обитателей гетто принуждали к тяжелому физическому труду. Их использовали на земляных работах по возведению дотов и рвов у железной дороги. Часто евреев привлекали к нацистской версии саперных работ -людей впрягали в бороны и они тащили их по минному полю. Многие гибли, подрываясь на минах, а на тех, кто пытался спрятаться, натравливали собак.
Когда недостаток специалистов среди местного населения нужно было восполнить, оккупанты временно использовали квалифицированную еврейскую рабочую силу. Известно, что узники гетто трудились на следующих предприятиях: городской промкомбинат, комбинат райсобеза, мастерская по производству гробов (помещение бывшей фабрики «Красный мебельщик»), Титовская салотопка.
«Медленная смерть» обреченных евреев Бобруйска не устраивала гитлеровцев, и уже с июля 1941 года проводились массовые расстрелы, которые немцы называли «акция». Восстановить в полном объеме картину истребления бобруйских евреев практически невозможно, но сведения о некоторых расстрелах сохранились. В сентябре-октябре 1941 года айнзатцкоманда 8 (штурмбаннфюрер СС Отто Брадфиш) совершила три массовых расстрела, убив 407, 380 и 418 евреев. Наиболее массовое убийство в этот период совершило подразделение кавалерийской бригады СС в сентябре 1941 года, расстреляв на территории аэродрома около 7000 бобруйских евреев.
Окончательное уничтожение гетто проводилась немцами 7-8 ноября 1941 года (по некоторым сведениям - с 6 ноября 1941 года). Ранним утром ворвавшиеся в гетто белорусские полицаи и немецкие солдаты выгнали евреев из домов. С целью сокрытия истинной причины, людям объявили о поездке в Палестину. Евреев избивали прикладами винтовок и загоняли в машины, отправлявшиеся к деревне Каменка. Погрузка производилась до самого вечера. Место запланированного убийства находилось в девяти километрах от Бобруйска, недалеко от шоссе на Слуцк. Здесь военнопленные заранее вырыли три большие ямы. С доставленных евреев сначала снимали одежду и обувь, а затем убивали группами. 7-8 ноября 1941 года было расстреляно 5281 человек. Казнь осуществляли айнзатцкоманда 8 и 316-й полицейский батальон. Однако, помимо этих спецподразделений, массовое убийство евреев Бобруйска в ноябре происходило при активном участии и сил вермахта. После расстрела 7-8 ноября 1941 года нацисты заявили, что территория Бобруйска «свободна от евреев», хотя небольшой части узников гетто, в чьем труде нуждались оккупанты, временно сохранили жизнь. Для них часть бывшего уже гетто огородили и в четырёх домах на улице Новошоссейной поселили портных, сапожников и столяров.
Помимо использования еврейского труда, была ещё одна причина сохранения гетто хоть в каком-то размере. Немалому числу узников гетто удалось спастись, и немцы вывесили объявление о том, что репрессии в отношении евреев прекращены и им предлагается вернуться в гетто. Часть спасшихся узников, погибая от голода и холода, вернулась из-за отсутствия выбора.
Окончательное уничтожение Бобруйского гетто произошло 30 декабря 1941 года. В этот день каратели оцепили гетто, а всех находившихся там евреев погрузили в машины и увезли к месту казни.
В феврале 1942 года оккупанты казнили примерно 70 последних узников Бобруйского гетто. Это были специалисты, работавшие при комендатуре.
Общее число уничтоженных евреев Бобруйска составляет примерно 25000 человек.
Точное количество выживших узников не установлено, известны лишь единичные случаи.
После уничтожения местных евреев оккупанты испытывали нужду в рабочей силе. В лагерь принудительного труда вблизи деревни Киселевичи в мае и июле 1942 года были доставлены около 3000 евреев-мужчин из Варшавского гетто. В лагере (начальник Клибек) была выделена еврейская часть, где разместили прибывших. Надзор за евреями осуществлял унтершарфюрер Эйкопф. Польских евреев принуждали к тяжелым физическим работам (переноска бревен, рельсов, строительные работы). Известен случай, когда 30 евреев трудились в течение дня на строительстве крематория, после чего их расстреляли. Немцы соревновались между собой в том, кто больше убьёт евреев. Узников плохо кормили, жили они в бывшей конюшне. Каждый день немцы выбирали самых слабых и расстреливали у деревни Каменка. К январю 1944 года в лагере принудительного труда оставалось 40 евреев, которых отправили в Люблин.
Начиная с осени 1943 года и до января 1944 года оккупанты извлекали останки погибших евреев у деревень Каменка и Еловики и сжигали их на еврейском кладбище Бобруйска, стараясь скрыть следы преступлений. Варварский акт осуществлялся военнопленными, которых потом убивали. Там, где гитлеровцы не успели произвести подобное, они пытались маскировать массовые могилы, засевая землю зерновыми культурами или прокладывая поверх засыпанных могил дороги.
Возле Слободки посреди леса есть мемориальный комплекс, возникновение которого связано c выдающимся человеком — М.А. Зелигером. Благодаря его усилиям в 1979 г. здесь установлен памятник евреям, расстрелянным в годы войны в Бобруйске и Бобруйском районе. В ноябре 1941-го в лесу возле Слободки уничтожено 10 000 человек. Из бобруйского гетто пригнали мужчин, женщин, стариков, детей. Перед этим сюда привезли 500 военнопленных из концлагеря, расположенном в Бобруйской крепости. Их заставили вырыть 2 рва, а после расстреляли. Эти ямы стали братскими могилами для евреев и военнопленных.
В 1970 г. на территории шинного комбината строители копали котлован под фундамент корпуса центральной заводской лаборатории и обнаружили ров с расстрелянными людьми. Их останки перезахоронили в братских могилах русского и еврейского кладбищ. А часть их Меер Зелигер, часовой мастер из Бобруйска, на велосипеде перевез в мешках в братскую могилу на месте массового расстрела узников еврейского гетто, где среди погибших покоились останки его родных. Увековечить память всех этих людей он считал своим долгом.
Вместе с помощниками Меер сажал деревья, доставал стройматериалы. А ему тогда было уже больше 80-ти лет. М.А. Зелигера не стало в августе 1978-го. А мемориал открыли в 1979 г. Он представлял собой холм, на котором был установлен гранитный камень с надписью «Здесь покоятся останки советских граждан».
Впоследствии была установлена мраморная плита. Дорожка, покрытая плиткой, ведет к ограде, которая огораживает это место скорби. По левую сторону от памятника установлены две звезды. По правую черным цветом над землей возвышаются цифры — 10000, как напоминание о том, сколько здесь было уничтожено человек. Реконструирован памятник в 2006 году.
Камни под стеклянными колпаками-саркофагами по обе стороны памятника—те самые обуглившиеся кости расстрелянных людей. Часть из них инициаторы создания мемориала решили оставить не погребенными как безмолвное доказательство трагедии времен Второй мировой войны.
Памятник «Узникам Бобруйского гетто», г. Бобруйск
У тротуара слева от центрального входа в административное здание Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов (БЗТДиА, ул. Бахарова, 225) 19 октября 2008 г. был открыт памятный знак «Узникам Бобруйского гетто»для увековечения памяти узников, уничтоженных в Бобруйском гетто 6-7 ноября 1941 г.
Мемориальный знак изготовлен из силумина в виде дерева скорби и жизни. Символизирует и трагедию евреев Бобруйска, и вечное продолжение жизни на земле. На правой стороне надпись: «1941. Вязням бабруйскага гета. Яны любiлi жыццё». На левой стороне: «Няхай будуць iх душы уплецены у вечны вузел жыцця». Высота - 1,9 м, ширина - 4 м.
Источники:
Памятник «Узникам Бобруйского гетто, г. Бобруйск [ Электронный ресурс ] .—Режим доступа : https://www.shukach.com/ru/node/34688 .—Дата доступа : 29.06.2014.
Маслова, М. По дороге смерти» /Мария Маслова [ Электронный ресурс ] .—Режим доступа : https://aviv.by/history/po-doroge-smerti/ .—Дата доступа : 05.11.2018.
- Назад
- Вперёд >>
- Подробности
- Просмотров: 400